Изобразительное искусство Ленинграда

редактировать
Демонстрация 1 мая на проспекте Октября, 25. Исаак Бродский, 1934 год. Третьяков. Галерея, Москва

Искусство Ленинграда - важная составляющая русского советского искусства - по мнению искусствоведов Владимира Гусева и Владимира Лениашина, «одного из его сильнейших токи». Этот широко использует творческую жизнь и достижения нескольких поколений ленинградских живописцев, скульпторов, графиков и создателей декоративно-прикладного искусства с 1917 по начало 1990-х годов.

Содержание

  • 1 1917–1923
  • 2 1924–1930
  • 3 1930-е годы
  • 4 Война и осада
  • 5 1946–60
  • 6 1960–80-е
  • 7 Критика и наследие
  • 8 См. Также
  • 9 Галерея
  • 10 Видео
  • 11 Ссылки
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки

1917–1923

Революционные события 1917–1918 гг. изменили ход художественной жизни Петрограда. Они выступули Академию художеств, выставочную и творческую жизнь, деятельность художественных объединений, вопросы художественной практики и теории. В Академии художеств уроки студентов были прерваны на год и возобновлены осенью 1918 года. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 года Академия художеств как собрание академиков была упразднена. Этим же постановлением для подготовки будущих художников на месте Высшего художественного училища (ВХУ) были созданы Петроградские свободные художественные мастерские (ПГСХМ). Задача их организации была возложена на Управление изящных искусств Наркомата просвещения, которое представли представители «левых». На 15 лет Академия стала ареной ожесточенной борьбы по вопросам организации художественного образования и развития советского искусства. 12 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял также постановление «О памятниках республики», вошедшее в историю как «Указ Ленина о монументальной пропаганде». Указатель предусматривает снос памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и создание памятников социалистической революции в России.

Борис Кустодиев. Празднование открытия II конгресса Коминтерна Площадь Урицкого в Петрограде 19 июня 1920 года. 1921 год. Русский музей

Несмотря на сложности, вызванные сменой режима, гражданской войной и иностранной интервенцией, художественные группировки - Мир искусства, Передвижники, Общество Архипа Куинджи, Коммуна художников, Общество художников-индивидуалистов - продолжали действовать в Петрограде. В 1922 году было образовано Товарищество художников революционной России (АХРР ), во главе его петроградского отделения возглавил художник Николай Дормидонтов. Среди участников выставок 1917-1923 гг. Были такие художники, как Натан Альтман, Михаил Авилов, Исаак Бродский, Борис Григорьев, Илья Репин, Владимир Маковский, Николай Дубовской, Осип Браз, Константин Маковский, Борис Кустодиев, Сергей Коненков, Георгий Савицкий, Николай Самокыш, Аркадий Рылов, Станислав Жуковский, Владимир Кузнецов, Василий Кандинский, Александр Бенуа, Владимир Баранов-Россине, Павел Филонов, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих, Марк Шагал, Казимир Малевич, Мстислав Добужинский, Александр Киселев, Иван Билибин, Зинаида Серебрякова, Петр Бучкин, Юрий Анненков, Рудольф Френц, Александр Головин и некоторые другие. Между собой они представляли основные направления и тенденции современного искусства. Некоторые из них, такие как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Павел Филонов, Марк Шагал и Николай Рерих были деятелями мирового ранга.

Среди наиболее значительных произведений этого периода критики называют «В лазурных просторах» (1918) Аркадия Рылова, «Праздник открытия II съезда Коминтерна на площади Урицкого 19 июня». 1920 (1921) Борис Кустодиев, Победа над Вечностью (1921) и Живая Голова (1923) Павел Филонов, Портрет Мирона Шерлинга (1918) Юрий Анненков, Автопортрет (1918), Утренний натюрморт (1918) и Портрет Анны Ахматовой (1922) Кузьма Петров-Водкин, «Черный квадрат» Казимира Малевича, и Портрет Надежды Добычиной (1920) художника Александра Головина. Эти произведения свидетельствуют о разнонаправленном развитии петроградского изобразительного искусства, в котором яркими лидерами представлены различные направления, стили и направления.

Среди художественных выставок лучших были «Первая государственная бесплатная выставка произведений искусства», состоявшаяся в Зимнем дворце в 1919 году с участниками 300, и «Выставка картин петроградских художников всех направлений. 1918–1923 », проходившей в Академии художеств в 1923 году с 263 участников. Проводились выставки редакции музея Куинджи, Коммуны художников, Передвижники и Мир искусства, а также традиционные осенние и весенние выставки. Местами их проведения стали залы общества поощрения художеств, Академия художеств, Городской музей (бывший Аничков дворец) и Эрмитаж. В 1920 году состоялись персональные выставки Кузьмы Петрова-Водкина и Мстислава Добужинского.

. В 1919 году в Петрограде был создан Музей художественной культуры, а в 1923 году - Институт художественной культуры (ИНХУК). образованный под его эгидой, управляемый Казимиром Малевичем.

В 1922 году в Петрограде на базе частной литейной мастерской создан цех художественного литья. Позже он был преобразован в мастерскую художественного литья «Монументскуптура», производившую монументальное искусство из бронзы, гранита и мрамора.

Сергей Чехонин. Царству рабочих и крестьян не конец. Тарелка. ГФЗ. 1920

В этот период формируется ленинградская художественная школа графики. Культурная революция создала многомиллионную активную читательскую аудиторию, поставив перед графикой новые задачи. Петроградские художники стали заниматься созданием иллюстраций к серии книг «Народная библиотека». В это время появились издания, ставшие зенитом книжного искусства: «Медный всадник Пушкина» с иллюстрациями Александра Бенуа и «Белые ночи» Достоевского с рисунками Мстислава Добужинского. Плакат как вид приобрел в этот период особую искусство актуальность и политическую остроту. Яркие примеры - произведения Николая Кочергина «Все на защиту Петрограда!» (1919) и пришла очередь Врангеля! (1920), а также плакаты «Окна РОСТА». Рисунки Ленина с натуры художников Натана Альтмана, Исаака Бродского, Петра Бучкина легли в основу целого жанра «Ленинианы» в советском изобразительном искусстве. Изобразительное искусство.

Новаторским направлением работы стало праздничное убранство Петрограда к началу годовщины Октябрьской революции. Среди многих участников были художники Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Исаак Бродский, Аркадий Рылов и Натан Альтман, скульпторы Леонид Шервуд и Сара Лебедева, художники-графики Владимир Лебедев, Мстислав Добужинский и Сергей Чехонин, архитекторы Лев Руднев и Иван Фомин. Их идеи и подходы в степени определили характеристики зарождающегося советского искусства общественных пространств, отвечало на призыв к монументальной пропаганде.

Мировая известность петроградскому прикладному искусству принесла агитационный фарфор, производимый Государственный фарфоровый завод (ранее Императорский фарфоровый завод, позже Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). На фабрике были обнаружены большие запасы неокрашенных предметов, и было принято решение использовать их не просто как посуду, а в первую очередь как средство революционной пропаганды. Вдохновением и «духом» творческой деятельности фабрики был Сергей Чехонин, который в 1917 году возглавил цех росписи Государственного фарфорового завода. Уже самые первые его работы имели агитационный характер, в том числе и величайшие из них. на них - юбилейное блюдо, изготовленное к 25 октября 1918 г. (герб Российской Федеративной Социалистической Республики выполнен в цветах). Сергей Чехонин лично и другие работающие по его рисункам нарисовали большое количество таблицчек с лозунгами и инициалами РСФСР, посуду, чашки и целые сервизы, украшенные множеством цветов и позолотой. Помимо сугубо декоративных и аллегорических изделий фабрика изготовила по рисункам Сергея Чехонина серию графических портретов вождей мирового пролетариата, а также большое овальное выдао с автографами всех выдающихся деятелей Октябрьской революции. К созданию агитационного фарфора причастны художники М. М. Адамович, Н.И. Альтман, Александра Чекотихина-Потоцкая, Наталья Данко, Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Павел Кузнецов и Мстислав Добужинский.

1924–30

Исаак Бродский. Ленин в Смольном. 1930. Третьяковская галерея

21 января 1924 г. Ленин скончался. 26 января постановлением II съезда Советов недавно образованного СССР Петроград был переименован в Ленинград. Для изобразительного искусства города это событие имело не только формальные последствия. Еще летом 1924 года в Академии художеств проходила выставка конкурсных работ на памятник Ленину. Первую премию получил проект архитектора Иосифа Лангбарда в революционном романтическом стиле. 7 ноября 1926 года, в девятую годовщину Октябрьской революции, на площади у Финляндского вокзала (Ленин на броневике) был открыт один из самых известных памятников советскому лидеру (Ленин на броневике), скульптор Сергей Евсеев, архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. В 1925 году был памятник убитому революционеру В. Володарскому (скульпторы Матвей Манизер и Лина Блезе-Манизер совместно с архитектором Владимиром Витманом) и пионеру русского марксиста Георгию Плеханову (скульптор Илья Гинзбург) Технологического института. В 1928 г. снова возле Технологического института был установлен памятник Дмитрию Менделееву, тоже работы Гинзбурга. В 1925 году памятник Ленину работы ленинградского скульптора Василия Козлова (с 1919 года председатель Петроградского комитета скульпторов, профессор скульптурного факультета Академии художеств) установлен в южнорусском Таганрог. В 1927 году перед Смольным институтом, бывшим штабом Октябрьской революции, был открыт памятник Ленину работы того же скульптора. Эти произведения установили своего рода канон для изображений Ленина в советском искусстве.

1925 год ознаменовался чередой важных событий для изобразительного искусства Ленинграда. Институт художественной культуры (ИНХУК) преобразован в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК). Возглавлять его экспериментальные мастерские были приглашены такие видные деятели «левого» искусства, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Михаил Матюшин. В том же году П. Павел Филонов организовал свою группу - «Мастера аналитического искусства». За время существования в его деятельности приняли участие более 70 художников (Татьяна Глебова, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Евгений Кибрик, Павел Кондратьев, Алиса Порет, Андрей Сашин, Михаил Цибасов и многие другие). В 1927 и 1928 годах состоялись две выставки «Мастеров аналитического искусства» в Доме печати и Академии художеств.

Весной 1926 года в Ленинграде образовалось художественное объединение «Кружок художников». Среди его членов, ставших видными деятелями были: Алексей Пахомов, Александр Самохвалов, Алиса Порет, Александр Русаков, Владимир Малагис, Николай Емельянов, Борис Капланский, Лев Британишский, Якоб Шур, Мария Федоричева, Александр Ведерников, Василий Купцов, Герта Неменова, Михаил Вербов, Алексей Почтенный, Наум Могилевский, Петр Осолодков, Георгий Траугот и Сергей Чугунов. «Круг» провозгласил своей целью приверженность «стилю эпохи». В Ленинграде прошло три выставки, наиболее значимой из них считается вторая выставка 1928 года, проходившая в Русском музее. В нем было представлено около 150 работ, в основном картины. Выставка проработала полтора месяца, вызвала большой интерес и положительные отзывы в прессе. Его посетил Анатолий Луначарский, нарком просвещения.

Среди других крупных выставок середины - конца 1920-х гг. Была 8-я выставка АХРР (Товарищество художников революционной России) «Жизнь и повседневное бытие народов СССР» (1926, Русский музей), «Выставка новейших тенденций в искусстве» (1927, Русский музей, участники: Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Владимир Татлин, Александр Осмеркин, Роберт Фальк, Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Марк Шагал ), «Юбилейная выставка изящных искусств» (1927, Академия художеств) и «Современные Ленинградские художественные коллективы» (1928, Русский музей). Прошли художественное оформление художеств-индивидуалистов и объединение "4 искусства". Ленинградские художники участвовали в нескольких выставках в Москве и за рубежом, в том числе в «Выставке произведений искусства к десятой годовщине Октябрьской революции» (1928, Москва), «Выставке картин московских и ленинградских художников», организованной в ознаменование 25-летие художественно-педагогической деятельности Дмитрия Кардовского »(1929, Москва) и« Современное и прикладное искусство Советской России »(1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт).

Кузьма. Петров-Водкин,. Смерть комиссара.1928. Русский музей

Среди произведений этого периода критики особо выделяют скульптурную группу Октябрь (1927 г.) Александра Матвеева и картины «Смерть комиссара» (1928 г.) и «Землетрясение в Крыму» (1928 г.) Кузьмы Петрова-Водкина, «Формула весны» (1929 г.) Павел Филонов, Портрет Поэт Михаил Кузьмин (1925) Николая Радлова, Ленин на фоне Кремля (1924), Михаил Фрунзе на маневрах (1929), Ленин в Смольном (1930) и Речь Ленина на собрании рабочих Путиловского завода в мае 1917 (1929) Исаак Бродский, Лесная река (1929) Аркадий Рылов, Заседание деревенской партийной ячейки (1925) Ефима Чепцова, Ткацкая фабрика (1930) Александра Самохвалова, портреты работниц Александра Самохвалова и Алексея Пахомов.

Прикладное искусство Ленинграда 1920-х гг. Были представлены знаковыми тканями фабрики Веры Слуцкой, работами Института декора при ГИНХУКе и, конечно же, агитационным фарфором. В 1925 году на Всемирной выставке промышленного искусства в Париже посетители увидели 1000 экземпляров этого искусства и принесли художникам Ленинграда золотые медали организаторов и признанных специалистов. В этих произведениях новое содержание закрепилось за счет изысканной живописи. Оно было значительным, что полностью затмило утилитарный характер основы посуды. Содержание этого беспрецедентного составляющие революционные символы, советские гербы, темы труда и повседневной жизни, лирические фантазии, образы, вдохновленные русской поэзией и фольклором, растительные мотивы и цветы как символ свежего весеннего расцвета природы и обновления жизнь. Художники подошли к трактовке этим тем с большим профессиональным мастерством, эрудицией и вкусом. По мнению Натальи Тарановской, с формальной точки зрения это искусство представляет собой «удивительную смесь черт русского классицизма, романтических и народных традиций, агитационно-декоративного искусства, супрематизма и промышленного дизайна».

В этот период Ленинградские художники-графики создавали портреты деятелей коммунистического и рабочего движения для репродукции массовыми тиражами. В 1924 году художник Альфред Эберлинграл конкурс на лучший портрет Ленина, после чего сделал рисунок для банкнот, который позже был воспроизведен на советской серии 1937 года. В послевоенные годы рисунок Эберлинга использовался в качестве водяного знака на советских банкнотах серий 1947 и 1957 годов.

В конце 1920-х годов тенденция к организационной консолидации творческих сил Ленинграда нашла свое выражение в создании «Зеха Художникова» в 1930 году в результате четырех структур - Общества Куинджи, Коммуны им. Художники, Общество художников-индивидуалистов и Общество художников. Работы участников демонстрировались в Академии художеств, на «Первой общегородской выставке изобразительных искусств», с Кузьма Петров-Водкин, Михаил Авилов, Исаак Бродский, Аркадий Рылов, Михаил Бобышов, Борис Кустодиев, Александр Матвеев, Алексей Пахомов, Александр Ведерников, Рудольф Френц и другие участники.

Большой утратой для ленинградских художников стала смерть в 1930 году Ильи Репина, имя которого неразрывно связано с Академией художеств и изобразительным искусством Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград. Это событие совпало с очередной реорганизацией академического учреждения, предпринятой в 1930 году, в результате которой Ленинградский ВХУТЕИН был преобразован в Институт пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Московский ВХУТЕИН был объединен с Ленинградским институтом и закрыт как самостоятельное учебное заведение. Новым ректором института был назначен Федор Маслов, бывший сотрудник Главного управления профессионального образования, имя которого быстро закрепилось за режимом, который видел не только дальнейшее реформирование института, но и фактическое разрушение его. музей и ликвидация кафедры станковой живописи и архитектурного факультета. Сторонник немедленной «пролетаризации» искусства, Маслов объяснил закрытие отделения станковой живописи тем, что «станковая живопись перестала быть прогрессивным видом изобразительного искусства».

Студенты живописи. и скульптурам было поручено освоить простые методы, которые позволили бы им создавать стандартные работы на промышленные темы. Не упоминалось об изучении законов композиции и перспективы, овладении секретами рисунка и техники живописи. Распоряжением Маслова от 14 мая 1930 г. музей Академии художеств был полностью упразднен. Его фонды были переданы в Русский музей и Эрмитаж, а также в музеи Харькова, Львова, Краснодара, Хабаровска, Одессы, Днепропетровска, Новгорода и Феодосии.

1930-е годы

Кузьма Петров-Водкин. Черемуха в стакане. 1932. Русский музей

Очередная реформа Академии художеств совпала с усилением полемики в начале 1930-х годов в художественной среде, где одновременно существовали десятки конкурирующих объединений и групп художников. Многие из них, несмотря на громкие заявления, не имели четкой платформы и были созданы с единственной целью обеспечить своих учредителей средствами к существованию. Другие, такие как Ассоциация художников революционной России (АХРР - АХР ) с ее почти сорока отделениями, напротив, претендовали на идеологическое лидерство всего художественного движения. В конце 1920-х в результате чистки АХР от «буржуазных элементов» были исключены художники Михаил Авилов, Исаак Бродский и Гавриил Горелов. Позже Абрам Архипов, Рудольф Френц, Петр Бучкин, Дмитрий Кардовский, Николай Дормидонтов и другие крупные художники покинули АХР. Широкое внимание привлекло «Дело Бродского», которым занималась специальная комиссия Наркомата просвещения. В ней была раскрыта картина интриг и ожесточенных групповых боев, отражающая ненормальную ситуацию, сложившуюся в искусстве.

Еще одним событием, вызвавшим общественный резонанс, стала скандальная выставка 1931 года в Русском музее. на которых были изображены «черные стены», увешанные картинами, которыеорганизаторы выставки назвали «крамольными». Под каждой работой имелся специальный ярлык, раскрывающий ее «буржуазную сущность». В ответ в стенах Академии художеств и среди художественного сообщества Ленинграда сформирована оппозиция этой пагубной для искусства политики, которая также вызвала решающую критику режима Маслова.

Весной 1932 года ЦК Коммунистическая партия принятия постановления «О восстановлении литературных и художественных организаций». Существующие литературные и художественные организации были распущены и заменены едиными творческими силами художников, писателей, театральных деятелей и композиторов. 2 августа 1932 года на общем собрании ленинградских художников - членов различных обществ был образован единый Ленинградский областной Союз советских художников (ЛОССХ). Художник Кузьма Петров-Водкин был избран его первым председателем. Вскоре решением Ленинградского горсовета ЛОССХ было передано в пользование историческое здание бывшего общества бывшего СССР на улице Герцена, 38 (ныне снова Большая Морская улица). Город взял на себя все расходы по выселению арендаторов и ремонту здания. ЛОССХ стал и профессиональной организацией, объединявшей на протяжении 60 лет ленинградских художников всех мастей - живописцев, скульпторов, графиков, художников-монументалистов, специалистов декоративно-прикладного искусства, художников-кино и театральных художников, а также искусствоведов. Союз организовывал творческую, профессиональную и выставочную деятельность, решал вопросы, касающиеся социального благополучия и профессионального положения художников. ЛОССХ пополнил свои ряды за составление членов распущенных художественных объединений и выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (бывшая Академия художеств) и других учебных заведений в г. город.

Первая общегородская выставка ленинградских художников после образования ЛОССХ состоялась в 1935 году. На выставке представлены работы 146 живописцев, 59 скульпторов, 66 графиков и 17 художников-фарфоров.. В секции живописи среди множества участников были Рудольф Френц, Петр Бучкин, Александр Самохвалов, Исаак Бродский, Кузьма. Петров-Водкин, Аркадий Рылов, Казимир Малевич, Николай Дормидонтов, Михаил Авилов, Николай Тырса, Евгений Кибрик, Алексей Пахомов, Александр Ведерников, Ефим Чепцов. Эти художники, по мнению Валерии Ушаковой, опираются в своем творчестве, прежде всего, «на традиции русской реалистической школы, имеющей название Ленинградская школа ".

Казимир Малевич. Самостоятельная -Портрет. 1933. Русский музей

Другими крупными выставками были «Советское изобразительное искусство реконструктивного периода» (1932), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932), «15 лет Красной Армии». »(1933),« Женщина на социалистическом строительстве »(1934), все четыре хранятся в Русском музее,« Ленинград в изображениях современных художников »(1934, Городской музей),« Выставка картин ленинградских художников »(1935, Всехудожник, Москва) и «Юбилейная выставка, посвященная 175-летию образования Российской академии художеств» (1939, Академия художеств). Выставки регулярно проходили в ЛОССХ - Ленинградском Союзе советских художников (с тех пор ЛССХ). 1937), а также выставки выпускных работ Ленинградского живописи, Скульптура. ре и архитектура. Среди представок особо выделялись ретроспективы Исаака Бродского (1934, Москва, Ленинград), Аркадия Рылова (1934, Академия художеств), Кузьмы Петрова-Водкина (1936, Москва, Ленинград), Анна Остроумова-Лебедева (1940, ГРМ) и персональные выставки в ЛССХ Владимира Конашевича, Дмитрия Митрохина, Михаил Авилов, Александр Ведерников, Натан Альтман, Павел Басманов, Александр Головин, Елизавета Кругликова, Виктор Замирайло, Иван Дроздов, Леонид Овсанников и др.

Октябрь 1932 г. ВЦИК и Совнарком приняли постановление «О создании Академии художеств». Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства был преобразован в Институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) и проведена черта под 15-летним периодом непрерывного преобразования этого учебного заведения. И все же потребовалось еще несколько лет, чтобы собрать разрозненные преподавательские силы и заново построить художественное образование. Этот процесс начал новый директор Академии скульптор Александр Матвеев и его заместитель по воспитательной работе, профессор живописи Александр Савинов. Пригласили Дмитрия Кардовского, Александра Осмеркина, Семена Абугова, Евгения Лансере, Павла Шиллинговского, Исаака Бродского, и Николай Радлов присоединиться к факультету, и вместе с ними эти профессора много сделали для возрождения роли Академии в подготовке специалистов в области искусства.

В 1934 году Исаак Бродский, ученик Ильи Репина, был назначен директором института и Всероссийской академии художеств (ВАХ). Бродский привлекательные для преподавания в институте крупных художников и педагогов: Константина Юона, Павла Наумова, Бориса Иогансона, Александра Любимова, Рудольф Френц, Петр Бучкин, Николай Петров, Виктор Синайский, Василий Шухаев, Дмитрий Киплик, Николай Пунин, Василий Мешков, Михаил Бернштейн, Ефим Чепцов, Иван Билибин, Матвей Манизер, Анна Остроумова-Лебедева, Алексей Карев, Леонид Овсанников, Сергей Приселков, Иван Степашкин, Константин Рудаков и другие. Обучение будущих художников основывалось на мастерстве рисования, композиции и живописи, а также на изучении истории искусства. Восстановлена ​​система индивидуальных творческих студий, в которых студенты продолжили обучение после второго курса. На живописном факультете мастерские глобли Исаак Бродский, Борис Иогансон, Василий Яковлев, Дмитрий Кардовский, Александр Осмеркин, Александр Савинов, Рудольф Френц, Павел Шиллинговский и Михаил Бобышов.

В конце 1930-х годов первыми выпускниками обновленной Академии стали художники Юрий Непринцев, Петр Белоусов, Николай Тимков, Алексей Грицай, Михаил Железнов, Александр Лактионов, Петр Васильев, Анатолий Яр -Кравченко, Михаил Козелл (мастерская Исаака Бродского ), Дмитрий Мочальский, Александр Деблер, Людмила Рончевская, Мариам Асламазян, Иван Калашников, Николай Андриако (мастерская Александр Савинов ), Глеб Савинов, Елена Скуина, Залман Зальцман, Тимофей Ксенофонтов, Ольга Богаевская и Евгения Байкова (мастерская Александра Осмеркина ). Многие из них стали не только одним из молодых художников, но и педагогами, обучившими не одно поколение молодых художников.

Павел Филонов. Ударники. 1935

Одним из следствий консолидации творческих сил и реформ Академии стало усиление роли станковой и монументальной живописи, в частности, тематической картины среди других видов и жанров ленинградского искусства. Такие работы прочно заняли центральное место на выставках. Среди произведений ленинградских художников 1930-х годов критики выделяют картины «Девушка в спортивной рубашке» (1932 г.), «Женщина - строитель метро со сверлом» (1937 г.), «Комсомол на ногах войны» (1933 г.), « Сергей Киров принимает парад ». спортсменов (1935) и женщин-делегатов (1939) Александра Самохвалова, «Черешня в стакане» (1932) и «Тревога» (1934) Кузьма Петров-Водкин, Портрет художника Татьяна Шишмарева (1934) Владимира Лебедева, В зеленых банках (1938) Аркадий Рылов, Обнаженная (1937) Николая Тырса, Портрет Максима Горького (1937) Исаака Бродского, Автопортрет (1933) автора Казимир Малевич, Михаил Юдин, Герой Советского Союза, В гостях у танкистов (1938), автор Александр Лактионов, Ударники (1935), Павел Филонов, городские пейзажи Владимира Гринберга, Николая Лапшина и Александра Ведерникова.

Самый известный памятник ленинградских скульпторов Кирову в Ленинграде (1938), созданный Николаем Томским, скульптурная композиция «Ленин в Разливе» (1935) Вениамина Пинчука, памятники Ленину в Петрозаводске (1933)), Минске (1933) и Ульяновске (1940), Чапаеву в Самаре (1932), Тарасу Шевченко в Харькове (1935) и Киеве (1938) Матвей Манизер, и Памятник того же скульптора жертвам 9 января 1905 г. в Ленинграде (1931 г.).

В середине 1930-х гг. В Ленинграде сложилась уникальная система начального и среднего художественного образования детей Ленинграда. В 1934 году при Академии художеств была организована Школа молодых талантов, которая вскоре была преобразована в Среднюю художественную школу (СХШ) при Академии художеств. Также был выделен интернат. Среди воспитанников школы в довоенные годы будущие выдающиеся ленинградские художники и скульпторы Алексей Еремин, Вечеслав Загонек, Михаил Аникушин, Николай Кочуков, Ия Венкова., Евгения Антипова, Анатолий Левитин, Юрий Тулин, Дмитрий Бучкин, Владимир Чекалов, Марина Козловская, Елена Костенко, Абрам Грушко, Олег Ломакин, Вера Любимова и многие другие. При Дворце пионеров Ленинграда и в большинстве районов города появились детские художественные школы и студии. Помимо рисования они обучали основам живописи, композиции и истории искусств. Уроки вели профессиональные художники, некоторые из них - выпускники Академии.

В 1930-е годы развитие изобразительного искусства и художественного образования сопровождалось спорами и дебатами о курсе и методах обучения молодых художников, о жанрах, об отношении к тенденциям в европейском искусстве и о методе социалистического искусства. Реализм. Эти дискуссии, в которые вовлекались и молодые художники, способствовали раскрытию творческих личностей и явились важным фактором становления ленинградского искусства.

Успехам ленинградских художников в области книжной и станковой графики обязаны произведениям Георгия Верейского, Николая Радлова, Павла Басманова, Владимира Конашевича, Николая Тырса, Александр Самохвалов, Евгений Кибрик, Алексей Пахомов, Владимир Лебедев, Анна Остроумова-Лебедева, Павел Шиллинговский, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Константин Рудаков, Геннадий Епифанов, Сергей Мочалов 69>и другие. Иллюстрации Александра Самохвалова к роману Салтыкова-Щедрина «История одного города» получили Гран-при Парижской выставки 1937 года. На этом же мероприятии золотой медалью были удостоены иллюстрации Владимира Конашевича к повести аббата Прево «Манон Леско». Среди заметных достижений советской графики этого периода - иллюстрации Константина Рудакова к опере Мопассана «Bel Ami» и иллюстрации Эжена Кибрика к «Колам Брейнон» Ромена Роллана и «Легенде о Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера.

В 1939 г. «Боевой карандаш» («Боевой карандаш») был сформирован в рамках ЛССХ. Первоначальными ее участниками были художники-графики Иван Астапов, Орест Вирейский, Валентин Кирдов, Владимир Гальба, Николай Муратов и Борис Семёнов. Выпущен первый коллективный плакат на тему Зимней войны против Финляндии.

Ближайшие довоенные ленинградские выставки 1940–41 годов, по мнению Абрама Раскина, опровергают утверждения о том, что выход художников Ленинграда было полностью подчинено политическому диктату и подавлено идеологическим давлением. Во многих произведениях пейзажа, портрета и этюдов ставились и успешно решались чисто художественные задачи.

Война и блокада

В годы Великой Отечественной войны 1941–1941 гг. 1945 Ленинградское изобразительное искусство буквально оказалось «на передовой борьбы с противником». В первые же дни после вторжения нацистов 22 июня 1941 года художники приняли участие в подготовке к эвакуации более миллиона экспонатов из фондов Эрмитажа и Русского музея. Первый поезд с ними отправился на Восток 1 июля. Еще большее количество музейных предметов было перемещено во временные хранилища. Проведена колоссальная работа по охране и маскировке скульптурных памятников, военных, гражданских и промышленных объектов. Начат выпуск плакатов и листовок военного времени. Художники участвовали в строительстве оборонительных сооружений и служили в частях противовоздушной обороны. Возобновлен выпуск "Боевого карандаша". Уже 24 июня плакат Владимира Серова «Били, бьем, будем бить!». появились на улицах Ленинграда, а в витрине бывшего Елисеевского магазина на Невском проспекте был выставлен первый номер «Окна ТАСС». Всего за годы войны «Боевой карандаш» выпустил 103 плаката тиражом от 3000 до 15000 экземпляров, выполненных в традициях народной лубочной печати, политически остроумных и изобретательных.

В самых сложных случаях. После месяцев блокады часть художников для спасения жизни была помещена в казармы в Академии и в помещении Союза художников на улице Герцена, 38. В декабре 1941 года дипломные работы в Академии сдали 38 студентов, часть из них была временно отозвана с фронта для этого. В феврале 1942 года сотрудники и учащиеся Академии и средней художественной школы были эвакуированы в Самарканд, где продолжился учебный процесс. Институт вернулся из эвакуации 18 июля 1944 года, а 14 июля постановлением правительства СССР было присвоено имя Илья Репин.

Во время войны погиб почти каждый третий член ЛОССХа. Авторы расходятся по точным цифрам. Ольга Ройтенберг, например, пишет о 550 жизнях, погибших в войне и осаде, признавая при этом эта печальная цифра далека от окончательной. Среди погибших были Александр Савинов, Павел Филонов, Павел Шиллинговский Иван Билибин, Николай Лапшин, Владимир Гринберг, Николай Тырса и Алексей Карев. Еще более сокрушительными были потери среди молодых художников и студентов. Тем не менее, Союз художников набирал новых членов, молодых Николай Тимков, Сергей Осипов, Евгения Байкова, Глеб Савинов, Николай Пильщиков и другие ленинградские живописцы и графики, которые в будущем станут широко известными.

Символично, что в Октябрь 1943 года медалью №1 Медалью «За оборону Ленинграда» был награжден вступивший на войну студент Академии художеств Николай Пильщиков (1914–1983). как пилот ВВС. В то время как он выполнял задания наравне с другими, с первых недель войны его одаренные портретные зарисовки защитников ленинградского неба стали широко известны в городе. Позднее с его работами стали делать открытки, в начале 1942 года издательство «Искусство» выпустило альбом портретов прославленных воздушных асов Пильщикова. Он был вручен вместе с грамотами Героя Советского Союза военнослужащим Ленинградского фронта. Созданная художником галерея героев представляет большую историческую и художественную ценность. В их числе летчик Петр Харитонов, одним из первых войн удостоенный звания Героя Советского Союза, Тимур Фрунзе, сын героя Гражданской войны, знаменитая летчица Валентина Гризодубова, дважды Герой Советского Союза Петр Покрышев и защитник «Дороги жизни» Алексей Севастьянов. В 1942 году по рекомендации Георгия Верейского и Анны Остроумовой-Лебедевой Николай Пильщиков был принят в ЛССХ.

В годы войны и блокады выставочная деятельность продолжалась в Ленинграде. Такие события подняли боевой дух и защитников осажденного города и вселили уверенность в победе над врагом. 2 января 1942 г., в здании открылась «Первая выставка произведений ленинградских художников времен Великой Отечественной войны», «самой страшной зиму блокады, когда здание промерзло до основания и покрылись инеем». Союза художников и позже экспонировалась в ГМИИ в Москве. В нем представленных работы 84 художников, в том числе Иван Билибин, Владимир Гринберг, Вера Исаева, Анатолий Казанцев, Ярослав Николаев, Вениамин Пинчук, Вечеслав Пакулин, Виктор Прошкин, Варвара Раевская-Рутковская, Николай Рутковский, Иосиф Серебряный, Владимир Серов и Николай Тырса, ставшие историческими свидетельствами эпохи и несгибаемой воли ленинградцев.

Позже были три выставки художников Ленинградского фронта (1943–45, Русский музей, Академия художеств) и выставок «В боях за Ленинград» (1942, Дом Красной Армии), «25 лет Красной Армии» (1943, Дом Красной Армии), весенняя выставка (1943, ЛССХ), «Выставка пятерки» (1944, Русский музей), «Выставка этюдов» (1945, ЛССХ) и персональные выставки Самуила Невельштейна, Леонида Овсанникова, Владимир Конашевич, Петр Луганский и другие. Крупнейшая военная выставка, посвященная «Героической обороне Ленинграда», открылась 30 апреля 1944 года в Соляном переулке и дала начало легендарному Музею обороны Ленинграда. Затем в феврале 1945 года там же, на базе бывшего училища технического рисования барона Штиглица, открылось Ленинградское художественно-промышленное училище, которое вскоре превратилось в Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. В училище начали готовить художников-специалистов для восстановления разрушенных войной дворцово-парковых ансамблей Ленинграда и его набегов.

Среди произведений, созданных ленинградскими художниками в годы войны, критики отмечают картины «Автопортрет» (1942 г.) и «К внешнему миру» (1945 г.) Ярослава Николаева, партизанский отряд. Лыжники института Лесгафта (1942) от Иосифа Серебряного, Срочный приказ для фронта (1942) Николая Дормидонтова, Дуэль на Куликовом поле (1943) от Михаил Авилов, Прорыв Блокада Ленинграда 18 января 1943 ( 1943) Анатолий Казанцев, Иосиф Серебряный и Владимир Серов, Ленинград в блокаде, серия пейзажей Николая Тимкова (1942–44), серия пейзажей графические работы Алексея Пахомова и Соломона Юдовина и другие работы.

Война оказала огромное влияние на советское общество и его изобразительное искусство, определив многие важные аспекты его развития на десятилетия вперед. Этот период также породил особое отношение к Ленинграду и ленинградцам. От ленинградских художников постоянно ждали чего-то значительного и глубокого, какой-то особо гражданской позиции, чего-то, на что другие могли бы соответствовать. Исключительность военной и задней драмы, пережитой города, отразилась на творчестве ленинградских художников, которым суждено было написать особую главу в послевоенной истории изобразительного искусства.

1946–60

Состав Ленинградского Союза Советских Художников (ЛССХ) и участников послевоенных ленинградских выставок основного омолодили ЛИЖСА выпускники ДО. -военные годы, а также те, кто только сейчас смог закончить прерванные войной учебы. Это были Михаил Аникушин, Николай Андрецов, Таисия Афонина, Евгения Байкова, Константин Белокуров, Петр Белоусов, Ольга Богаевская, Анатолий Васильев, Нина Веселова, Игорь Веселкин, Ростислав Вовкушевский, Иван Годлевский, Мета Драйфилд, Александр Дашкевич, Юрий Непринцев, Глеб Савинов, Николай Тимков, Василий Соколов, Сергей Осипов, Михаил Натаревич, Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Генрих Павловский, Лия Острова, Михаил Железнов, Лев Орехов, Алексей Ереомин, Елена Скуина, Юрий Подлаский, Татьяна Копнина, Никита Медовиков, Виктор Тетерин, Николай Мухо, Александр Пушнин, Евгения Антипова, Алексей Можаев, Надежда Штейнмиллер, Арсений Семенов, Александр Коровяков, Валерий Пименов, Ма рия Рудницкая, Юрий Тулин, Николай Брандт, Семен Ротницкий и многие другие. С этого времени им суждено было стать авангардом ленинградского искусства.

В 1950-е годы (ЛССХ) принял большой контингент художников, начавших обучение только после войны, в том числе фронтов ветеранов, которым разрешили поступить в институт. без экзаменов. В этот новый приток вошли Леонид Байков, Николай Баскаков, Дмитрий Беляев, Сергей Бузулуков Николай Галахов, Абрам Грушко, Вечеслав Загонек, Алексей Ереомин, Борис Корнеев, Марина Козловская, Елена Костенко, Анна Костина, Ярослав Крестовский, Валерия Ларина, Анатолий Левитин, Борис Лавренко, Иван Лавский, Петр Литвинский, Олег Ломакин, Михаил Канеев, Юрий Хухров, Майя Копыцева, Энгельс Козлов, Эдвард Виржиковский, Леонид Кабачек, Евгений Мальцев, Константин Мольтенинов, Анатолий Ненартович, Авенир Пархоменко, Георгий Песис, Всеволод Петров-Маслаков, Николай Позднеев, Виктор Раздро Рейхет, Владимир Саксон, Владимир Селезнев, Владимир Токарев, Михаил Труфанов, Борис Угаров, Леонид Фокин, Петр Фомин, Владимир Чекалов, и человек y другие. Продолжая работать над повествовательно-режиссерской стороной живописи, они стали активнее использовать специфические приемы своего вида искусства, прежде всего цвет и пластичность. Ориентация на передвижников все больше дополнялась интересом к таким фигурам, как Константин Коровин, Валентин Серов и членом Союза художников России с их культурой пленэрной живописи и этюдов. из жизни.

Произведения 1945–1949 годов, в том числе дипломные работы выпускников Академии, стали первыми реальными успехами в художественном обобщении темы великого подвига, совершенного всем народом в войне. Среди них: «Памяти героев Балтийского флота» (1946) Андрей Мыльников, «Девушки Донбасса» (1946) Таисии Афониной, «Дорога жизни» (1946). Алексей Кузнецов, Немецкие пленники (1946) Петра Пуко, Победители (1947) Франца Заборовского, Раненый командир (1947) Александр Коровяков, Генерал Доватор (1947) Евсей Моисеенко, Десант (1947) Елены Табаковой и Освобожденный Кишинев (1947) Степан Приведенцев. В Загорске в 1947 году Александр Лактионов, выпускник мастерской Исаака Бродского, завершил картину «Письмо с фронта» (Третьяковская галерея, г. Москва, ул. Сталинская премия I степени за 1948 год), вошедшая в историю отечественного искусства как удивительно яркий образ Победы, столь желанной и близкой. В 1951 году другой из учеников Исаака Бродского, Юрий Непринцев, выпустил не известное произведение «Отдых после битвы» (Третьяковская галерея, Сталинская премия 1-го класса на 1952 г.).

Тема послевоенной реконструкции нашла отражение в картине «На мирных полях» (1950, Русский музей, Сталинская премия III степени за 1951 год) автора Андрей Мыльников, Возрождение (1950) Михаил Натаревич, Портрет композитора Соловьева-Седого (1950) Иосиф Серебряный, Ленинград строителям коммунизма. В Гидротурбинном цехе Сталинского завода (1951) Нина Веселова, Вечеслав Загонек, Александр Пушнин, Ефим Рубин и Юрий Тулин, Здесь будет Куйбышевская ГЭС (1951) Николай Галахов, Два великих строительных проекта. Заседание научно-технического совета завода «Электросила» (1951 г.) Леонид Ткаченко, «Обмен стахановским опытом» (1951 г.) Анатолий Левитин, «Колхозная весна» (1951 г.) от Борис Угаров.

У художников были общие интересы и проблемы с людьми. Они стремились внести свой вклад в общие усилия, а не стоять в стороне. Об этом говорят дискуссии и обсуждения, проходившие в 1945–1947 годах в Ленинградском Союзе художников. Они подняли насущные вопросы художественного уровня произведений и предоставления заказов, мастерских и художественных материалов.

В контрактных работах художников и скульпторов значительное место занимала историко-революционная тема. Примеры включают Ленина среди делегатов 3-го съезда комсомола (1949) и «Мы пойдем другим курсом» (1951) Петр Белоусов, Сталин и Ленин в Разливе (1950) Ярослав Николаев, Вестники с Лениным (1950) Владимир Серов, Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте (1950) Рудольф Френц, Сталин в Ставке Верховного Главнокомандующего (1949) Валерий Пименов и Сталин в ссылке в Нарыме (1949) от Виктор Тетерин. В то же время факты говорят о том, что в изобразительном искусстве 1950-х годов роль произведений этого жанра не доминирующей. Например, из 177 работ ленинградских художников, представленных на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (Москва, 1957), ленинской тематике посвящено только десять (5,5%).). Для сравнения: восемь картин - натюрморты, а 61 (34%) - пейзажи.

Среди наиболее значительных достижений ленинградских художников этого периода критики называют картины «Горняк» (1955) Михаила Труфанова., Лена. 1912 (1957) по Юрий Тулин, Костры (1957) по Василию Соколову, Университетская набережная (1957) по Глеб Савинов, Конная армия (1957) по Евсей Моисеенко, Теплый день (1957) по Анатолий Левитин, Портрет председателя колхоза М.Долгова (1959) по Нина Веселова, Утро (1960) по Вечеслав Загонек, Открытие Севера (1960) Борис Корнеев, Начинали Братскую ГЭС (1960) Юрия Подлаского, В Ленинградской филармонии. 1942 (1959) Портрет Ф. Безуглова, плавильного завода «Красный Выборжец» (1960), автор Иосиф Серебряный, и «Праздник в Вороново» (1960), Нинаелова и Леонид Кабачек. В них талантливо воплощен образ современников эпохи хрущевской «оттепели» с ее представлениями о революции, и настоящим, грандиозными масштабами строительных проектов и достижений советской науки и техники.

В этот период внимания общественности привлекли к себе ряд пейзажистов, в том числе Владимир Овчинников, Николай Тимков, Сергей Осипов, Георгий Татарников., Дмитрий Маевский, Вечеслав Загонек, Николай Галахов, Александр Гуляев и Всеволод Баженов. В их творчестве сталины традиционные для русской живописи популярных пейзажи. Иллюстрированное искусство изображения, выполненное в студенческие годы, методы изображения, используемые для изображений, все более очевидные. Круг традиций, на основе которые опираются ленинградские художники, расширился. За исключением исторической живописи, в этот период произошел стремительный подъем портретной живописи, натюрморта и жанровых произведений, а этюд восстановили в своих правах. В результате появились такие талантливые живописцы, как Евгения Антипова, Владимир Токарев, Лев Русов, Олег Ломакин, Михаил Труфанов, Борис Корнеев, Арсений Семенов, Виктор Тетерин, Елена Скуин, Геворк Котьянц, Майя Копыцева смогли реализовать себя в тех жанрах. Их творчество стало заметным явлением в живописи 60–80-х годов, впервые в ее жанрово-стилевым составом.

В 1946–1952 годах изобразительное искусство Ленинграда на собственном опыте ощутило на себе последствия постановления ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград» и «Ленинградское дело». Грубые попытки административного вмешательства и жестокие репрессии болезненно подействовали на художественную интеллигенцию. Профессор Александр Осмеркин освобожден от должности начальника студии при ЛИЖСА. Искусствовед Николай Пунин был снят с должностью и отправлен в ГУЛАГ, где вскоре скончался. Все, что связано с героической обороной Ленинграда, оказалось под запретом. Музей обороны, наполненный работами художников и, по сути, созданный ими, был закрыт. Искусство, в том числе изящное, подвергалось бессмысленному регулированию. Так продолжалось до 1954 года, когда была раскрыта политическая интрига против Ленинграда и невиновные жертвы были реабилитированы.

К 1957 году количество членов ЛССХ превысило довоенный показатель в три раза. Ежегодные выставки ленинградских художников, проходившие в залах ЛССХ и Русского музея, собирали до 600 участников. Среди лучших были «Сводная выставка произведений ленинградских художников» (1948, ЛССХ ), «Сводная выставка произведений живописи, скульптуры и графики 1947–48» (1949, ЛССХ ), «Выставка произведений ленинградских художников к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции »(1957, Русский музей ), осенние выставки 1956 и 1958 годов в ЛССХ и выставка" 200 лет Академии художеств СССР "(1957, Академия художеств). Важнейшими событиями стали персональные выставки Михаила Бобышова (1952), Виктора Орешникова (1955), Александра Савинова (1956), Николая Тимкова, Александр Русаков, Михаил Платунов (все в 1957 году), Ярослав Николаев и Петр Белоусов (1958). Ленинградское искусство было представлено на ведущих выставках Москвы, в том числе на Всесоюзной юбилейной выставке 1957 года, выставках «40 лет Советской Армии» и «40 лет Комсомола» 1958 года. а также первая республиканская выставка «Советская Россия» в 1960 году.

Ленинградские художники внесли большой вклад в подготовку и работу первого Всесоюзного съезда советских художников в Москве. 1957 г. и основания Союза художников России в 1960 г. В том же году ЛССХ преобразовано в Ленинградское отделение Союза художников РСФСР (ЛОСХ РСФСР). В 1958 г. в Ленинграде было образовано издательство «Худозник РСФСР» («Художник РСФСР»). Расширено строительство стационарных студий и жилья для художников.

Самыми большими достижениями ленинградских скульпторов был памятник Пушкину на Площади Искусств (1957, скульптор Михаил Аникушин ), мемориальный ансамбль на Пискаревском кладбище (1960 г., скульпторы Вера Исаева, Борис Каплянский, Абрам Малахин, Михаил Уайман, Роберт Таурит, Мария Харламова и архитекторы Евгений Левинсон, Александр Васильев) и памятник Александру Грибоедову (1959, скульптор Всеволод Лишев).

Ленинградская школа художественного стекла 1950-х годов сотрудничает с открывшимся в 1948 году Ленинградским художественным стекольным заводом, работами художников по стеклу Высшего училища им. Мухиной и новаторскими творениями Бориса Смирнова. Среди ведущих деятелей этой области критики называют Юрия Мунтян, Марию Вертузаеву, Лейду Юрген, Лидию Смирнову, Эдуарда Кримера, Екатерину Яновскую и Хелле Пильд. В керамической выдаче работы Виктора Ольшевского, а в ювелирном деле - Уты Паас-Александровой. Существенный вклад в декоративно-прикладное искусство страны внесли фарфоровые сервизы и вазы Алексея Воробьевского и Ивана Ризнича, столовые сервизы Александры Щекотихиной-Потоцкой и работы Анны Лепорской, Михаила Моха, Серафимы Яковлевой, Владими Семёнова и др. Владимир Городецкий. Ткани Слуцкой фабрики стали популярными.

1960–80-е годы

Основные творческие силы ленинградского изобразительного искусства были сосредоточены в городском отделении Союза художников (ЛОСХ ). К концу 80-х он объединял более 3 000 профессиональных художников различных сфер - живописцев, скульпторов, графиков, специалистов декоративно-прикладного искусства. Были отдельные секции для художников-монументалистов, фотохудожников и художников-реставраторов. Еще одну большую группу художников собрал Комбинат живописи и дизайна (КЖОИ) и другие производственные подразделения Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. Художники-любители объединились вокруг студий изобразительного искусства, существовавших во всех районах города, в основном в Домах и Дворцах культуры и клубах. Связи этой системы взаимодействовали, не только обеспечивая широкое участие в занятиях изобразительным искусством, но и служив путем входа в профессию для наиболее творчески одаренных молодых людей.

С начала 1960-х условия жизни и труда художников существенно изменились. Увеличились официальные закупки работ, отработана система договоров. С 1966 года в ЛОСХ введена гарантированная оплата труда художников в размере средней производственной заработной платы. Это нововведение затронуло около 500 практикующих во всех областях изобразительного искусства. В 1970-х годах в Охтинском районе города открылся новый выставочный зал Союза художников, а также ЦВЗ «Манеж». В 1961 году художникам был подарен знаменитый Дом на Песочной набережной, в котором 50 квартир и 100 художественных мастерских скульпторов, живописцев и графиков. На Васильевском острове и Охте, в городе Пушкин и других частях города началось строительство жилья и постоянных мастерских для художников. Дом творчества художников на Старой Ладоге был расширен и реконструирован, став излюбленным местом работы ленинградских художников. В этот период многие художники работали на «Академической даче», в творческих центрах Союза художников РСФСР в Гурзуфе в Крыму, на озерах Байкал и Селигер, в курортном городе Горячий Ключ на Северном Кавказе.

Была налажена целая система художественных выставок, в которой центральное место заняли ленинградские «зональные выставки». Они предшествовали республиканским выставкам «Советская Россия». Первая «Ленинградская» зональная выставка прошла в 1964 году и стала одной из крупнейших презентаций изобразительного искусства города за всю его историю.

В дальнейшем зональные выставки проводились регулярно и заключены договоры на производство работ для них. Именно с зональных и республиканских выставок основная часть покупок была совершена музеями, Министерством культуры и Художественным фондом РФ. Наиболее значимыми по количеству участников и качеству работ были «Выставка произведений ленинградских художников 1961 года» (Русский музей ), серия выставок под названием «Наш Современник »в Русском музее, в том числе 1975 г. Зональная выставка, « По родной земле » (1972, Русский музей ), «Ленинградское изобразительное искусство» (1976, Москва), «Искусство принадлежит народу» (1977, ЦВЗ Манеж ), Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года » (ЦВЗ Манеж ) и ретроспективная выставка« Освобожденный человек »(1987, Русский музей ). Выставка «Современное ленинградское искусство» (1988) (Санкт-Петербург, Манеж | ЦВЗ «Манеж») впервые объединила членов Ленинградского отделения Союза художников, преимущественно «левого» крыла, художников-любителей и представители «неофициального искусства». Ежегодно здесь проводились традиционные весенние и осенние выставки, а с середины 1970-х - ветеранские выставки. Среди групповых выставок, вызвавших ажиотаж: «Выставка 11 художников» (1972 г.), «Выставка 9 художников» (1976 г.), выставка троих Сергея Осипова, Арсения. Семёнова, Кирилла Гущина (1977, ЛОСХ ) и выставка 26 московских и ленинградских художников (1990, ЦВЗ «Манеж» ). Среди персональных выставок (все в ЛОСХ, если не указано иное), ставших событиями художественной жизни города, были выставки Петра Бучкина (1961), Александра Самохвалова (1963), Николай Тимков (1964, 1975), Владимир Горб (1967), Виктор Орешников (1974, Академия художеств), Леонид Кабачек (1975), Энгельс Козлов (1976), Александр Ведерников (1977), Юрий Непринцев (1979, Академия художеств), Владимир Токарев (1980), Елена Скуина (1980), Ярослав Крестовский (1981), Евсей Моисеенко (1982, Русский музей ), Михаил Натаревич (1982), Сергей Захаров (1984), Виталий Тюленев (1985), Борис Лавренко (1986, Академия художеств), Ярослав Николаев (1986), Ольга Богаевская (1987), Петр Белоусов (1987, Академия художеств), Николай Галахов (1988), Владимир Овчинников (1988), Александр Семёнов (1988), Борис Угаров (1988, ГРМ), Вечеслав Загонек (1990, Академия художеств), Сергей Осипов (1991), Глеб Савинов (1991), Семен Ротницкий (1991) и ряд других. Изобразительное искусство Ленинграда неизменно широко было представлено на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках советского искусства.

В 1974–75 гг. В Дворцах культуры Газа и Невском проходили мероприятия, вошедшие в историю ленинградского андеграунда как первые разрешенные выставки художников-нонконформистов и получившие ироничное название «газоневщина». «к одному из явлений художественной жизни 1970-1980-х гг. В 1982 г. возникло Товарищество экспериментального изобразительного искусства (TEII), неформальная группа преимущественно «левых» художников. В том же году состоялась первая выставка ТЭИИ. Создатели ТЭИИ заявили о своей цели «объединить художников для улучшения их работы в атмосфере творчества и взаимной поддержки, основанной на демократических традициях». ТЭИИ просуществовал до 1988 года.

1960-е и 1970-е годы были периодом подлинной зрелости ленинградской живописи. В те годы было много крупных деятелей, среди которых Евсей Моисеенко, Вечеслав Загонек, Борис Корнеев, Глеб Савинов, Николай Тимков, Сергей Осипов, Леонид Кабачек, Арсений Семенов, Владимир Овчинников, Алексей Ереомин, Николай Позднеев, Михаил Канеев, Майя Копыцева и Иван Савенко, на пике своих творческих способностей.

Произведения Виктор Тетерин, Ярослав Крестовский, Герман Егошин, Евгения Антипова, Василий Голубев, Виталий Тюленев, Леонид Ткаченко, Валерий Ватенин и Завен Аршакуны отразили дух поиска и перемен в его ленинградском измерении. От строгого объективизма, основанного на опыте русской реалистической живописи второй половины XIX века, художники обратились к поиску индивидуально яркой формы в живописи, утверждающей представление о ценности внутреннего мира творческой личности. В то же время лидеры «левого крыла» ЛОСХ оставались в русле традиционного русского понимания цели искусства, которое настаивало на понятии, имеющем значимость и моральную цель.

Среди наиболее известных произведений этого периода - картины «Ленинградка (1941)» (1961) Бориса Угарова, «Утро» (1961), «Буря прошла» ( 1961) и «Вишня в цвету» (1964) Вечеслава Загонека, «Расставание» (1975) и «Испанский триптих» (1979) Андрея Мыльникова, «Красные пришли» (1961), «Мамы, сестры» (1967), «Черешня» (1969) и «Победа» (1972) Евсей Моисеенко, «О завтрашнем дне» (1961), «Поезда уводят парней» (1965) и «Мысли» (1970) Леонида Кабачека, «Материнские мысли» (1969) по Алексей Еремин, «Черное золото» (1969) по Энгельс Козлов, «День Победы» (1975) и «Первый трактор» (1980) Глеб Савинов, «Часовщики» (1968) Ярослав Крестовский, « Портрет Шостаковича »(1964) и «Святослав Рихтер» (1972) Иосиф Серебряный, «Улица детства» (1972) Виталий Тюленев, «Счастливая женщина» (1969) Андрей Яковлев, «Порт Ритм Бориса Пиотровского» ( 1971) Виктор Орешников, «Автопортрет» (1974) Ларис ы Кирилловой, «Русская зима. Иней »(1969) Николая Тимкова и« Ленинградская симфония, дирижирует Мравинский »(1980) Лев Русов.

Достижения ленинградской скульптуры 1960–1980-х гг. связаны с именами Михаила Аникушина, Веры Исаевы, Левона Лазарева, Бориса Капланского, Моисея Уаймана, Василия Стамова, Любови Холиной, Марии Харламова, Николая Кочукова, Ии Венковой, Рыбилия Аапова, Валентины Ястребенко, Григорий Ястребен другие. Среди наиболее известных произведений - Максиму Горькому (1968, скульптор Вера Исаева, архитектор Ефим Левинсон), памятник Джакомо Кваренги (1967, скульптор Левон Лазарев, архитектор Михаил Мейсель), памятник Ленину на Московской площади (1970, г. скульптор Михаил Аникушин ), памятник Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы (1975, скульптор Михаил Аникушин, архитекторы Василий Каменский, Сергей Сперанский), памятник Николаю Некрасову (1971), скульптор Михаил Эйдлин, архитектор Владимир Васильковский).

В этот период получили развитие все традиционные для Ленинграда виды графики: книжная иллюстрация, офорт, литография, линогравюра, рисунок, плакат. В книжной иллюстрации заслуженную известность получили произведения Юрия Васнецова, Евгения Чарушина, Алексея Пахомова, Геннадия Епифанова, Бориса Калаушина, Олега Почтенного, Кирилла Овчинникова, Александра Траугота, Валерия Траугота, Владимира Бескаравайного и Валентина и Валентина. Искусство офорта обогатили творения Юрия Непринцева, Валентины Петровой, Леонида Петрова, Александра Харшака, Анатолия Смирнова, Владимира Шистко и Василия Звонцова, работали Владимир Ветрогонский, Виктор Валцефер, Олег Иванов и Вадим Смирнов. успешно в области литографии.

И в декоративно-прикладном искусстве Ленинграда в 1960–1980-е годы, по выражению Натальи Тарановской, «сформировались черты единой школы». В фарфоре, керамике и стекле закрепились концепции красоты и идеальных пропорций. В этом периоде созданы мастера фарфора Владимир Городецкий, Нина Славина, Алексей Воробьевский и Анна Лепорская, керамисты Владимир Васильковский, Наталья Савинова, Александр Задорин, Инна Олевская и Михаил Копылков, художники по стеклу Борис Смирнов, Лейда Юрген, Александра Остроумова, Хелле Пилле, Екатерина Яновская и Серафима Богданова, а также дизайнеры тканей Сара Бунцус, ​​Ника Моисеева, Инна Рахимова, Роза Крестовская и Татьяна Прозорова. Наряду с признанными лидерами художественной индустрии Ленинграда - Ленинградским фарфоровым заводом им. Ломоносова, Ленинградским художественным стекольным заводом, Слуцкой текстильной фабрикой и ювелирной фабрикой «Русские самоцветы» - появились новые производственные мощности, на которых реализовывались представители молодого поколения ленинградских специалистов декоративно-прикладного искусства. свои амбициозные идеи.

Критика и наследие

В 1992 году, после распада СССР и переименования Ленинграда в Санкт-Петербург, был образован Союз художников Санкт-Петербурга, который стал правопреемником Ленинграда. отделение Союза художников РСФСР. К тому времени уже не выделялись средства на официальную покупку произведений изобразительного искусства. Художественный фонд также прекратил свое существование, а его предприятия были ликвидированы или переданы Союзу художников. Дом творчества в Старой Ладоге также погиб. Был закрыт художественный стекольный завод. Возникла реальная угроза распада Единого Союза художников Санкт-Петербурга и утраты исторического здания Общества поощрения художеств. В этот период ленинградские деятели изобразительного искусства, используя свой авторитет и поддержку коллег и общественности, смогли сохранить единство Санкт-Петербургского Союза художников и Академии художеств как школы. В этом заключается не только их огромная услуга петербургскому искусству, но и одновременно символическая передача от ленинградских мастеров изобразительного искусства новым поколениям петербургских художников.

Современное развитие изобразительного искусства в Санкт-Петербурге свидетельствует о том, что в своем разнообразии форм и проявлений они руководствуются лучшими традициями и достижениями ленинградских представителей живописи, графики, монументального и прикладного искусства. Их работы можно найти не только в экспозициях и фондах крупных художественных музеев и частных коллекций. Мы встречаемся с ними на страницах книг и в домашней обстановке. Они украшают площади, улицы и общественные здания городов. Как следствие, это искусство не только продолжает жить активной жизнью, но и вдохновляет наших современников использовать его опыт и переосмысливать его. Это касается таких тем, как последствия формирования в 1932 г. единого ЛОСХ, соцреализм и соревнование направлений и тенденций в изобразительном искусстве в Ленинграде, концепция «Ленинградской школы» и др.. Например, относительно формирования единого ЛОСХ Валерия Ушакова пишет: «Нельзя отрицать, что одним из главных критериев оценки произведений искусства был профессионализм. Как ни парадоксально, но именно борьба за так называемую «идеологическую чистоту», позволившую русскому (советскому) искусству сохранить свою школу... Именно политический выбор в пользу реализма позволил сохранить традиции настоящего русского реализма и великолепного художественного творчества. школа, несмотря на все негативные аспекты идеологического давления ».

См. также

Галерея

Видео

Список литературы

Источники

  • Голлербах, Э. Государственный фарфоровый завод и художники // Русское искусство, №2—3. Петроград, 1923.
  • Каталог выставки картин художников Петрограда всех планов за пятилетний период деятельности. 1918–1923 гг. Петроград: Академия художеств, 1923.
  • VIII Выставка картин и скульптуры АХРР "Жизнь и быт народов СССР". Справочник-каталог с иллюстрациями. Л.: АХРР, 1926.
  • Юбилейная выставка изобразительных искусств. 1917 - Х-1927 гг. Каталог. Л.: 1927.
  • Каталог первой выставки ленинградских художников. Л.: ГРМ, 1935.
  • Стенографический отчёт выступления искусствоведа Н. Н. Пунина на обсуждении выставки этюда. 11 Февраля 1945 года // Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб.: Ф. 78. Оп. 1. Д. 58.
  • Стенографический отчёт дискуссии по обсуждению доклада Н. Н. Пунина "Импрессионизм и проблемы картины" 3 мая 1946 года // Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб.: Ф. 78. Оп. 1. Д. 73.
  • Стенографический отчёт заседания Правления ЛССХ о задаче Союза в связи с открытием советского отдела в ГРМ и обсуждения плана работы клуба художников. 16 апреля 1947 года // Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб.: Ф. 78. Оп. 1. Д. 99.
  • Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. Издание второе. М.: Советский художник, 1950.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвящённая 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М.: Советский художник, 1957.
  • Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. Л. - М.: 1958.
  • Бродский, И. А. Памятник героическим защитникам Ленинграда. Пискарёвское мемориальное кладбище-музей. Л.: Художник РСФСР, 1964.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л: Художник РСФСР, 1965.
  • Паперная, Н. Н. Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Л.: Лениздат, 1969.
  • Бродский, И. А. Исаак Израилевич Бродский. М.: Изобразительное искусство, 1973.
  • Художники города - фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников. Редактор-составитель И. А. Бродский. Л.: Художник РСФСР, 1973.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976.
  • Василевская, Н. И. Ленинградская школа художественного стекла / Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Ганеева, В., Гусев, В., Цветова, А. Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Москва. Ноябрь 1976 - январь 1977. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Гусев, В. А., Леняшин, В. А. Ленинградскому изобразительному искусству шестьдесят лет Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Матафонов, В. С. Развитие ленинградской графики / Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Мочалов, Л. В. Некоторые проблемы развития ленинградского искусства / Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Немиро, О. В. Современное декоративно-оформительское искусство Ленинграда / Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Плотников, В. И. Некоторые аспекты ленинградской критики и художественного процесса / Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л: Художник РСФСР, 1981.
  • Тарановская, Н. В. Основные направления в развитии декоративно-прикладного искусства Ленинграда / Изобразительное искусство Ленинграда. Выставка произведений ленинградских художников. Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Дюженко, Ю. Медаль номер один "За оборону Ленинграда" // Искусство. 1985, № 5. С. 24–27.
  • Ройтенберг, О. Они погибли на войне // Искусство. 1985, № 5. С. 19–26.
  • Никифоровская, И. В. Художники осажденного города. Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Л.: Искусство, 1985
  • Герман, М. Ю. Александр Русаков. М., Советский художник, 1989.
  • Лисовский, В. Г. Академия художеств. СПб.: Алмаз, 1997.
  • Раскин, А. Г. Связь времён / Связь времён. Каталог выставки ЦВЗ "Манеж". СПб.: 1997.
  • Верн Дж. Суонсон. Советский импрессионизм. Woodbridge, England: Antique Collectors 'Club, 2001.
  • Ушакова, В. А. Прошлое и настоящие Ленинградского - Санкт-Петербургского Союза художников // Художники - городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. СПб.: Петрополь, 2003.
  • Блокадный дневник. Живопись и графика блокадного времени. СПб.: 2005.
  • Время перемен. Искусство 1960–1985 годов в Советском Союзе / Альманах. Vol. 140. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2006.
  • Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, NP-Print Edition, 2007.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств. 1915—2005 гг. СПб.: Первоцвет, 2007.
  • Живопись первой половины ХХ века (К) Альманах. Вып. 226. СПб.: Palace Editions, 2008.
  • Манин, В. С. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917—1941 годов. СПб: Аврора, 2008.
  • Конова, Л. С. Санкт-Петербургский Союз художников. Краткая хроника 1932–2009 // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 16. СПб., 2009.
  • Дом художников на Большой Морской. Автор - составитель Ю. М. Иваненко. СПб, 2011.
  • Живопись первой половины ХХ века (Л, М) / Альманах. Вып. 331. СПб.: Palace Editions, 2011
  • Живопись первой половины ХХ века (Н - Р) / Альманах. Вып. 404. СПб.: Palace Editions, 2013.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы по теме Изобразительное искусство Ленинграда.
Последняя правка сделана 2021-05-20 04:21:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте