Павел Михайлович Третьяков (Русский : Па́вел Миха́йлович Третьяко́в; 27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) был российским бизнесменом, меценатом искусства, коллекционером и меценатом который дал свое имя Третьяковской галерее и Третьяковскому проезду в Москве. Его брат Сергей Третьяков также был известным меценатом и меценатом.
Вместе с другими московскими бизнесменами выступал как учредитель Московского купеческого банка (став одним из его руководителей), Московской торгово-промышленной компании, некоторых других крупных фирм. Он накопил значительное состояние (4,4 миллиона рублей ), состоящее из недвижимости (5 домов в Москве ), ценных бумаг, денег и векселей.
Третьяков начал собирать искусство в 1854 году в возрасте 22 лет; его первой покупкой было 10 полотен старых голландских мастеров. Он поставил перед собой цель создания Российской национальной галереи. В свою коллекцию Третьяков включил наиболее ценные и замечательные произведения, в первую очередь современников, с 1870 года - в основном членов общества циркулирующих художественных выставок (Товарищество передвижных художественных выставок или Передвижники, Передвижники на русском языке). Картины он покупал на выставках и напрямую в мастерских художников, иногда целиком: в 1874 году приобрел В.В. «Туркестанская серия» Верещагина (13 картин, 133 рисунка, 81 этюд), в 1880 г. - «Индийская серия» (78 этюдов). В его коллекции более 80 этюдов Александра Иванова. В 1885 году Третьяков купил 102 этюда В.Д. Поленов нарисовал художника во время путешествий по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Он также приобрел коллекцию эскизов Васнецова, сделанных во время его работы над Владимирским собором в Киеве. Наиболее полно у Третьякова было собрание таких художников, как: В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, И.И. Левитан и Валентин Серов. Стремясь показать истоки и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII - первой половины XIX веков и вехи древнерусской живописи. Он также задумал создание «русского пантеона » - портретной галереи известных россиян. Специально для этого он заказывал портреты деятелей отечественной культуры у ведущих мастеров этого жанра - Н.Н. Ге, Крамской, Н.В. Неврев, Перов, Репин.
В 1870-80 гг. Третьяков также начал собирать иллюстрации (471 по 1893 г.), а в 1890 г. начал собирать иконы. При его жизни они хранились в его кабинете и не выставлялись на всеобщее обозрение. Также у него была небольшая коллекция скульптуры (9 скульптур к 1893 г.).
Сначала галерея располагалась в доме Третьякова в Лаврушенском переулке. Но когда его коллекция расширилась, он решил перестроить свой дом, чтобы приспособить его. В 1870-1880 гг. Дом неоднократно перестраивался архитектором Каминским.
Третьяков хотел передать галерею городу как можно незаметнее, без суеты; он не хотел находиться в центре всеобщего внимания и быть объектом благодарности. Но это было невозможно, и он был очень недоволен.
С 1881 г. его галерея стала популярной (к 1885 г. ее посетили около 30 тыс. Человек). В 1892 году Третьяков унаследовал от брата коллекцию западноевропейской живописи и разместил ее в двух залах западной школы. Коллекция Третьяковской галереи не уступала по значимости крупнейшим в то время музеям России и стала одной из достопримечательностей Москвы. В августе 1892 года Третьяков подарил Москве свою коллекцию и особняк. К тому времени в коллекции было 1287 картин и 518 рисунков русской школы, 75 картин и 8 фигур западноевропейской школы, 15 скульптур и собрание икон.
Третьяковская галерея с памятником Третьякову перед ней.15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Городская картинная галерея Павла и Сергея Третьяковых» (ныне Третьяковская галерея ). К 1890 году его ежегодно посещали до 150 тысяч человек. Третьяков продолжал пополнять свою коллекцию, например, в 1894 году он подарил галерею из 30 картин, 12 фигур и мраморную статую «Христианские мученики» работы М.М. Антокольский. Он также принимал участие в изучении коллекции, а с 1893 года выпустил ее каталог.
Помимо сбора, Третьяков занимался благотворительностью. Благотворительность для него было столь же естественным, как создание национальной галереи.
Он был почетным членом Общества коллекционеров прикладного искусства и Музыкального общества с момента их основания. Он выделил этим организациям большие деньги, поддерживая все их образовательные начинания. Он поддержал инициативу по оказанию помощи семьям солдат, погибших во время Крымской и русско-турецкой войны. Учредил стипендии в коммерческих школах Москвы и Александровского. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и другим людям и тщательно следил за делами художников, которые без страха доверяли ему свои сбережения. Неоднократно ссужал деньги своему советнику и советнику И. Крамскому, В. Худяков, К.А. Трутовский, М. Клодт.
Вместе со своим братом Сергеем он поддержал Московскую школу для глухих, основанную в 1860 году художником Иваном Карловичем Арнольдом, и стал ее покровителем. В 1900 году школа была переименована в Арнольдо-Третьяковское училище.
Павел Третьяков скончался в декабре 1898 года, и его похороны прошли в церкви святителя Николая в Толмачах, где он был активным прихожанином. Похоронен на Даниловом кладбище, но в 1948 году его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.
Третьяков завещал половину своего имения на благотворительность. Он предусмотрел финансирование галереи, а также приют для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников.
В своем завещании он также выделил большие суммы на школу для глухих. Он купил для школы большой каменный дом с садом. В этом доме проживало 150 мальчиков и девочек. Здесь за ними ухаживали до 16 лет. Третьяков отбирал лучших учителей и знакомился с методами обучения.
A малая планета 3925 Третьяков, открытая Советский астроном Людмила Журавлева в 1977 году носит имя Павла Третьякова и его брата Сергея Михайловича Третьякова (1824–1892).
Его дочь Вера вышла замуж за пианиста и композитора Александр Силоти.. Другая его дочь Любовь вышла замуж за морского художника, Николая Гриценко.