Пе-2 | |
---|---|
Пе-2ФТ в Центральном музее ВВС, Монино, Россия | |
Роль | Пикировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Завод №22 (Казань ), Завод №39 (Москва ), Завод №124 (Казань ), Завод №125 (Иркутск ) |
Конструктор | ВМ ОКБ Петлякова |
Первый полет | 22 декабря 1939 г. (ВИ-100) |
Введение | март 1941 г. |
В отставке | 1951 (советский ВВС ), 1957 (ВВС Польши ) |
Основные пользователи | ВВС СССР. ВВС Польши, ВВС Чехословакии, Болгарский ВВС |
Произведено | декабрь 1940 - декабрь 1945 |
Построено | 11 070 (+ 360 Пе-3) |
Варианты | Петляков Пе-3 |
Петляков Пе-2 (русский : Петляков Пе-2 ) был советским двухмоторным пикирующим бомбардировщиком использовался во время Первой мировой войны Я. Один из выдающихся тактических штурмовиков войны, он также зарекомендовал себя как тяжелый истребитель, как ночной истребитель (вариант Пе-3 ) и как самолет-разведчик. Во многом он напоминал деревянный британский de Havilland Mosquito. Во время войны Советский Союз произвел Пе-2 в большем количестве (11430 построено), чем любой другой двухмоторный боевой самолет, за исключением немецкого Junkers Ju 88 и британского Vickers Wellington. Пе-2 был быстрым, маневренным и прочным. Несколько коммунистических военно-воздушных сил использовали этот тип после войны, когда он стал известен под отчетным названием НАТО Бак . Немцы передали шесть трофейных Пе-2 финским ВВС во время войны-продолжения 1941-1944 годов; финны дали им префикс серийного кода PE- и неофициальное прозвище Пекка-Эемели (эквивалентное «Питер - Эмиль »).
Пе-2 был разработан в тюремное конструкторское бюро (шарашка); Владимир Петляков был арестован и заключен в тюрьму в 1937 году по обвинению в затягивании работ по проектированию бомбардировщика Туполев АНТ-42. В шарашке Петляков возглавил команду по созданию высотного истребителя сопровождения для АНТ-42 под обозначением ВИ-100 . Первый из двух прототипов поднялся в воздух 22 декабря 1939 года и представлял собой сложный для своего времени самолет с герметичной кабиной, цельнометаллической конструкцией, нагнетателями и множеством систем с электрическим приводом. Говорят, что Петляков и его команда могли видеть прототип ВИ-100 из своей тюрьмы, когда он подвергался испытаниям для толпы, наблюдавшей за ежегодным Первомайским парадом в 1940 году.
Просто Поскольку производство было готово к началу, ВВС заказали реконструкцию самолета. Люфтваффе только что продемонстрировали ценность тактических бомбардировок в Блицкриге, и потребность в таком самолете внезапно стала намного важнее, чем потребность в высотном истребителе сопровождения.. Группе Петлякова было дано 45 дней на перепроектирование своего самолета в пикирующий бомбардировщик . Герметизация кабины и нагнетатели были удалены, были добавлены тормоза пикирования, положение бомбардира и другие аэродинамические уточнения. Был добавлен бомбовый отсек фюзеляжа, а также отсеки меньшего размера в каждой мотогондоле. Первоначально самолет имел обозначение ПБ-100, но Иосиф Сталин был достаточно впечатлен Петляковым, чтобы освободить его, и его имя было разрешено использовать в обозначении самолета. Первый самолет поднялся в воздух 15 декабря 1940 года, производство было начато без прототипа под серьезными угрозами Сталина. Поставки в строевые части начались весной следующего года.
Хотя летные характеристики Пе-2 в целом были хорошими, когда он находился в воздухе, требовалось большое количество силы, чтобы поднять лифты, чтобы развернуть самолет для взлета. Русские ночные бомбардировки часто выполнялись с участием женщин-пилотов, и некоторые из женщин были недостаточно сильны, чтобы самостоятельно поднять самолет. В такой ситуации штурман должен был сесть за сиденье пилота, обхватить штурвал руками и помочь пилоту оттянуть штурвал назад. Когда самолет поднялся в воздух, штурман вернулся к своим обязанностям, а пилот продолжил управлять самолетом без посторонней помощи. Однако его вооружение было явно недостаточным. Спинной пулемет ШКАС имел очень высокую скорострельность; однако его 7,62-миллиметровые снаряды оказались недостаточными против броневой защиты современных истребителей в ходе войны. К тому же он часто заклинивал. Крепление для подфюзеляжного Березин УБ имело очень ограниченное поле зрения, и пушка изначально была ненадежной. Для большей защиты был добавлен еще один ШКАС, который можно было перемещать между гнездами по обеим сторонам фюзеляжа, и в случае опасности наводчик мог стрелять вверх, но в этом случае они должны были быть достаточно сильными, чтобы держать его в руках. Для повышения защиты бомбардировщика был установлен спинной Березин УБ Т 12,7 мм. Сообщается, что эта модификация увеличивает ожидаемый срок службы Пе-2 с 20 до 54 вылетов.
Самолет проявил свой истинный потенциал только в конце 1941 года, когда у советских ВВС была возможность перегруппироваться после нападения немцев зимой. Пе-2 быстро зарекомендовал себя как высокопроизводительный самолет, способный уклоняться от перехватчиков люфтваффе и позволяющий их экипажам развивать высокую точность при бомбардировке. Он мог вызывать у немецких истребителей припадки, когда мог обогнать их, иногда достигая скорости более 400 миль в час.
В отчетах 16-го и 39-го БАП ВВС Западного фронта отмечается, что экипажи Пе-2 имели наибольший успех. в отражении атак истребителей противника в июне и июле 1941 года. 1 июля, например, шесть Пе-2 отразили атаки четырех Messerschmitt Bf 109, сбив два из них. Через неделю группа Пе-2 была атакована четырьмя Bf 109 и снова сбила двух нападающих. В обоих случаях Петляковы не понесли потерь. На южном фронте бомбардировка Плоешти в Румынии шестью Пе-2 под командованием капитана А. Цурцулина увенчалась большим успехом: было затрачено 552 150 фунтов нефти. сгорел в рейде. Румынское информационное агентство заявило, что Плоешти бомбили не менее 100 советских самолетов.
Действия полков Пе-2 не всегда были успешными, летчики службы жаловались на недостаточное оборонительное вооружение и живучесть: был большой риск возгорания и недостаточная броневая защита, особенно для штурманов и артиллеристов. Вскоре немецкие летчики обнаружили ограниченные углы обзора подфюзеляжной установки орудия и ее низкую надежность. Боекомплект пулемета УБТ часто заклинивал после первой же очереди при стрельбе в крайних положениях. Штурман и радист были плохо защищены. В среднем на каждого пилота было ранено десять артиллеристов Пе-2, а при гибели одного пилота двое-трое погибли.
На протяжении 1942 года конструкция постоянно улучшалась и совершенствовалась при непосредственных консультациях с пилотами, которые фактически летали на них в бою. Была установлена улучшенная броневая защита, пятый пулемет ШКАС и доработаны топливные баки. Несмотря на анекдотические сообщения советских летчиков, Пе-2 были дневными бомбардировщиками, в первые годы войны их часто составляли сравнительные новички, и они несли значительные потери, даже когда хорошо защищались истребителями. В декабре 1942 года генерал Туркель из советских ВВС оценил ожидаемую продолжительность эксплуатации Пе-2 в 30 боевых вылетов. Примером потерь после того, как Советский Союз одержал верх, могут служить потери 1-го и 2-го БАК. Первые начали июль 1943 года со 179 машинами и потеряли 52 в этом месяце и 59 в следующем, закончив август со 156 бомбардировщиками после получения замены. 2-й БАК начал июль со 122 Пе-2, с ежемесячными потерями 30 и 20, а в августе 1943 года со 114 Пе-2 после поступления замены. Большая часть этих потерь была нанесена слаборазвитыми группами немецких истребителей, которые продолжали наносить значительные потери даже в последние месяцы войны. Например, на Балтике, где JG54 Grünherz были основным противником и значительно превосходили его по численности, советский 1-й гв БАК потерял 86 сбитых Пе-2 (еще 12 по другим причинам), в основном немецким истребителям между 23 Июль 1944 г. и 8 февраля 1945 г. Западные источники используют марку Пе-2ФТ для серийных серий после 83 (где FT означает «Фронтовое требование»), хотя в советских документах это обозначение не используется. Окончательные версии Пе-2К (переходный вариант Пе-2И) и Пе-2И производились в небольших количествах из-за нежелания советской промышленности снижать темпы производства.
В 1941 году, после начала войны-продолжения, Финляндия закупила у Германии шесть трофейных самолетов Пе-2. Они прибыли на объекты Государственного авиационного завода в Хярмяля в январе 1942 года, где планеры были отремонтированы и получили финские серийные номера. Седьмой Пе-2 был куплен у немцев в январе 1944 года, а в конце месяца отправлен в Финляндию.
Изначально планировалось использовать эти самолеты в качестве пикирующих бомбардировщиков в 1-м рейсе LeLv 48, который начал получать свои самолеты в июле 1942 года, но во время обучения выяснилось, что это создает слишком большую нагрузку для двигатели. Таким образом, роль Пе-2 была изменена на выполнение дальних задач фотографической и визуальной разведки для Генерального штаба армии. Эти боевые вылеты начались в конце 1942 года и часто выполнялись с двумя 250-килограммовыми (551 фунтами) бомбами для нанесения ударов и прикрытия истинной цели миссии.
К моменту начала советского четвертого стратегического наступления в июне 1944 года роль второстепенных бомбардировщиков уже закончилась, и уцелевшие Пе-2 начали использоваться исключительно на Карельском перешейке в сопровождении (обычно четырьмя самолетами FiAF Bf 109 G ) фоторазведывательными полетами с целью обнаружения скопления войск противника. Эти жизненно важные задачи были выполнены успешно, что позволило артиллерии и финским ВВС и бомбардировщикам Люфтваффе Gefechtsverband Kuhlmey нанести удары по формированиям, готовившимся к атаке, что оказало важное влияние на исход битвы при Тали-Ихантала, в которой советское наступление было остановлено.
Во время войны-продолжения три Пе-2 были потеряны в результате несчастных случаев или технических неисправностей, один был уничтожен при бомбардировке аэродрома Лаппеенранта, один был сбит советскими истребителями и один пропал без вести. Во время Лапландской войны единственная оставшаяся машина совершила один разведывательный вылет в октябре 1944 года. В среднем во время войны самолет налетал около 94 часов на самолет.
ВВС Финляндии также использовали один Петляков Пе-3 (ПЭ-301), захваченный в 1943 году.
ПЭ-301 и ПЭ-215 были уничтожены, когда советские самолеты бомбили Лаппеенранту. 2 июля 1944 года. PE-212 упал в 1943 году, PE-213 был разрушен при аварийной посадке в 1942 году. PE-214 был разрушен при неудачной попытке взлета в Хярмяля 21 мая 1942 года: поскольку аэродром Хярмяля был довольно Короче говоря, пилот должен был попытаться взлететь со слишком малой скоростью, из-за чего самолет заглох и разбился, что привело к гибели экипажа. PE-217 удалось сбить советский истребитель в 1944 году. PE-216 был уничтожен при вынужденной посадке в 1944 году. PE-211 пережил войну и был исключен из списков FAF в 1946 году. Он все еще стоял рядом с аэродромом Каухава в 1952 году., но дальнейшая информация о его судьбе неизвестна.
Всего было построено около 11400 Пе-2; Также было разработано большое количество второстепенных вариантов.
Вид снизу серийного прототипа Пе-2.Данные из
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Викискладе есть материалы, связанные с Пе-2. |