PZL P.24 | |
---|---|
![]() | |
Второй прототип PZL P.24 | |
Роль | истребитель |
Производитель | PZL IAR |
Дизайнер | Зигмунт Пулавский |
Первый полет | Май 1933 г. |
Вступление | 1936 г. |
На пенсии | 1960 ВВС Турции |
Основной пользователь | Королевские ВВС Румынии ВВС Болгарии ВВС Греции |
Количество построенных | 184 |
Разработано из | PZL P.11 |
PZL P.24 был польский истребитель, разработанный в середине 1930-х годов в PZL заводе в Варшаве. Он был разработан как специализированная экспортная версия PZL P.11, цельнометаллического истребителя с крылом чайки, разработанного польским авиационным инженером Зигмунтом Пулавским.
В то время как P.11 был питание с лицензионным встроенным Bristol Mercury радиальным двигателем, условия этой лицензии не позволили PZL экспортировать двигатель, а также наложение ограничений на любых воздушных судов, которые были на питание от него. Французский производитель двигателей Gnome-Rhône предложил передать свой двигатель 14K компании PZL и предложил частично профинансировать разработку истребителя, использующего двигатель, который не будет иметь таких экспортных ограничений. Соответственно, в начале 1932 года PZL начала работу над новой производной P.11, которая стала известна как P.24. Вскоре прототипы продемонстрировали хорошие характеристики во время испытаний; в частности, второй прототип P.24 / II, часто называемый «Super P.24», установил новый мировой рекорд скорости для истребителя с радиальным двигателем - 414 км / ч. Первоначальный серийный самолет очень напоминал конфигурацию P.24 / II, хотя и с некоторыми изменениями, такими как принятие закрытой кабины.
Впервые поступив на вооружение в 1936 году, P.24 экспортировался во многие страны, включая Болгарию, Грецию, Румынию и Турцию. Он был произведен по лицензии румынской авиационной фирмой Industria Aeronautică Română (IAR), которая также производила лицензию на более ранний P.11. Как сообщается, элементы P.24, такие как его хвостовая часть, были встроены в спроектированный румынской конструкцией истребитель-моноплан IAR 80. В Греции Королевские военно-воздушные силы Греции (EVA) были единственной воздушной службой во время Второй мировой войны, использовавшей P.24 в качестве основного истребителя. Однако опыт военного времени вскоре показал, что в результате стремительного развития конструкции самолетов в конце 1930-х годов P.24 уже устарели по сравнению с более новыми истребителями еще в 1940 году. Несмотря на относительно мощный двигатель и удовлетворительное вооружение, он не мог противостоять некоторым истребителям Axis, таким как Macchi MC.200 и Fiat G.50. Так же, как и греческие истребители, к 1942 году стало ясно, что румынские P.24 не могут эффективно противостоять истребителям ВВС, и их отправили в учебные операции.
В начале 1930-х годов компания PZL разработала серию инновационных цельнометаллических истребителей типа « крыло чайки», которую возглавил польский авиационный инженер Зигмунт Пулавский. Ч.1, то P.7, и P.11, каждый более рафинированные, чем предыдущего самолета, были способны выдающуюся производительность для своего времени и были широко представлены на международных выставках и конкурсных FLY-офф, демонстрируя свои способности к Мир. Польские монопланы вызвали значительный международный интерес, в результате чего в офисы PZL поступил поток запросов на тему предполагаемых экспортных продаж. По словам автора авиации Дж. Б. Цинка, к 1933 году внешний интерес проявили Болгария, Чехословакия, Франция, Греция, Венгрия, Япония, Португалия, Румыния, Швеция, Турция и Югославия.
Чтобы экспортные продажи этого типа были успешно завершены, PZL пришлось преодолеть два основных препятствия. Во-первых, компания была способна произвести только такое количество самолетов за год; У PZL не было внутренних ресурсов для существенного расширения производственных мощностей, а финансирование со стороны польского правительства или других органов не рассматривалось как особо ожидаемое в это время. По словам Синка, предварительные клиенты истребителя, как правило, были против проведения крупных обменов валюты в рамках своих платежей, вместо этого они обычно предпочитали платить товарами (такими как сырье и промышленные продукты) или платить многочисленными частями.. Кроме того, Cynk утверждает, что несколько сделок, заключенных с PZL, сорвались или были отложены по иным причинам из-за трудностей, возникших при согласовании приемлемых условий оплаты между заказчиком и производителем.
Другая проблема была связана с двигателем, используемым на P.11. Он был оснащен одним радиальным двигателем Bristol Mercury, который производился в Польше по лицензионному соглашению с британской Bristol Airplane Company ; однако, по условиям 10-летнего соглашения, ни один из произведенных в Польше двигателей не мог экспортироваться. Кроме того, лицензионное соглашение наложило ограничения на продажу самолетов, оснащенных двигателем Bristol; эти экспортные ограничения присутствовали даже в том случае, если двигатели должны были поставляться покупателями, а не самими PZL. Естественно, PZL стремилась устранить или иным образом минимизировать любые ограничения, которые сдерживали экспортные продажи их самолетов.
По словам Синка, инициатива по разработке специализированной производной от P.11, ориентированной на экспорт, получила значительный толчок в начале 1930-х годов благодаря инициативе французских ВВС по созданию большого количества современных первоклассных истребителей. Хотя большинство проектов, рассмотренных французскими официальными лицами, были разработаны собственными силами, французские ВВС также оценивали различные иностранные истребители как потенциальных кандидатов на лицензионное производство во Франции; Cynk утверждает, что P.11 был на вершине их списка. Это внимание, возможно, способствовало решению французского производителя двигателей Gnome-Rhône предложить PZL финансовый вклад в размере 150 000 франков на разработку подходящей для экспорта производной версии P.11, а также предоставить первый прототип двигателя бесплатно и спонсировать истребитель для французских соревнований, и все это было обусловлено выбором двигателя для данного типа.
В соответствии с этими совпадающими интересами, PZL решила приступить к предварительным проектным работам для перспективной разработки усовершенствованной формы P.11, которая будет нацелена именно на экспортный рынок. Проект и созданная им конструкция вскоре получили собственное обозначение P.24. Гном-Рон 14K, мощный французский звездообразный двигатель, он быстро превратился в сильном кандидате к власти ориентировочных истребителей; таким образом, предложение поддержки, предложенное производителем двигателей, было быстро принято. Проект возглавил Всеволод Якимюк, занявший эту должность сразу после безвременной кончины Пулавского 21 марта 1931 года. В феврале 1932 года предложение P.24 было представлено для внутреннего одобрения; это было предоставлено два месяца спустя.
В мае 1933 года первый прототип P.24 / I, который был в значительной степени основан на P.11a и оснащался двигателем Gnome-Rhône 14Kds мощностью 760 л.с. (570 кВт), совершил свой первый полет под управлением Болеслава Орлинского. Этот рейс был отложен с января 1933 года из-за неспособности Gnome-Rhône оперативно доставить двигатель или трехлопастной металлический винт. Даже после установки двигателя и альтернативного винта, построенного Шомански, во время предполетных прогонов возникали проблемы, такие как заклинивание топливных насосов. Первый полет тоже прошел не гладко; он был прерван после того, как обтекатель ступицы был разрушен из-за сильных вибраций, а также было нанесено дополнительное повреждение лопастей гребного винта, несущей конструкции двигателя и креплений топливного бака, что привело к реконструкции и усилению передней части прототипа. В октябре 1933 г. возобновились летные испытания.
Опыт с первым прототипом показал, что было внесено более 150 модификаций в различные аспекты конструкции, включая принятие длиннохордного капота NACA, усиление конструкции крепления пушки и пересмотр выхлопных систем и систем охлаждения. потребовалось, что привело к созданию второго прототипа, известного как P.24 / II. Выполнив свой первый полет в марте 1934 года, этот прототип, также названный «Super P.24», быстро продемонстрировал свои превосходные характеристики, такие как способность легко превышать 400 км / ч в горизонтальном полете. 28 июня 1934 года P.24 / II установила признанный Международной авиационной федерацией мировой рекорд скорости для истребителей с радиальным двигателем - 414 км / ч. После того, как компания Gnome-Rhône объявила о существовании более мощного двигателя 14Kfs, потребовался третий прототип P.24 / III, иначе известный как «Super P.24bis», работающий на этом новом двигателе. Однако этот двигатель не был немедленно доступен из-за того, что предварительный заказ, сделанный Финляндией, имел приоритет; Таким образом, первый двигатель 14KFS появился только в июле 1934 года.
В августе 1934 года третий прототип совершил свой первый полет; два месяца спустя он провел демонстрацию за пределами Варшавы, в которой приняли участие различные польские официальные лица и несколько членов иностранных миссий. В конце 1934 года недавно завершенный P.24 / III был публично представлен на Парижском авиасалоне, где, как сообщается, вызвал высокий уровень интереса со стороны посетителей и других участников. По словам Синка, во время Парижского авиасалона P.24 обычно считался самым быстрым и самым вооруженным перехватчиком в мире. Хотя французские военно-воздушные силы все еще проявляли интерес к P.24, его закупке было оказано значительное политическое сопротивление из-за того, что он не был местным происхождением, и что французские производители добивались собственных успехов, в том числе некоторых из них. были представлены на стр.24. Таким образом, французского заказа на этот тип не последовало.
В конце 1934 - начале 1935 года P.24 / III участвовал в нескольких рекламных полётах, в том числе в оценочных полётах, проведённых недалеко от Варшавы от имени турецких и румынских военных, а также в демонстрационном туре, в ходе которого он посетил соседние Венгрию и Болгарию.. Весной 1935 года, посчитав, что на данный момент вероятность продаж высока, PZL решила начать работу над партией из шести предсерийных P.24 на своем заводе в Варшаве. В отличие от прототипов, у этих самолетов были закрытые кабины, а вооружение было полностью размещено в крыльях, а не в носовой части фюзеляжа, а также имелись крыло и хвостовое оперение, напоминающие P.11c, наряду с небольшими доработками и изменениями. На предсерийном самолете было установлено различное вооружение, характерное для конфигурации, которая предназначалась для нескольких отдельных серийных моделей. Один предсерийный самолет был показан на Парижском авиасалоне 1936 года, после чего он провел несколько демонстрационных полетов от имени французских ВВС.
Постепенно предсерийные P.24 были модифицированы, чтобы точно представлять следующие серийные варианты этого типа; Эта работа включала установку альтернативных двигателей, в том числе Gnome-Rhône 14N01, Gnome-Rhône 14N21, Renault 14T и Fiat A.80, которые были бесплатно предоставлены соответствующими производителями. В начале 1936 года Турция стала первым покупателем, разместившим твердый заказ на P.24, заключив сделку не только с 40 истребителями польского производства, но и с лицензионным соглашением и материалами для внутреннего производства еще 20 P.24A.. Эти ранние истребители, которые были оснащены целым рядом различного вооружения, чтобы соответствовать указанным турецким требованиям, в остальном были почти идентичны предсерийным самолетам. Производство началось практически сразу; Первые поставки состоялись в конце 1936 года.
После столкновения с большим, чем ожидалось, лобовым сопротивлением на ранних серийных самолетах, различные аэродинамические улучшения были внесены в следующий вариант истребителя, обозначенный как P.24C, который составлял большую часть турецкого заказа. 29 мая 1937 года первый построенный в Турции P.24 совершил свой первый полет через залив Изфам. По словам Цинка, предполагается, что в конечном итоге в Турции было построено более 100 P.24, при пиковом уровне строительства восьми истребителей в месяц. Со временем значительная часть турецкого парка P.24 была переоборудована радиальными двигателями американского производства Pratt amp; Whitney Twin Wasp. Дальнейшие заказы на этот тип вскоре поступили из Греции, Болгарии и Румынии. Эти самолеты отличались различными модификациями, в том числе повышенной выносливостью, индивидуальным вооружением и дальнейшими улучшениями аэродинамики.
Несмотря на то, что он объективно превосходил своего предшественника P.11, ВВС Польши никогда не приобретали P.24, которые предпочли дождаться более совершенного PZL.50. Когда стало ясно, что PZL.50 не появится вовремя, чтобы противостоять неминуемой атаке, представители польских ВВС, такие как генерал Юзеф Зайонц, высказались за ускоренную закупку этого типа. Кроме того, жизнеспособность такого предприятия была увеличена за счет выдачи французской ссуды на вооружение, позволившей Польше закупить большое количество двигателей 14K. В начале 1939 года был размещен первоначальный заказ на 70 P.24H. Этот заказ был дополнен заказами на вариант более старого P.11, P.11g. Несмотря на многочисленные слухи, утверждающие об этом, польские защитники не использовали PZL.24 во время Польской кампании ; Эти слухи могли быть результатом ошибочного определения P.11 как более позднего P.24 немецкими корректировщиками.
Еще в 1939 году изучались дальнейшие улучшения P.24. Среди обсуждаемых предложений были концептуальный P.24K, который должен был иметь вооружение из четырех 20-мм пушек, и P.24L, специальный проект истребителя-бомбардировщика. Более того, к этому моменту этот тип имел значительный международный интерес. По словам Цинка, в 1939 году переговоры по нескольким крупным заказам либо находились на продвинутой стадии, либо были завершены; в число этих клиентов входили Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия и Югославия. Однако ни один из этих предварительных или иных заказов на общую сумму более 190 P.24s не будет выполнен; они были фактически отменены вследствие немецкого вторжения и оккупации Польши в сентябре 1939 года.
PZL P.24 был крыло чайки цельнометаллический истребитель, который привлек экстенсивно на дизайн ранее P.11, будучи по существу более мощный и экспорт дружественный вариант. Он обладал относительно традиционной компоновкой, но вобрал в себя последние инновации, такие как цельнометаллическая конструкция и внешнее покрытие, а также необычная для того времени форма крыла. Крыло чайки, также известное как «польское крыло», было разработано польским авиационным инженером Зигмунтом Пулавским ; он обладал рядом преимуществ перед своими современниками-бипланами. Одним из таких преимуществ был тонкий профиль, который он представлял, когда он приближался к фюзеляжу, что не мешало пилоту видеть снаружи. В крыльях использовалась модифицированная аэродинамическая часть Bartler 37 / 11a, резко сужающаяся по хорде и толщине к вершинам и корням и включающая изгиб вверх к задней кромке для улучшения видимости; они в основном состояли из дюралюминия, включая сдвоенные лонжероны, нервюры и гофрированный внешний вид, гладкий на передней кромке и законцовках крыла.
Фюзеляж P.24 имел овальную цельнометаллическую конструкцию, передняя часть которой состояла из застроенных секций балок, а задняя часть состояла из комбинации поперечных дюралюминиевых переборок и конструкции гладкой напряженной обшивки. Хвостовое оперение, который разделяет подобную конструкцию с крылами, было оснащено консольным плавником, в рамен стабилизатором, в то время как лифты были снабжены закладками Flettner. P.24 был снабжен фиксированной стойкой шасси «ножничного типа» ; каждая опора включала независимый пружинный олео - пневматический амортизатор, произведенный Avia. Колеса снабжены лонжеронами и работают вместе с неподвижным салазками, расположенными почти непосредственно под хвостовой частью самолета. Конфигурация ходовой части была запатентованной инновацией.
P.24 оснащался либо радиальным редукторным двигателем Gnome-Rhône 14K, либо Gnome-Rhône 14N с наддувом, мощностью от 900 до 1050 л.с., который приводил в движение трехлопастной металлический винт с изменяемым шагом. Вооружение представляет собой сочетание 20 мм Оерликон FF пушки и 7,92 мм Кольт - Browning пулеметов в крыльях. На моделях P.24A, P.24E и P.24F он был вооружен парой пушек и парой пулеметов, в то время как варианты P.24B, P.24C и P.24G были вооружены компоновкой из четыре пулемета. Топливо размещалось во внутреннем баке объемом 360 литров, расположенном внутри фюзеляжа; в случае пожара или аналогичных аварийных ситуаций этот танк мог быть сброшен. На всех серийных P.24 купол был полностью закрытым; По словам Синка, он обеспечивал пилотам исключительно высокий уровень внешней видимости по сравнению с другими истребителями того времени. Кресло пилота было регулируемым и могло вместить как спинной, так и сидячий парашют ; обычно он был оборудован саморегулирующейся системой ремней безопасности Борковского.
