В бизнес-секторе, бизнес-архитектура - это дисциплина, которая «представляет целостный, многомерный бизнес-взгляд на: возможности, сквозное предоставление ценности, информацию и организационную структуру ; и отношения между этими бизнесами представления и стратегии, продукты, политики, инициативы и заинтересованные стороны.
В приложении бизнес-архитектура обеспечивает мост между корпоративной бизнес-моделью и предприятием стратегия с одной стороны, и бизнес-функциональность предприятия с другой. Это часто позволяет использовать методологию от стратегии к исполнению.
Люди, которые разрабатывают и поддерживают бизнес-архитектура известна как бизнес-архитектор.
Термин «бизнес-архитектура» часто используется для обозначения архитектурного описания предприятия или бизнес-единицы, архитектурная модель, или сама профессия. Рабочая группа по бизнес-архитектуре Группы управления объектами (OMG) (2010) описывает его как «план предприятия, который обеспечивает общее понимание организации и используется для согласования стратегических целей и тактических требований. " Согласно OMG, план этого типа описывает «структуру предприятия с точки зрения его структуры управления, бизнес-процессов и бизнес-информации». Таким образом, профессия бизнес-архитектуры в первую очередь фокусируется на мотивационных, операционных и аналитических структурах, которые связывают эти аспекты предприятия вместе.
Ключевой характеристикой бизнес-архитектуры является то, что она представляет аспекты реального мира бизнес, а также то, как они взаимодействуют. Он разработан в междисциплинарной области практики, ориентированной на определение и анализ проблем, связанных с тем, чем занимается бизнес, как он это делает, как он организован и как он осознает ценность. Он используется для разработки конкурентных структур и процессов, использования существующих сильных сторон и выявления потенциальных инвестиционных возможностей, которые способствуют достижению целей бизнеса и стимулируют инновации. Продукты этой бизнес-архитектуры используются для разработки планов, принятия бизнес-решений и управления их реализацией.
На практике работа по бизнес-архитектуре проводится сама по себе или как часть корпоративной архитектуры. В то время как в прошлом практика корпоративной архитектуры была сосредоточена в первую очередь на технологических аспектах изменений, эта практика быстро развивается, чтобы использовать строгий подход к бизнес-архитектуре для решения организационных и мотивационных аспектов изменений. Согласованность между бизнес-архитектурой и корпоративной архитектурой - это естественное архитектурное совпадение двух взаимосвязанных дисциплин. Бизнес-архитектура представляет бизнес в отсутствие какой-либо ИТ-архитектуры, в то время как корпоративная архитектура обеспечивает всеобъемлющую основу для бизнеса и ИТ-архитектуры.
История бизнес-архитектуры берет свое начало в 1980-е годы. В последующие десятилетия бизнес-архитектура превратилась в дисциплину «межорганизационного проектирования бизнеса в целом», тесно связанную с архитектурой предприятия. Концепция бизнес-архитектуры была предложена как проект предприятия, как бизнес-стратегия, а также как представление бизнес-дизайна.
Концепция бизнес-архитектуры развивалась с годами. Он был представлен в 1980-х годах как архитектурная сфера и как направление бизнес-дизайна. В 2000-е годы ускорились изучение и разработка концепции бизнес-архитектуры. К концу 2000-х годов были опубликованы первые справочники по бизнес-архитектуре, разрабатывались отдельные рамки для бизнес-архитектуры, разрабатывались отдельные представления и модели для бизнес-архитектуры, бизнес-архитектор как профессия развивался, а число бизнесов увеличивалось. добавили в свою повестку дня бизнес-архитектуру.
К 2015 году бизнес-архитектура превратилась в обычную практику. База знаний по бизнес-архитектуре была разработана и обновляется несколько раз в год, и интерес со стороны академического мира и высшего руководства растет.
Чтобы разработать интегрированное представление предприятия, обычно разрабатывается множество различных представлений об организации. Каждое «представление» обычно представляет собой схему, которая иллюстрирует способ понимания предприятия путем выделения конкретной информации о нем. Ключевые взгляды на предприятие, которые могут быть предоставлены бизнес-архитектурой, касаются нескольких аспектов предприятия; они обобщены Object Management Group (2012) следующим образом:
В дополнение к приведенным выше представлениям предприятие, отношения Соединение вышеупомянутых представлений составляет основу реализации бизнес-архитектуры. Эта основа обеспечивает основу для достижения основных целей; планирование и исполнение различных бизнес-сценариев;
В статье 2006 г. «Бизнес-архитектура: новая парадигма для объединения бизнес-стратегии с ИКТ» Верстиг и Боуман объяснил связь между бизнес-стратегией и бизнес-архитектурой. Они писали:
Бизнес-архитектура напрямую основана на бизнес-стратегии. Это основа для последующих архитектур (внедрение стратегии), где она детализирована по различным аспектам и дисциплинам. Бизнес-стратегия может состоять из таких элементов, как заявления о стратегии, организационные цели и задачи, общие и / или прикладные бизнес-модели и т. Д. Стратегические заявления анализируются и упорядочиваются иерархически с помощью таких методов, как качественный иерархический кластерный анализ. На основе этой иерархии первоначальная бизнес-архитектура развивается с использованием общих методов организационного структурирования и теории управления бизнесом, например, теорий активов и ресурсов и теорий структурирования экономической деятельности.
Versteeg Bouwman далее оговорили, что «перспективы для последующих Проектирование рядом с организацией более распространено: информационная архитектура, техническая архитектура, архитектура процессов. Различные части (функции, концепции и процессы) бизнес-архитектуры выступают в качестве обязательной отправной точки для различных последующих архитектур. Он предварительно структурирует другие архитектуры. Модели бизнес-архитектуры проливают свет на плохо проработанные отношения между бизнес-стратегией и бизнес-дизайном ».
Основная цель бизнеса Гильдия архитектуры "продвигает передовой опыт и расширяет базу знаний о бизнесе". архитектурная дисциплина ". Гильдия - это некоммерческая международная членская организация для практиков и других лиц, заинтересованных в развитии области бизнес-архитектуры. С членами на шести континентах, сильным Консультативным советом и растущим числом деловых партнеров, Гильдия позиционирует себя как центр развития практик и дисциплин бизнес-архитектуры.
Основанная в конце 2010 года, Гильдия открыла членство осенью 2011 года на основе первоначального выпуска Руководства по бизнес-архитектуре Свода знаний (R) (Руководство BIZBOK (R)). BIZBOK (R), текущая версия 7.5, представляет собой "практическое руководство для практиков в области бизнес-архитектуры и отдельных лиц, которые хотят использовать бизнес-архитектуру для решения бизнес-задач. Это практическое руководство представлено в форме передового опыта, почерпнутого из многочисленных компаний и бизнес-архитектуры. лидеры. ".
Ассоциация бизнес-архитектуры начиналась как организация, базирующаяся в ДеПоле, где практики собирались вместе, чтобы поделиться и изучить новые идеи, касающиеся бизнес-архитектуры. Позже он превратился в формальную организацию, которая стремилась создать местные отделения, где специалисты-практики могли бы собираться и делиться своими идеями по бизнес-архитектуре. В дополнение к созданию организации, основанной на отделении, Ассоциация бизнес-архитектуры объединила группу сильных практиков, чтобы подготовить первый экзамен для практикующих. В конце концов, Ассоциация бизнес-архитектуры формализовала экзамен, и он стал бета-версией экзамена для сертифицированных практиков. В 2014 году Гильдия бизнес-архитектуры и Ассоциация бизнес-архитектуры объединили свои усилия, где бета-экзамен стал краеугольным камнем программы сертификации Гильдии бизнес-архитектуры, стремящейся укрепить практику бизнес-архитектуры на рынке.
Структура бизнес-возможностей группы ASATE опирается на бизнес-возможности и восемь типов строительных блоков, которые их составляют (процессы, функции, организационные единицы, ноу-хау активы, информационные активы, технологические активы, бренды и месторождения природных ресурсов) для моделирования бизнес-архитектуры. Эта структура была разработана с учетом пяти критериев: (1) должна соответствовать стандартному определению архитектуры ANSI / IEEE 1471-2000; (2) должны разделять точку привязки с бизнес-стратегией, а именно возможности; (3) должны полагаться на общепринятые бизнес-термины и их определения; (4) должны включать все типы строительных блоков, необходимые для моделирования полной бизнес-архитектуры; и (5) не должны быть обременены ненужными типами строительных блоков.
Фреймворк Захмана это популярная структура архитектуры предприятия, используемая бизнес-архитекторами. Фреймворк предоставляет онтологию фундаментальных концепций предприятия, которые определяются на пересечении шести вопросительных категорий: что, как, где, кто, когда, почему, и шести точек зрения: руководитель, управление бизнесом, архитектор, инженер, техник и предприятие. Обычно бизнес-архитекторов интересуют концепции, связанные с двумя главными перспективами: исполнительная власть и управление бизнесом. Перспектива руководителя связана с масштабом и контекстом бизнеса. Перспектива Business Management связана с моделями определения бизнеса.
Стандарты моделирования Object Management Group (OMG), включая Unified Язык моделирования (UML), Архитектура, управляемая моделями (MDA), Модель мотивации бизнеса (BMM), Семантика бизнес-словаря и правил (SBVR) а также нотация моделирования бизнес-процессов (BPMN) и модель принятия решений и нотация (DMN) обеспечивают мощное визуальное проектирование, выполнение и обслуживание программного обеспечения и других процессов, включая моделирование ИТ-систем и Управление бизнес-процессами. В настоящее время OMG работает над языком моделирования доставки ценности (VDML), стандартным языком моделирования для анализа и проектирования работы предприятия с особым упором на создание и обмен ценностями
Архитектура Open Group Framework (TOGAF) из Open Group - это разработка стандартов сообщества для описания методов и инструментов, используемых архитектурой. Он разрабатывается и постоянно совершенствуется Open Group, консорциумом заинтересованных лиц и компаний, занимающихся информационными технологиями.
Согласно TOGAF, Бизнес-архитектура «определяет бизнес-стратегию, управление, организацию и ключевые бизнес-процессы». TOGAF относится к бизнес-архитектуре как к одному из четырех архитектурных доменов, которые представляют собой подмножества общей корпоративной архитектуры, а остальные три архитектурных домена - это архитектура приложений, архитектура данных и технологическая архитектура. Ключевой элемент TOGAF, метод разработки архитектуры, определяет разработку бизнес-архитектуры как необходимое предварительное условие для разработки других доменов архитектуры и предоставляет рекомендации в отношении шагов разработки и общих артефактов.
Отраслевые эталонные модели - это структуры или модели, которые предоставляют передовой опыт готовый набор структур, процессов, действий, знаний и навыков. Гильдия бизнес-архитектуры предоставляет эталонные модели для многих отраслей, включая правительство, финансовые услуги, страхование, транспорт и здравоохранение, а также общую эталонную модель. Другие организации также начинают разрабатывать дополнительные модели для дополнительных отраслей.
Существует множество дополнительных бизнес-моделей, которые могут быть связаны с бизнес-архитектурой, но основаны на других подходах, таких как операционные модели и структуры процессов нижнего уровня. Примеры из них:
СМИ, связанные с бизнес-архитектурой на Wikimedia Commons