Джадид

редактировать
Мусульманские реформаторы-модернисты в Российской Империи в конце XIX - начале XX века

Джадиды были мусульманскими модернистами реформаторами в Российской империи в конце 19-го и начале 20-го века. Обычно они называли себя тюркскими терминами Taraqqiparvarlar («прогрессивные»), Ziyalilar («интеллектуалы») или просто Yäşlär / Yoshlar («молодежь»). Джадиды утверждали, что мусульмане в Российской империи вступили в период упадка, который может быть исправлен только приобретением нового типа знаний и модернистской культурной реформой по европейскому образцу. Несмотря на существенные идеологические различия внутри движения, джадиды были отмечены широким использованием печатных СМИ для продвижения своих идей и защиты усул-уль-джадид или «нового метода» обучения в мактабах империя, от которой произошел термин джадидизм. Ведущей фигурой в усилиях по реформированию образования был крымский татарин Исмаил Гаспрински, живший с 1851 по 1914 год. Такие интеллектуалы, как Махмуд Ходжа Бехбудий (автор книги знаменитая пьеса «Отцеубийца» и основатель одной из первых джадидских школ Туркестана) перенесла идеи Гаспирали в Среднюю Азию. Члены джадидов были признаны и почитаемы в Узбекистане после распада Советского Союза.

Содержание
  • 1 Отношения с алимами
  • 2 Реформа образования
  • 3 Пресса и печатные СМИ
  • 4 Джадиды по месту нахождения
    • 4.1 Башкортостан
    • 4.2 Татарстан
    • 4.3 Кавказ
    • 4.4 Центральная Азия
  • 5 Отношения джадидов и большевиков
    • 5.1 После 1917 года
    • 5.2 После 1926 года
  • 6 См. Также
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
Отношения с алимами

Джадидская мысль часто несла отчетливо антиклерикальные настроения. Многие члены алимов выступали против программ и идеологий джадидов, осуждая их как неисламские, еретические нововведения. Многие джадиды видели в этих «кадимистах» (сторонниках старых порядков) не только противников современных реформ, но и как коррумпированных, корыстных элит, авторитет которых лежит не в исламской идеологии, как это продиктовано Кораном и сунна, а скорее в местных традициях, враждебных «подлинному» исламу и вредных для общества. В своей каирской публикации «Аль-Нахда» Гаспрински опубликовал карикатуры, в которых муллы и шейхи изображены как хищные и похотливые личности, не позволяющие женщинам занять свое законное место равных в обществе и эксплуатирующие добрую волю и доверие мусульман-мирян.

Быть Ясно, что джадиды утверждали, что алимы как класс необходимы для просвещения и сохранения мусульманского сообщества, но одновременно заявили, что алимы, не разделяющие их видение реформ, не знакомы с подлинными знаниями об исламе. Неизбежно тех, кто выступал против их модернистского проекта, осуждали как мотивированных личными интересами, а не желанием возвысить своих собратьев-мусульман. Суфийские мистики получили еще более резкое обвинение. Джадиды считали алимов и суфиев не столпами исламских принципов, а скорее сторонниками популярной формы ислама, враждебной как модернизации, так и подлинной исламской традиции. Среднеазиатские джадиды обвиняли своих религиозных лидеров в допущении морального разложения общества (о чем свидетельствует распространенность алкоголизма, педерастии, полигамии и гендерной дискриминации), одновременно сотрудничая с российскими официальными лицами для укрепления своего авторитета как религиозных элит.

Несмотря на этот антиклерикальный подход, у джадидов часто было много общего с кадимистами. Многие из них получили образование в традиционных мактабах и медресе, происходили из клерикальных или буржуазных семей. Короче говоря, они родились и выросли в класс элиты. Как утверждает историк Адиб Халид, джадиды и кадимистские алимы по существу вели битву за то, какие ценности элитные группы должны проецировать на мусульманскую культуру Центральной Азии. И джадиды, и кадимисты стремились отстаивать свои собственные культурные ценности, причем одна группа черпала свою стратегическую силу из своих отношений с современными формами социальной организации и средств массовой информации, а другая - из своей позиции защитников существующего образа жизни, в котором она уже занимала позиции.

