иудаизм

редактировать

иудаизм
יַהֲדוּת ‎ Яхадут
Иудаика.jpg Иудаика (по часовой стрелке сверху): субботние подсвечники, чаша для омовения рук, Хумаш и Танах, указатель Торы, шофар и ящик для этрога.
Тип Этническая религия
Классификация Авраамический
Писание Еврейская Библия
Богословие Монотеистический
Лидеры еврейское руководство
Движения Еврейские религиозные движения
Ассоциации Еврейские религиозные организации
Область, край Преобладающая религия в Израиле и широко распространенная во всем мире как меньшинства
Язык Библейский иврит Библейский арамейский
Главное управление Иерусалим ( Сион )
Основатель Авраам (традиционный)
Источник 1- е тысячелетие до н. э. 20–18 вв. до н. э. (традиционно) Иудея Месопотамия (традиционно)
Отделен от яхвизм
Конгрегации еврейские религиозные общины
Члены в.14–15 миллионов
Министры Раввины

Иудаизм является авраамической, монотеистической и этнической религией, объединяющей коллективные религиозные, культурные и правовые традиции и цивилизацию еврейского народа. Он имеет свои корни как организованная религия на Ближнем Востоке в эпоху бронзы. Некоторые ученые утверждают, что современный иудаизм развился из яхвизма, религии древнего Израиля и Иудеи, к концу 6 века до н.э. и, таким образом, считается одной из древнейших монотеистических религий. Религиозные евреи считают иудаизм выражением завета, который Бог заключил с израильтянами, их предками. Он охватывает широкий спектр текстов, практик, богословских позиций и форм организации.

Тора, как ее обычно понимают евреи, является частью более крупного текста, известного как Танах. Танах также известен светским религиоведам как еврейская Библия, а христианам как « Ветхий Завет ». Дополнительная устная традиция Торы представлена ​​более поздними текстами, такими как Мидраш и Талмуд. Еврейское слово Тора может означать «учение», «закон» или «наставление», хотя «Тора» также может использоваться как общий термин, относящийся к любому еврейскому тексту, который расширяет или развивает оригинальные Пятикнижие Моисея. Представляя ядро ​​еврейской духовной и религиозной традиции, Тора представляет собой термин и набор учений, которые явно позиционируются как охватывающие не менее семидесяти, а потенциально и бесконечное количество аспектов и интерпретаций. Тексты, традиции и ценности иудаизма сильно повлияли на более поздние авраамические религии, включая христианство и ислам. Гебраизм, как и эллинизм, сыграл основополагающую роль в формировании западной цивилизации благодаря своему влиянию в качестве основного фонового элемента раннего христианства.

В иудаизме существует множество религиозных движений, большинство из которых возникли из раввинистического иудаизма, согласно которому Бог открыл свои законы и заповеди Моисею на горе Синай в форме как Письменной, так и Устной Торы. Исторически сложилось так, что все или часть этого утверждения оспаривались различными группами, такими как саддукеи и эллинистический иудаизм в период Второго Храма ; караимы раннего и позднего средневековья; и среди сегментов современных неправославных конфессий. Некоторые современные ветви иудаизма, такие как гуманистический иудаизм, можно считать светскими или нетеистическими. Сегодня крупнейшими еврейскими религиозными движениями являются ортодоксальный иудаизм ( харедимский иудаизм и современный ортодоксальный иудаизм ), консервативный иудаизм и реформистский иудаизм. Основными источниками различий между этими группами являются их подходы к галахе (еврейскому закону), авторитет раввинистической традиции и значение Государства Израиль. Ортодоксальный иудаизм утверждает, что Тора и галаха имеют божественное происхождение, вечны и неизменны и что им следует строго следовать. Консервативный и реформистский иудаизм более либеральны, при этом консервативный иудаизм обычно продвигает более традиционалистскую интерпретацию требований иудаизма, чем реформистский иудаизм. Типичная позиция реформ состоит в том, что галаху следует рассматривать как набор общих указаний, а не как набор ограничений и обязательств, соблюдение которых требуется от всех евреев. Исторически так сложилось, что соблюдение галахи обеспечивали специальные суды ; сегодня эти суды все еще существуют, но практика иудаизма в основном носит добровольный характер. Власть в богословских и юридических вопросах принадлежит не какому-то одному лицу или организации, а священным текстам, раввинам и ученым, которые их интерпретируют.

Евреи — это этнорелигиозная группа, включающая тех, кто родился евреем (или « этническим евреем »), в дополнение к обращенным в иудаизм. В 2019 году еврейское население мира оценивалось примерно в 14,7 миллиона человек, или примерно 0,19% от общей численности населения мира. Около 46,9% всех евреев проживают в Израиле, еще 38,8% проживают в Соединенных Штатах и ​​​​Канаде, при этом большая часть остальных проживает в Европе, а другие группы меньшинств рассредоточены по Латинской Америке, Азии, Африке и Австралии.

Содержание

  • 1 этимология
  • 2 История
    • 2.1 Происхождение
    • 2.2 Античность
  • 3 Определение характеристик и принципов веры
    • 3.1 Основные принципы
  • 4 Религиозные тексты
    • 4.1 Юридическая литература
    • 4.2 Еврейская философия
    • 4.3 Раввинская герменевтика
  • 5 еврейская идентичность
    • 5.1 Различие между евреями как народом и иудаизмом
    • 5.2 Кто такой еврей?
    • 5.3 Еврейская демография
  • 6 еврейских религиозных движений
    • 6.1 раввинистический иудаизм
      • 6.1.1 Иудаизм сефардов и мизрахи
      • 6.1.2 Еврейские движения в Израиле
    • 6.2 Караимы и самаритяне
    • 6.3 Хайманот (эфиопский иудаизм)
    • 6.4 Светский иудаизм
    • 6.5 Ноахид ( движение Бней Ноах)
  • 7 еврейских обрядов
    • 7.1 Еврейская этика
    • 7.2 Молитвы
    • 7.3 Религиозная одежда
    • 7.4 Еврейские праздники
      • 7.4.1 Шаббат
      • 7.4.2 Три фестиваля паломничества
      • 7.4.3 Высокие святые дни
      • 7.4.4 Пурим
      • 7.4.5 Ханука
      • 7.4.6 Постные дни
      • 7.4.7 Израильские праздники
    • 7.5 Чтения Торы
    • 7.6 Синагоги и культовые сооружения
    • 7.7 Диетические законы: кашрут
    • 7.8 Законы ритуальной чистоты
      • 7.8.1 Семейная чистота
    • 7.9 События жизненного цикла
  • 8 лидерство сообщества
    • 8.1 Классическое священство
    • 8.2 Молитвенные лидеры
    • 8.3 Специализированные религиозные роли
    • 8.4 Исторические еврейские группировки (до 1700 г.)
    • 8.5 Преследования
    • 8.6 Хасидизм
    • 8.7 Просвещение и новые религиозные движения
    • 8.8 Спектр наблюдения
  • 9 Иудаизм и другие религии
    • 9.1 Христианство и иудаизм
    • 9.2 Ислам и иудаизм
    • 9.3 Синкретические движения, включающие иудаизм
  • 10 Критика
  • 11 См. также
  • 12 сносок
  • 13 Библиография
    • 13.1 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки

Этимология

Маккавеи Войцеха Статтлера ( 1842 г.)

Термин иудаизм происходит от Iudaismus, латинизированной формы древнегреческого Ioudaismos (Ἰουδαϊσμός) (от глагола ἰουδαΐζειν, «встать на сторону [иудеев] или подражать им»). Его основным источником был еврейский יהודה, Иегуда, « Иуда », который также является источником еврейского термина для иудаизма: יַהֲדוּת, Яхадут. Термин Ἰουδαϊσμός впервые появляется в эллинистической греческой книге 2 Маккавеев во 2 веке до нашей эры. В контексте эпохи и периода это означало «стремление или формирование части культурной общности» и напоминало его антоним hellenismos, слово, которое означало подчинение народа эллинским ( греческим ) культурным нормам. Конфликт между iudaismos и hellenismos лежит в основе восстания Маккавеев и, следовательно, изобретения термина iudaismos.

