Ян Вацлав Махайский

редактировать
Ян Вацлав Махайски

Ян Вацлав Махайский (1866 в Буско -Zdrój - 1926), псевдоним А. Вольский (А.Вольский ) (часто коррумпированный в русском языке как Махаев) был польским революционером, чья методология основывалась на обоих анархизм и марксизм, критикуя оба как продукт интеллигенции.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Рабочий заговор в Кракове 1908–1909
  • 3 Арест в Закопане
  • 4 Во время русской революции
  • 5 Идеи
  • 6 Работ
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Жизнь

Сын бедного польского чиновника, Махайский ненадолго увлекся польским национализмом в студенческие годы, но оставил его в пользу интернационализма и социализма. Он был арестован и сослан в Сибирь в 1892 году, где начал развивать свою критику марксистского ревизионизма в немецком и русском социализме.

Рабочий заговор в Кракове 1908–1909

Провал революции в Королевстве Польском (1905–07) создал возможности для революционной деятельности в Польше. В начале 1908 года в Женеве он опубликовал единственный номер «Рабочего заговора». после чего нелегально переехал в Краков в Галичине. Здесь он принял имя Ян Кизло и имел низкооплачиваемую работу переписчиком. Он и его жена также получали финансовую поддержку от своего брата. Он также был вовлечен в революционную деятельность с Максом Номадом. Благодаря активисту по прозвищу «Коля», который работал на Императорском монетном дворе в Санкт-Петербурге, Махайский смог выделить 25 000 рублей на финансирование пропагандистской работы «Рабочий заговор». Сюда вошли новые номера журнала «Рабочий заговор», переводы его сочинений и другие материалы. В этот период Польская социал-демократическая партия Галиции (PPSD) была объединена с Польской социалистической партией - революционной фракцией, которая подчеркивала национальную независимость над интернационализмом. Первоначально Номад и Махайски оказались весьма успешными в привлечении некоторых из своих членов, что привело к различным очеркам со стороны PPSD, включая собрания, организованные просто для их разоблачения, иногда с участием их лидера, Игнация Дашиньского.

Арест в Закопане

К концу 1909 года Кочевник уехал, и Махайский последовал его примеру, переехав в Закопане, где он «был арестован и приговорен к двум неделям тюремного заключения за незаконное проживание и регистрацию под вымышленным именем, и затем ему разрешили покинуть Австрию. Весной 1911 года он и его жена поселились в Париже, "где они прожили шесть лет в относительной безвестности.

Во время русской революции

Махайский переехал в Петроград в 1917 году, где он соединился с бывшими товарищами, такими как Бронислав Миткевич, и основал другую мачайскистскую организацию. В июне-июле 1918 г. они опубликовали в Москве «Рабочая революция», в которой изложили его взгляды в контексте успешного захвата власти большевиками. Здесь он проявил некоторую двойственность по отношению к большевикам. Он утверждал, что их режим предлагает радикальную версию «буржуазной революции» с парламентской системой и неограниченным капитализмом. В этом Махайски рассматривался как неизбежный результат социалистической политики, которая поставит интеллигенцию как класс у власти. Таким образом, Махайски утверждал, что большевики были обновленной версией якобинцев времен Французской революции. Их демократизация буржуазной системы принесет пользу только нижним слоям интеллигенции, но ничего не предложит рабочим.

Идеи

Под влиянием Бакунина, утверждал он - в оппозиции. до Карла Каутского - что классовые интересы интеллигенции, в том числе марксистских социал-демократов, были противоположны интересам рабочих, поскольку непроизводительный труд интеллектуалов зависел от сохранения наследственной монополии на образование за счет рабочих. Вместо того, чтобы возлагать надежды на политическую революцию, работникам физического труда нужно было сосредоточиться на выдвижении своих экономических требований посредством массовой всеобщей забастовки до тех пор, пока их заработная плата не сравняется с заработной платой интеллектуального рабочего и не произойдет социализация знаний. Революция будет состоять из насильственного восстания безработного крестьянина-рабочего.

Таким образом, Махайский предпринял попытку теоретического синтеза анархистской политической критики и марксистской политической экономии и теории истории (исторический материализм ). применение марксистской критики классовой идеологии к самому марксизму. Махайский теоретизировал «госкапиталистический » момент общественного развития, приближающийся к захвату власти интеллектуалами государственного аппарата и угнетению рабочего класса интеллектуалами, действующими для дальнейшего развития капитализма в его умирающие дни. Для сравнения, Махайский теоретизировал социализм как прямой политический контроль над экономическими институтами со стороны самого рабочего класса. Работы Махайского предвосхитили дискуссии о природе Советского Союза и обществ советского образца, включая критику ленинизма, сталинизма и маоизма.

Сочинения

Махайский писал преимущественно на русском языке. Его тексты более доступны на польском или французском языках, чем на английском, хотя комментарии к его идеям существуют на английском языке.

  • Научный социализм (1899)
  • Эволюция социал-демократии (1899)
  • Интеллектуальный рабочий (1905)
  • Неоконченный очерк о природе критики Социализм
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:26:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте