Мария Шимановска | |
---|---|
Мария Шимановская около 1830 г. | |
Исходная информация | |
Имя при рождении | Марианна Агата Воловска |
Жанры | Классическая музыка |
Род занятий | Пианист, композитор |
Инструменты | Пианино |
Мария Шимановска ( польское произношение: [marja manɔfska] ; урожденная Марианна Агата Воловска ; Варшава, 14 декабря 1789 - 25 июля 1831, Санкт-Петербург, Россия ) была польским композитором и одной из первых профессиональных пианистов- виртуозов 19 века.. Она много гастролировала по Европе, особенно в 1820-х годах, прежде чем навсегда поселиться в Санкт-Петербурге. В столице Российской империи она сочиняла для двора, давала концерты, преподавала музыку и содержала влиятельный салон.
Ее произведения - в основном фортепианные пьесы, песни и другие небольшие камерные произведения, а также первые фортепианные концертные этюды и ноктюрны в Польше - олицетворяют блестящий стиль эпохи, предшествовавшей Фредерику Шопену. Она была матерью Селины Шимановской, которая вышла замуж за польского поэта-романтика Адама Мицкевича.
Марианна Агата Воловска родилась в Варшаве, Польша, 14 декабря 1789 года в зажиточной польской семье с франкистскими еврейскими корнями, одним из ее предков был Саломон Бен Элайджа (или Якоб бен Иуда Лейб / Якоб Лейбович), личный помощник Якоба Франка. Ее отец Францишек Воловски был помещиком и пивоваром. Ее мать Барбара Воловска (урожденная Ланцкоронская) происходила из знатной польской семьи Ланцкоронских. История ее ранних лет и особенно ее музыкальных исследований сомнительна; Похоже, она изучала фортепиано у Антони Лисовского и Томаша Гремма, а композицию у Францишека Лесселя, Юзефа Эльснера и Кароля Курпинского. Она дала свои первые публичные сольные концерты в Варшаве и Париже в 1810 году.
В том же году она вышла замуж за Юзефа Шимановского (ум. 1832), от которого у нее было трое детей, живя в Польше: Елена (1811–1861 гг.), Которая вышла замуж за польского юриста Францишека Малевского, и близнецы Селина (1812–55). вышедшая замуж за Адама Мицкевича и Ромуальда (1812–40), ставшего инженером). Дети остались с Марией после ее разлуки с Шимановским в 1820 году. Брак закончился разводом.
Шимановская умерла от холеры во время эпидемии летом 1831 года в Санкт-Петербурге.
Предполагается, что она не связана с Каролем Шимановским, который считается самым известным польским композитором ХХ века.
Ее профессиональная карьера пианино началась в 1815 году с выступлений в Англии в 1818 году, турне по Западной Европе 1823–1826 годов, включая публичные и частные выступления в Германии, Франции, Англии (несколько раз), Италии, Бельгии и Голландии. Некоторые из этих представлений были даны частным образом для королевских особ; только в Англии в течение 1824 года ее график выступлений включал концерты в Королевском филармоническом обществе (18 мая 1824 года), на Ганновер-сквер (с присутствующими членами королевской семьи, 11 июня 1824 года) и другие выступления для нескольких английских герцогов.
Ее игра была очень хорошо встречена критиками и публикой, благодаря чему она прославилась тонким тоном, виртуозным лирическим чувством и оперной свободой. Она была одним из первых профессиональных пианистов-виртуозов в Европе 19-го века и одной из первых пианистов, исполнивших заученный репертуар публично, на десятилетие опередив Ференца Листа и Клару Шуман. После многих лет гастролей она на некоторое время вернулась в Варшаву, а затем в начале 1828 года переехала сначала в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где служила придворной пианисткой императрицы России Александры Федоровны.
Шимановская написала около 100 пьес для фортепиано. Как и многие женщины-композиторы ее времени, она писала музыку преимущественно для инструментов, к которым у нее был доступ, в том числе многие сольные фортепианные пьесы и миниатюры, песни и некоторые камерные произведения. Ее работы, как правило, стилистически называют частью блестящего стиля до романтического периода и польского сентиментализма. Шимановский ученый Славомир Добжаньски описывает ее игру и ее историческое значение следующим образом:
Ее этюды и прелюдии демонстрируют новаторское письмо на клавиатуре; Ноктюрн си-бемоль - ее самое зрелое фортепианное сочинение; Мазурки Шимановской представляют собой одну из первых попыток стилизации танца; Fantasy и Caprice содержат внушительный словарь пианистической техники; ее полонез следуют традиции написания полонеза, созданной Михалом Клеофасом Огиньским. Музыкальный стиль Шимановской параллелен композиционной отправной точке Фредерика Шопена; многие из ее сочинений оказали очевидное влияние на зрелый музыкальный язык Шопена.
В то время как ученые обсуждают масштабы ее влияния на ее соотечественника Шопена, ее карьера пианиста и композитора поразительно предвещает его собственную, а также более широкую тенденцию в Европе 19-го века виртуозного пианиста / композитора, чьи исполнительские способности расширились. ее технические возможности как композитора.
Из-за своего статуса артиста-перформанса и из-за своего салона Шимановска установила прочные связи с некоторыми из самых известных композиторов, музыкантов-исполнителей и поэтов своего времени, в том числе: Луиджи Керубини, Джоаккино Россини, Иоганна Хаммеля, Джона. Поле ; Пьер Байо, Джудитта Паста ; Иоганн Вольфганг фон Гете и Адам Мицкевич. Хуммель и Филд посвятили ей свои сочинения. Ходят слухи, что Гете очень в нее влюбился. Созданный ею салон в Санкт-Петербурге привлекал особенно известных людей, повышая ее статус придворной музыканта.