Жан Клоттес | |
---|---|
Жан Клоттес (2008) | |
Родился | (1933-09-08) 8 сентября 1933 г. (87 лет). Эспераса, Франция |
Гражданство | Французский |
Alma mater | Университет Тулузы |
Известен | пещерным искусством |
Научная карьера | |
Области | Археология |
Учреждения | Министерство культуры |
Жан Клотт - выдающийся французский доисторик. Он родился во Французских Пиренеях в 1933 году и начал изучать археологию в 1959 году, когда преподавал в средней школе. Первоначально он сосредоточился на неолите дольменах, которые были темой его докторской диссертации 1975 года. защитил диссертацию в Тулузском университете. После назначения в 1971 году директором отдела доисторических древностей Юг-Пиренеи он начал изучать доисторическое наскальное искусство, чтобы выполнять свои обязанности на этой должности. В последующие годы он руководил серией раскопок доисторических памятников в этом регионе. В 1992 году он был назначен главным инспектором археологии Министерства культуры Франции ; в 1993 году он был назначен научным советником по доисторическим наскальным изображениям Министерства культуры Франции. Он официально ушел на пенсию в 1999 году, но остается активным участником этой области.
На сегодняшний день он написал более 300 научных работ, а также отредактировал, отредактировал, написал или был соавтором в общей сложности более 20 книги. Он также читал лекции по всему миру, преподавал в Тулузском университете и Калифорнийском университете в Беркли, а также участвовал в многочисленных мероприятиях по информированию общественности и профессиональных услугах. Он получил несколько наград от французского правительства, а также от синих туарегов жителей пустыни Сахара, которые сделали его почетным туарегом в 2007 году.
Клоттес сыграл ведущую роль в изучении двух самых известных доисторических расписных пещер, обнаруженных на сегодняшний день: подводной пещеры Коскер, обнаруженной в 1985 году в скалах на берегу. около Марселя ; и впечатляющая пещера Шове, открытая в 1994 году. Радиоуглеродное датирование показало, что изображениям Шове приблизительно 30 000-32 000 лет, что более чем на 2 000 лет старше, чем самая старая известная пещера. картины. Открытие красивых и зачастую очень сложных картин Шове было воспринято как удар по теориям, утверждающим, что история искусства - это история «прогресса» от грубых, неуклюжих начинаний, преуспевших в увеличении уровня сложности.
Однако некоторые из наиболее разрекламированных вкладов Клотта в изучение доисторических времен были сделаны не в форме полевых исследований, а в его попытках предложить правдоподобную теорию психологического и социального контекста, в котором существовало доисторическое наскальное искусство. создан. В 1994 году он присоединился к южноафриканскому антропологу Дэвиду Льюису-Уильямсу, чтобы изучить доисторическое искусство в свете известных нейропсихологических феноменов, связанных с шаманством транс. Вместе они пришли к выводу, что есть веские аргументы в пользу того, что большая часть доисторического искусства на самом деле создавалась в контексте шаманских практик. В 1996 году они опубликовали свои открытия в книге Les Chamanes de la Préhistoire: Transe et Magie dans les Grottes Ornées (опубликованной на английском языке в 1998 году под названием «Шаманы доисторических времен: транс и магия в расписных пещерах»). Книга вызвала резкую критику со стороны некоторых других исследователей. Некоторые возражения были вызваны нежеланием использовать современные этнографические или психологические наблюдения в качестве основы для размышлений о значении доисторического искусства после неуклюжих попыток начала 20-го века сделать это. Однако другие эксперты сочли эти идеи убедительными и предположили, что академическая борьба или ревность могли сыграть свою роль в критике. В ответ на критику Clottes и Lewis-Williams опубликовали в 2001 году расширенную версию своей книги (Les Chamanes de la Préhistoire: Texte Intégral, Polémique et Réponses). Позже Дэвид Льюис-Уильямс более полно развил аспекты своей диссертации в своей собственной книге «Разум в пещере» и ее продолжении «Внутри неолитического разума» (в соавторстве с Дэвидом Пирсом).