Мегаструктура - это архитектурная и урбанистическая концепция послевоенных эпох, которая предполагает город или городскую форму, которые могут быть заключены в массивную единую рукотворную структуру или относительно небольшое количество взаимосвязанных структур.. В мегаструктурном проекте порядки и иерархии создаются с помощью больших и постоянных структур, поддерживающих малые и переходные.
Согласно Джону В. Куку и Генриху Клотцу, лексическое значение мегаструктуры - это чрезмерно масштабная, колоссальная, состоящая из нескольких единиц архитектурная масса. Послевоенные движения мегаструктуры, возглавляемые авангардом архитектурными группами, такими как Metabolists и Archigram, рассматривали мегаструктуру как инструмент для решения проблем городского беспорядка.
Когда-то мегаструктура была доминирующей тенденцией в архитектуре 1960-х, что привело к многочисленным радикальным архитектурным предложениям и нескольким строительным проектам.
Появление мегаструктурных персонажей в построенных формах можно найти в доиндустриальных построенных формах, таких как Понте Веккьо во Флоренции, Италия. Этот многоуровневый мост, построенный в 1345 году, имеет многочисленные постройки и магазины, расположенные на его конструкциях над рекой Арно. Хотя нет никаких свидетельств того, что система была спроектирована архитектором, архитектор Пол Рудольф в беседе с Джоном Куком и Генрихом Клотцем назвал мост лучшей моделью мегаструктуры.
Центральный вокзал Милана Проект, разработанный Антонио Сант'Элиа в 1914 году, является одним из самых влиятельных предшественников послевоенных мегаструктурных движений. Как отметил Рейнер Банхам в своей книге «Мегаструктура: городское будущее недавнего прошлого», Центральный вокзал Милана не только изобрел пространственное расположение огромного здания, соединяющегося с городскими транспортными артериями, но также разработал конструктивную конструкцию А-образной рамы. Система, которая затем широко использовалась в предложениях по мегаструктурам.
После Второй мировой войны, в серии конкурсов на проектирование институциональных зданий в Великобритании, таких как конкурс Шеффилдского университета (1953), в некоторых схемах проявились мегаструктурные подходы которые включали мелкие строительные объекты, поддерживаемые архитектурными каркасами внутри гигантских зданий.
Рост движений мегаструктур произошел в 1959 году, когда японский архитектор Кензо Танге и его студенты из Массачусетского технологического института (MIT) опубликовал проект Бостонской гавани. Этот проект считается первой настоящей мегаструктурой. За публикацией последовало появление движений мегаструктур по всему миру.
Фумихико Маки в 2010 годуНа Всемирной конференции дизайна 1960 года в Токио группа японских архитекторов представила манифест метаболизма с их мегаструктурными подходами к архитектуре и урбанизму. Фумихико Маки, один из основных членов Metabolists, продвигал мегаструктуру как большую, вмещающую множество функций и городскую среду. Согласно Project Japan Metabolism Talks, основной подход мегаструктуры в рамках Метаболизма - это создание искусственных земель, оборудованных инфраструктурой. Этот подход, воплощенный в проекте Оушен-Сити (Киёнори Кикутакэ, 1962) и проекте реконструкции станции Синдзюку (Фумихико Маки, 1962), направлен на предоставление большего пространства для реализации небольших программ в перегруженном городе.
В то же время европейские архитекторы также инициировали движение мегаструктур, создавая мегаструктурные группы и школы с различными теориями и подходами. Одной из самых влиятельных групп среди них была Archigram из Архитектурной ассоциации в Лондоне. В брошюре 1961 года «Архиграмма I» группа выступала за мегаструктурный подход к зданиям и городам, который подчеркивает технологии, инфраструктуру и динамические движения внутри мегаструктур (Саймон Сэдлер, Архиграмма: Архитектура без архитектуры). Проекты Archigram, такие как Walking City (Рон Херрон, 1964) и Plug-in-City (Peter Cook, 1964), иллюстрировали будущее города, в котором модульные конструкции и передвижные городские образования напоминают веселье и гибкость.
Рейнер Бэнхэм видел 1964 год как «мегагод», в котором движение мегаструктур по всему миру завершилось разнообразными подходами, которые превратились в общее место для решения серьезных задач, таких как социальная и экономическая ответственность. Во многих проектах мегаструктуры использовались как инструмент для увеличения коммерческой ценности земли и сглаживания транспортных сетей на транспортных узлах.
Expo 67, проходившая в Монреале, Квебек, была значительным событием для движения мегаструктур. Во время выставки были представлены различные павильоны мегаструктуры, такие как павильоны США, Нидерландов и тематические павильоны, а также Habitat '67.
архитектурных критиков, посетивших выставку, поразили монреальские зерновые элеваторы, которые с их сетями закрытых конвейерных лент, непреодолимо вызывали образы мегаструктур, рекламируемых в экспериментальных кругах.
В дополнение к выставленным мегаструктурам, система метро Монреаля также вызвала мегаструктуры, так как она напрямую связана с несколькими зданиями в центре города, которые в конечном итоге превратились в знаменитый Подземный город.
После авангардных движений 1960-х мегаструктура в основном предлагалась и практиковалась в академических кругах. Однако Рейнер Бэнхэм определил некоторые проекты университетов и больниц, основанные на мегаструктурных подходах, с модульными, взаимосвязанными зданиями и ориентированной на пешеходов средой. Он выделяет Центр медицинских наук Университета Макмастера (Craig, Zeidler and Strong) в Гамильтоне, Онтарио, который открылся в 1972 году, и Свободный университет Берлина (Candilis / Josic / Woods / Schidhelm), спроектированный в 1963 году и построенный в два этапа между 1967. и 1979, которые являются проектами, разработанными с использованием мегаструктурных подходов.
Проект Бостонской гавани - экспериментальный жилищный проект выполнено студентами Массачусетского технологического института под руководством Кензо Танге, который был приглашенным преподавателем в институте в 1959 году. Результатом проекта стала мегаструктура с А-образной рамой, образованной двумя расширяемыми корпусами. Каждый блок состоит из нескольких ярусов платформ для строительства жилых домов. Ряд транспортных инфраструктур, включая дороги и монорельсовые пути, размещены в пустоте между двумя блоками.
Проект реконструкции Синдзюку является крупномасштабным проекты городского дизайна в рамках движения метаболизма Японии. В этом проекте Маки предложил расширяемое городское пространство, состоящее из искусственных наземных платформ и площадей на земле и над ней. Эти структуры охватывают станцию Синдзюку и позволяют строить новые магазины и жилые дома.
Plug-in- City - один из самых известных дальновидных проектов, выполненных членами Archigram. Проект демонстрирует мегаструктуру с системой «комплект частей», в которой стандартные жилые единицы производятся серийно и включаются в серию инфраструктурных структур.
Ходячий город представляет собой утопические человеческие поселения, похожие на роботов или искусственные организмы с механическими ногами, которые перемещают жителей вместе с их домами в разные города и места.