Правовой статус Святого Престола, церковной юрисдикции католика Церковь в Риме, как в государственной практике, так и в трудах современных ученых-юристов, является полноправным субъектом международного публичного права, с правами и обязанностями, аналогичными государства .
Хотя Святой Престол, в отличие от государства Ватикан, не соответствует давно установленным критериям международного права государственности ; то есть наличие постоянного населения, определенной территории, стабильного правительства и способности вступать в отношения с другими государствами; его обладание полной правосубъектностью в международном праве подтверждается его дипломатическими отношениями со 180 государствами, тем, что оно является государством-членом различных межправительственных международных организаций, и что оно: " уважается международным сообществом суверенных государств и рассматривается как субъект международного права, обладающий способностью вступать в дипломатические отношения и заключать обязательные соглашения с одним, несколькими или многими государствами в соответствии с международным правом, которые в значительной степени направлены на установление и сохранение мира в мире." Как отмечает Грэм:
Тот факт, что Святой Престол является нетерриториальным учреждением, больше не рассматривается как причина для отрицания его международной правосубъектности. Папство может действовать в международном сообществе от своего имени. Он может заключать юридически обязательные соглашения, известные как конкордаты. В мире дипломатии Папа пользуется правами активного и пассивного посольства. (...) Более того, эта личность Святого Престола отличается от личности государства Ватикан. Одно - нетерриториальное учреждение, другое - государство. Папство как религиозный орган является субъектом международного права и обладает международными правами и обязанностями.
Этот особый характер Святого Престола в международном праве как не- территориальной единицы с юридическим лицом. сродни государственному, побудило профессора Яна Браунли определить его как «особую сущность».
Кроме того, Сам Святой Престол, претендуя на международную правосубъектность, не претендует на статус государства. Кардинал Жан-Луи Торан, бывший секретарь по отношениям с государствами Государственного секретариата Святого Престола, подчеркнул, что мы должны избегать соблазна ассимилироваться Святой Престол и его международная деятельность с акцией государства, с их жаждой власти. Для него Святой Престол, несомненно, является суверенным субъектом международного права, но имеет преимущественно религиозный характер.
Для некоторых авторов нынешняя правосубъектность Святого Престола - это остаток его выдающейся роли в средневековой политике. Таким образом, Аранжио-Руис отметил, что Святой Престол был действующим лицом в эволюции международного права еще до создания сильных национальных государств, и с тех пор он сохраняет международную правосубъектность.
Для других международная правосубъектность Святой Престол возник исключительно в результате его признания другими государствами. В этом смысле Браунли утверждает, что личность Святейшего Престола «как религиозного органа помимо его территориальной базы в Ватикане» возникает из «принципа эффективности», то есть из того факта, что другие государства добровольно признают Святой Престол, соглашаются с двусторонними отношениями с ним, и фактически делают это в ситуации, когда не нарушается ни одно правило ius cogens. Однако для него международная правосубъектность, присвоенная таким образом, действует только в отношении тех государств, которые готовы вступить с ней в дипломатические отношения. Кроуфорд также считает, что признание ряда государств является важным свидетельством признания правосубъектности. Святого Престола, так что сегодня это невозможно отрицать.
Для третьей группы авторов международная правосубъектность Святого Престола основана главным образом, но не только, на его уникальной духовной роли. Арауджо отмечает, например, что «обычно считается, что международная личность Святого Престола проистекает из его религиозного, морального и духовного авторитета и миссии в мире, а не из притязаний на чисто мирские вопросы. Это так. однако неполное понимание оснований, по которым его притязания на статус субъекта международного права могут быть оправданы ", поскольку, по его мнению, притязания Святейшего Престола на международную правосубъектность также могут быть оправданы тем фактом, что он признан другими заявляет как полноправный субъект международного права. Латеранский договор, кажется, поддерживает эту точку зрения. В статье 2 Италия признала «суверенитет Святого Престола в международной сфере как атрибут, присущий его природе, в соответствии с его традициями и требованиями его миссии в мире».
Для другой группы, правосубъектность Святого Престола в международном праве проистекает из Латеранского договора, который, по их мнению, придал международный статус центральному правительству Католической церкви.. В этом смысле Оппенгейм утверждал, что «ранее спорная международная позиция Святого Престола была прояснена в результате Договора от 11 февраля 1929 года между Святым Престолом и Италией - так называемого Латеранского договора. (...) Латеранский договор. Договор знаменует возобновление прерванного в 1871 году формального членства Святого Престола в обществе государств ».
Оппенгейм идет дальше и отрицает отдельную правосубъектность Ватикана. Для него совокупность Святейшего Престола и Ватикана составляет всего лишь одну международную личность; см. стр. 328:
Строгая точка зрения, вероятно, должна заключаться в том, что Латеранский договор создал новое международное государство Ватикан с действующим Святым Престолом во главе; но практика государств не всегда проводит четкое различие между этими двумя элементами таким образом. Тем не менее считается, что в той или иной форме существует государство, обладающее формальными требованиями государственности и являющееся международным лицом, признанным в качестве такового другими государствами.
Кунц резко критиковал эту точку зрения. Для него:
Латеранский договор имел целью раз и навсегда ликвидировать «римский вопрос » и привести к примирению между Святым Престолом и Италией, но никоим образом не создавал и не менял международную позицию Святого Престола. (Следовательно, это неверно, поскольку Оппенгейм (...) заявляет, что «до сих пор спорная международная позиция Святого Престола была прояснена в результате Договора».) Договор, заключенный между Святым Престолом и Италией, предполагает наличие международная правосубъектность Святейшего Престола.
Отдельный вопрос заключается в том, был ли Святой Престол субъектом международного права в 1870 году, когда Королевство Италия аннексировало Папская область и 1929 г., когда были подписаны Латеранские договоры. Соединенные Штаты, например, приостановили дипломатические отношения со Святым Престолом, когда потеряли Папскую область. Аналогичным образом Оппенгейм считал, что правосубъектность Папской области исчезла в 1870 году. Для него между 1870 и 1929 годами «Святой Престол не был международным лицом», хотя «по обычаю и молчаливому согласие большинства государств приобрело квази-международную позицию ». Комиссия международного права ООН , тем не менее, отметила, что:
Принцип международного права всегда считал, что субъекты, не являющиеся государствами, могут обладать международной правосубъектностью и иметь право заключать договоры. Примером может служить папство, особенно в период, непосредственно предшествующий Латеранскому договору 1929 г., когда папство не осуществляло территориального суверенитета. Тем не менее Святейший Престол считался обладающим правом заключать международные договоры. Даже сейчас, хотя существует государство Ватикан (...), договоры заключаются не по причине территориального суверенитета над государством Ватикан, а от имени Святого Престола, который существует отдельно от этого государства.
Точно так же Кунц утверждал, что:
До 1870 года существовало два субъекта международного права: Папское государство и Святой Престол. (...) Из этих двух лиц в международном праве одно, Папское государство, несомненно, прекратило свое существование в соответствии с нормами общего международного права в результате итальянского завоевания и порабощения в 1870 году. Но Святой Престол остался, как всегда, предметом общего международного права и в период с 1870 по 1929 год. То, что это так, полностью доказано практикой государств. Святой Престол продолжал заключать конкордаты и с согласия большинства государств осуществлять активное и пассивное право посольства. Правовое положение его дипломатических агентов (...) по-прежнему основывалось на общем международном праве, а не на итальянском Законе о гарантиях, внутреннем законе.
С 1995 года неправительственная организация Католики за выбор выступает против участия Святого Престола в многосторонних форумах. В нем утверждается, что Святой Престол является религиозной организацией, а не государством, и что поэтому он не должен иметь ни особого статуса в международном праве, ни права участвовать в международных конференциях по правам человека в положении, аналогичном положению государств. социальные, культурные и экономические вопросы. Ни одно государство не поддержало эту инициативу. Напротив, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций подтвердила и повысила статус Святого Престола как наблюдателя в ООН в своей Резолюции 58/314 от 16 июля 2004 г.