Джонатан Олдбак

редактировать
Джонатан Олдбак
The Laird of Monkbarns.jpg «Лэрд Монкбарнс, вооруженный в тревоге о вторжении» Уильям Аллан, выгравировано Чарльзом Уорреном
Первое появлениеАнтиквар (1816)
Последнее появлениеСказания крестоносцев (1825)
СозданоВальтер Скотт
Информация во вселенной
ПсевдонимДжонатан Олденбак, Джонатан Олдинбак
ПсевдонимМонкбарнс
Род занятийЛэрд, юрист, антиквар
РодственникиАльдобранд Олденбак (прапрапрадедушка). Гризельда Олдбак (сестра). Мария М'Интайр (племянница). Гектор М'Интайр (племянник)
РелигияПресвитерианин
НациональностьШотландец

Джонатан Олдбак - главный герой романа сэра Вальтера Скотта 1816 года Антиквар. В соответствии с шотландскими обычаями к нему часто обращаются по имени своего дома, Монкбарнс . Он занимается изучением и коллекционированием старинных монет, книг и археологических реликвий и имеет явную тенденцию к женоненавистничеству из-за разочарования в раннем романе. Его характерные черты восходят к нескольким людям, известным Скотту, и к самому автору, страстному антиквару. Многие критики считают его одним из лучших творений Скотта.

Содержание
  • 1 Его роль в романе
  • 2 Его персонаж
  • 3 Истоки Олдбака
  • 4 Более поздние появления
  • 5 Критическая оценка
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
Его роль в романе

Джонатан Олдбак - лэрд Монкбарнса, загородного дома на северо-восточном побережье Шотландии. Вернувшись из поездки в Эдинбург, он встречается с молодым англичанином, называющим себя Ловел, дружит с ним и проводит время, показывая ему местные исторические достопримечательности, хотя антикварная легковерность Олдбака комично разоблачается знакомым, нищим Эди Очилтри. Олдбак ссорится со старым другом, антикварным дилетантом по имени сэр Артур Уордур, но они примиряются после того, как Уордур чудом избежал смерти, утонув. Он предлагает Ловелу написать длинное историческое стихотворение под названием «Каледониада» и предлагает написать к нему научные заметки. Их приглашают в путешествие к руинам монастыря Святой Руфи, где участники группы обсуждают сокровища, которые, по слухам, были там похоронены. Когда другому члену группы, мошенническому немецкому алхимику Герману Дустерсвивелю, удается получить деньги от Уордура для финансирования поисков сокровищ, Олдбак предостерегает своего друга от шарлатана. Без помощи Дустерсвивела Олдбак и Уордур обнаруживают клад серебряных слитков. Олдбак обнаруживает, что его проблемы множатся. С одной стороны, его вспыльчивый молодой племянник Гектор М'Интайр, которого застрелил Ловел на дуэли, выздоравливает в Монкбарнсе и нарушает нормальную работу домашнего хозяйства; с другой стороны, утонула одна из его арендаторов, рыбак Стини Маклбакит. Олдбак присутствует на его похоронах, а во время своего последующего посещения коттеджа отца покойного встречает графа Гленаллана, пробуждая болезненные воспоминания. Мы узнаем, что Олдбак когда-то любил некую Эвелин Невилл, которая предпочла тайно выйти замуж за Гленаллана, но брак закончился самоубийством жены, нервным срывом мужа и унесением их единственного сына. Теперь, спустя много лет, Гленаллан хочет найти этого сына, и Олдбак соглашается помочь ему. Он также должен помочь освободить из тюрьмы нищего Охилтри, обвиненного в нападении на Даустерсвивел, и посоветовать незадачливому Уордуру, как справиться с надвигающимся банкротством. Роман заканчивается слухом о надвигающемся французском вторжении, который побуждает Олдбака и весь город Фейрпорт взяться за оружие и, если необходимо, вместе сражаться за свою страну. Эта ложная тревога подавляется прибытием известного кавалерийского офицера, майора Невилла, который оказывается не только другом Олдбака Ловелом, но и сыном Гленаллана. Так что антиквар может вернуться к своей жизни, наполненной довольными историческими исследованиями.

Его персонаж

Олдбак выступает в романе как комическая фольга для приземленного реалиста Охилтри, готически трагического Гленаллана и абсурдно высокомерного Уордура. Наиболее очевидная черта его характера - одержимая приверженность антикварианству. Он пишет о кастраметации, науке о древних фортификациях, и вносит статьи по изученным предметам в журналы; он горячо спорит со своими друзьями о природе пиктского языка ; он покупает землю по завышенной цене исключительно для удовольствия владеть участком римского лагеря и битвы при Монсе Граупиусе. Его преданность учености и целомудрие делают его современным эквивалентом монахов монастыря Святой Руфи, как он сам себя признает. Но этот энтузиазм может привести его к самообману, как и в случае с его предполагаемым римским лагерем, который на самом деле был построен как убежище местными крестьянами всего двадцать лет назад, отчасти потому, что его подход к прошлому не похож на подход научного историка, выводящего гипотезы. от веских доказательств, но от антиквара, сначала формируя мнения и оправдывая их любыми доказательствами, которые потом попадают в руки. У него также есть юридическое образование, и он твердо верит в его полезность во всех вопросах бизнеса, но на ранних этапах романа и его антикварные, и юридические навыки, как правило, практически бесполезны для него. Он, как и его автор, стоик, но эта философия скомпрометирована его шотландским материализмом. Его отказ Эвелин Невилл оставил в нем явное невнимание к «женщине», но не озлобило его до такой степени, что иссушала всякая способность к человеческому сочувствию. Его бесполезность в качестве агента в человеческих делах заканчивается только тогда, когда он начинает сочувствовать чужим неприятностям, а также слушать и наблюдать, а не действовать в соответствии с предвзятыми теориями. Тогда как А. Н. Уилсон говорит: «Уровень Олдбака как человека измеряется глубиной его симпатий, его христианской благотворительностью». Хотя Олдбак в политике виг и сторонник Французской революции, но в конце романа, когда революция, кажется, приближается к его дому, он обнаруживает, что он патриот, готовый сражаться за свою страну..

Истоки Олдбака

Писатель В.С. Крокетт считал, что Джонатан Олдбак более твердо основан на реальных моделях, чем любой другой персонаж Скотта, за исключением Эди Очилтри. Сам Скотт говорит нам, что персонаж был основан на друге его отца, некоем Джордже Констебле, адвокате на пенсии, который жил в загородном доме под названием Уоллес-Крейги, недалеко от Данди. Скотт впервые познакомился с ним, когда ему было всего шесть лет, и впервые узнал от Констебля о Фальстафе, Хотспуре и других персонажах из Шекспира. Биограф Скотта Хескет Пирсон объясняет это тем, что «Антиквар» содержит больше цитат и намеков на Шекспира, чем любой другой его роман. Сходство между реальными и вымышленными персонажами было обнаружено другом Констебля и отца Скотта, Джорджем Чалмерсом, к большому удивлению Скотта, так как он считал, что стер все сходства, которые могли быть признаны. Он утверждал, что

в романе нет ни одного эпизода, заимствованного из его реальных обстоятельств, за исключением того факта, что он проживал в старом доме недалеко от цветущего морского порта, и что автор случайно был свидетелем сцены между ним и женщина-владелица дилижанса, очень похожая на ту, с которой начинается история The Antiquary. Отличный нрав, с легкой степенью слабокислого юмора; ученость, остроумие и шутки, тем более пикантные, что они были немного отмечены особенностями старого холостяка; здравомыслие, которое иногда усиливается необычностью выражения, были, как утверждает Автор, единственными качествами, в которых создание его воображения походило на его доброжелательного и превосходного старого друга.

Джордж Глейг, один из Скотта Ранние биографы были уверены, что еще одной моделью для Олдбака был горец по имени Джон Рамзи из Охтертайра, которого Скотт знал много лет. Рамзи был страстным коллекционером римских и доисторических древностей и был авторитетом в шотландских традициях, касающихся восстания якобитов в 1745–76 гг.. Однако Рамзи, как и Констебль, никоим образом не разделял презрения Олдбака к «женщинам».

У. С. Крокетт утверждал, что другой фигурой, стоящей за вымышленным Олдбаком, был Александр Гордон (1692? –1755), чей Itinerarium Septentrionale… Содержит отчет обо всех памятниках римской античности [и] датских вторжениях в Шотландию. в свое время очень восхищался, не в последнюю очередь самим Джонатаном Олдбаком, который приносит домой ценную копию романа и продолжает одобрительно цитировать свое мнение в последующих главах.

Зять Скотта -закон и биограф Дж. Г. Локхарт предположил, что еще одна модель может быть найдена в характере Джона Клерка из Элдина, морского писателя; и, конечно же, случай из жизни деда Клерка сэра Джона Клерка, 1-го лейтенанта послужил источником вдохновения для эпизода в главе 4 «Антиквария»:

[T] старый баронет нес некоторые английские виртуозы увидеть предполагаемый римский лагерь; и когда он воскликнул в определенном месте: «Я полагаю, это был преториум », пастух, стоявший рядом, ответил: «Преториум здесь, преториум там, я сделал это с flaughter-spade.”

Но он также был уверен, что наибольшее сходство Олдбака было с его собственным автором, и это мнение было широко принято современными критиками. Погоня Скотта за предметами старины была столь же восторженной, как и у Олдбака, и он мог легко сказать вместе с лэрдом Монкбарнсом: «Мой прапрапрадед - позор для английского языка, что у нас не менее неуклюжий способ выражения. отношения, о которых мы имеем возможность так часто думать и говорить ». Особой навязчивой идеей Скотта было отыскать баллады Border, которые он отредактировал в Minstrelsy of the Scottish Border, и аналогично Олдбак был «прилежным собирателем этих отрывков древней поэзии». В последующие годы Скотт неоднократно сравнивал себя с Олдбаком, обсуждая в письмах свои антикварные занятия. Эти двое в равной степени были способны поддаться обману, навязывая их доверчивость, как, например, когда Скотт принял фальшивую балладу «Панихида Бартрама» и выдуманную латинскую легенду о рыцаре-призраке от своего друга Роберт Сёртиз. Они также были в равной степени склонны покупать землю исключительно для ее исторических ассоциаций, поскольку Скотт завершал процесс приобретения всего обширного участка битвы при Мелроузе, когда писал «Антиквар». Олдбак предпочитает анонимно или псевдонимно публиковать свои научные статьи и предлагаемые примечания к Каледониаде Ловела, что напоминает о том, что «Антиквар», как и все ранние романы Уэверли, впервые появился без имени Скотта. Оба мужчины были осторожны в своих ежедневных расходах, но щедры по отношению к другим. Скотт вложил в свое творение многие из своих семейных обстоятельств, юридическое образование и опыт любви, причем отвержение молодого Олдбака Эвелин Невилл довольно близко перекликалось с собственным отказом Скотта от Вильгельмы Бельшес, даже с уходом в антиквариат, чтобы отвлечься от своих горестей. Джон Сазерленд предположил, что название дома Олдбака, Монкбарнс, аналогично названию нового дома Скотта Абботсфорд. Скотт и его детище заняли противоположные стороны в политике - Олдбак был вигом, Скотт тори - и многие критики были удивлены защитой Французской революции, Скотт позволяет Олдбаку высказаться, но было заявлено, что Взгляды Олдбака на этот вопрос идентичны взглядам Скотта в его «Жизни Наполеона Бонапарта», поскольку революция является для них обоих исторической необходимостью. А. Н. Уилсон считал, что, если бы Скотт продолжал спокойно развивать дружбу и умственную жизнь, как Олдбак, вместо того, чтобы предаваться folie de grandeur, как у Уордура, он умер бы более счастливым человеком.

Более поздние появления

Скотт не полностью оставил Олдбака в стороне после того, как он закончил роман. Его работа 1819 года Айвенго предваряется «Посланием-посвящением» вымышленного персонажа Лоуренса Темплтона своему другу доктору Джонасу Дриасдаст, упомянутому в The Antiquary как корреспондент Oldbuck's, в котором Темплтон отмечает, что исторический роман «может не подойти более суровому гению нашего друга мистера Олдбака». В «Сказках крестоносцев 1825 года» есть введение, описывающее встречу между различными персонажами из романов Уэверли, в которой Олдбак выступает в качестве секретаря. И когда Скотт составил путеводитель по своему дому, Абботсфорд, он использовал псевдоним Джонатан Олдбак, тем самым еще раз указав, насколько он узнал себя в этом персонаже.

Критическая оценка

Современные обзоры сравнительно мало говорят об Олдбаке. Британский критик высказал мнение, что «если его промахи вызывают веселье, его знания будут полезны для обучения». The British Lady's Magazine и Джон Уилсон Крокер в Quarterly Review согласились, что считали его повторением персонажа из более раннего романа Скотта, хотя они расходились во мнениях относительно того, был ли это барон Брэдвардин из Уэверли или советник Плейделл из Гая Мэннеринга. Edinburgh Review первоначально произвел впечатление, что Олдбак, как «странность», был большим изъяном в романе, но позже обнаружил, что ему «удалось сделать так, чтобы получился и более интересным, и более забавным. чем мы могли ожидать ». Локхарт лучше согласился со вторыми мыслями эдинбургского рецензента Фрэнсиса Джеффри, чем со своим первым, зайдя так далеко, что сказал, что Скотт «нигде не проявил свое высшее искусство, искусство искусного контраста, в большем совершенстве... чем странности Джонатана Олдбака и его окружения смягчаются, с одной стороны, величавым мраком Гленалланов, с другой - суровым недугом бедного рыбака ».

Критики ХХ века, как и Фрэнсис Джеффри, обсуждали, насколько хорошо Скотт решил проблему описания педанта таким образом, чтобы он был более интересен читателю, чем его вымышленным коллегам. Биографу Эдгару Джонсону его юмор показался забавным, хотя «немного затянутым и чрезмерно увлеченным», но Хескет Пирсон назвал его «самым увлекательным занудой в литературе; его юмор спасает его ». Для Чарльза Гарольда Херфорда он был великим творением, взятым из самого сердца шотландской жизни. Некоторые критики обнаружили, что очарование и главный сентиментальный интерес «Антиквария» заключается в самом антикваре больше, чем в любом другом персонаже. Роберт С. Гордон считал его «наиболее полно и широко развитым персонажем» первых трех романов Скотта. Вирджиния Вульф обнаружила, что, как и Шекспир и Джейн Остин, он каждый раз меняется, когда читаешь роман. В. С. Притчетт заявил, что Олдбак «твердо стоит и сияет рядом со всеми хорошо известными комиксами нашей литературы». Эндрю Лэнг также не сомневался, называя его «вечно восхитительным», а ученый Обри Белл процитировал Олдбака в поддержку его и Георга Брандеса точки зрения о том, что Скотт был одним из лучших рисовальщиков характера, когда-либо живших.

Сноски
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 03:38:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте