Лев Кулешов | |
---|---|
Лев Кулешов | |
Родился | Лев Владимирович Кулешов. 13 января [OS 1 января] 1899. Тамбов, Российская Империя |
Умер | 29 марта 1970 (1970-03-29) (71 год). Москва, Советский Союз |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Годы работы | 1916–1943 |
Супруг (ы) | Александра Хохлова (м.1923) |
Лев Владимирович Кулешов (русский : Лев Владимирович Кулешов; 13 января [ОС 1 января] 1899 - 29 марта 1970) был российским и советским кинорежиссером и теоретиком кино, одним из основоположников первой в мире киношколы, Московская киношкола. В 1969 году ему было присвоено звание Народный артист РСФСР. Он принимал непосредственное участие в разработке стиля кинопроизводства, известного как советский монтаж, особенно его психологической основы, включая использование редактирования и вырезания для эмоционального воздействия на аудиторию, принцип, известный как эффект Кулешова. Он также разработал теорию творческой географии, которая заключается в использовании действия вокруг разреза для соединения разрозненных условий в едином повествовании.
Лев Кулешов родился в 1899 году в интеллигентной русской семье. Его отец Владимир Сергеевич Кулешов имел дворянское происхождение; он изучал искусство в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, несмотря на неодобрение собственного отца. Затем он женился на деревенской школьной учительнице Пелагеи Александровне Шубиной, которая выросла в детском доме, что привело к еще большему противостоянию. У них родилось двое сыновей: Борис и Лев.
На момент рождения Льва Кулешова семья оказалась в разорении, лишилась имущества и переехала в Тамбов, ведя скромную жизнь. В 1911 году Владимир Кулешов умер; три года спустя Лев с мамой переехал в Москву, где его старший брат учился и работал инженером. Лев Кулешов решил пойти по стопам отца и поступил в Московское художественное училище, но не окончил его. В 1916 году поступил на работу в кинокомпанию под руководством Александра Ханжонкова. Создал декорации для картин Евгения Бауэра, таких как Король Парижа, На счастье и других. Со временем Кулешов стал больше интересоваться теорией кино. Он был одним из режиссеров своего первого фильма «Сумерки» в 1917 году. Его следующий фильм был выпущен под патронажем Советского Союза.
В 1918–1920 годах он освещал Гражданскую войну в России вместе с съемочной группой. В 1919 г. возглавил первые курсы советского кино при Национальной киношколе. Кулешов вполне может быть самым первым теоретиком кино, поскольку он был лидером в советской теории монтажа - развив свои теории монтажа раньше, чем теории Сергея Эйзенштейна (вкратце, ученика Кулешова). Он опубликовал статью «Кинематографический натурщик» в первом номере журнала Зрелища в 1922 году. Среди других его заметных учеников были Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Михаил Ромм, Сергей Комаров, Порфирий Подобед, Владимир Фогель и Александра Хохлова, ставшая его женой. Для Кулешова суть кинематографа заключалась в монтаже, совмещении одного кадра с другим. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, он создал то, что стало известно как Эффект Кулешова. В этом теперь известном упражнении по монтажу кадры актера были перерезаны с различными значимыми изображениями (гроб, миска с супом и т. Д.), Чтобы показать, как редактирование меняет интерпретацию изображений зрителями. Еще одним из его известных изобретений была творческая география, также известная как искусственный ландшафт. Эти приемы были описаны в его книге «Основы режиссуры» (1941), которая позже была переведена на многие языки.
Помимо теоретической и педагогической работы, Кулешов снял ряд полнометражных фильмов. Среди его наиболее заметных работ - комедия-боевик Необычайные приключения мистера Уэста в стране большевиков (1924), психологическая драма По закону (1926) по пьесе рассказ Джека Лондона и биографическая драма Великий утешитель (1933) по мотивам О. Жизнь и творчество Генри. В 1934 и 1935 годах Кулешов ездил в Таджикистан, чтобы снять там Дохунда, фильм по роману таджикского народного поэта Садриддина Айни, но к проекту подозрения властей в возбуждении таджикского национализма и прекратились. Кадры не сохранились.
После того, как в 1943 году был снят свой последний фильм, Кулешов работал художественным руководителем и академическим ректором во ВГИК, где проработал следующие 25 лет.. Он был членом жюри 27-го Венецианского международного кинофестиваля, а также специальным гостем других международных кинофестивалей.
Лев Кулешов скончался в Москве в 1970 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его пережила жена Александра Хохлова (1897–1985) - актриса, кинорежиссер и педагог, внучка Павла Третьякова и Сергея Боткина - и Александры. сын Сергей от первого брака.
Год | Английский Заголовок | Русский Заголовок | Заметки |
1917 | Сумерки | Сумерки | в соавторстве с |
1918 | Проект инженера Prite | Проект инженера Прайта | |
1919 | Незаконченная песня о любви | Песнь любви недопетая | |
1920 | На красном фронте | На красном фронте | короткий; фильм утерян |
1924 | Необычайные приключения мистера Уэста в стране большевиков | Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков | |
1925 | Луч смерти | Луч смерти | |
1926 | Локомотив №10006 | Паровоз №10006 | |
1926 | По Закону | По закону | |
1927 | Ваш знакомый | Ваша знакомая (Журналистка) | |
1929 | Веселая Канарейка | Веселая канарейка | |
1929 | Два-Бульди-Два | Два-бульди-два | в соавторстве с Ниной Агаджановой |
1931 | Сорок сердец | Сорок сердец | |
1932 | Horizon | Горизонт | |
1933 | Великий утешитель | Великий утешитель | |
1934 | Дохунда | Дохунда | |
1940 | Сибиряки | Сибиряки | |
1941 | Инцидент на вулкане | Случай в вулкане | |
1942 | Клятва Тимура | Клятва Тимура | |
1943 | Мы с Урала | Мы с Урала |