Джанет Фрейм | |
---|---|
Родилась | Джанет Патерсон Фрейм. (1924-08-28) 28 августа 1924 г.. Данидин, Новая Зеландия |
Умер | 29 января 2004 (2004-01-29) (79 лет). Данидин, Новая Зеландия |
Род занятий | Писатель, рассказчик, эссеист, поэт |
Жанр | Модернизм, магический реализм, постмодернизм |
Известные работы | Ангел за моим столом |
Джанет Патерсон Фрейм ONZ CBE (28 августа 1924 - 29 января 2004) был новозеландским автором. Она писала романы, рассказы, стихи, детскую художественную литературу и автобиографию. Знаменитость Фрейма проистекает из ее драматической личной истории, а также литературной карьеры. После нескольких лет госпитализации Фрейм была назначена лоботомия, которая была отменена, когда всего за несколько дней до процедуры ее дебютная публикация рассказов неожиданно получила национальную литературную премию.
Джанет Фрейм родилась Джанет Патерсон Фрейм в Данидине на юге страны. астронавт Южного острова Новой Зеландии как третий из пяти детей шотландских новозеландских родителей. Она выросла в семье рабочего. Ее отец, Джордж Фрейм, работал на Государственных железных дорог Новой Зеландии, а ее мать Лотти (урожденная Годфри) служила горничной в семье писательницы Кэтрин Мэнсфилд. Первая выпускница медицинского факультета Новой Зеландии, доктор Эмили Хэнкок Зидеберг, доставила Фрейм в St. Больница Хеленс в 1924 году.
Фрейм провела свои ранние детские годы в различных маленьких городках в провинциях Южного острова Новой Зеландии: Отаго и Саутленд, в том числе Аутрам и Виндхэм, до того, как семья в конце концов поселилась в прибрежном городке Оамару (узнаваемый как «Ваймару» из ее дебютного романа и последующих художественных произведений). Как рассказывается в первом томе ее автобиографий, детство Фрейм было омрачено смертью двух ее сестер-подростков, Миртл и Изабель, которые утонули в разных инцидентах, и эпилептическими припадками, перенесенными ее братом Джорджем ( называемые «Джорди» и «Брудди»).
В 1943 году Фрейм начал обучение в качестве учителя в Педагогическом колледже Данидина, проводя курсы одитинга по английскому, французскому и психологии в по соседству Университет Отаго. После завершения двух лет теоретических занятий со смешанными результатами, Фрейм начала год практического обучения в школе на Артур-стрит в Данидине, что, по словам ее биографа, поначалу шло неплохо. Все пошло наперекосяк в том же году, когда она попыталась покончить жизнь самоубийством, проглотив пакетик аспирина. В результате Фрейм начала регулярные терапевтические сеансы с младшим лектором Джоном Мани, к которому у нее возникло сильное влечение, и который позже работал сексологом, специализируясь на смене пола остается спорным.
Сумасшедший дом на берегу моря в районе Отаго, где Фрейм был впервые совершен в 1945 году.В сентябре 1945 года Фрейм покинула свой педагогический класс в школе на Артур-стрит в Данидине во время визит инспектора. Затем ее ненадолго поместили в психиатрическое отделение местной больницы Данидина для наблюдения. Фрейм не желала возвращаться домой, к своей семье, где напряженность в отношениях между ее отцом и братом часто проявлялась во вспышках гнева и насилия. В результате Фрейм был переведен из психиатрического отделения местной больницы в Психиатрический приют, легендарное психиатрическое учреждение, расположенное в 20 милях к северу от Данидина. В течение следующих восьми лет Фрейма неоднократно повторно госпитализировали, обычно добровольно, в психиатрические больницы Новой Зеландии. Помимо Сиклиффа, к ним относятся Сумасшедший дом в Эйвондейле в Окленде и Госпиталь Саннисайд в Крайстчерч. В этот период Фрейм был впервые диагностирован как страдающий шизофренией, которую лечили с помощью электросудорожной терапии и инсулина.
Owls Do Cry. Обложка Денниса Бейтага к дебютному роману Фрэма, выпущенному новозеландским изданием Pegasus Press в 1957 г.В 1951 г., когда Фрейм все еще был пациентом в Сиклиффе, новозеландское издание Caxton Press опубликовало ее первую книгу, критически настроенную нашумевший сборник рассказов под названием. Этот том был удостоен Мемориальной премии Хьюберта Чёрча, в то время одной из самых престижных литературных премий Новой Зеландии. Это привело к отмене запланированной лоботомии Фрейма. Четыре года спустя, после ее последнего выписки из Seacliff Frame, она встретила писателя Фрэнка Сарджесона. Она жила и работала в его доме в Такапуна, пригороде Окленда, с апреля 1955 года по июль 1956 года, выпустив свой первый полнометражный роман «Совы плачут» (Pegasus, 1957).
Фрейм уехал из Новой Зеландии в конце 1956 года, и следующие семь лет были наиболее плодотворными с точки зрения публикаций. Она жила и работала в Европе, в основном в Лондоне, с кратковременными временами пребывания на Ибице и Андорре. Однако Фрейм все еще боролся с тревогой и депрессией. Она поступила в Модсли в Лондоне. Психиатр Алан Миллер, получивший образование в Америке, который учился у Джона Мани в Университете Джона Хопкинса, предположил, что она никогда не страдала шизофренией. Стремясь облегчить пагубные последствия своих лет, проведенных в психиатрических больницах и вне их, Фрейм начала регулярные терапевтические сеансы с психиатром, который поощрял ее продолжать писать. Фрейм посвятила Коули семь своих романов.
Фрейм вернулась в Новую Зеландию в 1963 году. Она приняла стипендию Бернса в университете Отаго в 1965 году. Позже она жила в нескольких частях Нью-Йорка. Зеландия Северный остров, включая Окленд, Таранаки, Вангануи, Хоровенуа, Палмерстон-Норт, Вайхеке, Стратфорд, Браунс Бэй и Левин.
В этот период Фрейм много путешествовал, иногда в Европу, но в основном в США, где она поселилась в колониях художников MacDowell и Yaddo. Отчасти в результате длительного пребывания в США Фрейм установил тесные отношения с несколькими американцами. Среди них были художник Теофил Браун (которого она позже назвала «главным событием в моей жизни») и его давний партнер Пол Джон Воннер, поэт Мэй Сартон, Джон Филлипс Маркванд и Алан Лелчак. Одноразовый наставник / консультант Фрэма в университете и давний друг Джон Мани работал в Северной Америке с 1947 года, и Фрейм часто останавливалась в его доме в Балтиморе. Сугубо закрытый Фрейм официально изменил свою фамилию на Клута в 1973 году, чтобы ее было труднее найти. Это сделало ее официальным именем Джанет Патерсон Фрейм Клута .
В 1980-х Фрейм написал три тома автобиографии («На остров», «Ангел за моим столом» и «Посланник из Зеркального города»), которые в совокупности прослеживают ее жизненный путь. до ее возвращения в Новую Зеландию в 1963 году. Австралийский писатель Патрик Уайт описал первые два тома как «среди чудес света». Режиссер Джейн Кэмпион и сценарист Лаура Джонс адаптировали трилогию для телевещания. В конечном итоге он был выпущен как отмеченный наградами художественный фильм Ангел за моим столом. Актрисы Керри Фокс, Алексия Кио и Карен Фергюссон изображали автора в разном возрасте. Автобиографии Фрейм продавались лучше, чем любые из ее предыдущих публикаций, а успешная экранизация текстов Кэмпион познакомила новое поколение читателей с ее работами. Эти успехи все больше привлекали внимание общественности к Frame.
В Дня рождения Королевы 1983 года Фрейм был назначен командующим Ордена Британской империи за заслуги перед литературой.
Frame автобиографии предназначались для того, чтобы «установить рекорд» относительно ее прошлого и, в частности, ее психического статуса. Однако критические и общественные рассуждения по-прежнему сосредоточены на ее психическом здоровье. В 2007 году, после смерти Фрэма, The New Zealand Medical Journal опубликовал статью медицинского специалиста, который предположил, что Фрейм может принадлежать к спектру аутизма. Это предположение оспаривалось автором. литературный исполнитель.
При ее жизни работа Фрейма в основном публиковалась американской фирмой Джордж Бразиллер, получившая многочисленные литературные премии в ее родной Новой Зеландии и Приз писателей Содружества в 1989 году для ее последнего романа Карпаты.
6 февраля 1990 года Фрейм стала шестнадцатым членом Ордена Новой Зеландии, высшая гражданская честь нации. Фрейм также была иностранным членом Американской академии искусств и литературы, а в своей родной Новой Зеландии получила две почетные докторские степени, а также статус культурной иконы. Время от времени ходили слухи о том, что Фрейм изображался как претендент на Нобелевскую премию по литературе, особенно в 1998 году, после того, как журналист заметил ее имя в верхней части списка, который, как выяснилось позднее, был указан в алфавитном порядке, и снова пять годы спустя, в 2003 году, когда Аса Бекман, влиятельный главный литературный критик шведской ежедневной газеты Dagens Nyheter, ошибочно предсказал, что Фрейм получит престижную премию.
С конца 1970-х работа Фрейма стала предметом академической критики, с подходами от марксизма и соцреализма до феминизма и постструктуралистов. В последующие годы были опубликованы целые монографии о Фрейме. К ним относятся биокритический вклад Патрика Эванса в серию «Мировые авторы Туэйна», Джанет Фрейм (1977), феминистское прочтение романов и автобиографий Джиной Мерсер, Джанет Фрейм: Подрывные фикции (1994) и аллегорический подход Джудит Делл Пэнни к работает, у меня есть то, что я дал: Художественная литература Джанет Фрейм (1992). Сборник эссе под редакцией Жанны Дельбэр был впервые опубликован в 1978 году, а переработанное издание вышло под названием «Огненное кольцо: очерки о Джанет Фрейм» в 1992 году. В том же году в Университете Данидина в Отаго прошла конференция, посвященная обсуждению Каркасная работа. Многие из статей были опубликованы в специальном выпуске журнала New Zealand Literature.
Борьба с Ангелом. Обложка удостоенной наград биографии выдающегося новозеландского историка Майкла Кинга на Фрейме, впервые опубликованной в 2000 году.В 2000 году популярный новозеландский историк Майкл Кинг опубликовал его официальная биография Frame, борьба с ангелом. Книга была одновременно выпущена в Новой Зеландии и Северной Америке, а в более поздние годы вышли британские и австралийские издания. Отмеченная наградами и исчерпывающая работа Кинга вызвала как похвалу, так и критику. Некоторые ставили под сомнение степень, в которой Фрейм руководил рукой ее биографа, в то время как другие утверждали, что он не смог смириться со сложностью и тонкостью своего предмета. В дополнение к противоречиям Кинг открыто признал, что он утаивал информацию, «которая могла бы стать для нее источником смущения и беспокойства», и что он принял идею издателя Кристины Коул Кэтли о «сострадательной истине». Это защищает «представление доказательств и выводов, которые отвечают основным целям биографии, но без раскрытия информации, которая может вовлечь живого субъекта в неоправданное смущение, потерю лица, эмоциональную или физическую боль, нервный или психический коллапс». Кинг защищал свой проект и утверждал, что будущие биографии Фрейма в конечном итоге заполнят пробелы, оставленные его собственной работой.
Фрейм умер в Данидине в январе 2004 года в возрасте 79 лет. от острого миелоидного лейкоза, вскоре после того, как стал одним из первых лауреатов новозеландской награды «Icon». После ее смерти был выпущен ряд посмертных произведений, в том числе сборник стихов под названием «Гусиная ванна», который был удостоен высшей поэтической премии Новой Зеландии в 2007 году. Это вызвало незначительные споры среди критиков, которые считали, что посмертная премия «создала неудобный прецедент. ". Повесть «Навстречу другому лету» также была опубликована посмертно, работа, вдохновленная выходными, проведенными Фреймом с британским журналистом Джеффри Мурхаусом и его семьей. В 2008 году в The New Yorker появились два ранее не публиковавшихся рассказа о психиатрических больницах. Другой ранее не публиковавшийся рассказ был опубликован в The New Yorker в 2010 году. В марте 2011 года новозеландское отделение Penguin Books получило права на публикацию трех новых изданий работы Фрейма. Это были: Джанет Фрейм в ее собственных словах (2011), сборник интервью и научной литературы, Gorse is not People: New and Uncollected Stories (2012) (Опубликовано в США как Between My Father and the King: New and Uncollected Stories), роман «В мемориальной комнате» (2013).
В 2010 году роман новозеландского академика и бывшего биографа Фрейма Патрика Эванса «Одаренный» был опубликован и впоследствии вошел в шорт-лист Приза писателей Содружества. История представляет собой беллетризованный рассказ об отношениях между Джанет Фрейм и Фрэнком Сарджесоном, когда она жила в качестве гостя на его участке Такапуна в 1955–56 годах - эпоху, описанную в ряде работ Фрейм и ее современников. и драматизирован в фильме Кэмпиона «Ангел за моим столом» (1990). В 2013 году роман Эванса был адаптирован для сцены, премьера которого состоялась 22 августа 2013 года на фестивале искусств в Крайстчерче, после чего последовал расширенный тур по северным и южным островам Новой Зеландии. Получив положительные критические отзывы, продвижение и постановка спектакля вызвали резкую критику со стороны литературного исполнителя и племянницы Фрэма Памелы Гордон, которая утверждала, что фильм «был разработан, чтобы унизить Фрейма». Гордон, который также раскритиковал фильм Кэмпион за неточности в изображении Фрейма, утверждал, что театральная адаптация Эванс представляет неверный взгляд на ее знаменитого родственника. Организатор фестиваля Филип Тремеван защищал пьесу, в то время как режиссер Конрад Ньюпорт утверждал, что Гордон «чрезмерно защищает наследие [Фрейма]». Эванс в целом избегала полемики, заявляя: «Я рекламировала ее работу и популяризировала ее среди двух-трех поколений студентов. В пьесе и романе« Одаренные »вам достаточно взглянуть на название, чтобы понять, каково мое отношение. не думаю, что мне есть за что извиняться. "