Джон Бернард Фланнаган (7 апреля 1895 - 6 января 1942) был американским скульптором. Наряду с Робертом Лораном и Уильямом Зорачем, он известен как один из первых практиков прямой резьбы (также известной как taille directe) в Соединенных Штатах.
Фланнаган родился в Фарго, Северная Дакота, 7 апреля 1895 года. Его отец умер, когда ему было всего пять лет, и его мать, неспособная содержать семью, поместила его в детском доме. «Неумолимая бедность... должна была мучить его до конца жизни». Он также страдал от тяжелой депрессии и алкоголизма, что в конечном итоге привело к его самоубийству.
В юности Фланнаган был признан обладающим художественными талантами, и в 1914 году он посетил школу искусств Миннеаполиса, теперь Миннеаполисский колледж искусств и дизайна, где он изучал живопись. Когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну в 1917 году, Фланнаган бросил школу и вступил в Торговую морскую пехоту. Он оставался торговым флотом до 1922 года. После его возвращения к гражданской жизни он был нанят художником Артуром Б. Дэвисом для работы на ферме Дэвиса в штате Нью-Йорк. Там Дэвис призвал молодого человека вернуться к живописи, что он и сделал, а также занялся резьбой по дереву. Год спустя, в 1922 году, Фланнаган появился на своей первой выставке вместе с Дэвисом Уолтом Куном, Чарльзом Шилером, Уильямом Глакенсом и Чарльзом и <56.>Морис Прендергаст. В 1927 году Фланнаган отказался от живописи и резьбы по дереву, чтобы сосредоточиться на резьбе по камню. В 1928 году он создал некоторые из первых известных скульптур из камня с прямой резьбой, одна из которых называется «Пеликан».
Годы между 1930 и 1933 годами застали Фланнаган, теперь уже женатого, в Ирландии. Там он овладел техникой вырезания из камней, добытых в сельской местности Ирландии, в скульптуры, как правило, маленьких животных. Он чувствовал, что «в каждом камне есть образ». Его «цель [состояла] в том, чтобы создать скульптуру, которая вряд ли кажется вырезанной, но, скорее, всегда была такой».
Вернувшись в Соединенные Штаты к 1934 году, Фланнаган нашел работу с PWAP, правительственная программа эпохи Великой депрессии, спонсирующая американских художников. Он получил эту должность, его единственное средство поддержки в то время, благодаря влиянию Джулианы Форс, первого директора Музея американского искусства Уитни. Форс и Гертруда Вандербильт Уитни был давним сторонником скульптора, признавая, что он был глубоко обеспокоенным человеком, но также и исключительно талантливым художником. Время Фланнагана с PWAP не прошло гладко. «Алкоголизм художника всегда был проблематичным: он чередовал марафонские рабочие сессии с запоями. Действительно, Фланнаган потратил девяносто часов в неделю, а затем, как обычно, взял отпуск на следующие две недели. Он работал до полного истощения, а затем выпил, чтобы снять усталость ". Он потерял работу в PWAP.
Его последовавший за этим психический срыв и семь месяцев заключения в психиатрической больнице с последующим разводом не уменьшили решимости Фланнагана создать как можно больше качественных скульптур, но в 1939 году, после того как его сбила машина и получив тяжелую закрытую травму головы, ему становилось все труднее функционировать.
Обездоленный, подавленный и страдающий плохим здоровьем, Фланнаган покончил жизнь самоубийством. 6 января 1942 года.
Даже посмертно, Фланнаган не всегда получал критическое внимание, которым пользовались другие скульпторы его времени с таким же талантом. Историк искусства Сэм Хантер в своем обзоре современного американского искусства высказал одно суждение:
Контролируемый экспрессионизм также был основой стиля одного из самых интересных резчиков по камню, появившихся в 1930-х годах, Джона Б. Фланнаган. Ранние работы Фланнагана представляли собой готические изображения страданий, ослабленные отдельно стоящие фигуры из дерева, обработанные как барельефы, с родством как с немецким экспрессионизмом, так и с примитивным христианским искусством. В следующее десятилетие его стиль расширился, стал более широким и округлым; вместо экспрессионистских мучений он заменил эффективный и личный мотив... его сюжеты были почти исключительно взяты из царства животных и насекомых, хотя он выполнил ряд чувствительных портретов и фигурных композиций.
Хантер сравнил чувствительность Фланнагана с " дальновидное, романтическое искусство Альберта Пинхэма Райдера и Морриса Грейвса, «добавляя, что» микроскопическая чувствительность таких американских поэтов, как Эмили Дикинсон и Марианна Мур поддерживает и подтверждает естественную подлинность трогательного творческого реализма Фланнагана ».