Кусумаградж | |
---|---|
Портрет Вишну Вамана Ширвадкара | |
Родился | (1912-02-27) 27 февраля 1912 г.. Пуна, Махараштра |
Умер | 10 марта 1999 (1999-03-10) (87 лет). Нашик, Махараштра |
Национальность | Индиец |
Род занятий | Поэт, писатель, поэт-маратхи, драматург, прозаик, новеллист, гуманист |
Известные произведения | Вишакха (1942). Нацамрат |
Награды | 1974 Премия Сахитья Академи в маратхи. 1987 Премия Джнанпит |
Веб-сайт | кусумаградж.org |
Вишну Ваман Ширвадкар (27 Февраль 1912 г. - 10 марта 1999 г.), широко известный под псевдонимом Кусумаградж, также известный как Ви. Vā. Ширвадкар был выдающимся маратхи поэтом, драматургом, романистом, новелл, не говоря уже о гуманистике, который писал о свободе, справедливости и эмансипации обездоленных. до обретения независимости он написал 16 томов стихов, три романа, восемь томов рассказов, семь томов эссе, 18 пьес и шесть одноактных пьес. Его произведения, такие как «Вишакха» (1942), сборник текстов, вдохновили целое поколение на движение за свободу Индии и сегодня считаются одним из шедевров индийской литературы, если не считать его произведения. пьеса «Нацамрат», занимающая важное место в литературе маратхи. Он был удостоен нескольких государственных наград и национальных наград, включая премию Сахитья Академи 1974 по маратхи за Нацамрат, Падма Бхушан (1991) и Премию Джнанапитх в 1987 г.; он также был президентом Ахил Бхаратия Маратхи Сахитья Саммелан, состоявшегося в Маргао в 1964 году.
Кусумаградж (विष्णु वामन शिरवाडकर / कुसुमाग्रज) родился в семье Дешастха Брамина 27 февраля 1912 года в Пуне как Гаджанан Ранганатх Ширвадкар. Под этим именем он даже опубликовал некоторые свои стихи в 1930-х годах. После того, как его усыновили несколько поздно в 1930-х годах, его имя было изменено на Вишну Ваман Ширвадкар. Позже он принял прозвище «Кусумаградж». Он получил начальное образование в Пимпалгаоне и среднее образование в Новой английской школе в Нашике, которая теперь называется J.S. Средняя школа Рунгта в Нашике. Он получил аттестат зрелости в Университете Мумбаи. В 1944 году он женился на Манораме (урожденная Гангубай Сонавани); она умерла в 1972 году). Он был связан с Раджарам-Колледжем, Колхапур. Известный критик Кешав Рангнат Ширвадкар (1926-2018) был его младшим братом.
Пока Ширвадкар учился в колледже Х. П. Т. в Нашике, его стихи были опубликованы в журнале Ratnakar (रत्नाकर). В 1932 году, в возрасте 20 лет, Ширвадкар принял участие в сатьяграхе, чтобы поддержать требование о разрешении входа неприкасаемых в Храм Каларам в Нашик.
В 1933 году Ширвадкар основал Дхрув Мандал (ध्रुव मंडळ) и начал писать в газете под названием Нава Ману (नवा मनू). В том же году был опубликован его первый сборник стихов «Дживанлахари» (जीवन लहरी). В 1934 году Ширвадкар получил степень бакалавра искусств по маратхи и английскому языку в колледже HPT в Нашике.
Ширвадкар присоединился к Godavari Cinetone Ltd. в 1936 году и написал сценарий для фильма Сати Сулочана (सती सुलोचना). Он также играл в фильме как Господь Лакшмана. Однако фильм не имел успеха.
Позже он работал журналистом. Он писал в периодических изданиях, таких как Саптахик Прабха (साप्ताहिक प्रभा), Дайник Прабхат (दैनिक प्रभात), Сааратхи (सारथी), Дханурдари (धनुर्धारी) и Наваюг (नवयुग). 1942 год стал поворотным в карьере Кусумаграджа, как отца-деятеля литературы маратхи, Вишну Сахарам Кхандекар, опубликовал сборник стихов Кусумграджа, Вишакха (विशाखा) за свой счет, и в своем предисловии описал Кусумаградж как поэт человечества писал: «Его слова выражают социальное недовольство, но сохраняют оптимистическое убеждение, что старый мир уступает место новому». Его публикация совпала с Движением «Покиньте Индию» и несла послание свободы и выступала против рабства, и вскоре его слова стали популярными среди молодых мужчин и женщин; со временем это стало его непреходящим наследием для индийской литературы.
После 1943 года он начал адаптировать пьесы литературных гигантов, таких как Оскар Уайльд, Мольер, Морис Метерлинк и Шекспир, особенно его трагедии, которые сыграли важную роль в развитии театра маратхи того периода. Это продолжалось и в 1970-е годы, когда его шедевр «Нацамрат», стилизованный под пьесу Шекспира Король Лир, был впервые поставлен в 1970 году с Шрирам Лагу в главной роли. В 1946 году он написал свой первый роман Вайшнав (वैष्णव) и свою первую пьесу Doorche Dive (दूरचे दिवे). С 1946 по 1948 год он также редактировал еженедельник Swadesh (स्वदेश).
В то время как по темпераменту он варьировался от затворнического до эксклюзивного, у него было острое социальное чутье и он отстаивал дело угнетенных, не вмешиваясь в фундаментальный уровень деятельность. В 1950 году он основал Локахитавади Мандал (लोकहितवादी; организация общественного блага) в Нашике, которая существует до сих пор. Он также редактировал некоторые академические учебники для школьников.
Однако Кусумаградж больше всего претендовал на известность как поэт и писатель. В 1954 году он адаптировал Шекспира Макбет как Раджмукут (राजमुकुट), «Королевскую корону» на маратхи. В нем снимались Нанасахеб Фатак и Дурга Хот (Леди Макбет ). Он также адаптировал Отелло в 1960 году. Он также работал автором текстов в кино маратхи.
. Его работы отражали меняющуюся социальную среду, будучи отражением национального восстания во время борьбы за свободу Индии и после обретения независимости он погрузился в рост общественного сознания среди писателей-маратхи, что ознаменовало появление современной литературы далитов.
Ширвадкар также был активным участником Движения Самюкта Махараштра.
В честь его работы в литературе маратхи, каждый год день рождения Кусумаграджа, 27 февраля, отмечается как «Маратхи Бхаша Дин» (मराठी भाषा दिन).
Он умер 10 марта 1999 года в Нашике, где его дом также служил офисом «Кусумаградж Пратиштхана». 47>
Сборники стихов
कणा
ओळखलत का सर मला? 'पावसात आला कोणी, होते कर्दमलेले, केसांवरती पाणी.
क्षणभर बसला नंतर हसला बोलला वरती पाहून, ‘गंगामाई पाहुणी आली, गेली घरट्यात राहुन’.
माहेरवाशिणीसारखी चार भिंतीत नाचली, मोकळ्या हाती जाईल कशी, बायको मात्र वाचली.
भिंत खचली, चूल विझली, होते नव्हते नेले, प्रसाद म्हणून पापण्यांवरती पाणी थोडे ठेवले.
कारभारणीला घेउन संगे सर आता लढतो आहे पडकी भिंत बांधतो आहे, चिखलगाळ काढतो आहे.
खिशाकडे हात जाताच हसत हसत उठला ‘पैसे नकोत सर’, जरा एकटेपणा वाटला.
मोडून पडला संसार तरी मोडला नाही कणा, पाठीवरती हात ठेउन, तुम्ही फक्त लढ म्हणा!
Отредактированные сборники стихов
Сборники рассказов
Пьесы
Одноактные пьесы
Романы
Перевод «Мегхадута» Кусумаграджа был визуализирован художником-акварелистом Нана Джоши. Эти визуализации были опубликованы в выпуске «Менака Дивали» в 1979 году. «Нацамрат» - пьеса, написанная В.В. «Ширвадкар», за который он получил несколько наград, также был адаптирован на экране режиссером Махешем Манджрекаром с опытным актером Наной Патекар в роли «Натсамрат» после успешных тиражей театральных адаптаций пьесы.
В литературе маратхи Аджрам создавал литературные произведения. Или. Выяснилось, что пренебрегали литературой во много раз больше, чем опубликованной литературой Ширвадкара и Кусумаграджа. Пока эта заброшенная литература находилась в городе, ни правители, ни истеблишмент, основанный во имя Кусумаграджа, не хотели обращать на это внимания. Кусумаградж много писал во всех жанрах маратхи. В него вошли все виды рассказов, стихов, пьес, одноактных пьес, детская литература. Vs. Или. До того, как писать под именем Ширвадкар, Кусумаградж также много писал под именем Гаджанан Ранганатх Ширвадкар из Пурвашрама. Однако публике была представлена только литература, опубликованная в виде его книги. Написанные им литературные жанры, такие как эссе, персонификации, рассказы о путешествиях, детские стихи, до сих пор игнорируются и не собираются. В данной литературе игнорируются 189 стихотворений, 13 детских стихов