Александр Ильич Силоти (также Зилоти, русский : Алекса́ндр Ильи́ч Зило́ти, Александр Ильич Зилоти, украинец : Олександр Ілліч Зілоті; 9 октября 1863 г. - 8 декабря 1945 г.) был русским пианист, дирижер и композитор. Его дочь, Кириена Силоти, также была известной пианисткой и педагогом в Нью-Йорке и Бостоне до своей смерти в 1989 году в возрасте 94 лет.
Александр Силоти родился в имении своего отца недалеко от Харькова, Украина (тогда часть Императорской России ). Учился игре на фортепиано в Московской консерватории у Николая Зверева с 1871 года, затем с 1875 года у Николая Рубинштейна, брата более известного Антона Рубинштейна ; с этого года он также изучал контрапункт у Сергея Танеева, гармонию у Петра Ильича Чайковского и теорию у Николая Губерта. Он получил высшее образование с золотой медалью по классу фортепиано в 1881 году. Силоти отправился в Веймар, Германия, чтобы продолжить свое обучение у Ференца Листа, соучредившего Liszt-Verein в Лейпциге и дебютировал в профессиональной сфере 19 ноября 1883 года. Вернувшись в Россию в 1887 году, Силоти преподавал в Московской консерватории, среди его учеников были Александр Гольденвейзер, Леонид Максимов и его ученики. первый кузен Сергей Рахманинов. В этот период он также начал работать редактором Чайковского, в частности, над Первым и Вторым концертами для фортепиано.
Силоти женился на Вере Третьяковой, пианистке и дочери. богатого промышленника и коллекционера Павел Третьяков. Он оставил свой пост в консерватории в мае 1891 года, а с 1892 по 1900 жил и гастролировал по Европе с женой и маленькими детьми. Он также гастролировал в Нью-Йорке, Бостоне, Цинциннати и Чикаго в 1898 году. В качестве дирижера Силоти дал мировую премьеру оперы Рахманинова Концерт для фортепиано № 2 с композитором в качестве солиста в 1901 году. В 1901–1903 годах руководил Московской филармонией; в 1903–1917 организовал, профинансировал и дирижировал влиятельными концертами «Силоти» в Санкт-Петербурге, сотрудничая с критиком и музыковедом Александром Оссовским. Он представил Леопольда Ауэра, Пабло Казальса, Федора Шаляпина, Джорджа Энеску, Йозефа Хофманна, Ванда Ландовска, Виллем Менгельберг, Феликс Моттл, Артур Никиш, Арнольд Шенберг и Феликс Вайнгартнер, местные и мировые премьеры Дебюсси, Элгар, Глазунов, Прокофьев, Рахманинов, . Римский-Корсаков, Скрябин, Сибелиус, Стравинский и другие. Импресарио балета Сергей Дягилев впервые услышал музыку Стравинского на одном из концертов «Силоти».
В поколении до 1917 года Силоти был одним из самых важных художников России, ему посвящены музыка Аренского, Листа, Рахманинова, Стравинского и Чайковского. В 1918 году Силоти был назначен интендантом Мариинского театра, но в конце следующего года бежал из бывшей Советской России в Англию, окончательно обосновавшись в Нью-Йорк в декабре 1921 г. С 1925-1942 гг. Он преподавал в Джульярдской школе, иногда выступая с сольными концертами, а в ноябре 1930 г. дал легендарный концерт, посвященный Листу, с Артуро Тосканини. Среди его многочисленных учеников Марк Блицштейн, Глэдис Юарт и Юджин Истомин.
Силоти, который был одним из великих практиков искусства транскрипции, написал более 200 этих аранжировок, а также оркестровые редакции музыки Баха, Бетховена, Листа, Чайковского и Вивальди. Возможно, его самая известная транскрипция - Прелюдия си минор, основанная на клавишной прелюдии Дж. С. Бах. Как пианист Силоти сделал 8 пианино и 26 минут домашних дисков. Карл Фишер опубликовал большую антологию своих фортепианных транскрипций, а Роуман и Литтлфилд опубликовали первую полномасштабную биографию Александра Силоти. В 2014 году архив Александра Силоти в Стэнфордском университете был подарен автором и выпускником Чарльзом Барбером. В шести линейных футах он содержит всю корреспонденцию, документацию, музыку и рукописи, приобретенные для написания биографии Силоти под названием «Затерянные в звездах», а также для публикации «Коллекции Александра Силоти» фортепианной музыки.
Александр Силоти похоронен в Русском православном монастыре Ново-Дивеево кладбище, Нануэт, Нью-Йорк.