Подводная лодка класса «ноябрь»

редактировать

Ноябрьский класс SSN 627 project.svg Ноябрьский класс SSN 627A project.svg Профиль SSN класса «ноябрь»
Обзор класса
Имя:класс «ноябрь»
Строители:Севмаш
Операторы:Советский флот
Предыдущий:нет
Преемник:Виктор класса
Построен:1957–1963
В эксплуатации:1959–1990
Выполнено:13 (1 пр. 627, 12 пр. 627А)
Утрачено:1 (К-8 - 12.04.1970, авария в Бискайском заливе)
На пенсии:13 (К-27 - 06.09.2011. 1982 г., умышленно затоплен на полигоне в Карском море; К-159 - 30 августа 2003 г. затонул во время буксировки на слом в Баренцевом море; другие списаны на слом; первая установка передана в музейную субмарину)
Общие характеристики
Класс и тип:Атомная подводная лодка
Водоизмещение:надводное - 3 065/3 118/3 414 т; подводный - 4,750 / 4,069 / 4,380 т (пр. 627 / 627А / 645)
Длина:107,4 / 109,8 м (пр. 627А / 645)
Ширина:7,9 / 8,3 м (пр.627А / 645)
Осадка:5,6 / 6,4 / 5,8 м (пр.627 / 627А / 645)
Силовая установка:два водо-водяных реактора ВМ -А по 70 МВт с парогенераторами, двумя ГПА 60-Д (суммарно 35000 л.с.), двумя турбогенераторами ГПМ-21 по 1400 кВт, двумя дизель-генераторами ДГ-400 по 460 л.с., двумя вспомогательными электродвигателями ПГ-116 По 450 л.с., два вала. Подводная лодка проекта 645 имела два ЖМТ-реактора ВТ-1 по 73 МВт каждый и еще два турбогенератора АТГ-610 мощностью 1600 кВт каждый, без дизель-генераторов.
Скорость:надводная - 15,2 / 15,5 / 14,7 узлов; под водой - 30/28 / 30,2 узла (31 узел) (проект 627 / 627A / 645)
Автономность:50–60 дней
Глубина испытания:300–340 м
Состав:обычно 104–105 человек (в том числе 30 офицеров)
Датчики и. системы обработки:Гидролокатор МГ-200 «Арктика-М» для обнаружение целей, гидроакустический комплекс обнаружения и гидроакустической связи "Свет", гидрофонная станция "МГ-10" (подводные лодки проекта 627 имели "Марс-16КП"), гидроакустический комплекс обнаружения подводных препятствий "Луч", "Призма" РЛС обнаружения надводных целей и управления торпедами, РЛС разведки "Накат-М".
Вооружение:8 533-мм носовые торпедные аппараты (20 торпед СЭТ-65 или 53-65К).

Ноябрьский класс, советское обозначение пр.627 Комплект (русский : Кит, лит 'кит ', Отчетное название НАТО ноябрь ) было Советским Союзом первым классом ядерных ударных подводных лодок, которые были в служил с 1958 по 1990 год. Все, кроме одной, были утилизированы, а К-3, первая атомная подводная лодка, построенная для ВМФ СССР, сохранилась как памятник в Санкт-Петербурге.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 История обслуживания
  • 4 Единицы
    • 4.1 Проект 627
      • 4.1.1 К-3
    • 4.2 Проект 627А
      • 4.2.1 К-5
      • 4.2.2 K-8
      • 4.2.3 K-14
      • 4.2.4 K-52
      • 4.2.5 K-21
      • 4.2.6 K-11
      • 4.2.7 К-133
      • 4.2.8 К-181
      • 4.2.9 К-115
      • 4.2.10 К-159
      • 4.2.11 К-42
      • 4.2.12 К-50
    • 4.3 Проект 645
      • 4.3.1 К-27
  • 5 См. Также
  • 6 Список литературы
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История

Более 135 советских организации (20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов, 80 заводов) участвовали в проектировании и постройке этой подводной лодки совершенно нового типа в 1952–1958 гг. Главный конструктор - В.Н. Перегудов и научный руководитель академик А.П. Александров. Первоначально перед классом была поставлена ​​задача проникнуть на американские военно-морские базы и использовать аккумуляторную торпеду Т-15 с термоядерной боеголовкой, чтобы уничтожить их, когда они окажутся на расстоянии. (Торпеда Т-15 имела следующие характеристики: калибр 1550 мм, длина 23,5 м, дальность действия 40–50 км.) Однако после учета экспертных мнений советских военно-морских специалистов роль класса изменилась на торпедные атаки на боевые корабли противника. и транспортные корабли при действиях на океанских и дальних морских путях. Отражая это изменение миссии, окончательный вариант проекта 627 был разработан с восемью 533-мм торпедными аппаратами вместо первоначального плана с одним 1550-мм и двумя 533-мм торпедными аппаратами. Подводные лодки проекта 627 / 627А могли запускать торпеды с глубины 100 м. К 1963 году этот класс все еще находился на вооружении, но был заменен более поздними технологиями.

Описание

Класс «Ноябрь» представлял собой двухкорпусные подводные лодки с обтекаемыми кормовыми оперениями и девятью отсеками (I - носовая торпеда, II - жилая и аккумуляторная, III - центральная станция, IV - дизель-генератор, V - реактор, VI - турбина, VII - электромеханика, VIII - жилая, IX - кормовая). Три отсека, оборудованные переборками, выдерживающими давление 10 атм, могли использоваться как аварийные укрытия.

Ударные подводные лодки типа «ноябрь» были значительно более шумными, чем дизельные подводные лодки и ранние американские атомные подводные лодки, несмотря на обтекаемый торпедообразный корпус, ограниченное количество отверстий в корпусе, специальный малошумный двигатель с переменным шагом гребные винты, гашение вибрации основного оборудования и противоснарядное покрытие корпуса (впервые применено на атомных подводных лодках). Советские реакторы превосходили американские по компактности и удельной мощности, но колебания советских реакторов были гораздо более выраженными. Ноябрь обнаружил подводные цели во время активной службы (например, в 1965 году, когда начались регулярные походы советских атомных подводных лодок, было обнаружено 42 обнаружения). Советское гидроакустическое оборудование в ноябре не предназначалось для подводной охоты и имело относительно ограниченные возможности.

Надежность первых советских атомных подводных лодок была относительно низкой из-за короткого срока службы парогенераторов в главных двигательных установках, что привело к повышению уровня радиоактивности во втором контуре реактора. после нескольких сотен часов работы реактора. Проблемы с оборудованием были основной причиной того, что подводные лодки проекта 627 / 627А не использовались во время кубинского ракетного кризиса осенью 1962 года. Надежность парогенераторов повысилась в ходе разработки конструкции, решения технических проблем и обучения. экипажей, поэтому Новемберс начал часто выполнять арктические круизы подо льдом и патрульные миссии для отслеживания судов доставки ядерных материалов в Атлантическом океане в 1960-х годах. Несмотря на распространенное мнение об опасностях радиации в первых ноябре, уровни радиационного фона в отсеках обычно были нормальными из-за относительно эффективной железо-водной радиационной защиты реакторного отсека и радиационного контроля.

Первая подводная лодка класса (проект 627) К-3 Ленинский комсомол впервые была запущена на атомных электростанциях 4 июля 1958 года и стала первой советской подводной лодкой, достигшей Северного полюса в июле 1962 года, через четыре года после Военный корабль США «Наутилус». Проект 627 имел гораздо лучшие характеристики (например, скорость и глубину погружения), чем первая в мире действующая атомная подводная лодка USS Nautilus. Первым командиром К-3 Ленинский комсомол был капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко (будущий адмирал и Герой Советского Союза).

Все остальные ноябрьские номера кроме К-3 Ленинского комсомола принадлежали доработанному проекту - проект 627А . Основными визуальными отличиями проекта 627А были носовой купол гидролокатора в киле и антенна гидрофона над торпедными аппаратами. Конструкция проекта П627А с ядерной крылатой ракетной системой П-20 была разработана в 1956–1957 годах, но не доработана, оборудование и механизмы использовались для постройки обычной ударной подводной лодки проекта 627А (подводная лодка К-50).

Одиночное судно, подводная лодка К-27, было построено по проекту проект 645 для использования пары жидкометаллических реакторов ВТ-1. К-27 был спущен на воду 1 апреля 1962 года и имел некоторые дополнительные отличия от Novembers: конусообразную головную часть корпуса, новые антимагнитные прочные стальные сплавы, несколько иную конфигурацию отсеков и механизм быстрого заряжания каждого торпедного аппарата. Реактор с жидкометаллическим теплоносителем имел более высокий КПД, чем реактор с водяным охлаждением ВМ-А, но техническое обслуживание реакторов с жидкометаллическим теплоносителем на военно-морской базе было намного сложнее.

История обслуживания

Ноябрьский класс служил в ВМФ СССР в составе Северного флота (в 3-й дивизии подводных лодок, позже в 17-й дивизии подводных лодок). Четыре класса (К-14, К-42, К-115, К-133) были переданы Советскому Тихоокеанскому флоту в 1960-е годы: К-14, К-42 и К-115 выполнили Подледные плавания в Арктике, в то время как К-133 перебрасывались на Дальний Восток по южному маршруту через пролив Дрейка (преодоление 21000 миль за 52 дня подводного плавания). Уцелевшие суда были выведены из эксплуатации в период с 1986 по 1990 год. Некоторые из них уже списаны. Все выжившие остаются на приколе на базах ВМФ России (К-14, К-42, К-115 и К-133 Тихоокеанского флота; К-11 и К-21 Северного флота). Есть планы превратить первую подводную лодку этого класса (К-3) в корабль-музей в Санкт-Петербурге, но остов субмарины остается в Полярном по экономическим причинам и экологическим соображениям некоторых экологические организации.

Части

В состав «Ноябрьского» класса вошли 14 ПЛ: пр.627 (К-3 Ленинский комсомол), пр.627А (К-5, К-8, К-11, К-14, К -21, К-42 Ростовский Комсомолец, К-50, К-52, К-115, К-133, К-159, К-181), пр.645 (К-27). К - Крейсерская подводная лодка (буквально «Крейсерская подводная лодка»).

пр.627

К-3

Позже Ленинский комсомол. Единственная подводная лодка этого класса, построенная по оригинальной конструкции проекта 627. Строительство началось на Северодвинском судостроительном заводе СЕВМАШ в июне 1954 года. Киль был заложен 24 сентября 1955 года. Спущен на воду 9 августа 1957 года. Первый запуск на атомной энергетике 4 июня 1958 года. 17 января 1959 года установка была передана ВМФ для опытной эксплуатации.

8 сентября 1967 г. на борту К-3 произошла серьезная авария. Подводная лодка выполняла патрульную миссию в Средиземном море, и на 56-й день похода в отсеке 1 произошел пожар гидросистемы. глубина 49 м при возвращении домой. Это произошло к северо-востоку от Фарерских островов, и 39 моряков погибли из-за отравления угарным газом (боцман Лунья был единственным человеком на центральной станции, который не отключился. Он всплыл на подводной лодке и спас командира и заместитель командира, организовавший устранение повреждений). Подводная лодка успешно достигла базы. К-3 совершил 14 дальних походов и прошел 128 443 мили за 30 лет (1958–1988).

К-3

пр. 627А

К-5

Заложен 13 августа 1956 года. Спущен на воду 1 сентября 1958 года. Введен в эксплуатацию 26 декабря 1959 года.

К- 8

Заложен 9 сентября 1957 года. Спущен на воду 31 мая 1959 года. Спущен на воду 31 декабря 1959 года.

12 апреля 1970 года, после четырех дней на поверхности, К-8 затонул, возвращаясь из патрулирования и участия. в масштабных военно-морских учениях "Океан-70". Авария произошла из-за короткого замыкания, произошедшего одновременно в III и VII отсеках на глубине 120 м, и последующего возгорания в системе кондиционирования. Это была первая потеря советской атомной подводной лодки. 52 моряка, в том числе командир капитан 2 ранга Всеволод Борисович Бессонов, погибли от отравления СО2 и затопления надводной лодки за 80 часов ликвидации аварий в штормовых условиях, 73 моряка спасены. К-8 затонул с четырьмя ядерными торпедами на борту на глубине 4680 м (Бискайский залив). Также было три небольших инцидента с К-8 во время патрулирования ранее (поломки парогенераторов в 1960–1961 гг.).

К-14

К-14 заложен 2 сентября 1958 г., спущен на воду 16 августа 1959 г., введен в эксплуатацию 30 декабря 1959 г. К-14 поступил на вооружение Северного флота. (передана 206-й отдельной бригаде атомных подводных лодок, базирующейся в районе Малая Лопатка Западная Лица фьорд) 31 августа 1960 г. Подводная лодка совершила 9 походов в 1960 г. (пройдена 1 997 миль вверх и 11430 миль затопленный), включая патрульную миссию в Атлантическом океане. В связи с реформированием агрегатов подводных лодок К-14 в январе 1961 г. передана 3-му дивизиону АПЛ в составе 1-й флотилии подводных лодок. В 1961 г. подводная лодка совершила 4 похода (преодолела 1356 миль вверх и 1 967 миль под водой).

Первая опытная выгрузка активной зоны реактора непосредственно на военно-морской базе была произведена на К-14 в 1961 году. В 1962 году была произведена замена реакторного отсека из-за выхода из строя систем защиты реактора.

С 30 августа по 17 сентября 1966 года подводная лодка совершала подледный переход от Северного флота к Тихоокеанскому флоту, К-14 всплывала 19 раз на Северный полюс за поиски советской исследовательской дрейфующей станции СП-15 для оказания медицинской помощи одному из участников экспедиции со станции. Капитан К-14 капитан 1 ранга Д.Н. Голубев и командир 3-го дивизиона АПЛ (старший офицер на борту) капитан 1-го ранга Н.К. За этот арктический поход Игнатову было присвоено звание Герой Советского Союза.

К-14 передан 10-й дивизии подводных лодок (базируется в бухте Крашенинникова) в составе 15-й эскадры подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота. В 1966–1970 годах подлодка выполнила 4 патрульных вылета (160 суток), с декабря 1970 по март 1973 года находилась в среднем ремонте. С ноября 1973 года 10-я дивизия подводных лодок вошла в состав 2-й флотилии подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота. К-14 в 1973–1975 гг. выполнил 3 патрульных вылета (135 суток), в 1979–1982 гг. участвовал в учебных походах. 12 февраля 1988 г. во время ремонтных работ на базе ВМФ произошел пожар в трюме VII отсека, пожар был подавлен с помощью подводных средств химического тушения, но один человек погиб.

Подводная лодка использовалась в учебных походах с 1988 г. и выведена из боевого состава ВМФ 19 апреля 1990 г. Стояла на приколе в бухте Постовая (Советская Гавань ) с 2000 г. K -14 совершил 14 дальних рейсов и прошел 185 831 милю (22 273 часов работы) с момента ввода в эксплуатацию.

К-52

Заложен 15 октября 1959 г., спущен на воду 28 августа 1960 г., и сдан в эксплуатацию 10 декабря 1960 года. Списан в 1987 году.

К-21

К-21 был заложен 2 апреля 1960 года и спущен на воду 18 июня 1961 года. К-21 поступил на вооружение с Северный флот (передан 3-му дивизиону АПЛ в составе 1-й флотилии подводных лодок, базировавшейся в районе Малая Лопатка Западная Лица фьорд) 28 ноября 1961 г. Подводная лодка совершила арктический поход. в том же году (прошел 2382 мили вверх и 3524 мили под водой) и выпустил четыре торпеды, чтобы определить размер проруби после взрыва и возможность всплыть в ней.

К-21 выполнил дальний поход с 24 марта по 14 мая 1962 г. (51 день, пройдено 10 124 миль, включая 8 648 миль под водой), патрулирование в Норвежском море и Северная Атлантика по плану «Ограда» («Защитный забор») с 23 апреля по 21 мая 1964 г., патрульная миссия в Баренцевом море в 1965 г., 3 патрульные миссии в 1967–1970 гг. (Всего 170 дней). Было произведено три промежуточных ремонта: в 1965–1966, 1973–1975 годах (включая дозаправку в 1975 году) и 1983–1985 годах. В 1975 году К-21 передали в состав 17-й дивизии подводных лодок, входившей в состав 11-й флотилии подводных лодок, базирующейся в Гремихе. В 1976–1980 годах подводная лодка выполнила 4 патрульных вылета (всего 200 суток) и учебно-боевые походы в 1986–1989 годах.

К-21 была выведена из боевого состава в 1991 году. Она лежала в бухте Гремиха по состоянию на май 2000 года в ожидании утилизации. К-21 прошел 190 831 милю (22 932 рабочих часа) с момента ввода в эксплуатацию.

К-11

К-11 был заложен 31 октября 1960 г., спущен на воду 1 сентября 1961 г. и введен в эксплуатацию 30 декабря 1961 г. К-11 поступил на вооружение Северного флота (отдан в состав 3-го дивизиона АПЛ в составе 1-й флотилии подводных лодок, базировавшейся на Малой Лопатке Западная Лица фьорд.) 16 марта 1962 г.

В ноябре 1964 г. при плановом ремонте в Северодвинске было обнаружено повреждение паруса твэлов, и было принято решение о дозаправке обоих реакторов. 7 февраля 1965 г. произошел выброс радиоактивного пара при подъеме крышки реактора. Члены экипажа были эвакуированы из реакторного отсека, крышка реактора была опущена, и штаб ВМФ был проинформирован об аварии. Прибывшие военно-морские специалисты пришли к неверному выводу, что ухудшение радиационной обстановки произошло только за счет выброса высокоактивной реакторной воды, и они позволили продолжить перегрузку. 12 февраля 1965 г. во время второго подъема крышки реактора снова произошел выброс радиоактивного пара из-за неточного выполнения рабочих инструкций, члены экипажа, наблюдавшие за процессом, были эвакуированы из реакторного отсека, а крышка реактора была опущена. Неконтролируемый реактор с нечетким положением его крышки оставался без присмотра в течение 4 часов, когда произошел пожар. Попытки тушить пожар в реакторном отсеке с помощью пресной воды и огнетушителей СО2 не увенчались успехом, и пожарные машины верфи залили в реакторный отсек 250 тонн воды. Около 150 тонн этой радиоактивной воды разлились по другим отсекам подводной лодки через прогоревшие уплотнения и значительно ухудшили радиационную обстановку в рабочей зоне, облучению подверглись 7 человек. Единственно возможным решением было удалить зараженный реакторный отсек и установить новый, чего не было до августа 1968 года.

К-11 выполнил пять патрульных вылетов в 1968–1970 годах (305 дней). В период с ноября 1971 г. по сентябрь 1973 г. подводная лодка модернизировалась и в 1975 г. передана 17-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок, базирующейся в Гремихе. К-11 выполнила четыре патрульных вылета в 1975–1977 годах (173 дня) и пять патрульных миссии 1982–1985 гг. (144 дня). Подводная лодка была выведена из боевого строя 19 апреля 1990 года. Она стояла на приколе в Гремихе с 2000 года. К-11 прошла 220 179 миль (29 560 часов работы) с момента ввода в строй.

К-133

К-133 заложен 3 июля 1961 г., спущен на воду 5 июля 1962 г. и сдан в эксплуатацию 29 октября 1962 г. К-133 поступил на вооружение Северного флота (передан 3-й дивизии подводных лодок, которая входила в состав 1-й флотилии подводных лодок, базировавшейся в Большой Лопатке Западная Лица фьорд) 14 ноября 1962 года.

В 1963 году подводная лодка совершила дальний поход (51 день) на Атлантика экваториальная зона впервые для ВМФ СССР. С октября 1964 по сентябрь 1965 года находился в текущем ремонте. К-133 вместе с К-116 (подводная лодка проекта 675) впервые в мире совершили подводный рейс с Северного флота <112.>в Тихоокеанский флот через пролив Дрейка под общим командованием контр-адмирала со 2 февр. по 26 марта 1966 года. Подводные лодки пересекли Баренцево море, Норвежское море, весь Атлантический океан, вошли в Тихий океан и завершили рейс на Камчатке. К-133 за 52 дня плавания прошел около 21000 миль.

К-133 выполнил 2 патрульные миссии (всего 103 дня) в 1966–1968 годах, 2 патрульные миссии (всего 93 дня) в 1971–1976 годах, 1 патрульную миссию (48 дней) в 1977 году и 1 патрульную миссию в 1983–1986 гг. Подводная лодка была выведена из боевого строя 30 мая 1989 года. По состоянию на август 2006 года она стояла в бухте Постовая (Советская Гавань ). К-11 прошла 168 889 миль (21 926 часов эксплуатации) с момента ввода в строй..

К-181

Заложен 15 ноября 1961 г., спущен на воду 7 сентября 1962 г., сдан в эксплуатацию 27 декабря 1962 г.

К-115

Заложен 4 апреля 1962 г., спущена на воду 22 октября 1962 г., сдана в эксплуатацию 31 декабря 1962 г.

К-159

Списанная подводная лодка К-159 (переименована в Б-159 в 1989 г.) в бухте Гремиха Баренцево море, 28 августа 2003 г. - готова к буксировке на верфь на слом

30 августа 2003 г. подводная лодка К-159 затонула во время шторма во время буксировки на верфь в Снежногорск, Мурманская область на слом (К-159 был списан в 1987 году). В аварии погибли девять моряков, один спасен. К-159 был обнаружен и исследован российскими глубоководными аппаратами в тот же день в точке 69 ° 22,64 'северной широты, 33 ° 49,51' восточной долготы (Баренцево море, 3,8 км от острова Кильдин) на глубине 248 метров. К-159 выполнил 9 вылетов и прошел 212 618 миль с июня 1963 года.

К-42

Заложен 28 ноября 1962 года, спущен на воду 17 августа 1963 года, сдан в эксплуатацию 30 ноября 1963 года. К-431 во время аварии с ядерным топливом 10 августа 1985 года. В результате аварии К-42 также был признан поврежденным, не подлежащим ремонту и выведенным из эксплуатации.

К-50

К-50 Заложен 14 февраля 1963 г. (с использованием некоторых механизмов и оборудования недостроенной ПЛ проекта П627А), спущен на воду 16 декабря 1963 г., сдан в эксплуатацию 17 июля 1964 г. К-60 поступил на вооружение Северного флота (учитывая в 3-й дивизион АПЛ, входивший в 1-ю флотилию подводных лодок, базировавшуюся в Малой Лопатке Западная Лица фьорд) 6 августа 1964 года. Подводная лодка передана в 17-ю дивизию подводных лодок, базирующуюся в Гремихе в 1969 г. (17-я дивизия подводных лодок вошла в состав 11-й флотилии подводных лодок в 1974 г.).

Подводная лодка выполнила ряд походов, в том числе участие в военно-морских учениях «Ограда» (Защитное ограждение) с 4 марта 1965 г. по 4 апреля 1965 г., патрулирование в Северной Атлантике в июле 1965 г., два патрульных задания (161 день). в 1969–1973 гг. - один патрульный вылет в 1978 году (51 день), один патрульный вылет в декабре 1983 - январе 1984. Помимо боевых действий К-50 принимал участие в тренировочных походах и испытаниях новой техники. Заправка производилась в сентябре 1975 года при среднем ремонте. К-50 был переименован в К-60 в 1982 году.

Списан с боевого порядка 19 апреля 1990 года и хранился в бухте Гремиха. В период с 3 по 6 сентября 2006 года подводная лодка была доставлена ​​тяжеловесным судном «Трансшельф» (принадлежит голландской компании Dockwise Shipping BV) на верфь № 10 (СРЗ-10) в Полярный для дальнейшего слом. К-50 преодолел 171 456 миль (24 760 часов эксплуатации) с момента ввода в эксплуатацию.

Проект 645

К-27

К-27 был заложен 15 июня 1958 г. и Спущен на воду 1 апреля 1962 года. Подводная лодка была сдана в эксплуатацию 30 октября 1963 года после натурных ходовых испытаний строителей и официальных испытаний. Задача на проектирование была возложена на ОКБ-16, одно из двух предшественников (второй - СКБ-143) знаменитого Малахитового ЦКБ, которое в конечном итоге стало одним из трех советских / российских конструкторских центров подводных лодок. наряду с КБ Рубин и ЦКБ «Лазурит» («Лазурит» - русское слово для лазурит ).

Первый вылет экспериментальной подводной лодки на Центральную Атлантику был выполнен в период с 21 апреля по 12 июня 1964 года (52 дня). Капитан К-27, капитан 1 ранга И.И. Гуляев награжден званием Герой Советского Союза за успехи в боевых действиях и рекорд по длительному нахождению под водой. Во время второго патрулирования в период с 29 июня по 30 августа 1965 г. (60 дней) К-27 обнаружил и выполнил учебную атаку ядерной торпедой по американскому авианосцу Randolph во время военно-морских маневров НАТО за пределами Сардиния. Авианосные силы США смогли обнаружить К-27 только тогда, когда она достигла дальности до учебной цели после «торпедной атаки», но советский капитан П.Ф. Леонов умело отключился. К-27 прошел 12 425 миль (в том числе 12 278 миль под водой) в первом походе и 15 000 миль во втором. К-27 поступила на вооружение Краснознаменного Северного флота (передана в состав 17-й дивизии подводных лодок, базируется в Гремихе ) 7 сентября 1965 года в качестве испытательной подводной лодки.

Авария в левом реакторе произошла 24 мая 1968 года в Баренцевом море во время испытаний затопленного К-27 на полном ходу (самопроизвольно поднявшаяся тяга автоматического управления АР-1 и мощность реактора снизилась с 83% до 7% за 60–90 с). Ответственные офицеры проинформировали командование перед испытаниями, что реактор левого борта еще не был испытан после небольшой аварии 13 октября 1967 года, но их предупреждения не были приняты во внимание. Авария сопровождалась выбросом гамма-активности в реакторном отсеке (до 150 Р / час и выше) и распространением радиоактивного газа по остальным отсекам. Все члены экипажа (124 человека) были облучены, и основной причиной, по воспоминаниям некоторых членов экипажа, было то, что капитан подводной лодки капитан 1 ранга П.Ф. Леонов слишком сильно верил в надежность нового типа реактора, поэтому не отдал приказ немедленно всплыть на поверхность, не проинформировал членов экипажа в других отсеках о радиационной опасности на борту и даже разрешил экипажу иметь обычный ужин. Радиационная тревога была передана только после запроса химика и врача. К-27 всплыл на поверхность и вернулся с полигона на свою базу, используя реактор правого борта. Подводная лодка была размещена у пирса в Североморске, а судно-хранилище непрерывно подавало пар на подводную лодку, чтобы избежать охлаждения теплоносителя в реакторе. Наиболее сильно облученные десять человек (держатели из реакторного отсека) на следующий день были доставлены самолетами в Ленинградский 1-й военно-морской госпиталь, но четверо из них (В. Воевода, В. Гриценко, В. Куликов и А. Петров) скончались в течение месяца. Электрик И. Пономаренко погиб на вахте в аварийном реакторном отсеке 29 мая. Более 30 моряков, участвовавших в ликвидации аварии, погибли в период с 1968 по 2003 год из-за чрезмерного радиационного облучения, и Советское правительство много лет скрывало правду о трагических последствиях аварии на реакторе.

К-27 был привязан. в бухте Гремиха с 20 июня 1968 года, с охлаждающими реакторами и различными экспериментальными работами на борту, до 1973 года, когда перестройка или замена левостороннего реактора была сочтена слишком дорогой. Подводная лодка была списана 1 февраля 1979 года, а ее реакторный отсек был заполнен специальной застывающей смесью фурфурола и битума летом 1981 года (работы выполняли Северодвинск завод № 893 «Звездочка»). К-27 был отбуксирован в район специальной подготовки в Карском море и затоплен там 6 сентября 1982 г. в точке 72 ° 31'N 55 ° 30'E (северо-восточное побережье Новой Земля,) на глубине всего 33 м (в нарушение требования МАГАТЭ о затоплении подводной лодки на глубине не менее 3000–4000 м).

См. Также
Список литературы
Дополнительная литература
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с подводными лодками класса «ноябрь» на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-01 03:03:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте