Архаический период, также известный как преорамный период, - это период в мезоамериканской хронологии, который начинается около 8000 г. до н.э. и заканчивается около 2000 г. до н.э. и обычно делится на ранний, средний и поздний архаические периоды. Этому периоду предшествует палеоиндийский (или литийский) период, за которым следует доклассический период. Ученые обнаружили, что трудно точно определить, когда начинается палеоиндейцы период заканчивается и архаика, но это, как правило, связано с изменением климата, связанный с переходом от плейстоцена к голоцена эпох, а также отсутствие вымерших плейстоценовых животных. Также обычно неясно, когда заканчивается архаический период и начинается доклассический период, хотя появление керамики, крупномасштабного сельского хозяйства и деревень сигнализирует о переходе.
Архаический период традиционно рассматривается как длительный переходный период между охотниками-собирателями палеоиндийского периода и увеличением сельскохозяйственных деревень в доклассическом периоде. Этот период известен одомашниванием основных мезоамериканских культур, развитием сельского хозяйства и началом оседлости. Основные события в сельском хозяйстве и оседлости в это время привели к возникновению сложных обществ в регионе. Эти события не были единообразными по всей Мезоамерике и часто различались по регионам.
Большинство памятников архаики плохо сохранились или не видны, что ограничивает способность археологов обнаруживать и изучать памятники архаического периода. В результате было идентифицировано не так много архаических памятников, хотя основные памятники, такие как Гила Накитц и Колха, были исследованы археологами. Наиболее известные архаические памятники находятся в высокогорье Мезоамерики или на побережье, хотя такие памятники есть и по всему региону.
В течение архаического периода мезоамериканские народы медленно превращались из кочевых охотников-собирателей в полуседлых или оседлых фуражиров и фермеров. На основе исследований на местах на Мексиканском побережье Мексиканского залива «s, центральной горной местности и побережья, кажется, что люди начали селиться в построенных, постоянных сел между 3000 и 1800 до н. Эти ранние деревни связаны со строительством скоропортящихся сооружений, использованием сельского хозяйства и участием в торговле, особенно торговле обсидианом. Это изменение было постепенным и варьировалось в зависимости от региона. Самыми ранними примерами этого изменения являются временные сезонные приюты, такие как Guilá Naquitz. Гила Накитц - это каменное убежище в долине Оахака, которое в период с 8000 по 6500 год до нашей эры было заселено по меньшей мере шесть раз группой кочевников. Другое каменное убежище, каменное убежище Эль-Гиганте в Южном нагорье Гондураса, в периоды ранней и средней архаики было сезонно заселено преимущественно мобильными народами. Судя по наличию определенных растений, каменное убежище было заселено в сезон дождей с июля по сентябрь, а затем в архаический период, около 4700 г. до н.э., с мая по октябрь.
Некоторые из самых ранних известных деревень появляются на морском побережье, особенно на побережьях Чьяпаса и Карибского моря. Вполне вероятно, что обильные ресурсы моря и лагуны могут легко поддержать долгосрочные круглогодичные поселения, побуждая людей первыми селиться в этих районах. Ракушечные курганы в этих местах хорошо видны, что, вероятно, помогло ученым их идентифицировать. Самый ранний из известных прибрежных курганов - это Серро-де-лас-Кончас, датируемый периодом между 5500 и 3500 годами до нашей эры. Судя по ограниченному разнообразию артефактов и останков фауны, Серро-де-лас-Кончас, похоже, был местом сбора и обработки морских ресурсов. Хотя кажется, что Серро-де-лас-Кончас был занят только сезонно, вполне вероятно, что внутренние базовые лагеря были заняты круглый год.
Более постоянные памятники обнаруживаются в археологических записях с большей частотой, начиная с 3000 г. до н.э. и позже. На месте Зохапилько на озере Чалко в бассейне Мексики есть свидетельства круглогодичного поселения до извержения вулкана около 3000 г. до н.э. На месте Колхи и близлежащих болот, таких как Паутинное болото и Болото Пуллтроузер, есть свидетельства постоянного поселения к 3000 г. до н. Э. Актун Халяль, каменное убежище в Белизе, было заселено с 2400 по 2130 год до нашей эры. Постоянные деревни можно увидеть даже позже в долине Оахака к 2000 году до нашей эры и в долине Теуакан к 1500 году до нашей эры. На основании этих выводов выясняется, что люди селились в богатых ресурсами районах, таких как побережья или озера, раньше, чем в полузасушливых и засушливых средах, таких как долины Оахака и Теуакан. По мере развития сельского хозяйства население увеличивалось, а поселения расширялись в более маргинальные, менее богатые ресурсами районы.
Растущая зависимость от одомашненных растений и сельского хозяйства происходила постепенно. Из-за разнообразных условий, таких как разные типы почвы, количество осадков и рельеф, людям, вероятно, потребовались тысячи лет, чтобы адаптировать методы ведения сельского хозяйства в Мезоамерике. Это изменение пищевых путей началось после позднего дриаса, когда в голоцене количество осадков увеличилось и окружающая среда стабилизировалась. Ресурсы, доступные кочевым охотникам-собирателям, вероятно, были изменены изменением климата, что заставило людей адаптировать новые способы добычи пищи. Хотя изменение климата стало катализатором изменений в производстве продуктов питания, считается, что факторы, побуждающие людей к одомашниванию растений и развитию сельского хозяйства, являются сложными и многочисленными. Архаические народы увеличили использование одомашненных растений, но по-прежнему полагались преимущественно на добычу диких растений и охоту на диких животных.
Самые ранние формы садоводства и начала одомашнивания были, вероятно, версиями «садоводства на заднем дворе», в котором архаические народы использовали небольшие участки поблизости от жилых районов для посадки и выращивания различных видов растений. По мере того, как сельское хозяйство интенсифицировалось и значение одомашненных культур росло, архаические народы начали использовать подсечно-огневое земледелие (также известное как подсечно-огневое ) для расчистки больших площадей земли дальше от жилых районов. Восстановленные каменные орудия, такие как колотые каменные тесла, по всей видимости, использовались, чтобы рубить деревья и копать, что свидетельствует о том, что архаические народы расчищали лес и обрабатывали землю. Палеоэкологические данные, такие как повышение уровня древесного угля, снижение уровня пыльцы деревьев и повышение уровня пыльцы кукурузы, указывают на то, что кукуруза и другие культуры выращивались подсечно-огневым способом еще в 7300 г. до н.э. в регионе Центрального Бальзаса и на Карибском побережье Мексики.. Подобные свидетельства повсеместной вырубки лесов наблюдаются примерно с 5200 г. до н.э. на побережье Персидского залива и примерно с 3500 г. до н.э. в низменностях майя. Вдоль побережья Чьяпаса уровни древесного угля увеличились после 3500 г. до н.э. и оставались высокими до 2600 г. до н.э., когда люди начали покидать прибрежные участки, что было связано с вырубкой лесов путем сжигания. По всему Северному Белизу палеоэкологические данные указывают на то, что люди начали выращивать кукурузу и маниок до 3000 г. до н.э., но повсеместная вырубка лесов и рост возделывания кукурузы начались только после 2400 г. до н.э. Позже, в архаический период и в доклассический период, мезоамериканские народы начали адаптировать различные методы ведения сельского хозяйства, такие как террасирование, приподнятые поля и севооборот, и менее исключительно использовать подсечно-огневые методы.
Мезоамерика - один из мировых центров самостоятельного одомашнивания растений. По мере того как люди стали вести оседлый образ жизни, они стали больше полагаться на определенные растения. Специализированные и интенсивные методы кормодобывания, такие как выборочный сбор более крупных семян для посадки и хранения, были частью процесса одомашнивания. Древние народы отбирали растения, которые можно было легко хранить и которые имели генетический состав, с которым они могли легко манипулировать, такие как кукуруза ( Zea mays ), перец чили (растения из рода Capiscum ), кабачки ( Cucurbita pepo ) и бобы (растения из Plaseolus). род). Выращивание одомашненных растений привело к увеличению количества и надежности поставок пищи для архаических народов, что позволило увеличить население и поселения.
Одной из наиболее важных культур, подлежащих одомашниванию, была кукуруза. Кукуруза была важным домашним продуктом для жителей Мезоамерики, поскольку она была очень продуктивной, удобной в хранении и питательной. Генетические и молекулярные исследования определили теозинте как дикого предка кукурузы. Кроме того, молекулярные данные свидетельствуют о том, что кукуруза была одомашнена однажды в регионе Бальзас, а затем распространилась в другие близлежащие регионы. Некоторые из самых ранних идентифицированных кукурузы появляются в Хайленд-Мексике. Два початка кукурузы из скального убежища Гила Накитц были датированы радиоуглеродом 4300 г. до н.э. Кукуруза появляется вдоль побережья Чьяпаса к 3000 г. до н.э., вероятно, распространена в результате торговли. Судя по присутствию пыльцы кукурузы в болотах, окружающих Колху около 3000 г. до н.э., к тому времени кукуруза также распространилась на Северный Белиз. Кукуруза также обнаружена в бассейне реки Мирадор рядом с Накбе в северной Гватемале к 2600 г. до н.э. и в Актун-Халяль в Центральном Белизе к 2210 г. до н.э.
Как и кукуруза, тыква также была одомашнена однажды, а затем распространилась через торговлю, но другие культуры, по-видимому, были одомашнены несколько раз различными группами мезоамериканских народов. Кабачок (Cucurbita pepo) был одомашнен в 8000 году до нашей эры на основании датированных останков кабачка, найденных в Гила Накитц. Бутылочная тыква ( Lagenaria siceraria ) также была одомашнена примерно в это время в том же районе, судя по датированным останкам на том же месте. Бутылочная тыква, однако, не была источником пищи, а использовалась преимущественно в качестве контейнера. На каменных орудиях архаического периода, найденных при раскопках в районе Фрешуотер-Крик в Северном Белизе, были обнаружены остатки различных сортов кукурузы, тыквы, бобов, маниока ( Manihot esculenta ) и перца чили, что указывает на то, что эти растения были одомашнены этим время.
Технологии, материалы и способы использования каменных орудий адаптировались и разнообразились в архаический период, особенно в Черт-несущей зоне Северного Белиза (NBCBZ) вокруг города Колха. NBCNZ сланец, также известный как Colha кремней, невероятно высокое качество и отличное от Chert, происходящих в других регионах. Колха черт стал обычным и важным материалом для изготовления каменных орудий примерно с 3000 г. до н.э. и продолжался в доклассический и классический периоды. В Колхе археологи обнаружили специальные мастерские по изготовлению теселок, что указывает на начало экономической специализации в производстве каменных орудий. Узкие тесла в том же стиле, что и тесла из Колхи, были найдены по всему региону. Эти орудия преимущественно двусторонней обработки изготавливаются из местного кремня. Стесненные тесла были инструментами общего назначения, используемыми для рубки леса и копания, вероятно, для вырубки леса и выращивания сельскохозяйственных культур. Острия Лоу и Лесопилка - другие двухсторонние каменные орудия, найденные по всей Мезоамерике. Эти наконечники, вероятно, использовались в копьях или гарпунах для охоты и рыбалки или в качестве ножей с рукояткой. Эти каменные орудия были мелко отслаивались с использованием различных техник, таких как отщепление твердым и мягким молотком, прямое давление и непрямой удар. Почти все техники обработки камня, практиковавшиеся в более поздние периоды, широко распространены и в архаический период. Зерна растительного крахмала, обнаруженные на орудиях из колотого камня и молотого камня, указывают на использование инструментов на обрабатывающих предприятиях, в частности, на установках для резки и измельчения.
Каменные орудия использовались для отслеживания возможных торговых сетей по всей Мезоамерике. Мало что известно о торговле в архаический период, но некоторые данные свидетельствуют о существовании местных торговых сетей и некоторой возможной торговли на дальние расстояния. Барбара Вурхис и ее коллеги утверждали, что прибрежные народы Чантуто в Южной Мексике торговали обсидианом. В кургане ракушек Тлакуачеро на побережье Чьяпаса было обнаружено 57 чешуек обсидиана, которые, по всей видимости, происходят из высокогорной Гватемалы. Кристин Нидербергер предполагает, что оседлые народы в бассейне Мексики торговали, чтобы получить иностранный зеленый обсидиан, а не путешествовали, чтобы собрать его непосредственно из источника. Кроме того, Colha Chert был обнаружен за пределами региона Colha Chert, что позволяет предположить, что торговые сети могли развиваться вокруг Colha Chert.
Многие важные архаические памятники расположены в пределах Хайленд Мексики, вероятно, из-за ранних обширных исследований архаического периода Ричардом Макнейшем в долине Теуакан.
Обычно неясно, когда заканчивается архаический период и начинается доклассический. Нет четкого различия между способами питания и орудиями поздней архаики и раннего доклассического периода. Судя по появлению керамики майя на важных памятниках доклассического периода, переход произошел примерно между 1200 и 800 гг. До н.э. и отличался по регионам.
Другой вопрос, были ли архаические народы в регионе майя тем же народом, что и в доклассическом периоде. Существует мало единого мнения о природе, идентичности или происхождении самых ранних майя, что осложняется разногласиями по поводу того, что составляет культуру майя. Основываясь на сходстве в стилях керамики, таких как двойные разрывы, похожие промахи, включения закалки и формы сосудов, ранее считалось, что низменности майя были заняты людьми, говорящими на миксе-зоке, мигрировавшими с перешейка Теуантепек. Терренс Кауфман предположил, что низменности были заселены прото-майя-говорящими людьми из высокогорья, потому что прото-майяские языки разделились примерно в 2200 году до нашей эры в высокогорьях, а отколовшиеся группы появились в низинах примерно в 1400 году до нашей эры. Другие предполагают, основываясь на преемственности в способах питания и технологиях изготовления каменных орудий, что архаические народы в низинах разработали или изучили керамические технологии и стали первыми майя. Рассказы о происхождении майя классического периода описывают привязку даты начала календаря Длинного счета к дате архаического периода (3114 г. до н.э.), аналогичной дате начала садоводства и одомашнивания в низинах, что указывает на то, что сами майя могли иметь проследили свое происхождение до архаического периода.
Арнольд, Филип Дж. III. (2012) «Развитие сложных обществ в период становления Тихого океана в Гватемале и Чьяпасе». Оксфордский справочник по археологии Мезоамерики : Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195390933.
Джойс, Розмари и Джон Хендерсон. (2001). «Начало деревенской жизни в Восточной Мезоамерике». Латиноамериканская древность, 12 (1), 5–23. JSTOR 971754
Кеннетт, Дуглас. (2012). «Сборщики и фермеры архаического периода в Мезоамерике». Оксфордский справочник по археологии Мезоамерики : Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195390933.
Лозе, Джон К. (2010). «Архаические истоки низменных майя». Латиноамериканская древность, 21 (3), 312–352. JSTOR 25766996
Пиперно, Долорес Р. и Брюс Д. Смит. (2012). «Истоки производства продуктов питания в Мезоамерике». Оксфордский справочник по археологии Мезоамерики : Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195390933.
Розенсвиг, Роберт. (2015). «Мозаика адаптации: археологические находки архаического периода Мезоамерики». Журнал археологических исследований, 23 (2), 115–162. DOI : 10.1007 / s10814-014-9080-х
Розенсуиг, Роберт, Дебора Пирсолл, Мэрилин Массон, Брендон Каллтон и Дуглас Кеннетт. (2014). «Поселение архаического периода и жизнеобеспечение в низменностях майя: новые крахмальные зерна и каменные данные из пресноводного ручья, Белиз». Журнал археологической науки, 41, 308–321. DOI : 10.1016 / j.jas.2013.07.034
Акционер, Роберт и Лоа Тракслер. (2006). Древние майя (6-е изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804748179