John Italus или Italos (греческий : Ἰωάννης ὁ Ἰταλός, Iōánnēs ho Italós; латынь : Иоганнес Итал) был неоплатоником византийским философом одиннадцатого века. Он был калабрийцем по происхождению, его отец был солдатом. Он приехал в Константинополь, где стал учеником Михаила Пселла по классической греческой философии. Он сменил Пселла на посту главы философской школы. Впоследствии некоторые из его догматов были признаны еретиками в 1076-77 гг. Константинопольским Патриархом Космой I, а в 1082 г. он был лично осужден за то, что вступил в конфликт с императором Алексиосом I Комненосом.
Джон Италус родился в Италии откуда он получил свое имя. Он был сыном итальянца, который был задействован в качестве помощника в попытке сицилийцев отказаться от своего подчинения византийскому императору, и взял с собой своего сына, затем ребенок, который таким образом провел свои ранние годы не в школе, а в лагере. Когда византийский полководец Георгий Маниак восстал против Константина IX Мономаха в 1042 году, отец Итала бежал обратно в Италию со своим сыном, который через некоторое время нашел свой путь к Константинополь. Он уже достиг некоторых достижений, особенно в логике. В Константинополе он учился у нескольких учителей, в том числе у Михаила Пселла, с которым он вскоре поссорился, не имея возможности, согласно Анне Комнине, вникнуть в тонкости своего учения. философии и отличался высокомерием и спорным нравом. Он описывается как обладающий властной фигурой, среднего роста и широкой грудной клетки, с большой головой, выступающим лбом, открытой ноздрей и хорошо -связать конечности.
Он снискал расположение императора Михаила VII Дука (1071–1078) и его братьев; и император, когда он размышлял о возвращении византийской части Италии, рассчитывая на присоединение Итала и надеясь извлечь выгоду из своего знания этой страны, послал его в Диррахий ; но, обнаружив его в некоторых актах предательства, он приказал удалить его. Итал, зная об этом, бежал в Рим ; откуда, притворившись раскаянием, он добился разрешения императора вернуться в Константинополь, где поселился в монастыре Зодохос Пеге. После изгнания Пселла из столицы и его принудительного вступления в монашескую жизнь Итал получил почетный титул «вождя философов» (ὕπατος τῶν φιλοσόφων, hýpatos tōn philosóphōn ); и наполнил офис прекрасным видом обучения; хотя он был лучше разбирался в логике и аристотелевской философии, чем в других областях науки, и мало знаком с грамматикой и риторикой. Он был пылким и грубым в спорах, не воздерживаясь даже от личного насилия; но жаждал признать его порывистость и попросить прощения за нее, когда припадок закончился. Его школа была переполнена учениками, которым он разъяснял труды Прокла и Платона, Ямвлиха, Порфирия и Аристотель. Его смятение и высокомерие духа, кажется, были заразительны; ибо Анна Комнина заявляет, что среди его учеников возникло много мятежных личностей (тиранов); но их имена она не могла вспомнить: они были, однако, до воцарения Алексия I Комнена.
Беспорядки, возникшие из-за учений Итала, привлекли внимание императора, очевидно, вскоре после его воцарения; и по его приказу Итал после предварительного допроса Исаака Комнина, брата Алексия, предстал перед церковным судом. Защищенный патриархом Евстратием, благосклонность которого он завоевал, он чудом избежал смерти от насилия константинопольской толпы, и его заставили публично и с непокрытой головой отказаться от одиннадцати предложений, воплощающих те чувства, которые ему было предъявлено обвинение в удержании. Ему было поручено обучать переселению душ, придерживаться некоторых ошибочных мнений о идеях и высмеивать использование изображений в поклонение; и он, как говорят, преуспел в распространении своих ересей среди многих дворян и офицеров дворца, к великому сожалению ортодоксального императора. Несмотря на его принудительное опровержение, он все еще продолжал внушать свои чувства, пока, после тщетной попытки императора удержать его, он сам был приговорен к анафеме и сослан в монастырь Зодохос Пеге ; но поскольку он исповедовал покаяние, анафема не была провозглашена публично и не во всей ее степени. Впоследствии он полностью отказался от своих заблуждений и продемонстрировал искренность своего отречения.
Вышеупомянутый отчет основан на авторитете Анны Комнины, чье стремление возвеличить репутацию своего отца и ее склонность унижать народ Западной Европы не позволяет нам безоговорочно полагаться на ее утверждения.
Сохранились некоторые работы Итала: