Всеволод Пудовкин | |
---|---|
Пудовкин в Италии в 1951 году | |
Родился | Всеволод Илларионович Пудовкин ( 1893-02-16)16 февраля 1893 г. Пенза, Российская Империя |
Умер | 30 июня 1953 г. (1953-06-30)(60 лет) Юрмала, Латвийская ССР, Советский Союз |
Занятие | Кинорежиссер, сценарист, актер |
Активные годы | 1919–1953 гг. |
Всеволод Илларионович Пудовкин (русский: Всеволод Илларионович Пудовкин, IPA: [ˈfsʲevələt ɪlərʲɪˈonəvʲɪt͡ɕ pʊˈdofkʲɪn] ; 16 февраля 1893 - 30 июня 1953) был российским и советским кинорежиссером, сценаристом и актером, который разработал влиятельные теории монтажа. Шедевры Пудовкина часто противопоставляются шедеврам его современника Сергея Эйзенштейна, но в то время как Эйзенштейн использовал монтаж для прославления власти масс, Пудовкин предпочитал концентрироваться на мужестве и стойкости людей. В 1948 году получил звание Народного артиста СССР.
Всеволод Пудовкин родился в Пензе в русской семье, был третьим из шести детей. Его отец Илларион Епифанович Пудовкин происходил из крестьян Пензенской губернии, в селе Shuksha и работал в нескольких компаниях в качестве менеджера и от двери до двери коммивояжера. Мать Всеволода Елизавета Александровна Пудовкина (урожденная Шилкина) была домохозяйкой.
Студент инженерного факультета Московского университета, Пудовкин попал в плен к немцам во время Первой мировой войны. За это время он изучал иностранные языки и занимался книжной иллюстрацией. После войны он отказался от профессиональной деятельности и вошел в мир кино сначала как сценарист, актер и художественный руководитель, а затем как помощник режиссера Льва Кулешова.
В 1924 году он женился на Анне Земцовой. Пудовкин подтвердил, что жена поощряла его к карьере кинорежиссера.
Его первой заметной работой была короткометражная комедия « Шахматная лихорадка» (1925), поставленная совместно с Николаем Шпиковским. Хосе Рауль Капабланка сыграл в нем небольшую роль, и был представлен ряд других эпизодов. В 1926 году он снял фильм, ставший одним из шедевров немого кино : « Мать», где разработал несколько теорий монтажа, которые сделают его знаменитым. В обоих фильмах супруга Пудовкина Анна Николаевна Земцова исполняла женские роли (вскоре после этого она ушла из кино).
За его первым фильмом последовали «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и « Буря над Азией» (также известный как «Наследник Чингисхана»), названия которых составляют трилогию на службе большевистской революционной политики.
В 1928 году, с появлением звукового кино, Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров подписали Манифест звука, в котором возможности звука обсуждаются и всегда понимаются как находящиеся в состоянии напряжения и несинхронизации с изображением. Эта идея будет воплощена в его следующих картинах: «Простой случай» (1932) и «Дезертир» (1933), которые не соответствуют качеству более ранних работ. В 1935 году награжден орденом Ленина.
После перерыва, вызванного проблемами со здоровьем, Пудовкин вернулся к съемкам фильмов, на этот раз с рядом исторических эпосов: « Победа» (1938); Минин и Пожарский (1939) и Суворов (1941). Последние два часто хвалили как одни из лучших фильмов, основанных на истории России, наряду с работами Сергея Эйзенштейна. За них в 1941 году Пудовкин был удостоен Сталинской премии.
Во время Второй мировой войны он был эвакуирован в Казахстан, где снял несколько фильмов о Отечественной войне. Он также сыграл небольшую роль в фильме « Иван Грозный » (в роли дурака божьего ). С окончанием войны вернулся в Москву и продолжил работу на киностудии « Мосфильм », снимая биографические фильмы и фильмы о войне. В 1947 году он был награжден еще одной Сталинской премией за работу об адмирале Нахимове, а в 1950 году - вторым орденом Ленина и третьей Сталинской премией Жуковскому. Последней его работой было «Возвращение Василия Бортникова» (1953).
Помимо режиссуры, сценария и актерского мастерства, Пудовкин был также педагогом и журналистом, автором нескольких книг по теории кино, профессором ВГИКа, президентом секции кино ВОКС (с 1944 г.) и членом Советского комитета защиты мира.
Всеволод Пудовкин скончался 30 июня 1953 в Юрмале, Латвийской ССР (около Риги ) после сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Одна из улиц Москвы носит имя Пудовкина (см. Улицу Пудовкина ).
Год | Оригинальное название | Английское название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1920 г. | В дни борьбы | В дни борьбы | Актер | |
1921 г. | Серп и молот | Серп и молот | Андрей | Сценарист; помощник директора |
Голод... голод... голод... | Голод... Голод... Голод... | сценарист; помощник директора | ||
1923 г. | Слесарь и канцлер | Слесарь и канцлер | Сценарист | |
1924 г. | Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков | Необычайные приключения мистера Уэста в стране большевиков | Шбан | Художественный директор |
1925 г. | Луч смерти | Луч Смерти | Отец Рево - фашистский босс | Сценарист; помощник директора; художественный директор |
Шахматная горячка | Шахматная лихорадка | Режиссер (совместно с Николаем Шпиковским ) | ||
1926 г. | Механика головного мозга | Механика мозга | Директор; сценарист | |
Мать | Мать | Офицер полиции | Директор | |
1927 г. | Конец Санкт-Петербурга | Конец Петербурга | Немецкий офицер | Директор |
1928 г. | Потомок Чингиз-Хана | Буря над Азией | Директор | |
1929 г. | Живой труп | Живой труп | Федор Протасов | |
Веселая канарейка | Счастливая Канарейка | Иллюзионист | ||
Новый Вавилон | Новый Вавилон | Полицейский интендант | ||
1932 г. | Простой случай | Простой случай | Режиссер (совместно с Михаилом Доллером ) | |
1933 г. | Дезертир | Дезертир | Директор | |
1938 г. | Победа | Победа | Режиссер (совместно с Михаилом Доллером ) | |
1939 г. | Минин и Пожарский | Минин и Пожарский | Режиссер (совместно с Михаилом Доллером ) | |
1941 г. | Суворов | Суворов | Режиссер (совместно с Михаилом Доллером ) | |
Пир в Жирмунке | Застолье в Жирмунке | Режиссер (совместно с Михаилом Доллером ) | ||
1942 г. | Убийцы выходят на дорогу | Убийцы идут | Режиссер (совместно с Юрием Таричем ); сценарист | |
1943 г. | Во имя Родины | Во имя Отечества | Немецкий генерал | Режиссер (совместно с Дмитрием Васильевым ); сценарист; актер |
Юный Фриц | Молодой Фриц | Офицер | Короткометражка, актер | |
1944 1958 | Иван Грозный | Иван Грозный | Никола, Простак Нищий | Актер (финальная роль в кино) |
1947 г. | Адмирал Нахимов | Адмирал Нахимов | Князь Меншиков | Директор |
1948 г. | Три встречи | Три встречи | Директор (сегмент) | |
1950 | Жуковский | Жуковский | Директор | |
1952 г. | Возвращение Василия Бортникова | Возвращение Василия Бортникова | Режиссер (совместно с Дмитрием Васильевым ) |