В экономике нерыночные силы - это те, которые действуют на экономические факторы извне рыночной системы. К ним относятся организующие и корректирующие факторы, обеспечивающие порядок рынку и другим общественным институтам и организациям - экономические, политические, социальные и культурный - чтобы они могли действовать эффективно и действенно, а также исправлять свои ошибки.
Нерыночный ( или нерыночные) силы все чаще обсуждаются в литературе по бизнесу, менеджменту, организации, стратегии, социальным вопросам, политологии и социологии.
Термин уже используется по крайней мере с конца 1940-х гг. А.О. Хиршман определил «выход и голос как рыночные и нерыночные силы, то есть экономические и политические механизмы» в 1970 году, цитируя статью Кеннета Эрроу 1963 года, в которой говорилось о «нерыночных социальных институтах».
В литературе по бизнесу, менеджменту, экономике и политологии нерыночный обычно ассоциируется с правительством, по сравнению с другими неэкономическими институтами, как часто цитирует экономист Барон (Baron 1995: 47). Определение в поле strategy-management :
Нерыночная среда включает социальные, политические и правовые механизмы, которые структурируют взаимодействия вне рынков и частных соглашений, но в сочетании с ними. Нерыночная среда включает в себя такие взаимодействия между фирмой и отдельными лицами, группами интересов, государственными учреждениями и общественностью, которые опосредуются не рынками, а государственными и частными учреждениями. Государственные учреждения отличаются от рынков такими характеристиками, как правило большинства, надлежащая правовая процедура, широкие права, коллективные действия и гласность. Деятельность в нерыночной среде может быть добровольной, например, когда фирма сотрудничает с государственными чиновниками, или вынужденной, например, когда правительство регулирует деятельность или группа активистов организует бойкот продукции фирмы.
Однако другие исследователи связали нерыночный с не менее важными социальными институтами гражданского общества (также называемыми сообществом) и культурой, а также с командной экономикой, традиционным обменом и нерыночными. коммерческие организации.
Помимо ссылки на рынки и фирмы в капиталистической экономической системе, нерыночный также применялся к:
нерыночный, а также предшествующие ему «неэкономические» и «социальные» »Отражает долгий поиск термина, который бы охватывал то, что« нерыночно »после того, как экономический институт рынка стал доминирующим механизмом обмена в современной капиталистической экономике. «Рынок » само по себе является сложным понятием, которое Бойер (1997: 62-66) разделил на следующие категории:
Следующее определение термина Рынок адаптирован из Hollingsworth, Schmitter and Streeck (1994: 5) и связан с четвертым и пятым значениями Бойера слова «рынок»:
Рынки - это renas, когда физические или юридические лица, обладающие отдельными имущественными правами на различные ресурсы, добровольно участвуют в бесплатных, имеющих юридическую силу договорных биржах купли-продажи, при этом цены предоставляют информацию для распределения товаров и услуг.
Большинство определений и употреблений слов «нерыночный» и «рынок » предполагают капиталистическую экономическую систему характеризуется частной собственностью на средства производства и где рынки предоставляют социальное пространство для добровольных контрактов и конкурентного соперничества (Hollingsworth et al., 1994: 3). Экономические рынки, как правило, очень проприетарны в том смысле, что издержки и выгоды от обменов более тесно ограничиваются сторонами, непосредственно участвующими в них, то есть люди в целом получают только то, за что платят, и платят за то, что получают - в то время как Арены нерыночного обмена - политические, социальные и культурные - характеризуются гораздо более сильными вторичными эффектами и более слабой связью между затратами и выгодами, так что более широкий круг сторон, помимо тех, которые непосредственно участвуют в обменах, несут издержки и получают выгоды (Hayes, 1981: 133; Tollison, 1982: 85-89).
Большинство современных обществ предпочли отделить то, что стало называться «экономикой», от других подсистем, и они приняли «рыночный » способ управления Это. То, что позже будет называться нерыночным, относится к другим макро институтам (то есть государству, гражданскому обществу и культуре), которые со своими организациями и субъектами взаимозависимы и часто вступают в противоречие с взаимозависимыми рыночными. В частности, после публикации «Великой трансформации» (Polanyi, 1944), понятия «неэкономический», «социальный» и «нерыночный» стали последовательно относиться к внутренним и внешним факторам, которые помогают рынкам, фирмам и другим типам учреждениям и организациям, чтобы они работали эффективно и действенно, а также исправляли свои сбои.
Боддевин (2003) интерпретировал их как «четыре нерыночных взгляда», которые в следующих разделах анализируются с точки зрения:
Для политэкономов (например, Baron, 1995; Kindleberger, 1969), теоретиков социальных систем (например, Parsons Smelser, 1956) и некоторых политологов (например, Hirschman, 1970) общество состоит из подсистем - экономической, политической, социальной и культурной - каждая со своими собственными институтами и организациями. В современных капиталистических обществах экономическая подсистема в основном действует через рыночные институты и организации (фирмы ). В этом контексте нерыночный относится к экзогенным нерыночным -экономические подсистемы, институты и организации - политические, социальные и культурные - и их отдельное функционирование и взаимодействие с рыночными подсистемами, включая вопрос о том, какая из них преобладает над другими через как рыночные, так и нерыночные средства массовой информации и способы обмен (деньги, власть, включение / исключение, легитимация, подтверждение, взаимность, доверие, рвение, моральные обязательства и т. д.). На обеих крайних сторонах этих отношений имеется либо чрезмерно ограниченная рыночная система, где доминируют другие общественные институты, либо «рыночное общество », управляемое рыночными субъектами, ценностями и процессами. Обе крайности представляют собой провалы эффективной интеграции между рыночными и нерыночными подсистемами общества.
Микроэкономисты (например, Milgrom Roberts, 1992) интерпретируют нерыночный как указание на институты, которые «нерыночные по своей природе» - то есть, не связанные со стремлением к эффективности за счет полной информации, безграничной рациональности во взаимосвязи целей и средств, затрат и выгод компромиссов при выборе решений, материальных стимулов (например, цен, отражающих спрос и предложение), используемых для согласования расходящиеся личные интересы и конкуренция между участниками, преследующими такие интересы. Это стремление к эффективности зависит от существования таких институтов, как частная собственность и свободные контракты, но когда рыночная система приводится в движение обществом, она действует автономно, изолированно от других подсистем общества. В микроэкономическом анализе нерыночные факторы либо равны «данности» (например, законы о собственности), либо рассматриваются как «нейтральные с точки зрения распределения», поскольку применяются ко всем фирмам в определенной отрасли (например, ставки корпоративного налога) или игнорируются, поскольку они «не подлежат продаже» (например, репутация). Неудача возникает из-за отсутствия совершенной конкуренции на рынках.
В ответ на такой «империализм экономической науки» (Buckley Casson, 1993) другие социальные науки определили и продвинули политические, социальные и культурные (включая моральные принципы) этические) факторы как необходимые дополнения к экономическим. Их включение помогает достичь индивидуальной и организационной эффективности в обмене через персонализированные отношения, усвоенные правила, нормы и обычаи. Для социологов (например, Granovetter, 1985, 1992) нерыночный относится к эндогенизированным социальным, политическим и культурным факторам, которые пронизывают экономические обмены и часто необходимы для достижения индивидуальной, организационной и межорганизационной эффективности, что невозможно, когда экономическая действие «недостаточно социализировано». Такие факторы позволяют проводить множество обменов, даже когда ценообразование затруднено, деньги неуместны, рынки недоступны, права собственности неясны и небезопасны, а преследование собственных интересов недостаточно, чтобы гарантировать упорядоченные транзакции без должностных преступлений и оппортунизм. Другими словами, многие микроэкономические обмены не являются чисто диадическими, рациональными, корыстными и безличными, поскольку сотрудничество является обычным явлением между обменивающимися сторонами, которые часто подчиняются правилам, нормам и обычаям, тем самым развивая «социализированную рациональность». »Из-за« социальной укоренившейся экономической деятельности ». Кроме того, субъекты фирмы несут моральное обязательство учитывать «уместность» своих действий. Неудача связана с «недостаточно социализированным» поведением (например, «безбилетник »), но также с использованием «чрезмерно социализированного» поведения, такого как сговор и мошенничество (например, мафия).
Для политологов (например, Hirschman, 1970) нерыночный означает корректирующие меры, основанные на силе, используемые для улучшения все организации - экономические, политические, социальные и культурные - когда конкуренция между ними не может исправить их упадок или упадок. То есть при любой экономической, политической, социальной или культурной системе все люди и организации постоянно подвержены упущениям из-за эффективного, рационального, законопослушного, добродетельного или иного функционального поведения. Благосостояние общества оптимизируется только тогда, когда все организации - рыночные, государственные, гражданское общество и культура - конкурируют между собой, хотя неэффективные или неэффективные организации могут оставаться нечувствительными к конкуренции, потому что они могут использовать другие ресурсы (организационная слабость, государственное финансирование, взаимность, националистические предпочтения и т. Д.), Чтобы выжить даже в условиях упадка. Если конкуренция не приводит к «выходу» неэффективных или неэффективных организаций, то для изменения нежелательного положения дел необходим политический «голос» (петиции, мобилизация мнений, протесты, сопротивление и т. Д.). Таким образом, нерыночный связан с использованием власти (включая силу), когда субъекты используют свои права собственности и суверенитета для оказания влияния на других, которые используют те же права для сопротивления таким попыткам. «Выход» с рынка, а также нерыночный «голос» и «лояльность» используются всеми организациями, и исправление возможно с помощью этих механизмов, даже если институциональные неудачи остаются постоянным явлением во времени и месте.
Основываясь на этих четырех частичных определениях, Боддевин (2003) предложил следующее общее определение:
нерыночный относится к внутренним и внешним организующим и корректирующим факторам, которые обеспечивают порядок в рыночных и других типах социальных институтов и организации - экономические, политические, социальные и культурные - чтобы они могли функционировать эффективно и действенно, а также исправлять свои неудачи.
.