A мегапроект чрезвычайно крупный -масштаб инвестиции проект. Согласно Оксфордскому справочнику по управлению мегапроектами, «мегапроекты - это крупномасштабные, сложные предприятия, которые обычно стоят 1 миллиард долларов и более, на разработку и создание уходит много лет, с участием множества государственных и частных заинтересованных сторон, трансформирующие и затрагивающие миллионы людей». Однако 1 миллиард долларов не является ограничением при определении мегапроектов; в некоторых контекстах необходим относительный подход, например, в развивающихся странах, где гораздо меньший проект (например, с бюджетом в 100 миллионов долларов) мог бы стать мегапроектом. Поэтому более общее определение таково: «Мегапроекты - это временные начинания (т.е. проекты), характеризующиеся: крупными инвестиционными обязательствами, огромной сложностью (особенно с организационной точки зрения) и длительным воздействием на экономику, окружающую среду и общество».
Бент Фливбьерг, профессор бизнес-школы Саида при Оксфордском университете, говорит, что в глобальном масштабе мегапроекты составляют 8 процентов от общего мирового ВВП. Мегапроекты относятся не только к строительным проектам, но и к проектам вывода из эксплуатации, которые могут достигать многомиллиардных бюджетов, имеют высокий уровень инноваций и сложности и подвержены ряду технико-социально-экономических и организационных проблем.
Требуется осторожность в процессе разработки проекта, чтобы уменьшить любую возможную предвзятость к оптимизму и стратегическое искажение, поскольку существует любопытный парадокс, при котором предлагается все больше и больше мегапроектов, несмотря на их стабильно низкие показатели по сравнению с первоначальными прогнозами бюджета, графика и выгод.
Мегапроекты часто страдают от коррупции, что приводит к более высоким затратам и меньшей выгоде.
Согласно в Европейское сотрудничество в области науки и технологий (COST) мегапроекты характеризуются как th за "чрезвычайную сложность (как в техническом, так и в человеческом плане) и долгую историю плохой доставки". Мегапроекты привлекают большое внимание общественности из-за значительного воздействия на сообщества, окружающую среду и бюджеты, а также из-за высоких затрат. Мегапроекты также можно определить как «физические, очень дорогие и публичные инициативы».
мегапроекты включают мосты, туннели, шоссе, железные дороги, аэропорты, морские порты, электростанции, плотины, сточные воды проекты, особые экономические зоны, нефть и природный газ добыча проекты, общественные здания, информационные технологии системы, аэрокосмические проекты, системы вооружения, крупномасштабные спортивные мероприятия и, в последнее время, перепланировка береговой линии смешанного назначения ; однако наиболее распространенные мегапроекты относятся к категориям гидроэлектростанций, атомных электростанций и крупных проектов общественного транспорта. Мегапроекты могут также включать крупномасштабные и дорогостоящие инициативы в области научных исследований и инфраструктуры, такие как секвенирование генома человека, значительный глобальный прогресс в генетике и биотехнологии.
Согласно Бенту Фливбьергу : «Как правило,« мегапроекты »измеряются миллиардами долларов,« крупные проекты »- сотнями миллионов, а« проекты »- миллионами и десятками миллионов.. "
Логика, на которой построены многие типичные мегапроекты, - это коллективные выгоды; например, электричество для всех (кто может платить), доступ к дорогам (для тех, у кого есть машины) и т. д. Они также могут служить средством открытия границ. Мегапроекты подвергались критике за их процессы планирования сверху вниз и их пагубное влияние на определенные сообщества. Крупномасштабные проекты часто приносят пользу одной группе людей, но ставят в невыгодное положение другую, например, плотина «Три ущелья» в Китае, крупнейший гидроэнергетический проект в мире, потребовал перемещения 1,2 миллиона фермеров. В 1970-х годах восстания на автомагистралях в некоторых западных странах привели к тому, что городские активисты выступили против планов правительства по сносу зданий для строительства автострад на том основании, что такие сносы несправедливо поставят городской рабочий класс в невыгодное положение и принесут пользу пассажирам. Антиядерные протесты против предлагаемых атомных электростанций в США и Германии предотвратили развитие событий из-за экологических и социальных проблем.
В последнее время были выявлены новые типы мегапроектов, которые больше не соответствуют старым модели были единичными и монолитными по своим целям, но стали довольно гибкими и разнообразными, например, схемы редевелопмента набережной, которые, кажется, предлагают что-то каждому. Однако, как и старые мегапроекты, новые также исключают «широкий спектр социальных практик, воспроизводя, а не устраняя городское неравенство и лишение избирательных прав». Из-за обилия землепользования «эти мегапроекты сдерживают рост оппозиционных и спорных практик». Коллективные выгоды, которые часто являются основной логикой мегапроекта, здесь сводятся к индивидуализированной форме общественного блага.
Фливбьерг утверждает, что политиков привлекают мегапроекты по четырем причинам:
Сторонники инфраструктуры development выступают за финансирование крупномасштабных проектов для создания долгосрочных экономических выгод. Инвестирование в мегапроекты с целью стимулирования экономики в целом было популярной политической мерой после экономического кризиса 1930-х годов. Недавними примерами являются программа стимулирования экономики Китая на 2008–2009 гг. , план стимулирования Европейского Союза на 2008 г. и Закон о восстановлении и реинвестировании Америки 2009 г..
Мегапроекты часто привлекают капитал на основе ожидаемой прибыли - хотя проекты часто превышают бюджет и со временем, а рыночные условия, такие как цены на сырье, могут измениться. Обеспокоенность перерасходом средств часто выражается критиками мегапроектов на этапе планирования. Бент Фливбьерг отметил наличие стимулов для завышения доходов, недооценки затрат и преувеличения будущих социальных и экономических выгод из-за отсутствия механизмов подотчетности и распределения рисков. Если мегапроект реализуется в стране с соответствующей коррупцией, вероятность и масштабы превышения бюджета возрастают.
Одним из наиболее сложных аспектов мегапроектов является получение достаточного финансирования. Алан Альтшулер и Дэвид Люберофф обнаружили, что творческое и политически грамотное политическое руководство необходимо для обеспечения ресурсов, а также для создания общественной поддержки, смягчения критики и управления конфликтами на протяжении многих лет планирования, утверждения и реализации. Другие проблемы, с которыми сталкиваются эти планирующие мегапроекты, включают законы и нормативные акты, расширяющие права и возможности общественных групп, оспариваемую информацию и методологии, высокий уровень неопределенности, предотвращение воздействия на окрестности и окружающую среду, а также попытки решить опасную проблему.
экономическая составляющая мегапроекта. неудачи (и успехи) имеют общие характеристики. По словам Джона Каннингема, оценка их успеха или неудачи может быть достигнута путем сравнения их производительности с этими общими характеристиками, чтобы смягчить последствия неудач и исправить проблемный мегапроект.