Образовательная реформа

Одной из основных целей джадидов была образовательная реформа. Они хотели создать новые школы, которые бы преподавали совершенно иначе, чем мактабы, или начальные школы, существовавшие во всех мусульманских регионах Российской империи. Джадиды рассматривали традиционную систему образования как «явный признак застоя, если не вырождения Центральной Азии». Они считали, что реформа системы образования - лучший способ оживить мусульманское общество, которым правят посторонние. Они раскритиковали акцент мактабов на запоминании религиозных текстов, а не на объяснении этих текстов или письменном языке. Халид ссылается на мемуары таджика Джадида Садриддина Айни, посетившего мактаб в 1890-х годах; Айни объяснил, что он выучил арабский алфавит как средство запоминания, но не мог читать, если он уже не запомнил рассматриваемый текст.

Традиционная система образования была не единственным вариантом для студентов из Центральной Азии, но она была намного популярнее, чем альтернатива. Начиная с 1884 г. царское правительство в Туркестане учредило «русско-родные» школы. Они совмещали уроки русского языка и истории с преподаванием в стиле мактаб от учителей-носителей языка. Многие из местных учителей были джадидами, но русские школы не охватили достаточно широкий сегмент населения, чтобы вызвать культурное возрождение, которого желали джадиды. Несмотря на заверения российского генерал-губернатора в том, что школьники будут извлекать все те же уроки, которые они могут ожидать от мактаба, очень мало детей посещали русские школы. В 1916 году, например, менее 300 мусульман посещали русские высшие начальные школы в Средней Азии.

В 1884 году Исмаил Гаспирали основал первую, самую первую школу «нового метода» в Крыму. Хотя известность таких школ среди татар быстро росла, их популяризировали такие мыслители, как Габденнасир Курсави, Муса Бигиев и сам Гаспирали, распространение школ новых методов в Центральной Азия была более медленной и более спорадической, несмотря на упорные усилия сплоченного сообщества реформаторов.

Джадиды утверждали, что традиционная система исламского образования не выпускала выпускников, которые обладали необходимыми навыками, чтобы успешно ориентироваться в современном мире, и не была способна поднять культурный уровень мусульманских общин в Российской империи. По мнению джадидов, самым верным способом содействия развитию мусульман было радикальное изменение системы образования. Школы новых методов были попыткой добиться такого изменения. В дополнение к преподаванию традиционных предметов мактаб, школы с новым методом уделяют особое внимание таким предметам, как география, история, математика и естественные науки. Вероятно, наиболее важным и широко распространенным изменением традиционной учебной программы было настойчивое требование джадидов о том, чтобы дети учились читать с помощью фонетических методов, которые имели больший успех в поощрении функциональной грамотности. С этой целью джадиды писали свои собственные учебники и буквари, а также импортировали учебники, напечатанные за пределами мусульманского мира России в таких местах, как Каир, Тегеран, Бомбей и Стамбул. Хотя многие ранние учебники (и учителя) пришли из европейской части России, среднеазиатские джадиды также публиковали тексты, особенно после революции 1905 года. Физический состав школ с новым методом обучения также отличался, в некоторых случаях включая введение скамей, партов, классных досок и карт в классах.

Джадидские школы ориентировались на грамотность на родных (часто тюркских) языках, а не на русском. или арабский. Хотя в джадидских школах, особенно в Центральной Азии, сохранялась религиозная направленность, они преподавали «исламскую историю и методы мышления», а не просто запоминание. В отличие от своих традиционных предшественников, школы джадидов не допускали телесных наказаний. Они также поощряли девочек посещать занятия, хотя немногие родители были готовы отправить своих дочерей.

Пресса и печатные СМИ

Многие джадиды активно участвовали в печатной и издательской деятельности, что было относительно новым предприятием для мусульман. Россияне. Ранняя печатная продукция, созданная и распространенная мусульманами в Туркестане, как правило, представляла собой литографические копии канонических рукописей традиционных жанров. С 1905 по 1917 год было издано 166 новых татарских газет и журналов.

Туркестанские джадиды, однако, использовали печатные СМИ для выпуска новаторских учебников, газет и журналов в дополнение к новым пьесам. и литература в отчетливо новаторской идиоме. Частные (т.е. негосударственные) газеты на местных языках были доступны татарским мусульманам и раньше, а газета Гаспринского («Переводчик») была основным органом мнения джадидов, который широко читался во всех мусульманских регионах Империи.

Однако первое появление тюркоязычной газеты, выходящей в Туркестане, относится к периоду после революции 1905 года. Адиб Халид описывает книжный магазин в Самарканде, который в 1914 году продавал «книги на татарском, османском, арабском и персидском языках по таким темам, как история, география, общие науки, медицина и религия, а также словари, атласы, диаграммы, карты и т. Д. глобусы ". Он объясняет, что книги из арабского мира и переводы европейских произведений повлияли на центральноазиатских джадидов. Газеты выступали за модернизацию и реформу таких учреждений, как школьная система. Некоторые из этих газет издавали татары, жившие в Средней Азии (например, социалист Исмаил Абидий). Жители Средней Азии, однако, публиковали многие свои собственные статьи с 1905 года до тех пор, пока российские власти снова не запретили их публикацию в 1908 году.

Содержание этих статей было разным - одни критиковали традиционную религиозную иерархию, другие пытались чтобы привлечь на свою сторону более консервативное духовенство. Некоторые объясняли важность участия Центральной Азии в российской политике через Думу, в то время как другие стремились связать центральноазиатских интеллектуалов с представителями таких городов, как Каир и Стамбул. Джадиды также использовали художественную литературу для передачи тех же идей, опираясь на среднеазиатские, а также западные формы литературы (поэзия и пьесы соответственно). Например, бухарский автор Абдуррауф Фитрат подверг критике духовенство за то, что оно препятствовало модернизации, которая, по его мнению, была необходима для защиты Средней Азии от вторжений России.

Среднеазиатские джадиды использовали такие средства массовой информации как возможность мобилизовать поддержку своих проектов, представить критику местной культурной практики и в целом отстаивать и продвигать свою платформу модернистских реформ как лекарства от социальных недугов, преследующих мусульман Туркестана. Несмотря на самоотверженность своих издателей, джадидские газеты в Центральной Азии обычно имели очень маленькие тиражи и тиражи, что затрудняло их существование без значительного покровительства. Джадиды, публикующиеся в Туркестане, также иногда сталкивались со своими российскими цензорами, которые рассматривали их как потенциально подрывных элементов.

Джадиды по местонахождению

Башкортостан

Зайнулла Расулев, видный башкирский религиозный деятель. вождь в 19 веке, был одним из самых значительных представителей джадидизма и организатором одного из первых медресе джадиди.

Татарстан

Некоторые из них были сторонниками религиозных реформ (, Муса Бигиев, К. Тярчемани, З. Кадири, З. Камали, Ğ Буби и др.), в то время как другие хотели только реформы образования (Р. Факсретдинев и др.).

Кавказ

Кавказские и тюркские языки использовались в письменности, распространенной джадидами на Северном Кавказе. Персидский язык был языком джадидистов в Центральной Азии в начале 1900-х годов, и среди джадидистов не было широкой схемы или идеологии пантюркизма.

Центральная Азия

По большей части, Русское население Туркестана рассматривало религиозную практику как противоречащую цивилизации и культуре. Поэтому русские испытывали особую неприязнь к традиционным мусульманским авторитетным фигурам, таким как алимы и исламское духовенство, которых они считали опасными экстремистами. С другой стороны, русские относились к джадидам гораздо выше из-за прогрессивного и светского характера их реформ. Однако русские придерживались идеи, что центральноазиатское население Туркестана должно иметь отдельные жилые помещения и ограниченное право голоса.

С точки зрения разделения русского и среднеазиатского населения, проживание в Ташкенте, столице Туркестана, было ограничено русской элитой. Более того, в большинстве городов Туркестана были отдельные кварталы для русских и «туземцев» (уничижительный термин для жителей Центральной Азии). Чтобы ограничить политическую власть джадидов, создавая видимость создания более доступной политической системы в соответствии с октябрьским манифестом 1905 , русские разделили население Туркестана на «коренное» и «инородное». франшизы, каждая с возможностью направить одного представителя в Думу. Эта система давала «неродным» избирателям большинство в две трети в Думе, несмотря на то, что они составляли менее десяти процентов населения Туркестана. Из-за российской власти и политического маневрирования джадидам не удалось достичь своих целей равенства при имперском правлении Туркестана.

Ташкент был местом, где Мунаввар Кари основал начальную среднеазиатскую школу по образцу джадидов. Русская, джадидистская и традиционалистская школы сосуществовали под властью России. Русские проводили политику преднамеренного навязывания антисовременного, традиционного, древнего консервативного исламского образования в школах и исламской идеологии, чтобы намеренно препятствовать и уничтожать оппозицию своему правлению, удерживая их в состоянии оцепенения и препятствуя проникновению иностранных идеологий.

В России учебных заведений, управляемых джадидистами, насчитывалось более 5000 в 1916 году. Джадидисты вдохновили на создание атушской школы, основанной Бавудуном Мусабековым и Хусайном Мусабековым. Джадидские школы были построены Союзом уйгурского прогресса Кашгара после 1934 года. Лидер джадидов Гаспринский вдохновил Бурхан Шахиди. Первой республикой Восточного Туркестана в Кашгаре был министром внутренних дел Юнус Бег, который ранее работал с Максудом Мухити, купцом, распространявшим джадидизм в Турфане. В Синьцзяне были основаны джадидские школы для китайских татар. Татары-джадиды обучали уйгуров Ибрагима Мутии. Джадидисты популяризировали идентичность «туркестанцев». пантюркисты джадиды и активисты независимости Восточного Туркестана Мухаммад Амин Бугра (Мехмет Эмин) и Масуд Сабри отверг советское навязывание тюркскому народу Синьцзяна имени «уйгур». Вместо этого они хотели, чтобы к своему народу было применено название «тюркский этнос». Масуд Сабри также считал народ хуэй мусульманским ханьским китайцем и отделенным от своего народа Мухаммад Амин Бугра, Шемсиддин Дамолла, Абдукеримхан Мехсум, Сабит Дамулла Абдулбаки и Абдулкадир Дамолла были джадистами, которые участвовали в Первой Восточно-Туркестанской Республике. В 1913 году в Турфане татарин Гейдер Сайрани и Мухсут Мухити, местный торговец из Турфана, основали институт по обучению учителей методам джадидов.

Некоторые туркмены враждебно относились к идее единого туркестанского языка для всех. Жители Центральной Азии предложены джадидистами. Некоторые туркмены были против туркестанской идентичности, пропагандируемой джадидами, и чагатайской туркестанской речи, продвигаемой джадидами. Алышбег Алиев, Мухамметгулу Атабаев и Мухамметгылыч Бичаре Низами были среди туркмен-джадидов, а Бухара и Ташкент были центрами активности джадидов. Политика преднамеренного поощрения пренебрежения культурой и экономикой мусульман была осуществлена ​​российским правительством, и против нее боролись джадиды. Турар Рыскулов, казах, был джадидистом. Мухаммад Гелдиев, джадидист, оказал влияние на формирование литературных туркменов, происхождение которых было поручено комиссии в 1921 году. Джадидисты желали создания точного исторического повествования.

Отношения между джадидом и большевиками

После 1917 года

С Октябрьской революцией 1917 года большевики стремились создать национальные государства для отдельных этнических групп, подчинявшихся центральной власти. Джадиды, которых очень привлекала пропаганда центральноазиатского национализма, после 1917 года с новым рвением приступили к языковой реформе, обучению по «новым методам» и обширным культурным проектам. К началу 1920-х годов джадиды наконец почувствовали себя комфортно, ориентируясь по каналам большевиков. центральная бюрократия, позволяющая им участвовать в правительстве на более равных с россиянами правах. Кроме того, чтобы в дальнейшем воспользоваться преимуществами советской системы, большое количество джадидов присоединилось к коммунистической партии.

Со своей стороны большевики были готовы помочь джадидам в реализации их националистических целей, но только на большевистских условиях. В то время как большевики создавали структуры, необходимые для полной реализации мечтаний джадидов (финансируемые государством школы, печатная сфера, невосприимчивая к рыночным силам, новые органы политической власти), большевики придерживались своей собственной программы по использованию энергии мобилизационных усилий джадидов. Эта повестка дня была сосредоточена на политическом образовании через плакаты, газетные статьи, кино и театр. По сути, большевики хотели использовать возможности, созданные ими от имени джадидов, для распространения политической пропаганды и просвещения среднеазиатских масс о социалистической революции.

В то же время большевики и джадиды не всегда сходились во мнениях по поводу того, как должна развиваться социалистическая революция. Джадиды надеялись создать единую нацию для всех тюркских, мусульманских народов, в то время как большевики предполагали более разделенную Среднюю Азию на основе этнографических данных. В качестве формального вызова большевистской модели государственного строительства джадиды основали единое временное правительство в городе Коканд с намерением остаться автономным от Советского Союза. Просуществовав всего один год, 1917–1918, Коканд был жестоко разгромлен силами Ташкентского Совета ; Около 14 000 человек, в том числе многие ведущие джадиды, были убиты в ходе последовавшей резни. К сожалению для джадидов, к концу 1930-х годов большевистская программа строительства нации привела к разделению Туркестана на пять отдельных национальных территорий: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызстан.

Флаг Кокандской автономии 1917–1918 гг.

По мере того, как джадиды привыкли к внутренней работе советской системы, большевики решили, что они больше не могут полностью ими манипулировать. В результате большевики сформировали местные среднеазиатские кадры, которые были идеологически связаны с социалистическим революционизмом и оторвались от исламской религиозной практики. В конце концов, этот класс вырос, чтобы затмить джадидов и вытеснить их из общественной жизни.

После 1926 года

Со смертью Владимира Ленина в 1924 году Иосиф Сталин начал свое стремление к власти, что в конечном итоге привело к устранению его политических противников и консолидации власти. В результате этой консолидации к 1926 году Коммунистическая партия почувствовала себя в безопасности в своей региональной мощи в Центральной Азии, чтобы возглавить атаку против традиционных мусульманских властей без помощи джадидов. Хуже того, джадиды стали жертвами тех же чисток, что и их главных соперников, алимов и исламского духовенства. Джадидов объявляли рупором местной буржуазии и считали контрреволюционными агентами, которых следовало лишить работы, арестовать и при необходимости казнить.

На протяжении оставшейся части 1920-х и 30-х годов практически вся интеллигенция из Средней Азии, включая ведущих джадидских писателей и поэтов, таких как Чолпан и Абдуррауф Фитрат, подверглись чистке. Однако в настоящее время джадидов реабилитировали как «национальных героев Узбекистана» в постсоветском Узбекистане.

«Hindustānda bir farangi il bukhārālik bir mudarrisning birnecha masalalar ham usul-i jadida khususida qilghan munāzarasi написано Абдулрауфом Фитратом. Парадкуш.

Убайдулла Ходжаев был задействован как в тюркских, так и в российских СМИ.

Школы, работающие по джадидским методам, появились в последнем десятилетии XIX века и добавили к уже существующему старому медресе и система мактаб.

См. также
Внешние ссылки
Литература
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:59:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте