Операционная модель является как абстрактным, так и визуальным представлением (моделью) того, как организация приносит пользу своим клиентов или бенефициаров, а также то, как организация фактически работает.
Существуют различные способы определения элементов, составляющих операционную модель.
Организация - это сложная система для предоставления ценности. Операционная модель разбивает эту систему на компоненты, показывая, как она работает. Это может помочь разным участникам понять целое. Это может помочь руководителям определить проблемы, которые вызывают недостаточную производительность. Это может помочь тем, кто вносит изменения, убедиться, что они продумали все элементы и что все будет работать. Это может помочь тем, кто трансформирует операцию, координировать все различные изменения, которые должны произойти.
Операционная модель похожа на проект здания. Он более динамичен, чем план здания, и изменения происходят регулярно. Кроме того, действующая модель обычно - это не просто один проект. Вероятно, будут чертежи для каждого элемента: процессов, организации, принятия решений, программных приложений, местоположений и так далее.
Операционная модель может описывать то, как организация ведет бизнес сегодня - как есть. Он также может передать видение того, как операция будет работать в будущем - каковы будут ее будущие. В этом контексте это часто упоминается как целевая операционная модель, которая представляет собой представление о работе в будущем. Чаще всего операционная модель - это живой набор документов, которые постоянно меняются, например организационная диаграмма.
Операционная модель описывает, как организация приносит пользу, поскольку она является подмножеством более широкой концепции «бизнес-модель». Бизнес-модель описывает, как организация создает, доставляет и получает ценность, а также поддерживает себя в процессе. Операционная модель фокусируется на элементе бизнес-модели доставки. Существует множество разногласий по поводу использования слов бизнес-модель и операционная модель.
Термин операционная модель, возможно, впервые использовался в стратегии корпоративного уровня (см. История ниже) для описания способ, которым организация разделена на бизнес-подразделения, какие виды деятельности централизованы или децентрализованы, и какая интеграция требуется между бизнес-подразделениями. Сегодня этот термин чаще всего используется для обозначения того, как работает отдельное бизнес-подразделение или отдельная функция, например, «операционная модель геологоразведочного подразделения» или «операционная модель отдела кадров». Его также можно использовать на гораздо более микроуровне, чтобы описать, как работает отдел внутри функции или как устроена фабрика. В следующем разделе, озаглавленном Диалог между бизнесом и ИТ, исследуется одна концепция для размышления о последствиях для ИТ различных корпоративных стратегий.
Операционная модель - один из инструментов, которые лидеры могут использовать, чтобы помочь им сформулировать и реализовать стратегию. Обычно работа над операционной моделью начинается после того, как был предложен какой-либо стратегический план. Он переводит этот план в операционные требования и решения, а также часто вносит свой вклад в план, показывая области, в которых его будет сложно реализовать. Основа для размышления о пути трансформации от разработки стратегии к успешному результату - «Стратегическое путешествие» - включает операционную модель как одну из пяти моделей, которые помогают лидерам перемещаться по различным этапам или этапам от лидерства и мотивации, бизнес-дизайна до создания ценности бизнес-архитектура и трансформация бизнеса. В этой структуре операционная модель описывает, как организация будет реализовывать стратегии и тактики, определенные в модели миссии, бизнес-модели и модели ценности. Работая над операционной моделью, руководители могут подумать о возможностях, которые потребуются организации для успешной трансформации.
Операционная модель также может использоваться как инструмент, когда организация сталкивается с проблемами производительности. Модель может помочь с диагностикой (что вызывает проблемы с производительностью) и с решением (что нужно изменить, чтобы исправить проблемы).
Однако, вероятно, наиболее частое использование инструмента операционной модели - это согласование между менеджерами различных функций или подразделений в отношении того, как они собираются работать вместе на благо всего.
При разработке операционной модели Эндрю Кэмпбелл, директор курса Ashridge Executive Education Разработка операционных моделей, рекомендует начинать работу с создания «карты цепочки создания стоимости». Это способ определения этапов работы, необходимых для создания ценности для клиентов. Он показывает различные цепочки доставки и то, как они связаны друг с другом или должны храниться отдельно. Второй шаг - создать «организационную модель» на основе карты цепочки создания стоимости. Организационная модель показывает, как различные цепочки добавленной стоимости структурированы в организацию, и включает в себя вспомогательные функции, такие как финансы, HR и ИТ. Карта цепочки создания стоимости и организационная модель - это две основные схемы операционной модели.