Шей Дж. Д. Коэн пишет в своей книге «Истоки еврейства»:

У нас, конечно, возникает искушение перевести [ Ioudaïsmós ] как «иудаизм», но этот перевод слишком узок, потому что в этом первом употреблении термина Ioudaïsmós еще не было сведено к обозначению религии. Это означает скорее «совокупность всех тех характеристик, которые делают иудеев иудеями (или евреями-евреями)». Среди этих характеристик, безусловно, есть обычаи и верования, которые мы сегодня назвали бы «религиозными», но эти обычаи и верования не являются единственным содержанием этого термина. Таким образом, Ioudaïsmós следует переводить не как «иудаизм», а как иудаизм.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, самая ранняя цитата на английском языке, где этот термин использовался для обозначения «исповедания или практики еврейской религии; религиозной системы или государственного устройства евреев», - это «Новые хроники Англии и Фраунса » Роберта Фабиана (1516 г.).). «Иудаизм» как прямой перевод латинского Iudaismus впервые встречается в английском переводе апокрифов 1611 г. ( Второканон в католическом и восточном православии ), 2 Макк. II. 21: «Те, кто вел себя мужественно в своей чести за иудаизм».

История

Основная статья: еврейская история Этот раздел посвящен истории иудаизма. Книгу о древнем иудаизме см. в « Древний иудаизм (книга)».

Истоки

Основная статья: Истоки иудаизма Дополнительная информация: яхвизм, древняя ханаанская религия и древняя семитская религия. Картина Моисея украшает синагогу Дура-Европос, датируемая 244 г. н.э.

По своей сути Еврейская Библия (Танах) представляет собой отчет об отношениях израильтян с Богом с самой ранней их истории до строительства Второго Храма (ок. 535 г. до н.э.). Авраама называют первым евреем и отцом еврейского народа . В награду за его акт веры в единого Бога ему было обещано, что Исаак, его второй сын, унаследует Землю Израиля (тогда называвшуюся Ханаан ). Позже потомки сына Исаака Иакова были порабощены в Египте, и Бог повелел Моисею возглавить Исход из Египта. На горе Синай они получили Тору — пять книг Моисея. Эти книги вместе с Невиим и Кетувим известны как Тора Шебихтав , в отличие от Устной Торы, которая относится к Мишне и Талмуду. В конце концов, Бог привел их в землю Израиля, где скиния была установлена ​​в городе Силом более чем на 300 лет, чтобы сплотить нацию против нападающих врагов. Со временем духовный уровень нации упал до такой степени, что Бог позволил филистимлянам захватить скинию. Затем народ Израиля сказал пророку Самуилу, что им должен управлять постоянный царь, и Самуил назначил Саула своим царем. Когда народ заставил Саула пойти против повеления, переданного ему Самуилом, Бог сказал Самуилу назначить Давида вместо него.

Стена Плача в Иерусалиме — это остатки стены, окружающей Второй Храм. Храмовая гора – самое святое место в иудаизме.

Как только царь Давид был основан, он сказал пророку Нафану, что хотел бы построить постоянный храм, и в качестве награды за его действия Бог пообещал Давиду, что он позволит своему сыну Соломону построить Первый Храм, и трон будет никогда не отходить от своих детей.

Раввинская традиция считает, что детали и толкование закона, которые называются Устной Торой или устным законом, изначально были неписаной традицией, основанной на том, что Бог сказал Моисею на горе Синай. Однако по мере того, как гонения на евреев усиливались и подробности были под угрозой забвения, эти устные законы были записаны раввином Иудой Ха-Наси (Иудой-принцем) в Мишне, отредактированной около 200 г. н.э. Талмуд был компиляцией как Мишны, так и Гемары, раввинских комментариев, отредактированных в течение следующих трех столетий. Гемара возникла в двух основных центрах еврейской науки, Палестине и Вавилонии. Соответственно, были разработаны два направления анализа и созданы два произведения Талмуда. Старая компиляция называется Иерусалимским Талмудом. Он был составлен где-то в IV веке в Палестине. Вавилонский Талмуд был составлен на основе обсуждений в учебных домах учеными Равиной I, Равиной II и равом Аши к 500 г. н.э., хотя его продолжали редактировать и позже.

По мнению критически настроенных ученых, Тора состоит из противоречивых текстов, отредактированных вместе таким образом, что привлекает внимание к расходящимся версиям. Некоторые из этих ученых, такие как профессор Мартин Роуз и Джон Брайт, предполагают, что в период Первого Храма народ Израиля верил, что у каждой нации есть свой собственный бог, но что их бог превосходит других богов. Некоторые предполагают, что строгий монотеизм развился во время вавилонского изгнания, возможно, как реакция на зороастрийский дуализм. С этой точки зрения, только к эллинскому периоду большинство евреев пришли к убеждению, что их бог был единственным богом, и что сформировалось представление о четко ограниченной еврейской нации, идентичной еврейской религии. Джон Дэй утверждает, что происхождение библейских Яхве, Эль, Ашеры и Баала может быть связано с более ранней ханаанской религией, которая была сосредоточена на пантеоне богов, подобно греческому пантеону.

Античность

Основные статьи: Древний Израиль и Иудея, Вавилонский плен, Иудаизм Второго Храма, Хасмонеевское царство, провинция Иудея, Первая еврейско-римская война и восстание Бар-Кохбы

Согласно еврейской Библии, Объединенная монархия была создана при Сауле и продолжалась при царях Давиде и Соломоне со столицей в Иерусалиме. После правления Соломона нация разделилась на два царства : Израильское царство (на севере) и Иудейское царство (на юге). Израильское царство было разрушено около 720 г. до н.э., когда оно было завоевано Неоассирийской империей ; многие люди были взяты в плен из столицы Самарии в Мидию и долину реки Хабур. Иудейское царство оставалось независимым государством, пока не было завоевано Навуходоносором II из Нововавилонской империи в 586 г. до н.э. Вавилоняне разрушили Иерусалим и Первый Храм, который был центром древнего еврейского культа. Иудеи были сосланы в Вавилон, что считается первой еврейской диаспорой. Позже многие из них вернулись на родину после последующего завоевания Вавилона Персидской империей Ахеменидов семьдесят лет спустя, событие, известное как Возвращение в Сион. Был построен Второй Храм, и возобновились старые религиозные обряды.

В первые годы существования Второго Храма высшим религиозным авторитетом был совет, известный как Великое собрание, во главе с писцом Эзрой. Среди других достижений Великого Собрания в это время были написаны последние книги Библии и запечатан канон. Эллинистический иудаизм распространился на птолемеевский Египет с 3 века до нашей эры.

Во время Великого еврейского восстания (66–73 гг. н. э.) римляне разграбили Иерусалим и разрушили Второй Храм. Позднее римский император Адриан построил на Храмовой горе языческого идола и запретил обрезание; эти акты этноцида спровоцировали восстание Бар-Кохбы (132–136 гг. Н. Э.), После которого римляне запретили изучение Торы и празднование еврейских праздников и насильственно выселили практически всех евреев из Иудеи. Однако в 200 г. н.э. евреям было предоставлено римское гражданство, а иудаизм был признан religio licita («законной религией») до подъема гностицизма и раннего христианства в четвертом веке.

После разрушения Иерусалима и изгнания евреев еврейское богослужение перестало быть централизованно организованным вокруг Храма, место жертвоприношения заняла молитва, а богослужение было перестроено вокруг общины (представленной как минимум десятью взрослыми мужчинами) и учреждением авторитет раввинов, выступавших учителями и руководителями отдельных общин.

Тора в сефардском стиле Тора в ашкеназском стиле

Определение характеристик и принципов веры

Дополнительная информация: Бог в иудаизме. Библия Кенникотта, испанский Танах 1476 г.

В отличие от других древних ближневосточных богов, еврейский бог изображается единым и одиноким; следовательно, основные отношения еврейского Бога связаны не с другими богами, а с миром, а точнее, с людьми, которых он создал. Таким образом, иудаизм начинается с этического монотеизма : веры в то, что Бог един и связан с действиями человечества. Согласно еврейской Библии, Бог обещал Аврааму произвести из своего потомства великий народ. Много поколений спустя он повелел народу Израиля любить и поклоняться только одному Богу; то есть еврейский народ должен ответить взаимностью на заботу Бога о мире. Он также повелел еврейскому народу любить друг друга; то есть евреи должны подражать любви Бога к людям. Эти заповеди — всего лишь две из большого свода заповедей и законов, составляющих этот завет, являющийся сущностью иудаизма.

Таким образом, хотя в иудаизме ( каббале ) существует эзотерическая традиция, ученый -раввин Макс Кадушин охарактеризовал нормативный иудаизм как «нормальный мистицизм», потому что он включает в себя повседневный личный опыт общения с Богом способами или способами, общими для всех евреев. Это достигается соблюдением галахи (еврейского закона) и словесным выражением в « Биркат а-Мизвот » — кратких благословениях, которые произносятся каждый раз, когда должна быть исполнена положительная заповедь.

Обычные, знакомые, повседневные вещи и события, которые у нас есть, создают возможности для переживания Бога. Такие вещи, как ежедневное пропитание, сам день, воспринимаются как проявление милосердия Бога, призывающего к Брахот. Кедуша, святость, которая есть не что иное, как подражание Богу, связана с повседневным поведением, с милосердием и милосердием, с сохранением себя от осквернения идолопоклонством, прелюбодеянием и пролитием крови. Биркат ха-мицвот пробуждает сознание святости в раввинистическом обряде, но предметы, используемые в большинстве этих обрядов, не святы и носят общий характер, а некоторые святые предметы не теургичны. И не только обычные вещи и события приносят с собой переживание Бога. Все, что происходит с человеком, вызывает этот опыт, как хорошее, так и плохое, ибо брака произносится и при плохих новостях. Следовательно, хотя переживание Бога не похоже ни на что другое, возможности для переживания Его, для осознания Его многочисленны, даже если мы рассматриваем только те, которые призывают к Беракот.

В то время как еврейские философы часто спорят о том, является ли Бог имманентным или трансцендентным, и имеют ли люди свободную волю или их жизнь предопределена, галаха — это система, посредством которой любой еврей действует, чтобы принести Бога в мир.

Этический монотеизм занимает центральное место во всех священных или нормативных текстах иудаизма. Однако на практике монотеизм не всегда соблюдался. Еврейская Библия фиксирует и неоднократно осуждает широко распространенное поклонение другим богам в древнем Израиле. В греко-римскую эпоху в иудаизме существовало множество различных интерпретаций монотеизма, в том числе интерпретации, давшие начало христианству.

Более того, некоторые утверждали, что иудаизм - это религия, не основанная на символах веры, которая не требует от человека веры в Бога. Для некоторых соблюдение галахи важнее веры в Бога как такового. В наше время некоторые либеральные еврейские движения не признают существование олицетворенного божества, действующего в истории. Споры о том, можно ли говорить об аутентичном или нормативном иудаизме, ведутся не только среди религиозных евреев, но и среди историков.

Основные принципы

Основная статья: еврейские принципы веры

13 принципов веры:

  1. Я верю совершенной верой, что Творец, да будет благословенно Имя Его, есть Творец и Наставник всего сотворенного; Он один сотворил, созидает и сотворит все.
  2. Верую совершенной верой, что Творец, да будет благословенно Имя Его, един, и что нет никакого единства, подобного Ему, и что Он один есть наш Бог, Который был, есть и будет.
  3. Я верю совершенной верой, что Творец, да будет благословенно Имя Его, не имеет тела, и что Он свободен от всех свойств материи, и что не может быть никакого (физического) сравнения с Ним.
  4. Я верю совершенной верой, что Творец, да будет благословенно Имя Его, есть первый и последний.
  5. Верую с совершенной верой, что Творцу, да будет благословенно Имя Его, и Ему одному нужно молиться, и что нельзя молиться кому бы то ни было, кроме Него.
  6. Я верю совершенной верой, что все слова пророков истинны.
  7. Я верю с полной верой, что пророчество Моисея, учителя нашего, мир ему, было истинным, и что он был главой пророков, как тех, кто предшествовал ему, так и тех, кто последовал за ним.
  8. Я верю с полной верой, что вся Тора, которая сейчас находится в нашем владении, это та же самая, что была дана нашему учителю Моисею, мир ему.
  9. Я верю с совершенной верой, что эта Тора не будет заменена и что никогда не будет никакой другой Торы от Творца, благословенно Имя Его.
  10. Верую совершенной верой, что Творец, благословенно имя Его, знает все дела человеческие и все мысли их, как написано: «Сотворивший сердца всех их, Который разумеет все дела их» ( Псалтирь 32: 15).
  11. Я верю совершенной верой, что Творец, да будет благословенно Имя Его, вознаграждает тех, кто соблюдает Его заповеди, и наказывает тех, кто их нарушает.
  12. Я верю совершенной верой в пришествие Мессии ; и хотя он может медлить, тем не менее я каждый день жду его прихода.
  13. Верую совершенной верой, что будет оживление мертвых в то время, когда будет угодно Творцу, да будет благословенно имя Его, и будет превознесено Его упоминание во веки веков.

Маймонид

Строго говоря, в иудаизме, в отличие от христианства и ислама, нет фиксированных общеобязательных положений веры, ввиду их включения в литургию. Ученые на протяжении всей еврейской истории предлагали многочисленные формулировки основных принципов иудаизма, и все они встречали критику. Наиболее популярной формулировкой являются тринадцать принципов веры Маймонида, разработанные в 12 веке. Согласно Маймониду, любой еврей, отвергающий хотя бы один из этих принципов, будет считаться отступником и еретиком. Еврейские ученые придерживались точек зрения, по-разному расходящихся с принципами Маймонида. Таким образом, в реформистском иудаизме поддерживаются только первые пять принципов.

Во времена Маймонида его список принципов подвергся критике со стороны Хасдая Крескаса и Джозефа Альбо. Альбо и Раавад утверждали, что принципы Маймонида содержат слишком много пунктов, которые, хотя и верны, не являются основами веры.

В соответствии с этим древний историк Иосиф Флавий подчеркивал обычаи и обряды, а не религиозные верования, связывая отступничество с несоблюдением галахи и утверждая, что требования для обращения в иудаизм включают обрезание и соблюдение традиционных обычаев. Принципы Маймонида в значительной степени игнорировались в течение следующих нескольких столетий. Позже два поэтических переформулирования этих принципов (« Ани Маамин » и « Йигдаль ») стали частью многих еврейских литургий, что в конечном итоге привело к их почти всеобщему признанию.

В наше время в иудаизме отсутствует централизованная власть, которая диктовала бы точную религиозную догму. Из-за этого многие различные вариации основных верований рассматриваются в рамках иудаизма. Тем не менее, все еврейские религиозные движения в большей или меньшей степени основаны на принципах еврейской Библии и различных комментариев, таких как Талмуд и Мидраш. Иудаизм также повсеместно признает Библейский Завет между Богом и Патриархом Авраамом, а также дополнительные аспекты Завета, открытые Моисею, который считается величайшим пророком иудаизма. В Мишне, основном тексте раввинистического иудаизма, принятие Божественного происхождения этого завета считается существенным аспектом иудаизма, и те, кто отвергает Завет, теряют свою долю в грядущем мире.

Установить основные принципы иудаизма в современную эпоху еще сложнее, учитывая количество и разнообразие современных еврейских деноминаций. Даже если ограничить проблему наиболее влиятельными интеллектуальными течениями девятнадцатого и двадцатого века, дело остается сложным. Так, например, ответ Иосифа Соловейчика (связанного с современным православным движением ) современности основан на отождествлении иудаизма с следованием галахе, тогда как его конечной целью является нести святость в мир. Мордехай Каплан, основатель реконструктивистского иудаизма, отказывается от идеи религии ради отождествления иудаизма с цивилизацией, и с помощью последнего термина и светского перевода основных идей он пытается охватить как можно больше еврейских конфессий. В свою очередь, консервативный иудаизм Соломона Шехтера был тождественен традиции, понимаемой как интерпретация Торы, которая сама по себе являлась историей постоянных обновлений и корректировок Закона, осуществляемых посредством творческой интерпретации. Наконец, Дэвид Филипсон обрисовывает контуры реформистского движения в иудаизме, противопоставляя его строгому и традиционному раввинистическому подходу, и, таким образом, приходит к выводам, аналогичным выводам консервативного движения.

Религиозные тексты

Кодекс Алеппо, Танах, созданный в Тверии в 10 веке.

Ниже приводится базовый структурированный список центральных произведений еврейской практики и мысли.

Мужчина держит Тору в сефардском стиле у Западной стены в Иерусалиме.

Юридическая литература

Основная статья: Галаха

Основой галахи и традиции является Тора (известная также как Пятикнижие или Пятикнижие Моисея). Согласно раввинской традиции, в Торе 613 заповедей. Некоторые из этих законов относятся только к мужчинам или женщинам, некоторые — только к древним жреческим группам, коэнам и левиим (членам колена Леви ), некоторые — только к земледельцам в пределах Земли Израиля. Многие законы применялись только тогда, когда существовал Храм в Иерусалиме, и только 369 из этих заповедей применимы и сегодня.

Хотя были еврейские группы, верования которых основывались только на письменном тексте Торы (например, саддукеи и караимы ), большинство евреев верят в устный закон. Эти устные традиции были переданы фарисейской школой мысли древнего иудаизма, а позже были записаны в письменной форме и расширены раввинами.

Согласно раввинистической еврейской традиции, Бог дал Моисею на горе Синай как Письменный Закон ( Тору ), так и Устную Тору. Устный закон — это устная традиция, переданная Богом Моисею и от него, переданная и переданная мудрецам ( раввинским лидерам) каждого последующего поколения.

На протяжении веков Тора появлялась только как письменный текст, передаваемый параллельно с устной традицией. Опасаясь, что устные учения могут быть забыты, рабби Иуда ха-Наси взял на себя миссию по объединению различных мнений в один свод законов, который стал известен как Мишна.

Мишна состоит из 63 трактатов, кодифицирующих галаху, которые являются основой Талмуда. Согласно Аврааму бен Давиду, Мишна была составлена ​​раввином Иудой ха-Наси после разрушения Иерусалима, в 3949 году мира, что соответствует 189 году нашей эры.

В течение следующих четырех столетий Мишна обсуждалась и обсуждалась в обеих крупнейших еврейских общинах мира (в Израиле и Вавилонии ). Комментарии каждой из этих общин в конечном итоге были объединены в два Талмуда: Иерусалимский Талмуд ( Талмуд Йерушалми) и Вавилонский Талмуд ( Талмуд Бавли). Они были далее изложены в комментариях различных ученых Торы на протяжении веков.

В тексте Торы многие слова оставлены без определений, а многие процедуры упомянуты без объяснения или инструкций. Такие феномены иногда предлагаются для подтверждения точки зрения, что Письменный Закон всегда передавался с параллельной устной традицией, иллюстрируя предположение, что читатель уже знаком с деталями из других, т. е. устных, источников.

Таким образом, Галаха, раввинистический еврейский образ жизни, основан на комбинированном чтении Торы и устной традиции — Мишне, галахическом Мидраше, Талмуде и комментариях к нему. Галаха развивалась медленно, через систему, основанную на прецедентах. Литература с вопросами к раввинам и их обдуманными ответами называется респонсами (на иврите Шилот У-Тешувот). Со временем, по мере развития практики, пишутся кодексы галахи, основанные на респонсах ; самый важный кодекс, Шулхан Арух, во многом определяет сегодня православную религиозную практику.

еврейская философия

Основная статья: еврейская философия Статуя Маймонида в Кордове, Испания

Еврейская философия относится к соединению серьезного изучения философии и еврейского богословия. Крупнейшие еврейские философы включают Филона Александрийского, Соломона ибн Габироля, Саадию Гаона, Иуду Галеви, Маймонида и Герсонида. Основные изменения произошли в ответ на Просвещение (конец 18 - начало 19 века), что привело к появлению еврейских философов пост-Просвещения. Современная еврейская философия состоит как из православной, так и из неправославной философии. Известными среди ортодоксальных еврейских философов являются Элиягу Элиэзер Десслер, Джозеф Б. Соловейчик и Ицхок Хатнер. Известные неортодоксальные еврейские философы включают Мартина Бубера, Франца Розенцвейга, Мордехая Каплана, Авраама Джошуа Хешеля, Уилла Херберга и Эммануэля Левинаса.

Раввинская герменевтика

13 принципов герменевтики:

  1. Закон, действующий при определенных условиях, несомненно, будет действовать и в других ситуациях, когда те же самые условия проявляются в более острой форме.
  2. Закон, действующий в одной ситуации, будет действовать и в другой ситуации, если текст характеризует обе ситуации в одинаковых терминах.
  3. Закон, четко определяющий цель, которой он должен служить, также будет применяться к другим ситуациям, в которых может быть достигнута та же самая цель.
  4. Когда за общим правилом следуют иллюстративные частности, только эти частности должны быть охвачены им.
  5. Закон, который начинается с уточнения частных случаев, а затем переходит к всеохватывающему обобщению, должен применяться к частным случаям, не указанным, но логически подпадающим под то же самое обобщение.
  6. Закон, который начинается с обобщения относительно его предполагаемого применения, затем продолжается уточнением частных случаев, а затем завершается повторной формулировкой обобщения, может быть применен только к указанным частным случаям.
  7. Правила о том, что за обобщением следует конкретизация или ему предшествует конкретизация (правила 4 и 5), не будут применяться, если очевидно, что конкретизация частных случаев или формулировка обобщения предназначены исключительно для достижения большей ясности языка.
  8. Частный случай, уже охваченный обобщением, который, тем не менее, рассматривается отдельно, предполагает, что такой же особый подход следует применять ко всем другим случаям, охваченным этим обобщением.
  9. Наказание, установленное для общей категории правонарушений, не должно автоматически применяться к конкретному случаю, который выведен из общей нормы как конкретно запрещенный, но без какого-либо упоминания о наказании.
  10. За общим запретом, за которым следует конкретное наказание, может последовать частный случай, обычно включаемый в обобщение, с изменением наказания либо в сторону его смягчения, либо в сторону ужесточения.
  11. Случай, логически подпадающий под общий закон, но рассматриваемый отдельно, остается вне положений общего права, за исключением тех случаев, когда он специально включен в них.
  12. Неясности в библейских текстах можно устранить из непосредственного контекста или из последующих отрывков.
  13. Противоречия в библейских отрывках могут быть устранены с помощью других отрывков.

- Р. Измаил

Православные и многие другие евреи не верят, что ниспосланная Тора состоит не только из ее письменного содержания, но и из ее толкований. Изучение Торы (в самом широком смысле, включая поэзию, повествование и право, а также еврейскую Библию и Талмуд) в самом иудаизме является священным актом первостепенной важности. Поэтому для мудрецов Мишны и Талмуда, а также для их сегодняшних преемников изучение Торы было не просто средством познания содержания откровения Бога, но самоцелью. Согласно Талмуду,

Это то, за что человек получает дивиденды в этом мире, в то время как основное остается за человеком, которым он может наслаждаться в мире грядущем; это: почитание родителей, любовь к добрым делам и примирение между одним человеком и другим. Но изучение Торы одинаково для них всех. (Талмуд Шаббат 127а).

В иудаизме «изучение Торы может быть средством познания Бога». Размышляя о вкладе амораимов и танаимов в современный иудаизм, профессор Джейкоб Нойснер заметил:

Логическое и рациональное исследование раввина — это не просто отсечение логики. Это самая серьезная и основательная попытка найти в мелочах фундаментальные принципы явленной воли Божьей, чтобы направлять и освящать самые конкретные и конкретные действия в повседневном мире.... Вот в чем тайна талмудического иудаизма: чуждое и отдаленное убеждение, что интеллект есть орудие не неверия и десакрализации, а освящения».

Таким образом, изучать Письменную Тору и Устную Тору в свете друг друга означает также учиться тому, как изучать Слово Божие.

При изучении Торы мудрецы формулировали и следовали различным логическим и герменевтическим принципам. По словам Дэвида Стерна, вся раввинистическая герменевтика основывается на двух основных аксиомах:

во-первых, вера во всезначительность Писания, в осмысленность каждого его слова, буквы, даже (по одному известному сообщению) писцового росчерка; во-вторых, требование существенного единства Писания как выражения единой божественной воли.

Эти два принципа делают возможным большое разнообразие интерпретаций. Согласно Талмуду,

Один стих имеет несколько значений, но никакие два стиха не имеют одинакового значения. Ей учили в школе р. Измаила: «Вот, слово Мое подобно огню, — возвещает Господь, — и подобно молоту, сокрушающему скалу» (Иер. 23:29). Подобно тому, как этот молот производит много искр (когда он ударяет по скале), так и один стих имеет несколько значений» (Талмуд Санхедрин 34а).

Таким образом, соблюдающие евреи рассматривают Тору как динамичную, поскольку она содержит множество интерпретаций.

Согласно раввинистической традиции, все действительные толкования письменной Торы были ниспосланы Моисею на Синае в устной форме и передавались от учителя к ученику (устное откровение фактически совпадает с самим Талмудом). Когда разные раввины выдвигали противоречивые толкования, они иногда апеллировали к герменевтическим принципам, чтобы узаконить свои аргументы; некоторые раввины утверждают, что сами эти принципы были открыты Богом Моисею на Синае.

Так, Гиллель обратил внимание на семь общеупотребительных герменевтических принципов толкования законов ( бараита в начале Сифры ); Р. Измаил, тринадцать (бараита в начале «Сифры»; этот сборник в значительной степени является расширением сборника Гиллеля). Элиэзер б. Хосе ха-Гелили перечислил 32, в основном используемых для толкования повествовательных элементов Торы. Все герменевтические правила, разбросанные по Талмудиму и Мидрашиму, были собраны Мальбимом в «Айелет ха-Шахар», введении к его комментарию к « Сифре ». Тем не менее, 13 принципов Р. Измаила, пожалуй, наиболее широко известны; они представляют собой важный и один из самых ранних вкладов иудаизма в логику, герменевтику и юриспруденцию. Иуда Хадасси включил принципы Измаила в караимский иудаизм в 12 веке. Сегодня 13 принципов Р. Измаила включены в еврейский молитвенник, который соблюдающие евреи читают ежедневно.

еврейская идентичность

Различие между евреями как народом и иудаизмом

По словам Даниила Боярина, основное различие между религией и этнической принадлежностью чуждо самому иудаизму и является одной из форм дуализма между духом и плотью, берущего свое начало в философии Платона и пронизывавшего эллинистический иудаизм. Следовательно, по его мнению, иудаизм нелегко вписывается в традиционные западные категории, такие как религия, этническая принадлежность или культура. Боярин предполагает, что это отчасти отражает тот факт, что большая часть более чем 3000-летней истории иудаизма предшествовала подъему западной культуры и происходила за пределами Запада (то есть Европы, особенно средневековой и современной Европы). За это время евреи пережили рабство, анархическое и теократическое самоуправление, завоевания, оккупацию и изгнание. В еврейской диаспоре они были в контакте и под влиянием древнеегипетской, вавилонской, персидской и эллинской культур, а также современных движений, таких как Просвещение ( см. форму еврейского государства на их древней родине, Земле Израиля. Они также видели, как элитное население обратилось в иудаизм ( хазары ), только чтобы исчезнуть, поскольку центры власти на землях, когда-то оккупированных этой элитой, перешли к народу Руси, а затем к монголам. Так, Боярин утверждал, что «еврейство разрушает сами категории идентичности, потому что оно не национальное, не генеалогическое, не религиозное, а все это в диалектическом напряжении».

В отличие от этой точки зрения, такие практики, как гуманистический иудаизм, отвергают религиозные аспекты иудаизма, сохраняя при этом определенные культурные традиции.

Кто такой еврей?

Основная статья: Кто такой еврей?

Согласно раввинистическому иудаизму, евреем является любой, кто либо родился от матери-еврейки, либо обратился в иудаизм в соответствии с галахой. Реконструктивистский иудаизм и более крупные конфессии всемирного прогрессивного иудаизма (также известного как либеральный или реформистский иудаизм) принимают ребенка как еврея, если один из родителей является евреем, если родители воспитывают ребенка с еврейской идентичностью, но не более мелкие региональные отделения. Все господствующие формы иудаизма сегодня открыты для искренних новообращенных, хотя обращение традиционно не приветствуется со времен Талмуда. Процесс обращения оценивается авторитетом, а новообращенный проверяется на его или ее искренность и знания. Новообращенных называют «бен Авраам» или «летучая мышь Авраам» (сын или дочь Авраама). Преобразования иногда отменялись. В 2008 году высший религиозный суд Израиля признал недействительным обращение 40 000 евреев, в основном из семей русских иммигрантов, несмотря на то, что они были одобрены ортодоксальным раввином.

Раввинский иудаизм утверждает, что еврей, будь то по рождению или обращению, остается евреем навсегда. Таким образом, еврей, который утверждает, что он атеист или переходит в другую религию, по-прежнему считается в традиционном иудаизме евреем. Согласно некоторым источникам, движение за реформы утверждало, что еврей, перешедший в другую религию, больше не является евреем, и правительство Израиля также заняло эту позицию после рассмотрения дел и постановлений Верховного суда. Однако движение за реформы показало, что это не так уж и просто, и разные ситуации требуют рассмотрения и разных действий. Например, евреям, обратившимся под принуждением, может быть разрешено вернуться в иудаизм «без каких-либо действий с их стороны, кроме их желания воссоединиться с еврейской общиной» и «Прозелит, ставший отступником, тем не менее остается евреем».

Караимский иудаизм считает, что еврейская идентичность может передаваться только по отцовской линии. Хотя меньшинство современных караимов считает, что еврейская идентичность требует, чтобы оба родителя были евреями, а не только отец. Они утверждают, что только отцовское происхождение может передать еврейскую идентичность на том основании, что все происхождение в Торе идет по мужской линии.

Вопрос о том, что определяет еврейскую идентичность в Государстве Израиль, получил новый импульс, когда в 1950-х годах Давид Бен-Гурион запросил мнение о миху Иегуди («Кто такой еврей») у еврейских религиозных авторитетов и интеллектуалов во всем мире, чтобы решить вопросы гражданства. Это до сих пор не урегулировано и время от времени всплывает в израильской политике.

Исторические определения еврейской идентичности традиционно основывались на галахических определениях материнского происхождения и галахических обращениях. Исторические определения того, кто является евреем, восходят к кодификации Устной Торы в Вавилонский Талмуд около 200 г. н.э. Интерпретации разделов Танаха, таких как Второзаконие 7: 1–5, еврейскими мудрецами используются как предостережение против смешанных браков между евреями и хананеями, потому что «[муж-нееврей] заставит вашего ребенка отвернуться от Меня и они будут поклоняться богам (то есть идолам) других». В Левит 24 говорится, что сын в браке между еврейкой и египтянином принадлежит «из общины Израиля». Это дополняется Ездрой 10, где израильтяне, возвращающиеся из Вавилона, клянутся оставить в стороне своих нееврейских жен и детей. Популярная теория состоит в том, что изнасилование еврейских женщин в плену привело к тому, что закон еврейской идентичности был унаследован по материнской линии, хотя ученые оспаривают эту теорию, ссылаясь на талмудическое установление закона до изгнания. период. После антирелигиозного движения Гаскала в конце 18 и 19 веков галахические интерпретации еврейской идентичности подверглись сомнению.

еврейская демография

Основная статья: еврейское население по странам

Общее количество евреев во всем мире трудно оценить, потому что определение «еврей» проблематично; не все евреи идентифицируют себя как евреи, а некоторые из тех, кто идентифицирует себя как еврей, не считаются таковыми другими евреями. Согласно Еврейскому ежегоднику (1901 г.), еврейское население мира в 1900 г. составляло около 11 миллионов человек. Последние доступные данные взяты из Всемирного обследования еврейского населения 2002 г. и Еврейского календаря года (2005 г.). В 2002 году, согласно исследованию еврейского населения, в мире насчитывалось 13,3 миллиона евреев. Еврейский календарь года насчитывает 14,6 миллиона человек. Это 0,25% населения мира. Прирост еврейского населения в настоящее время близок к нулю процентов, с ростом на 0,3% с 2000 по 2001 год.

Еврейские религиозные движения

Основная статья: еврейские религиозные движения

раввинистический иудаизм

Раввинистический иудаизм (или в некоторых христианских традициях раввинизм) (иврит: «Яхадут Рабанит» - יהדות רבנית) был основной формой иудаизма с 6 века н.э., после кодификации Талмуда. Для него характерно убеждение, что Письменная Тора (Письменный Закон) не может быть правильно истолкована без ссылки на Устную Тору и объемную литературу, определяющую, какое поведение санкционируется Законом.

Еврейское Просвещение конца 18 века привело к разделению ашкеназского (западного) еврейства на религиозные движения или деноминации, особенно в Северной Америке и англоязычных странах. Сегодня основными конфессиями за пределами Израиля (где ситуация несколько иная) являются православная, консервативная и реформистская. Понятие «традиционный иудаизм» включает в себя православных с консерваторами или исключительно ортодоксальных евреев.

  • Две еврейские пары харедим на автобусной остановке в Иерусалиме. Хасиды перед Большой синагогой Белз, Иерусалим Ортодоксальный иудаизм считает, что и Письменная, и Устная Тора были открыты Моисею божественным образом и что содержащиеся в ней законы обязательны и неизменны. Ортодоксальные евреи обычно считают комментарии к Шулхан Арух (сжатая кодификация галахи, которая в значительной степени поддерживает сефардские традиции) окончательной кодификацией галахи. Православие придает большое значение 13 принципам Маймонида как определению еврейской веры.

Православие часто делится на харедимский иудаизм и современный ортодоксальный иудаизм. Харедим менее приспособлен к современности и меньше интересуется нееврейскими дисциплинами, и на практике его можно отличить от современного ортодоксального иудаизма по стилю одежды и более строгим обычаям. Подмножества харедимского иудаизма включают хасидский иудаизм, который уходит корнями в каббалу и отличается опорой на Ребе или религиозного учителя; их противники Misnagdim (литовский); и сефардский харедимский иудаизм, возникший среди евреев- сефардов и мизрахи (азиатских и североафриканских) в Израиле. Иногда выделяют и «центристское» православие ( Иосиф Б. Соловейчик).

Консервативные женщины-раввины, Израиль
  • Консервативный иудаизм характеризуется приверженностью традиционной галахе и обычаям, в том числе соблюдением Шаббата и кашрута, намеренно нефундаменталистским преподаванием еврейских принципов веры, позитивным отношением к современной культуре и принятием как традиционной раввинистической, так и современной науки, когда рассматривая еврейские религиозные тексты. Консервативный иудаизм учит, что галаха не статична, а всегда развивалась в ответ на меняющиеся условия. Он считает, что Тора - это божественный документ, написанный пророками, вдохновленными Богом и отражающий его волю, но отвергает православную позицию, согласно которой она была продиктована Богом Моисею. Консервативный иудаизм считает, что Устный Закон является божественным и нормативным, но считает, что и Письменный, и Устный Закон могут интерпретироваться раввинами, чтобы отражать современные чувства и соответствовать современным условиям.
  • Реформистский иудаизм, называемый во многих странах либеральным или прогрессивным иудаизмом, определяет иудаизм в относительно универсалистских терминах, отвергает большинство ритуальных и церемониальных законов Торы, соблюдая моральные законы, и подчеркивает этический призыв Пророков. Реформистский иудаизм разработал эгалитарную молитвенную службу на местном языке (во многих случаях наряду с ивритом ) и подчеркивает личную связь с еврейской традицией.
  • Реконструктивистский иудаизм, как и реформистский иудаизм, не считает, что галаха как таковая требует соблюдения, но, в отличие от реформ, реконструкционистская мысль подчеркивает роль сообщества в принятии решения о том, каким обрядам следовать.
  • Еврейское возрождение — это недавнее североамериканское движение, которое сосредотачивается на духовности и социальной справедливости, но не затрагивает вопросы Галахи. Мужчины и женщины в равной степени участвуют в молитве.
  • Гуманистический иудаизм — это небольшое нетеистическое движение с центром в Северной Америке и Израиле, которое делает упор на еврейскую культуру и историю как на источники еврейской идентичности.
  • Субботники (субботники) — движение евреев русского этнического происхождения в XVIII–XX вв., большинство из которых принадлежало к раввинскому и караимскому иудаизму. Многие поселились на Святой Земле в рамках Первой сионистской алии, чтобы избежать притеснений в Российской империи, а позже в основном вступили в смешанные браки с другими евреями. Среди их потомков были Александр Заид, генерал-майор Алик Рон и мать Ариэля Шарона.

Сефардский и мизрахийский иудаизм

Смотрите также: сефардские законы и обычаи Синагога Эль-Гриба на Джербе, Тунис

Хотя традиции и обычаи различаются между отдельными общинами, можно сказать, что еврейские общины сефардов и мизрахи обычно не придерживаются структуры «движения», популярной среди ашкеназского еврейства. Исторически сложилось так, что общины сефардов и мизрахи избегали конфессий в пользу подхода «большой палатки». Это особенно характерно для современного Израиля, где проживают крупнейшие общины евреев-сефардов и мизрахи в мире. (Однако отдельные евреи-сефарды и мизрахи могут быть членами или посещать синагоги, которые действительно придерживаются того или иного ашкеназского движения.)

Соблюдение иудаизма сефардами и мизрахи имеет тенденцию к консервативности, и молитвенные обряды отражают это, причем текст каждого обряда практически не изменился с момента их создания. Наблюдательные сефарды могут следовать учениям определенного раввина или школы мысли; например, главный сефардский раввин Израиля.

Еврейские движения в Израиле

Основная статья: Религия в Израиле

Большинство израильтян-евреев классифицируют себя как «светских» ( хилони), «традиционных» ( масорти), «религиозных» ( дати) или харедим. Термин «светский» более популярен как самоописание среди израильских семей западного (европейского) происхождения, чья еврейская идентичность может быть очень мощной силой в их жизни, но которые считают ее в значительной степени независимой от традиционных религиозных верований и практика. Эта часть населения в значительной степени игнорирует организованную религиозную жизнь, будь то официальный израильский раввинат (православные) или либеральные движения, характерные для иудаизма диаспоры (реформистское, консервативное).

Термин «традиционный» ( масорти) наиболее распространен как самоописание среди израильских семей «восточного» происхождения (т. е. Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки). Этот термин, как обычно используется, не имеет ничего общего с консервативным иудаизмом, который также называет себя «Масорти» за пределами Северной Америки. Существует много двусмысленности в том, как в Израиле используются слова «светский» и «традиционный»: они часто пересекаются и охватывают чрезвычайно широкий диапазон с точки зрения мировоззрения и практических религиозных обрядов. Термин «православный» не популярен в израильском дискурсе, хотя процент евреев, подпадающих под эту категорию, намного выше, чем в еврейской диаспоре. То, что в диаспоре будет называться «ортодоксальным», включает в себя то, что обычно называют дати (религиозным) или харедим (ультраортодоксальным) в Израиле. Первый термин включает то, что называется « религиозным сионизмом » или «национально-религиозным» сообществом, а также то, что за последнее десятилетие или около того стало известно как хареди-леуми ( националистические харедим) или «хардал», объединяющее в себе харедимский образ жизни с националистической идеологией. (Некоторые люди на идише также называют соблюдающих ортодоксальных евреев фрум, в отличие от frei (более либеральные евреи)).

Харедим относится к населению, которое можно условно разделить на три отдельные группы как по этническому, так и по идеологическому признаку: (1) «литовские» (нехасидские) харедим ашкеназского происхождения ; (2) хасидские харедим ашкеназского происхождения; и (3) сефардские харедим.

Караимы и самаритяне

Караимский иудаизм определяет себя как остатки нераввинских еврейских сект периода Второго Храма, таких как саддукеи. Караимы («писатели») принимают только еврейскую Библию и то, что они считают Пешат («простое» значение); они не признают небиблейские писания авторитетными. Некоторые европейские караимы вообще не считают себя частью еврейской общины, хотя большинство так и считают.

Самаритяне , очень небольшая община, полностью расположенная вокруг горы Геризим в районе Наблуса / Шхема на Западном берегу и в Холоне, недалеко от Тель-Авива в Израиле, считают себя потомками израильтян израильского царства железного века. Их религиозные практики основаны на буквальном тексте письменной Торы (Пять книг Моисея), которую они считают единственным авторитетным писанием (с особым вниманием также к самаритянской Книге Иисуса Навина ).

Бета Исраэли Кахен у Западной стены

Хайманот (эфиопский иудаизм)

См. Также: Хайманот и Бета Израиль.

Хайманот (что означает «религия» на геэзском и амхарском языках) относится к иудаизму, исповедуемому эфиопскими евреями. Эта версия иудаизма существенно отличается от раввинистического, караимского и самаритянского иудаизма, поскольку эфиопские евреи ранее расходились со своими единоверцами. Священные писания (Орит) написаны на геэз, а не на иврите, а законы о питании основаны строго на тексте Орит без пояснений из дополнительных комментариев. Праздники также различаются: некоторые раввинские праздники не отмечаются в еврейских общинах Эфиопии, а также некоторые дополнительные праздники, такие как Сигд.

Светский иудаизм

Дополнительная информация: еврейский секуляризм.

Еврейский секуляризм относится к секуляризму в особенно еврейском контексте, обозначая определение еврейства либо с небольшим обращением к религии, либо без него. Еврейские секуляристские идеологии впервые возникли во второй трети XIX века и достигли апогея своего влияния в межвоенный период.

Ноахид ( движение Бней Ноах)

Дополнительная информация: ноахидизм.

Ноахидизмеврейское религиозное движение, основанное на семи законах Ноя и их традиционных интерпретациях в раввинистическом иудаизме. Согласно галахе, неевреи ( язычники ) не обязаны обращаться в иудаизм, но от них требуется соблюдение семи законов Ноя, чтобы обеспечить себе место в грядущем мире (Олам Ха-Ба), окончательное награда праведнику. Установленное Богом наказание за нарушение любого из Законов Ноя обсуждается в Талмуде, но на практике оно подчиняется действующей правовой системе, установленной обществом в целом. Тех, кто подписывается на соблюдение Ноева Завета, называют Бней Ноах ( иврит : בני נח, «Дети Ноя») или Ноахиды ( /ˈnoʊ.ə.haɪdɪs/ ). Организации поддержки были созданы по всему миру за последние десятилетия как ноахидами, так и ортодоксальными евреями.

Исторически сложилось так, что еврейский термин Бней Ноах применялся ко всем неевреям как потомкам Ноя. Однако в настоящее время оно в основном используется для обозначения тех неевреев, которые соблюдают семь законов Ноя.

еврейские обряды

еврейская этика

Основная статья: еврейская этика

Еврейская этика может руководствоваться галахическими традициями, другими моральными принципами или центральными еврейскими добродетелями. Обычно считается, что еврейская этическая практика отмечена такими ценностями, как справедливость, истина, мир, любящая доброта ( хесед ), сострадание, смирение и самоуважение. Конкретные еврейские этические практики включают практику благотворительности ( цдака ) и воздержание от негативной речи ( лашон хара ). Надлежащая этическая практика в отношении сексуальности и многие другие вопросы являются предметом споров среди евреев.

Молитвы

Основная статья: еврейская молитва Йеменский еврей во время утренней молитвы в кипе, молитвенном платке и тфилине .

Традиционно евреи читают молитвы три раза в день: Шахарит, Минха и Маарив с четвертой молитвой, которую Муссаф добавляет в Шаббат и праздники. В основе каждой службы лежит Амида или Шмоне Эсрей. Еще одна ключевая молитва во многих богослужениях - это провозглашение веры, Шма Исраэль (или Шма). Шема — это чтение стиха из Торы ( Второзаконие 6:4): Шема Исраэль Адонай Элохейну Адонай Эхад — «Слушай, Израиль! Господь — Бог наш! Господь — Един!»

Израильская женщина-солдат молится у Западной стены

Большинство молитв на традиционной еврейской службе можно читать в одиночестве, хотя совместная молитва предпочтительнее. Для совместной молитвы требуется кворум из десяти взрослых евреев, называемый миньян. Почти во всех ортодоксальных и некоторых консервативных кругах к миньянам причисляются только евреи мужского пола ; большинство консервативных евреев и представителей других еврейских конфессий также считают женщин-евреек.

В дополнение к молебнам соблюдающие традиционные евреи читают молитвы и благословения в течение дня при совершении различных действий. Молитвы читаются при пробуждении утром, перед едой или питьем разных продуктов, после еды и так далее.

Подход к молитве варьируется среди еврейских конфессий. Различия могут включать тексты молитв, частоту молитв, количество молитв, читаемых на различных религиозных мероприятиях, использование музыкальных инструментов и хоровой музыки, а также то, читаются ли молитвы на традиционных литургических языках или на местном языке. В целом ортодоксальные и консервативные общины наиболее строго придерживаются традиций, а реформистские и реконструкционистские синагоги чаще используют в своих службах переводы и современные сочинения. Кроме того, в большинстве консервативных синагог и во всех реформистских и реконструкционистских общинах женщины участвуют в богослужениях наравне с мужчинами, включая роли, традиционно исполняемые только мужчинами, такие как чтение Торы. Кроме того, во многих реформистских храмах используется музыкальное сопровождение, такое как органы и смешанные хоры.

Религиозная одежда

Еврейские мальчики в цицит и кипах играют в футбол в Иерусалиме Мужчины в талитоте молятся у Западной стены Дополнительная информация: еврейская религиозная одежда, кипа, цицит и тфилин.

Кипа (иврит: כִּפָּה, множественное число кипа ; идиш: יאַרמלקע, ермолка) представляет собой слегка закругленную тюбетейку без полей, которую носят многие евреи во время молитвы, еды, чтения благословений или изучения еврейских религиозных текстов, а также все время некоторые евреи-мужчины. В православных общинах кипу носят только мужчины; в неправославных общинах некоторые женщины также носят кипу. Размер кипы варьируется от маленькой круглой шапочки, закрывающей только затылок, до большой плотной шапочки, закрывающей всю макушку.

Цицит (иврит: צִיציִת) ( ашкеназское произношение : цицис) — это специальные завязанные узлы «бахрома» или «кисточки», расположенные на четырех углах талита (иврит: טַלִּית) (ашкеназское произношение: таллис), или молитвенная шаль. Талит носят еврейские мужчины и некоторые еврейские женщины во время молебна. Обычаи различаются в зависимости от того, когда еврей начинает носить талит. В общине сефардов мальчики носят талит с возраста бар-мицвы. В некоторых общинах ашкенази его принято носить только после замужества. Талит - катан (малый талит) — это одежда с бахромой, которую носят под одеждой в течение дня. В некоторых православных кругах бахрома может свободно свисать поверх одежды.

Тфилин (иврит: תְפִלִּין), известный на английском языке как филактерии (от греческого слова φυλακτήριον, означающего защиту или амулет), представляет собой две квадратные кожаные коробки, содержащие библейские стихи, прикрепленные ко лбу и обмотанные вокруг левой руки кожаными ремнями. Их носят во время утренней молитвы в будний день соблюдающие еврейские мужчины и некоторые еврейские женщины.

Киттель (идиш: קיטל), белая верхняя одежда до колен, носят молитвенные лидеры и некоторые соблюдающие традиционные евреи в Высокие праздники. В некоторых общинах глава семьи традиционно носит китель на пасхальном седере, а некоторые женихи носят его под свадебным балдахином. Мужчин- евреев хоронят в талитах, а иногда и в киттелях, которые являются частью тахихим (погребальных одежд).

еврейские праздники

Основная статья: еврейский праздник

Еврейские праздники — это особые дни в еврейском календаре, которые отмечают моменты еврейской истории, а также центральные темы в отношениях между Богом и миром, такие как творение, откровение и искупление.

Шаббат

Основная статья: Шаббат Две плетеные субботние халы, помещенные под вышитое покрывало для халы в начале субботней трапезы.

Шаббат, еженедельный день отдыха, продолжающийся незадолго до захода солнца в пятницу вечером и до наступления ночи в субботу, знаменует Божий день отдыха после шести дней творения. Он играет ключевую роль в еврейской практике и регулируется большим сводом религиозных законов. На закате в пятницу хозяйка дома приветствует Шаббат, зажигая две или более свечи и произнося благословение. Вечерняя трапеза начинается с кидуша, благословения, произносимого вслух над чашей вина, и мохци, благословения, произносимого над хлебом. На столе принято иметь халу, два плетеных хлеба. Во время Шаббата евреям запрещается заниматься любой деятельностью, подпадающей под 39 категорий мелахаха, что буквально переводится как «работа». На самом деле действия, запрещенные в субботу, не являются «работой» в обычном смысле: они включают в себя такие действия, как разжигание огня, письмо, использование денег и ношение в общественном достоянии. В современную эпоху запрет на разжигание огня был распространен на вождение автомобиля, что предполагает сжигание топлива и использование электричества.

Три паломнических фестиваля

Основная статья: Шалош регалим

Еврейские святые дни ( хаггим) отмечают знаковые события еврейской истории, такие как Исход из Египта и дарование Торы, а иногда отмечают смену времен года и переходы в сельскохозяйственном цикле. Три основных праздника, Суккот, Песах и Шавуот, называются «регалим» (происходит от еврейского слова «регель», или стопа). В три царства израильтяне обычно совершали паломничество в Иерусалим, чтобы приносить жертвы в Храме.

  • Агада, используемая еврейской общиной Каира на арабском языке . Песах ( Песах) — недельный праздник, начинающийся вечером 14-го дня нисана (первый месяц еврейского календаря), посвященный Исходу из Египта. За пределами Израиля Песах празднуется восемь дней. В древности он совпадал со сбором ячменя. Это единственный праздник, который сосредоточен на домашнем служении, Седер. Заквашенные продукты ( хамец ) убираются из дома перед праздником и не употребляются в течение всей недели. Дома тщательно убираются, чтобы не осталось хлеба или его побочных продуктов, а утром во время седера проводится символическое сжигание последних остатков хамеца. Вместо хлеба едят мацу.
  • Шавуот («Пятидесятница» или «Праздник недель») празднует откровение Торы израильтянам на горе Синай. Также известный как Фестиваль Бикурим, или первых плодов, в библейские времена он совпадал со сбором урожая пшеницы. Обычаи Шавуота включают в себя ночные учебные марафоны, известные как Тиккун Лейл Шавуот, употребление в пищу молочных продуктов (особенно любимы чизкейки и блинчики), чтение Книги Рут, украшение домов и синагог зеленью и ношение белой одежды, символизирующей чистоту.
  • Сукка _ Суккот («Кущи» или «Праздник шалашей») посвящен сорокалетнему блужданию израильтян по пустыне на пути к Земле Обетованной. Он отмечается строительством временных шалашей, называемых суккот (пес. сукка ), которые представляют собой временные убежища израильтян во время их странствий. Он совпадает со сбором фруктов и знаменует собой конец сельскохозяйственного цикла. Евреи всего мира едят в суккот семь дней и ночей. Суккот завершается Шмини Ацерет, когда евреи начинают молиться о дожде, и Симхат Тора, «Радость Торе», праздником, знаменующим завершение цикла чтения Торы и начало его заново. Это событие отмечается пением и танцами со свитками Торы. Шмини Ацерет и Симхат Тора технически считаются отдельными праздниками, а не частью Суккота.
Евреи в Мумбаи прерывают пост Йом Кипур роти и самосами

Высокие святые дни

Основная статья: Высокие праздники

Высокие праздники ( Ямим Норайм или «Дни трепета») вращаются вокруг суда и прощения.

  • Рош ха-Шана (также Йом ха-Зиккарон или «День памяти» и Йом Теруа, или «День удара в шофар »). Рош ха-Шана — еврейский Новый год (буквально «голова года»), хотя он приходится на первый день седьмого месяца еврейского календаря Тишри. Рош ха-Шана знаменует собой начало 10-дневного периода искупления, предшествующего Йом Кипуру, в течение которого евреям приказано исследовать свои души и искупать грехи, совершенные намеренно или нет в течение года. Праздничные обычаи включают трубление в шофар или бараний рог в синагоге, употребление в пищу яблок и меда и произнесение благословений над различными символическими продуктами, такими как гранаты.
  • Йом-Кипур («День искупления») — самый священный день еврейского года. Это день совместного поста и молитвы о прощении своих грехов. Соблюдающие евреи проводят в синагоге весь день, иногда с небольшим перерывом во второй половине дня, читая молитвы из специального праздничного молитвенника, который называется «Махзор». Многие нерелигиозные евреи стараются посещать службы в синагогах и поститься в Йом-Кипур. Накануне Йом-Кипура, перед зажжением свечей, съедается предпостная трапеза, « сеуда мафсекет ». Службы в синагоге накануне Йом Кипура начинаются с молитвы Коль Нидре. В Йом Кипур принято носить белое, особенно в Коль Нидре, а кожаную обувь не носят. На следующий день молитвы проводятся с утра до вечера. Заключительный молебен, называемый «Неила», заканчивается долгим звуком шофара.

Пурим

Основная статья: Пурим Уличная сцена Пурима в Иерусалиме Еврейский персонал ВМС США зажигает свечи на Хануку

Пурим ( иврит : פורים