Джин Рэй - самый известный псевдоним среди многих, используемых Раймундусом Джоанн де Кремер (8 июля 1887 - 17 сентября 1964), плодовитый бельгийский (фламандский ) писатель. Хотя он писал журналистику, рассказы для юных читателей на голландском под названием Джон Фландерс и сценарии для комиксов и детективные рассказы, он наиболее известен своими рассказами о фантастике, написанными на французском языке под именем Жан Рэй. Среди носителей английского языка он известен своим мрачным романом Мальпертуис (1943), который был снят Гарри Кюмелем в 1971 году (в главной роли Орсон Уэллс ). Он также использовал псевдонимы King Ray, Alix R. Bantam и Sailor John, среди других.
Рэй родился в Генте, его отец был мелкий портовый чиновник, его мать - директор школы для девочек. Рэй был довольно успешным студентом, но не смог закончить университет, и с 1910 по 1919 год он работал канцелярским служащим в городской администрации.
К началу 1920-х он присоединился к редакционной группе Journal de Gand. Позже он также присоединился к ежемесячному изданию L'Ami du Livre. Его первая книга, Les Contes du Whiskey, сборник фантастических и сверхъестественных историй, была опубликована в 1925 году.
В 1926 году он был обвинен в растрате и приговорен к шести годам тюремного заключения, но прослужил всего два года. Во время заключения он написал два из своих самых известных длинных рассказов: «Сумрачная улица» и «Псалтырь из Майнца». С момента освобождения в 1929 году и до начала Второй мировой войны он писал практически без остановки.
Между 1933 и 1940 годами Рэй написал более сотни рассказов в серии детективных рассказов, Приключения Гарри Диксона, американца Шерлока Холмса. Его наняли переводить серию с немецкого, но Рэй нашел рассказы настолько плохими, что посоветовал своему амстердамскому издателю вместо этого переписать их. Издатель согласился, только при условии, что каждый рассказ будет примерно такой же длины, что и оригинал, и совпадет с иллюстрацией на обложке книги. Рассказами Гарри Диксона восхищаются, в частности, кинорежиссер Ален Рене. Зимой 1959–1960 годов Рене встретился с Рэем в надежде снять фильм, основанный на персонаже Гарри Диксона, но из проекта ничего не вышло.
Во время Второй мировой войны колоссальные успехи Рэя замедлились, но он смог опубликовать свои лучшие работы на французском языке под названием Jean Ray: Le Grand Nocturne (1942), La Cité de l'Indicible Peur, также адаптирован в фильм с участием Бурвиль, Мальпертуи, Les Cercles de L'Epouvante (все 1943), Les Derniers Contes de Canterbury (1944) и Le Livre des Fantômes (1947).
После войны он снова был вынужден заниматься халтурой, писать сценарии комиксов по имени Джон Фландерс. Среди комиксов, для которых он написал сценарии, - «Томас Пипс» Бута и текстовые рассказы Антуна Херкенрата, Грея Краучера, Рика Клемана. Его спас от безвестности Раймон Кено, влияние которого заставило Мальпертуиса переиздать на французском языке в 1956 году.
За несколько недель до своей смерти он написал свою псевдониму эпитафию в письме своему другу Альберту ван Хагеланду: Ci gît Jean Ray / homme sinistre / qui ne fut rien / pas même ministre («Здесь лежит Жан Рей / зловещий человек / который был ничем / даже министром»).
Хуберт Ван Каленберг. «Жан Рей и бельгийская школа странностей». Исследования в области фантастики, № 24: 14-17. Зима 1999 г.
СМИ, связанные с Джин Рэй (автор) на Wikimedia Commons