Марсель Тиберг (27 января 1893 года, в Вене - 31 декабря 1944 года, в Аушвиц-Биркенау ) был австрийским композитором, дирижером и органистом. Его музыка поздне-романтическая по стилю.
Марсель Тиберг родился в Вене в музыкальной семье. Его отец, Марселл Тиберг (старший), был известным скрипачом, а его мать, Ванда Палтингер Тибергова, была пианисткой в школе Теодора Лешетицкого и коллегой Артура Шнабеля. Хотя мало что известно о его музыкальном образовании, предполагается, что Тиберг имел формальное образование в области оркестровки, контрапункта и гармонии вне семейного дома. Отец Тиберга был в хороших отношениях со знаменитым скрипачом Яном Кубеликом, и обе семьи часто навещали друг друга. Марсель посвященный Lieder два дочерей Яна и, несмотря на разницу в возрасте в двадцать лет, культивируется на протяжении всей жизни дружбы с их младшим братом, проводником Кубелик. Тиберг также подружился с итальянским скрипачом и дирижером Родольфо Липизером. Фортепианная соната № 1 Тиберга (1920 г.) и его Симфония № 1 (1924 г.) датируются его пребыванием в Вене.
В 1927 году, после смерти отца, Тиберг вместе с матерью переехал в хорватский город Аббазия (Опатия), который тогда был частью Италии. Чтобы заработать себе на жизнь, он брался за любую предложенную работу. Он учил гармонии, играл на церковных органах, дирижировал и под псевдонимом «Тилль Бергмар» создавал популярную танцевальную музыку для местных курортов (румбы, танго, вальсы и т. Д.).
Премьера его Симфонии № 2 была представлена его другом Рафаэлем Кубеликом в Чешской филармонии где- то в начале 1930-х годов. Благочестивый католик, Тиберг написал постановку Те Деум, премьера которой состоялась в расширенной церкви Аббазии 25 июля 1943 года, в день, когда Муссолини был вынужден покинуть офис.
Когда немецкие войска оккупировали север Италии в 1943 году, мать Тиберга в соответствии с нацистскими правилами зарегистрировала, что один из ее прадедов был евреем. Вскоре после этого мать Тиберга умерла естественной смертью. Впоследствии Тиберг был арестован и депортирован в лагеря смерти Сан-Сабба и Освенцим. Долгое время считалось, что он покончил жизнь самоубийством в пути, но дата его смерти была записана в Освенциме как 31 декабря 1944 года.
Сохранившаяся музыка Тиберга в виде рукописных партитур была передана им своему другу доктору Милану Михичу и в конечном итоге привезена в Соединенные Штаты. Началась запись работ из этого кеша. К ним относятся Симфония № 2 ( Джоанн Фаллетта, дирижирует Филармонией Буффало ) в сочетании с Сонатой № 2 для фортепиано ( Фабио Бидини, пианист) на Naxos Records ; Симфония № 3 ( Джоанн Фаллетта дирижирует Филармонией Буффало ) вкупе с Фортепианным трио (Майкл Людвиг, скрипач; Роман Мекинулов, виолончелист; Я-Фэй Чуанг, пианист) на Naxos Records ; две мессы (Брайан А. Шмидт дирижирует хоралом Южной Дакоты с органистом Кристофером Якобсеном) на пентатоне ; Струнный секстет с контрабасом (Ensemble Alraune) на лейбле NovAntiqua Records (Musica amp; Regime 3).
Симфония № 3 содержит во второй части прямые тематические цитаты и ритмические сверхструктуры, которые берут начало из Симфонии № 1 Ганса Ротта и которые также много цитировались Симфонией № 2 Густава Малера. При текущем статусе исследования неизвестно, цитировал ли Тиберг напрямую Малера или у него был доступ через Малера к партитуре Ротта своей Симфонии № 1, которая была закрыта Густавом Малером, близким другом Ротта. Можно подумать о стилистическом сходстве с Антоном Брукнером, но это не подтверждается композиторскими методами, инструментами и музыкальной глубиной. Напротив, они гораздо больше связаны с Роттом, который был исследователем Брукнера и который, по словам Малера, изобрел новую симфонию.
Известные сохранившиеся работы Марселя Тиберга включают:
Оркестровый
Камера
Инструментальная
Священный
Lieder