Иван Кожедуб | |
---|---|
Родное имя | Іван Микитович Кожедуб |
Псевдоним (ы) | Батя («Папа»), Борода («Борода») |
Родился | 8 июня 1920 г. Ображиевка, Черниговская губерния, Украинская Народная Республика. |
Умер | 8 августа 1991 г. (1991-08-08)(71 год) Москва, Российская СФСР, Советский Союз |
Верность | Советский союз |
Сервис / филиал | Советские ВВС |
Годы службы | 1940–1985 |
Классифицировать | Маршал авиации |
Битвы / войны | Вторая Мировая Война Корейская война |
Награды | Герой Советского Союза (трижды) |
Иван Никитович Кожедуб ( русский : Иван Хикитович Кожедуб; украинский : Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920 - 8 августа 1991) был советским асом-истребителем времен Второй мировой войны. На счету большинства историков более 60 сольных побед, он считается самым результативным советским и союзным летчиком-истребителем во Второй мировой войне. Он один из немногих пилотов, сбивших самолет Messerschmitt Me 262. Трижды был удостоен звания Героя Советского Союза (4 февраля 1944 г., 19 августа 1944 г. и 18 августа 1945 г.). После войны он остался в армии и командовал 324-й истребительной авиационной дивизией во время советских операций в Корейской войне.
Иван Кожедуб родился в селе Obrazhiyevka, поселок в Черниговской губернии, Украинской ССР (ныне Сумская область, Украина ) 8 июня 1920 г. Он был самым младшим из пяти детей в украинской семье. Два года он учился в школе рабочей молодежи, а в начале 1940 года окончил Шосткинский химический техникум. Кожедуб научился управлять самолетами в Шосткинском аэроклубе и поступил в Советскую армию в 1940 году. Он окончил Чугуевское военное авиационное училище в июне 1941 года в начале немецкого вторжения в Советский Союз, но остался инструктором. Кожедуб проработал в училище почти два года, где тренировал многих молодых советских летчиков.
Чувствуя, что его таланты будут лучше использованы в бою, Кожедуб попросил перевести его в оперативное подразделение, и в марте 1943 года его направили старшим сержантом в 240-й истребительный авиационный полк, одно из первых подразделений, получивших новый Лавочкин Ла-Манш. 5.
Его первый боевой вылет был 26 марта 1943 года. Он действовал на Воронежском фронте, а в июле - на полях Курской битвы. Его первым убитым стал Junkers Ju 87 Stuka, сбитый во время Курской битвы 6 июля 1943 года. К 16 августа он одержал восемь побед в воздухе. Его повысили до младшего лейтенанта. Затем его часть двинулась в сторону Харькова. В это время он обычно летал в сопровождении двухмоторных бомбардировщиков « Петляков Пе-2 ». Проходил службу летчиком-истребителем на нескольких направлениях ( Степной фронт, 2-й Украинский фронт, 1-й Белорусский фронт ) и в разных званиях, от старшего летчика до заместителя командира авиационного полка. Он заявил о своих 61-й и 62-й победах - своих последних притязаниях в войне - над Берлином 16 апреля 1945 года.
Кожедубу было приписано наибольшее количество побед в воздушных боях среди советских летчиков во время Второй мировой войны. Он считается лучшим советским летным асом войны и связан с полетами на Лавочкине Ла-7. Считалось, что он обладает природным даром стрелять с отклонением, то есть целиться впереди движущейся цели во время стрельбы так, чтобы снаряд и цель столкнулись.
Рекорд Кожедуба во Второй мировой войне состоял из:
В 1949 году Кожедуб окончил Военно-воздушную академию.
В апреле 1951 года назначен полковник (полковник), он командовал 324 - я IAD (истребительной авиационной дивизии) и отправляется на Antung аэродром на Китай - Северная Корея границы летать на МиГ-15 во время Корейской войны, поддерживающей силы Северной Кореи. Разрешения на участие в боевых задачах ему не давали. Под его руководством 324-й ИАД одержал 239 побед, в том числе 12 самолетов Boeing B-29 Superfortress, 27 истребителей МиГ-15 в бою и 9 летчиков.
В 1956 году он окончил Высшую командную академию, после чего получил звание генерала. С 1971 года служил в Центральном аппарате ВВС СССР, с 1978 года - в генеральной инспекционной группе Министерства обороны СССР. В 1985 году он стал маршалом авиации.
Кожедуб трижды был удостоен звания Героя Советского Союза (1944, 1944, 1945), семи орденов Красного Знамени, двух орденов Александра Невского, двух орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени и многих медали. Незадолго до выхода на пенсию ему было присвоено последнее звание маршала.
По данным советских асов 1941—1945 гг. Победы сталинских соколов ( русский : Советские Асы 1941-1945 Победы сталинских соколов.) Михаил Быков.
## | Дата | Тип кондиционера | Расположение |
---|---|---|---|
1 | 6 июля 1943 г. | Ju 87 | к западу от Завидовки |
2 | 7 июля 1943 г. | Ju 87 | Станция Гостищево |
3 | 9 июля 1943 г. | Bf 109 | Красная Поляна |
4 | 9 июля 1943 г. | Bf 109 | к востоку от Покровки |
5 | 9 августа 1943 г. | Bf 109 | Прелестный |
6 | 14 августа 1943 г. | Bf 109 | Искровка |
7 | 14 августа 1943 г. | Bf 109 | Коломна |
8 | 16 августа 1943 г. | Ju 87 | Рохан |
9 | 22 августа 1943 г. | Fw 190 | Люботин |
10 | 9 сентября 1943 г. | Bf 109 | к северу от Искровки |
11 | 30 сентября 1943 г. | Ju 87 | юго-западнее Бородаевки |
12 | 1 октября 1943 г. | Ju 87 | к западу от Бородаевки |
13 | 1 октября 1943 г. | Ju 87 | к западу от Бородаевки |
14 | 2 октября 1943 г. | Bf 109 | Плоское |
15 | 2 октября 1943 г. | Ju 87 | Петровка |
16 | 2 октября 1943 г. | Ju 87 | юго-западнее Андреевки |
17 | 2 октября 1943 г. | Ju 87 | юго-западнее Андреевки |
18 | 4 октября 1943 г. | Bf 109 | к северо-западу от Бородаевки |
19 | 5 октября 1943 г. | Bf 109 | юго-западнее Красного Кута |
20 | 5 октября 1943 г. | Bf 109 | к западу от Куцеваловки |
21 год | 6 октября 1943 г. | Bf 109 | Бородаевка |
22 | 10 октября 1943 г. | Bf 109 | Днепрово-Каменка |
23 | 12 октября 1943 г. | Ju 87 | к северу от Плоского |
24 | 12 октября 1943 г. | Bf 109 | к югу от Петровки |
25 | 12 октября 1943 г. | Ju 87 | к югу от Домоткана |
26 | 29 октября 1943 г. | Ju 87 | Кривой Рог |
27 | 29 октября 1943 г. | Он 111 | к западу от Будовки |
28 год | 16 января 1944 г. | Bf 109 | Ново-Злынка |
29 | 30 января 1944 г. | Bf 109 | к востоку от Нечаевки |
30 | 30 января 1944 г. | Ju 87 | к западу от Липовки |
31 год | 14 марта 1944 г. | Ju 87 | Осиевка |
32 | 21 марта 1944 г. | Ju 87 | Лебедин - Шпола |
33 | 11 апреля 1944 г. | PZL P.24 | Сырка |
34 | 19 апреля 1944 г. | Он 111 | к северу от Ясс |
35 год | 28 апреля 1944 г. | Ju 87 | к юго-востоку от Вултуру |
36 | 29 апреля 1944 г. | Hs 129 | Хорлешти |
37 | 29 апреля 1944 г. | Hs 129 | Хорлешти |
38 | 3 мая 1944 г. | Ju 87 | Тыргу-Фрумос - Думбрэвица |
39 | 31 мая 1944 г. | Fw 190 | к востоку от Вултуру |
40 | 1 июня 1944 г. | Ju 87 | Куза Водэ |
41 год | 2 июня 1944 г. | Hs 129 | к западу от Стынки |
42 | 3 июня 1944 г. | Fw 190 | Редиу Улуи - Тэтэр |
43 год | 3 июня 1944 г. | Fw 190 | Редиу Улуи - Тэтэр |
44 год | 3 июня 1944 г. | Fw 190 | к северо-западу от Ясс |
45 | 7 июня 1944 г. | Bf 109 | Парлиня |
46 | 8 июня 1944 г. | Bf 109 | Cârpii |
47 | 22 сентября 1944 г. | Fw 190 | к северо-западу от Стренчи |
48 | 22 сентября 1944 г. | Fw 190 | юго-западнее Рамниеки - Даксты |
49 | 25 сентября 1944 г. | Fw 190 | к северо-западу от Валмиеры |
50 | 16 января 1945 г. | Fw 190 | к югу от Студзяны |
51 | 10 февраля 1945 г. | Fw 190 | к северо-западу от аэродрома Мохрин |
52 | 12 февраля 1945 г. | Fw 190 | к западу от Киница |
53 | 12 февраля 1945 г. | Fw 190 | к западу от Киница |
54 | 12 февраля 1945 г. | Fw 190 | Кицерзее озеро |
55 | 17 февраля 1945 г. | Мне 262 | к востоку от Альт-Фридланд |
56 | 19 февраля 1945 г. | Bf 109 | к северу от Фюрстенфельде |
57 год | 11 марта 1945 г. | Fw 190 | к северу от Брюнхена |
58 | 18 марта 1945 г. | Fw 190 | к северу от Кюстрина |
59 | 18 марта 1945 г. | Fw 190 | к северо-западу от Кюстрина |
60 | 22 марта 1945 г. | Fw 190 | к северу от Зелоу |
61 | 22 марта 1945 г. | Fw 190 | к востоку от Гусова |
62 | 23 марта 1945 г. | Fw 190 | Станция Вербиг |
63 | 17 апреля 1945 г. | Fw 190 | Wriezen |
64 | 17 апреля 1945 г. | Fw 190 | Киниц |
Кожедуб предположительно сбил два истребителя USAAF P-51 Mustang в ходе инцидента с дружественным огнем 17 апреля 1945 года. Он столкнулся с группой американских B-17 Flying Fortress, атакованных самолетами люфтваффе. Его самолет, по-видимому, был принят американскими истребителями сопровождения за противника и атакован. Кожедуб, не имея другого выхода, защищался, сбив два Р-51. Пока эта история полностью не подтверждена. Существует пленка, которую Кожедуб рекламировал как настоящий фильм, снятый камерой с оружием в руках. однако запись была снята с использованием оборудования Zeiss, которое использовалось в основном Люфтваффе.
В его честь назван военный вуз в Харькове - Университет ВВС им. Кожедуба.