Лев Руссов

редактировать
Лев Александрович Русс
Руссов-Лев-Александрович-3bw.jpg
Родился31 января 1926 года. Ленинград, Российская СФСР Советский Союз
Умер20 февраля 1987 (1987-02-20) (61 год). Ленинград, Советский Союз
НациональностьРусский
ОбразованиеТаврическое художественное училище, Институт искусств им. Репина
ИзвестенЖивописью, Графика, Скульптура
Известные работыПортрет Екатерины Балебиной
ДвижениеРеализм

Лев Александрович Русов (Русский : Ле́в Алекса́ндрович Ру́сов; 31 января 1926 г. - 20 февраля 1987 г.) - советский российский живописец, график и скульптор, живший и работавший в Ленинграде, член Ленинградского Союза художников и представитель Ленинградской школы живописи, наиболее известен своей портретной живописью.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Портрет
    • 2.2 Мравинский
    • 2.3 Тил Уленшпигель
    • 2.4 Натюрморт
  • 3 Семья
  • 4 См. Также
  • 5 Список литературы
  • 6 Основные выставки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Биография

Лев Александрович Русов родился 31 января 1926 года в Ленинграде, в г. семья сотрудников. Его отец Александр Семенович Русов происходил из крестьян Нижегородской губернии, мать Ираида Семеновна Немцова была из Костромы. В 1939 году страсть к рисованию приводит Руссова в изостудию Выборгского района Ленинграда, где он занимается до начала войны.

В декабре 1941 года вместе с матерью был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Горьковской губернии. Вскоре он попал в аварию, которая могла изменить судьбу будущего артиста. При не совсем ясных обстоятельствах Русов лишился правого глаза. По словам сына артиста, это произошло от неосторожного удара хлыста. Однако уже в 1943 году он переезжает в Кострому, где учится в областном художественном училище.

Таврическая художественная школа Дом на Таврической, 35

В 1945 году в связи с возвращением в Ленинград Руссов был переведен в Таврическую художественную школу (ныне Художественное училище им. Николай Рерих ), который окончил в 1947 году.

По окончании института Русов поступил на первый курс живописного отделения Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, изучено Юрием Непринцевым и Генрихом Павловским. Однако, проучившись два года по состоянию здоровья, пришлось бросить занятия. В 1951–1955 гг. Руссов преподавал рисунок в средних школах Ленинграда, продолжая совершенствовать свои навыки рисования, используя опыт, полученный во время учебы в Академии.

Вскоре Руссов показывает свои работы в Ленинградском Союзе художников. Художники и его приглашают участвовать в художественных выставках вместе с ведущими мастерами изобразительного искусства Ленинграда. На весенних художественных выставках 1954 и 1955 годов он представил работы «Девушка с бантом» (1954), «Мальчик и море» и «Портрет художника Вениамина Кремера» (оба 1955), чтобы привлечь внимание к себе как к талантливому портретисту.

Ленинградский Союз Художников Дом на Большой Морской улице, 38

В 1955 году Руссов был принят в Ленинградский Союз Советских Художников по рекомендации известных художников Петр Бучкин, Юрий Непринцев и Вениамин Кремер. Помимо портретов, Руссов в эти годы писал жанровые композиции, натюрморты, пейзажи, работал в технике масляной живописи, акварели и ксилографии.

1955 год ознаменовался для Руссова встречами с людьми, изменившими его личную и творческую судьбу. Он знакомится с Екатериной Васильевной Балебиной (род. 29 декабря 1933 г., дочерью знаменитого бомбардировщика-торпедоносца, Героя Советского Союза ) Василия Балебина, которая вскоре станет его женой, матерью его сына Андрея и главная муза. Очаровательная и живая, полная самопожертвования, она послужит для Руссова образцом для многих картин и портретов, создаст и защитит мир, в котором творческий дар художника раскроется и засияет в полную силу.

В том же году Лев Русов познакомился с Евгением Мравинским, их отношения переросли в многолетнюю дружбу, которой мы обязаны несколькими портретами выдающегося дирижера, созданными в 1950-1980-е гг..

В 1960–1980 годах творческая жизнь Руссова разделилась между Ленинградской художественной мастерской, домом в Фонарном переулке и поселком Павшино на реке Оредеж, где на высоком берегу реки он построил коттедж с мастерской и работал много месяцев каждый год.

Лев Александрович Русов скончался 20 февраля 1987 года в Ленинграде на шестьдесят втором году жизни от болезни сердца. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях в России, США, Норвегии, Великобритании, Швеции, Франции и других странах. Вдова художника Екатерина Васильевна Русова пережила мужа на 15 лет и скончалась 20 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на шестьдесят девятом году жизни.

В 1970 году в Ленинградском физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе, АН СССР состоялась единственная прижизненная выставка работ Руссова.

Творчество

Творческая жизнь Льва Руссова, необычная и противоречивая, содержала два неравных по продолжительности и значимости периода, один из которых был посвящен живописи, а другой - преимущественно деревянной скульптуре.

Портрет

По мнению исследователей творчества художника, в полной мере живописный талант Руссова раскрылся в серии портретов его современников, написанных в 1950-х - первой половине 1960-х годов., принесшие автору известность и признание. За десять лет Руссов создал галерею портретов, которая обогатила различные виды современной портретной живописи. Начало ему положили женские образы, среди которых выделяются портреты жены и девушек из круга общих друзей. Среди них: Портрет Екатерины Балебиной (1956), Портрет Натали Орловой (1956), Портрет молодой женщины в красном (1956), Портрет молодой женщины (1957) и другие.

Известные художественные произведения, продолжившие их в конце 1950-х - начале 1960-х - Портрет жены (1959), Свежая модель (1961), Киры, Наринэ, Портрет Марии Корсуковой (все 1962), выделяются великая декоративность, обобщенность рисунка и резкость композиции, которую Русов использовал в поисках средств усиления выразительности образа.

Характеризуя творчество Руссова, искусствоведы Анатолий Дмитренко и Руслан Бахтияров примечание:

В ленинградской портретной живописи на рубеже 1960-х гг. Все еще сохранялся определенный конфликт между задачей создания типизированного изображения и одновременное желание художника коснуться «скрытых движений души». Неслучайно Лев Русов, отдававший в своем творчестве однозначное предпочтение именно последнему аспекту, как бы отделил внутренний мир сюжета от внешних предопределенных черт, характерных для многих портретных работ. В его картинах прослеживается связь с творчеством Валентина Серова и манерой Осипа Браза и Андреаса Цорна. Органично соединив фигуру и фон, что он успешно использовал как средство повышения выразительности образа, Руссов одновременно предоставляет каждому из своих героев право на «личное пространство», как, например, в портретах Екатерина Балебина, Наталья Орлова или деревенская девушка Наташа Савельева.

Портрет Екатерины Балебиной. 1956

Поездки в середине 1950-х годов в Оредеж, сначала в село Накол, а затем в Павшино, положили начало замечательной серии портретов детей и молодежи. Среди них Зоя (1957), портрет-близнец сестер Киры и Зои (1958), Наташа (1958), Наташа, Бантики (обе 1960). В 60-е годы к этому циклу работ добавились портреты сына Андрея с конем (1963), Портрет сына (1965) и другие.

Портреты этого периода приходятся на время наивысшего творческого подъема Русова как живописца и составляют ценнейшую часть его разнообразного художественного наследия. Их отличает необычайная выразительность образов, смелость композиционных решений, безошибочный художественный вкус. В цветовой гамме преобладают жемчужные и фиолетовые тона. Манера художника отличается мощным живописным языком, широким письмом, острой композицией, интересом к неожиданным ракурсам. Русов обладал редкой способностью улавливать мимолетные состояния модели, быстро воплощать живописную идею на холсте - сразу и необычайно убедительно. Созданные им образы сочетают в себе выразительность индивидуальных особенностей с ярким воплощением типичных черт современников.

В работе над портретом Русову удается уловить мимолетное состояние модели, которое при длительном позировании ускользает от большинства художников. Он умеет довести это первое впечатление до конца и донести до зрителя. Поэтому в его произведениях природа живая, и это ощущение живого взгляда живых людей едва ли не самое волнующее в портретах художника.

Наряду с выразительностью формы выделяются портреты Руссова. глубиной и психологизмом изображений, тщательным подбором и изучением модели. Это еще одна важная причина успеха его работ. Некоторые из своих лучших работ этого периода Руссов написал в селе Павшино на реке Оредеж под Ленинградом, где в конце 1950-х годов обосновалась группа молодых художников: Г. Багров, Э. Шрам, К. Славин и Н. Славина, Л. Кузов, А. Яковлев, Г. Антонов. Здесь, на реке Оредеж, сначала в селе Накол, потом в Павшино, Русов находит героинь своих новых портретов: тётя Поля, сестры Зоя и Кира, деревенская девушка Наташа Савельева. Именно ее портрет, написанный Русовым в 1958 году, впервые был по-настоящему замечен и оценен критикой.

В критических обзорах Осенней художественной выставки 1958 г. ленинградские газеты отводили этому портрету видное место. Э. Ковтун в статье «Записки о художественной выставке» в газете «Ленинградский вечер» от 29 ноября 1958 года писал об удивительной непосредственности и свежести чувств, которые подкупают в этом творчестве Л. Руссова. М. Шумова в статье Не сдавай завоеванные границы! в Ленинградской Правде от 2 декабря 1958 г. писал об этой работе:

Портрет «Наташа» Льва Русова радует искренним интересом художника к внутреннему миру человека. Фон портрета и платье девушки выполнены плавными, сильными мазками. Но они не бросаются в глаза, не уводят от затененного лица, которое тоже написано бегло, но в то же время аккуратно, тонко, вдумчиво. Пытливые глаза девушки, ее одухотворенное лицо привлекают внимание.

В те же годы Русов рисовал известных деятелей искусства, а также рабочих и колхозников. Среди них Портрет молодого колхозника (1956), Портрет Евгения Мравинского (1957), Портрет актера Владислава Стржельчика (1957), Портрет юного заклинателя (1961), Тети Пола с курицей (1961), Stell-Maker (1972) и др. В мужском портрете, независимо от социального статуса модели, художника привлекают сильные независимые личности.

Мравинский

Знакомство Русова с Евгением Мравинским в 1955 году быстро переросло в дружбу, продлившуюся до конца жизни художника. За тридцать лет Русов написал несколько портретов выдающегося дирижера, самый известный из которых - «Портрет Е. А. Мравинского» 1957 года.

Портрет Евгения Мравинского. 1957

Портрет писался Русовым в течение двух лет и был завершен в 1957 году. В этом же году он был впервые показан на юбилейной выставке в Государственном Русском музее. В отличие от большинства известных портретов, Мравинский изображен в домашней обстановке, когда человек принадлежит только самому себе и раскрывается в своем истинном обличье.

Из воспоминаний Александра Михайловны Вавилиной-Мравинского, вдовы Евгения Мравинского:

Среди немногих друзей Евгения Александровича Мравинского, имевших право без предварительной договоренности позвонить в дверь квартиры. телефон, был Левушка Руссов - так его звали в нашем доме. Появляется - как будто только что с неба выпал! В любое время суток - явление обычное для хозяев.

Его приход всегда приносил в жизнь свет, улыбку, радость и бескорыстное общение. Знакомство и дружба Евгения Александровича с Львом Руссовым измерялись десятилетиями, а потому атмосфера бесед была искренней и простой. Левушка знал все творческие и бытовые переживания Евгения Александровича, любил музыку, знал ее, обладал прекрасной памятью и тонким вкусом.

На встречах оба, как правило, бросались говорить о природе, о рыбалке (удочки, приманки, снасти и т. Д.), Так как жизнь за городом была для обоих основой творческого заряда, источник духовных резервов. Живой по натуре, темпераментный и разговорчивый, Левушка Руссов имел благодарного слушателя и рассказчика в лице Евгения Александровича. Эти вечеринки, конечно, до поздней ночи слегка сопровождались водкой и пришвинскими рассказами.

В 1970-е годы Руссов обратился к теме двух великих современников - Дмитрия Шостаковича и Евгения Мравинского, она нашла свое воплощение в картина Ленинградская симфония. Дирижер Евгений Мравинский (1980). Русов долго работал над концепцией и композицией картины, отвергая один вариант за другим. Трудно судить, насколько его окончательный вариант удовлетворил художника. Можно предположить, что, если бы у него были силы и время, эту работу можно было бы продолжить.

Из Воспоминаний Александра Михайловны Вавилиной-Мравинского, вдовы Евгения Мравинского:

У Льва Руссова была еще одна желанная тема-сон: Мравинский и Шостакович, но болезнь, недостаток времени и энергии не помогли. позволяют реализовать его в окончательном виде. Лева и Евгений Александрович долго и не раз говорили о способе реализации этой идеи, но тема эта настолько монументальна, настолько же неосуществима, в зависимости от данных Богом времен для обоих..

Тиль Уленшпигель

В 1954–1956 годах Лев Руссов увлекся историческим жанром, создав серию из восьми картин по роману Шарля де Костера Легенда о Тиле Уленшпигеле. Выбор темы и ее образное воплощение перекликались с настроением хрущевской «оттепели» и личными свободолюбивыми устремлениями автора. Показано в конце 1956 года на Осенней выставке произведений ленинградских художников «Рождение, на пытках»., «Смерть отца», «На полях родины», «Интернат (Мятежная Фландрия)», «Тилль и Ламме», «Смерть предателям», «Песня Тилля» (все 1956 г.) впервые прославила автора и провозгласила его мастером исторической живописи.

Эти работы, и прежде всего двойной портрет Тилля и Ламме, интересны еще и тем, что художник придал чертам Тилля близкое сходство с автором. Это делает его уникальным в творческом наследии художника. Автопортреты Льва Руссова неизвестны. В детстве он потерял один глаз, не любил фотографироваться и вообще отказывался позировать для портретов, написанных им самим или другими.

В будущем интерес Руссова в исторической тематике нашла отражение в многочисленных произведениях деревянной скульптуры, как а также в некоторых картинах, в частности в картине «Бродячие скоморохи» (1976).

Натюрморт

Натюрморт с Сенекой. 1963

Натюрморт в творчестве Руссова тесно связан с колоритно-композиционными задачами, которые художник ставил перед собой в работе над портретом. Отсюда резкость и свежесть композиционных решений, внутренняя драматичность и напряженность в его произведениях этого жанра. Неслучайно по выразительности и глубине образов лучшие работы Руссова в жанре натюрморта не уступают его всем известным портретам. Это отличает их от других картин, созданных в этом жанре в 1950–1970 годах.

Большинство его натюрмортов передают не только интерьер мастерской художника и окружающий его предметный мир, но и атмосферу, муку творчества, в которой рождаются и воплощаются идеи творца. Причем их художественный вид, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, продуман и доведен до совершенства автором. Среди произведений Руссова в этом жанре источники выделяют «Натюрморт с Сенекой» (1963), «Натюрморт с букетом» (1959), «Музыка и скрипка» (1964), Художественная студия. Натюрморт (1979) и др.

Работы 1950-1960-х гг. Выдвинули Льва Руссова в число ведущих мастеров портретной живописи. Однако для широкой публики и даже для многих коллег по Ленинградскому союзу художников он оставался практически неизвестным. Объяснение этому нужно искать прежде всего в чертах характера художника. Человек независимых взглядов, талантливый, прямой, порой безжалостный в оценках и суждениях, поражающий своей чудовищной работоспособностью тех, кто близко знал его, он сторонился общественной жизни Союза художников, не терпел любых проявлений бездарности и подражания. творчества. Фактически, в брежневские годы застоя и развитого социализма он оставался человеком хрущевской оттепели. В 1970–1980 годах Русов редко показывал свои работы на художественных выставках. Его жизнь была поделена между городской мастерской, домом в Павшино на Оредеже и общением с узким кругом старых друзей. Справедливости ради надо признать, что существующая система не отвергала таких художников, позволяя им иметь практически бесплатные материалы и мастерскую для творческой работы в обмен на минимальную лояльность.

В середине 1960-х Лев Русов увлекается деревянной скульптурой и русским народным эпосом. С этого момента и до конца жизни она становится главной темой его творчества, превосходя живопись. Из его рук вышло множество великолепных скульптур, от маленьких фигурок до больших форм, таких как Русский Икар и рельеф на эпическую тему Заставы, народных певцов.

Семья
  • Жена Екатерина Васильевна Балебиба (1933–2002);
  • Сын Андрей Львович Русов (р. 1960).
См. Также
Список литературы
Основные выставки
Библиография
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Львом Руссовым.
Последняя правка сделана 2021-05-27 07:09:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте