Юрай Крижанич | |
---|---|
Родился | c. 1618 Obrh, недалеко от Озалья, Хорватия |
Умер | 12 сентября 1683 г. Вена |
Юрай Крижанич (ок. 1618 - 12 сентября 1683), также известный как Юрий Крижанич или Юрий Крижанич ( русский : Юрий Крижанич), был хорватским католическим миссионером, который часто считается самым ранним зарегистрированным панславистом. Его идеал, который часто неправильно понимается - даже сегодня, - заключался в объединении церквей, что Рим и Константинополь безуспешно пытались осуществить на протяжении веков. Он считал, что это может произойти за счет более тесных отношений между славянским католицизмом и Русской православной церковью, и поддерживал идею о том, что все славяне имеют общий язык и этническое происхождение.
Однако он не был панславянином, если это означало стремление к политическому единству всего славянского народа под руководством России. Он считал, что единственная возможная роль царя в том, чтобы «исправить» или объединить орфографию и шрифт, используемые в славянских книгах, и пробудить славянское сознание, была через произведения, способствующие образованию и логике. В крайнем случае южные славяне могут присоединиться к русскому царю как суверен того же языка и народа, если католические правители поддержат его лидерство в войне против османов.
После долгих путешествий и пятнадцати лет ссылки в Сибирь Крижанич погиб, непонятый и разочарованный, в битве во время османской осады Вены в 1683 году. Хотя у него не было прямых последователей, работы Крижанича повлияли на многих более поздних южнославянских мыслителей, которые отстаивали как опору на Россию, так и культурное и политическое объединение южных славян.
Крижанич родился в Обрхе, недалеко от Озалья (на территории современной Хорватии ) в 1618 году, в период политических беспорядков и турецких вторжений в Хорватию. Он посещал иезуитскую гимназию в Любляне и иезуитскую гимназию в Загребе с 1629 по 1635 год. Его отец умер, когда ему было 17 лет, примерно в то же время, когда он окончил гимназию. Он начал посещать Болонский университет в 1638 году, чтобы изучать теологию, и окончил его в 1640 году. Вскоре после окончания университета Крижанич начал посещать Греческий колледж Св. Афанасия, центр в Риме для подготовки католических миссионеров, которые будут работать с православными христианами. он окончил университет в 1642 году. К концу жизни он владел десятью языками. Хотя у Крижанича было сильное желание поехать в Москву с амбициозной целью объединить Римско-католическую и Русскую православную церкви, ему были поручены миссионерские обязанности в Загребе, где он был преподавателем Загребской духовной семинарии, а также священником в нескольких соседних странах. города.
Крижаничу удалось получить разрешение от папства на краткий визит в Москву с 25 октября по 19 декабря 1647 г. в составе польского посольства. Однако ему не удалось получить разрешение на длительное пребывание до 1658 года (оно было отозвано вскоре после выдачи, что Крижанич просто проигнорировал), и он не прибыл в Москву до 17 сентября 1659 года. Другой автор сказал, что он делал вид, что быть православным сербом. Ему было поручено переводить латинские и греческие документы и подготовить улучшенную славянскую грамматику. Однако 20 января 1661 года он был сослан в Сибирь. Причина ссылки до сих пор неизвестна. Возможные объяснения включали тот факт, что он был римско-католическим священником, его критика русского общества и греков, с которыми патриарх Никон пытался примириться, а также другие политические и социальные мотивы. Крижанич предположил, что он был выслан из-за «какой-то глупости», которую он кому-то сказал, и что все, что он сказал, было упомянуто властям.
После полуторагодичного пребывания в российской столице Крижанич прибыл в Тобольск в Сибири 8 марта 1661 года. Он прожил там 15 лет, выживая на государственную стипендию и работая над трактатами « О божественном промысле» и « О политике»., и « Об интерпретации исторических прогнозов» среди других. В этих книгах, написанных им самим «Общеславянским языком» (панславянская грамматика под названием « Грамматично-Исказинье», в которую вошли многочисленные славянские языки), он изложил комплексную программу реформ, необходимых для российского государства, включая реформы в управлении, Русское крепостное право, экономическая политика, образование, грамматика и примитивное земледелие России. Многие из рекомендуемых им реформ были фактически проведены Петром Великим, хотя нет конкретных доказательств прямого влияния Крижанича на это. Его « Политика», написанная в 1663–1666 годах, была опубликована Петром Безсоновым ( Россия в семнадцатом веке, 1859–60) и впервые на английском языке в 1985 году. Это его самая известная и влиятельная работа.
Его призыв к царю возглавить славян в борьбе с немцами показывает замечательную политическую дальновидность. Крижанич был освобожден из ссылки 5 марта 1676 года. После этого он оставался в Москве до 1678 года, когда он отправился в Вильнюс, а затем в Варшаву. Он сопровождал польские войска на пути к освобождению осажденной Вены от османов во время битвы за Вену, где он погиб недалеко от Вены, участвуя в ее защите от турок в украинских войсках, которые присоединились к войскам польского короля Яна Собеского в 1683 году..
Крижанич был одним из первых сторонников панславизма. Язык, который он создал и использовал в своих письмах, назывался Ruski jezik («русский язык»), но на самом деле он представлял собой смесь нескольких славянских языков и был разработан, чтобы служить символом славянского единства и даже способствовать его развитию. Он хотел объединить славянские народы под властью русского царя и объединить католиков и православных против немецких протестантов и турецких мусульман.
Ключевым компонентом теорий Крижанича о необходимых реформах для российского государства были его «Пять принципов власти». Его пятью принципами были: полное самодержавие (по сути, абсолютная монархия), закрытые границы, принудительный труд или запрет безделья, государственная монополия на внешнюю торговлю и идеологическое соответствие. Крижанич утверждал, что Россия могла бы стать сильнее, если бы иммиграция была жестко ограничена и если бы коренным русским было запрещено покидать страну без оправдания. Автократу следует использовать свою власть, чтобы устранить дурные обычаи, модернизировать страну и предоставить дворянству и духовенству привилегии по образцу Western Ständestaat.
Его произведения, в том числе сочинения по музыке и экономике, были заново открыты и напечатаны в середине 19 века.
(на французском языке) Полен-Жерар Сколарди, Криьянич, Messager de l'unité des Chrétiens et du panslavisme, Париж, Издания A. et J. Picard, 1947.