Морис Аскалон ( иврит : מוריס אשקלון ; 1913–2003) был израильским дизайнером и скульптором. По некоторым сведениям, он считался отцом современного израильского движения декоративного искусства.
Морис Аскалон родился как Моше Кляйн в восточной Венгрии. С раннего возраста он был полон решимости преследовать свои художественные устремления, однако для этого он был вынужден отказаться от своих ультрарелигиозных хасидских еврейских корней, поскольку художественное самовыражение не одобрялось в восточно-венгерском местечке, в котором он был поднят. Когда ему было 15 лет, Кляйн оставил свою семью и дом детства, чтобы изучать искусство в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Он взял с собой глубокое понимание ритуалов и традиций еврейских церемоний, которые он позже применил в своих художественных начинаниях.
В 1934 году, пройдя формальное художественное образование в Брюсселе, а затем в Милане, Морис Аскалон иммигрировал на землю Израиля (тогда британский мандат в Палестине ). Там он встретил свою будущую жену, Зипору Картужинскую, польскую еврейку, внучку выдающегося картографа и ученого с той же фамилией. (Зипора, которая умерла в 1982 году, в конце жизни стала самостоятельным скульптором, создав великолепные барельефы, изображающие местечковую жизнь ее детства).
В 1939 году Морис Аскалон спроектировал и создал огромную чеканную медную рельефную скульптуру высотой 4,3 м с тремя фигурами «Труженик земли, рабочий и ученый», которая украсила фасад еврейской Палестины. Павильон Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года. Аскалону было поручено создать это произведение для исторически значимого Павильона, который познакомил мир с концепцией современного еврейского государства. (Работа сейчас является частью коллекции Института еврейского обучения и лидерства Спертуса в Чикаго.)
В конце 1930-х годов Аскалон основал израильскую компанию по производству декоративно-прикладного искусства Pal-Bell, которая производила бронзовые и латунные меноры торговой марки, а также другие предметы иудейского и светского декоративного искусства и функциональные предметы, которые в больших количествах экспортировались по всему миру. Хорошо узнаваемые дизайны Мориса Аскалона, некоторые в стиле ар-деко, другие в более традиционном стиле, привносят в израильские металлические изделия намеренно нанесенную химически зеленую патину ( вердигрис ), которая в настоящее время является визитной карточкой израильской ремесленной промышленности. Во время войны за независимость Израиля в 1948 году Морис разработал боеприпасы для израильской армии и по просьбе израильского правительства модернизировал свой завод для производства боеприпасов для военных. В 1956 году Морис иммигрировал в США.
Во второй половине 1950-х - 1960-х годах Морис проживал в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Он приобрел репутацию мастера-серебряника, создавая для синагог великолепные короны Торы и другие предметы еврейского церемониального искусства, о которых он впервые узнал в юности. Какое-то время он преподавал скульптуру на факультете изящных искусств Университета иудаизма (ныне Американский еврейский университет ) в Лос-Анджелесе.
В конце 1970-х мастерская Мориса, теперь официально именуемая Ascalon Studios, переехала в район Филадельфии. Он стал (и до сих пор остается под руководством сына Мориса, Дэвида Аскалона ) многогранной арт-студией, занимающейся дизайном и созданием специфического искусства для богослужений и общественных мест.
В феврале 2003 года Морис Аскалон отметил свое 90-летие как житель Куэрнаваки, Мексика, где он жил со своим старшим сыном Адиром Аскалоном (Адир был художником-сюрреалистом и скульптором, сотрудничавшим с известным мексиканским художником-монументалистом Давидом Альфаро Сикейросом ). В августе 2003 года Морис Аскалон скончался от осложнений, связанных с болезнью Паркинсона, болезнью, которую он перенес на протяжении большей части последнего десятилетия своей жизни.
В заказ Мориса Аскалона входят постоянные установки в богослужениях и общественных местах в Соединенных Штатах, Мексике и Израиле. Его работы выставлялись и находятся среди коллекций таких учреждений, как Еврейский музей (Нью-Йорк), Музей истории американского еврейства в Филадельфии, Институт еврейского обучения и лидерства Спертуса в Чикаго, Музей Эрец-Исраэль в Тель-Авиве и Университет иудаизма в Лос-Анджелесе.