Лонгде ( Wylie : klong sde, санскрит : abhyantaravarga) - это название одного из трех священных разделов в Дзогчен, которое само по себе является вершиной девятиступенчатого разделения практики согласно школе ньингма тибетского буддизма.
Имя «лонгде» переводится как «Космическое разделение» или «Космический ряд» Дзогчен и подчеркивает аспект пустоты ( Wylie : сильное па) или простора ( Wylie : klong) естественного состояния.
Из-за различных подходов различных линий передачи Дзогчен были разработаны три серии учений, одна из которых - лонгде. Два других подразделения или школы - semde и menngagde. Пенор Ринпоче называет лонгде «школой центрированности» и относит ее к линии передачи Дордже Зампы, Шри Сингхи и Вайротсаны.
Эти три подразделения ввел буддийский ученый Манджушримитра. Как и тексты Дзогчен, тексты всех трех разделов связаны с основным изначальным состоянием; природа самого разума (который противопоставляется нормальному сознательному уму). Они связаны с «тремя заявлениями» ( Wylie : tshig gsum gnad brdeg) Гараба Дордже.
Эти три серии представляют не столько разные школы практики Дзогчен, сколько разные подходы к одной и той же цели, которая является основным, естественным и изначальным состоянием. Как это часто бывает в большей части буддийской литературы, в частности в тибетском буддизме, градации способностей практикующих также приписываются трем категориям, которые считаются подходящими для практикующих с низкими, средними и высокими способностями соответственно.
Космический отдел связан со вторым заявлением Гараба Дордже, устраняя сомнения. Он обучает методам медитации, которые позволяют практикующему преодолеть любые сомнения, которые могут возникнуть в отношении естественного состояния.
Серия «Космос» отражает разработки XI – XIV веков и делает упор на «пространство» или «простор» ( клонг). Согласно Стену Анспалу, этот класс текстов «трудно определить или охарактеризовать единообразно» и «не были объединены в единую систему». Из - за этого, это было видно, либо практически совпадает с ранее Семдом (ум) серией, или как «занимая доктринально позицию между Разумом и разделом lnstruction.»
Согласно Анспалу, «Пространство» в этих текстах «используется для описания аспектов, в которых истинная природа разума человека аналогична пространству. Например, пространство присутствует повсюду, и для его достижения не требуется никаких усилий; его нельзя превзойти: он необъятен, охватывает все: он лишен характеристик и не может быть постижен; он не имеет центра и периферии; он вечен и беспричинен; в пространстве нет опоры и не на чем сосредоточиться, и так далее ». Одна из центральных тем этих текстов - доктрина «Девяти Пространств» (Пространства Видения, Поведения, Мандала, Инициации, Обязательства, Активности, Достижения, Уровней - Пути и Плодотворения). Каждая из этих практик, относящихся к особенностям буддийской тантры, считается обширной и полной в рамках истинной природы человека, и поэтому постепенные и тантрические практики считаются ненужными для тех, кто понимает истинную природу своего ума. Так, например, для практики нет необходимости создавать в уме мандалу, поскольку, когда человек осознает истинную природу ума, все восприятия становятся мандалой. Точно так же нет необходимости проходить ритуальное посвящение, поскольку осознание своей природы уже является посвящением. В этом смысле Дзогчен рассматривается как выходящая за пределы тантры.
Как отмечает Анспал, некоторые тантры космической серии, такие как « Равно Концу Неба» (Nam-mkha'i mtha'-dang mnyam-pa) «не предписывают практикующему никаких конкретных техник, таких как физические позы или движения, структурированные медитативные упражнения. упражнения и т. д. " В этом смысле они похожи на тантры серии мыслей.
Еще одна традиция, которую часто объединяют в Космическую серию, - это традиция моста Ваджра ( rdo rje zam pa). Эти тексты включают многочисленные тантрические обряды, связанные с Херукой и тремя Дакини. Однако комментарии к текстам Ваджрного моста указывают на то, что эти тантрические ритуалы являются вспомогательными практиками, которые «вторичны по отношению к основной практике, которая представляет собой созерцание природы ума Великого Совершенства, и которая здесь не практикуется в формализованном контексте тантрической садханы». Ключевой фигурой в этой традиции является Дзенг Дхармабодхи (1052–1168). Его ученик, Кун-бзанг рдо-рже, написал множество комментариев к мосту Ваджра. Ключевая тантра этой традиции называлась « Тайная мудрость» ( Ye-shes gsang-ba). Следующий стих «был истолкован как существенное изложение пути созерцания в rDo-rje zam-pa»:
Находясь в уединенном месте, избавьтесь от привязанности к внешним [чувственным данным] и внутренней [концептуальности], [примите позу, наделенную] семью характеристиками (chos bdun), и сбалансируйте физические элементы ('byung-ba) [ тела]. Не блокируя шесть совокупностей чувств, остановитесь на обычном осознании. Внешне элементы кузова сбалансированы; внутренне вдох и выдох отсутствуют. Приходишь к смыслу неподдельной естественности. То, что называют «человеческим существом», - это Будда. Ваджрасаттвы не существует отдельно от вас.
В традиции Ваджрного моста созерцание истинной природы ума, которое также называлось «немедитацией», было введено посредством использования «четырех знаков», которые «представляют собой переживания неконцептуальности (mi-rtog -pa), ясность (gsal-ba), блаженство (bde-ba) и неразделимость (dbyer mi-phyed-pa) первых трех как четвертого ». Некоторые из текстов Ваджрного моста также используют йогу ветров тонкого тела (вайю), хотя они относительно просты и «без усилий» ( rtsol-bral) по сравнению с йогами ветра стадии завершения, обнаруженными в тантрах Сарма, которые считаются низшими и грубыми авторами Ваджрного моста, такими как Kun-bzang rdo-rje.
" Samantabhadra «s Royal Тантр All-Inclusive обширность»( санскрит : Mahāvartta prasāraṇi радж тантра нам ; Уайли : Клонг чен Rab Byams ргьял po'i rgyud ца Б ба bzhugs так) известно как„король“из тантра, принадлежащих к Космический раздел. Перечислите тантрические тексты, принадлежащие Космическому отделу, таким образом:
Согласно Thondup amp; Talbott (1997: стр. 48), существует только семь сохранившихся текстов космического класса, и они собраны в Ньингма Гьюбум.
Кроме того, в космическом классе есть один текст терма, который содержится в цикле Чоклинг Терсар Оргьена Чокгьюра Лингпы. Тулку Ургьен пишет:
ни один другой тертон не раскрыл учение, включающее Космический раздел (Лонгде) Дзогчен. Есть несколько откровений Секции Разума (Семде), и все основные тертоны открыли Секцию Инструкций (Менгагде), но только Чокгьюр Лингпа передал Космическую Секцию. Вот почему Дзогчен Десум считается самым необычным терма, который он когда-либо раскрывал.