Часто требуются дополнительные карты и схемы. Например, операционная модель обычно включает план ИТ, карты местоположений, матрицу поставщиков, модели людей, сетки решений и другие элементы, такие как карта показателей для оценки производительности. Конкретный набор создаваемых документов будет зависеть от того, для чего используется операционная модель. Нет общепринятого набора диаграмм или, по крайней мере, еще нет согласия о том, какие диаграммы составляют операционную модель. Полотно рабочей модели - это инструмент, который отображает операционную модель на одной странице и предлагает набор диаграмм и таблиц, которые следует создать для определения операционной модели высокого уровня.
Поскольку условия и стратегии меняются, необходимо менять операционные модели. Бизнес-архитекторы, которые обычно помогают разрабатывать целевую операционную модель, обеспечивают упорядоченное управление изменениями. Такие технологии, как оцифровка, анализ больших данных и роботизированная автоматизация процессов, являются одними из причин изменения операционной модели. Операционные модели также меняются, чтобы приспособиться к новым способам работы (например, «гибкий» или «домашний»), новым людям (особенно руководителям), новым возможностям, новым географическим регионам, новым поставщикам и другим причинам.
Термин операционная модель использовался в корпоративной стратегии для обозначения того, что Линч и др. В корпоративной стратегии описывают как: «отношения между предприятиями в портфеле корпорации и процесс, посредством которого будут определяться инвестиции между ними».
Корпоративная стратегия выросла из исследования Гарвардской школы бизнеса профессор Брюс Р. Скотт, разработавший модель этапов корпоративного развития. Он проследил эволюцию фирмы от «Этапа I» с одним продуктом (или линейкой продуктов) до «Этапа 3» с множеством направлений бизнеса, рынков и каналов. После этой работы Ричард Рамелт разработал способы классификации структур компаний и сравнения их стратегий. Они определили четыре различные операционные модели:
Номенклатура развивалась, но категории выжили:
Некоторые последствия выбора:
Компонент | Интегрированный | Связанный с союзниками | Не связанный с союзниками | Холдинг |
---|---|---|---|---|
Бизнес-стратегия | Один | Многие | Многие | Многие |
Клиенты | То же | Общий | Некоторые общие | Многие |
Корпоративная роль | Распределение ресурсов | Определить протоколы | Определить протоколы | Финансовые сводки и анализ |
Человеческий капитал | Обычный | Некоторые общие | Некоторые общие | Независимые |
ИТ-системы | Общий | Обычный | Немного, взаимосвязано | Разное |
Разрешающие процессы | Централизованное | Централизованное | Некоторые централизованные | Децентрализованные |
Операционные модели стали популярными среди обслуживающих организаций, стремящихся улучшить процессы для повышения ценности клиентов и / или бенефициаров. Одной из таких операционных моделей является структура навыков операционной модели обслуживания (SOMS).
SOMS - это операционная модель, ориентированная на сектор услуг. SOMS предполагает наличие опыта, необходимого для людей, создающих операционные модели и работающих с ними. Структура состоит из семи элементов:
SOMS был создан Центром управления услугами в Школе бизнеса и экономики Университета Лафборо в ответ на запросы тренеров и инструкторы сферы обслуживания; и основан на академических исследованиях Центра управления услугами.
Центр исследований информационных систем MIT (CISR), исследовательская группа в MIT Школа менеджмента Sloan предполагает, что операционная модель полезна для принятия решений об инвестициях в ИТ. Инвестиции в ИТ должны поддерживать операционную модель.
Росс, Вейл и Робертсон обнаружили, что организация с операционной моделью сообщила о повышении операционной эффективности на 31%, удовлетворенности клиентов на 33% и преимуществе в разработке новых продуктов на 34%. В книге «Архитектура предприятия как стратегия» они выделяют четыре рабочие модели:
Стандартизация процессов | ||
---|---|---|
Интеграция процессов | Низкая | Высокая |
Высокая | Координация | Унификация |
Низкая | Диверсификация | Репликация |
Операционные модели определяют соответствующий уровень интеграции и стандартизации бизнес-процессов, чтобы обеспечить выполнение обещаний организации заинтересованным сторонам.
Операционная модель информирует ИТ-руководителей о том, как должны быть разработаны и реализованы различные технические и бизнес-компоненты, чтобы использовать выбранную операционную модель:
Компонент | Координация | Унификация | Диверсификация | Репликация |
---|---|---|---|---|
Данные клиента | ||||
Данные о продукте | ||||
Общие службы | ||||
Инфраструктурная технология | ||||
Портальная технология | ||||
Технология промежуточного программного обеспечения | ||||
Операционные процессы | ||||
Процессы принятия решений | ||||
Прикладные системы | ||||
Системные компоненты технологии |
Модели координации и унификации больше выигрывают от консолидированных представлений о клиентах и данных в масштабе предприятия, чем от моделей диверсификации и репликации.