Royal Hellenic Air Force (EVA) был единственным военно - воздушных сил во время Второй мировой войны, чтобы управлять PZL.24 в качестве основного типа истребителей. Два разных подтипа, состоящие из 30 P.24F и шести P.24G, были заказаны и доставлены между 1937 и 1938 годами. По прибытии они были разделены между тремя Mirae Dioxeos (истребительные эскадрильи): 21-й в Трикале, 22-й в Салониках и 23-й. у Ларисы. Единственными другими действующими греческими истребителями, дислоцированными южнее, были восемь Bloch MB.151 и по два Gloster Gladiator Mk Is и Avia B-534 II, оба из которых имели ограниченную ценность. В октябре 1940 года, когда Италия начала вторжение в Грецию, польские истребители в достаточном количестве были единственным современным типом для греков. Однако к 1940 году P.24 больше не был лидером, несмотря на использование мощной силовой установки и удовлетворительного вооружения; P.24 не имел преимущества в скорости по сравнению с Fiat CR.42 и не мог превзойти маневренный итальянский биплан, хотя он был значительно медленнее Macchi MC.200 и Fiat G.50, с которым часто сталкивались. Его вооружение было единственным реальным преимуществом против итальянских истребителей, чья ставка на малокалиберные 12,7-мм пулеметы Breda-SAFAT оказалась пагубной.
P.24F, вооруженный парой 20-мм пушек Oerlikon FF и двумя пулеметами, давал грекам временное преимущество в бою до тех пор, пока нехватка боеприпасов и запчастей не вынудила EVA перевооружить все P.24F на 4 калибра Colt – Browning 7,7 мм. Пулеметы MG40. В целом, P.24 в начальный период конфликта проявили себя отважно, несмотря на невероятные численные различия и несмотря на то, что их главной целью были вражеские бомбардировщики, что вынудило их сражаться с истребителями противника в невыгодном положении. Заявления итальянцев о легком превосходстве над албанским фронтом были сильно преувеличены, а их заявления об уничтожении даже превышали общее количество боевых истребителей на греческой стороне. В общей сложности потери греческих истребителей в бою составили 24 самолета, в то время как греческие летчики-истребители заявили, что добились 64 подтвержденных и 24 вероятных уничтожений, около двух третей из которых были бомбардировщиками). К апрелю 1941 года, однако, нехватка запасных частей и истощение вынудили EVA объединить пять уцелевших P.24 в одну малочисленную эскадрилью, которую поддерживали пять Gloster Gladiator Mk I и II и два уцелевших MB.151. В том месяце оставшиеся истребители безнадежно сражались с натиском люфтваффе, совершив 4 уничтожения (два Hs-126, один Ju 87B и один Do 17 ), потеряв при этом большую часть уцелевших самолетов на земле. Считается, что ни один из пулавских бойцов не выжил в конфликте.
До приобретения P.24 румынские ВВС уже приняли на вооружение P.11F, который производился по лицензии Industria Aeronautică Română (IAR) в Румынии. Румынские ВВС приобрели лицензию на производство этого типа вместе с первой партией из шести построенных в Польше P.24E, которые служили образцом. P.24E был специально разработан в соответствии с требованиями, установленными румынскими ВВС, включая совместимость с созданной IAR моделью двигателя 14K, его двухпушечное и двух пулеметное вооружение, а также различные доработки и аэродинамические улучшения.. В соответствии с установленным лицензионным соглашением IAR продолжила строительство 25 истребителей IAR P.24E компанией IAR в период с 1937 по 1939 год. По словам Цинка, P.24E сыграл значительную роль в разработке нового румынского истребителя - моноплана с низкорасположенным крылом., который получил обозначение IAR 80. В частности, новый истребитель получил фюзеляж, унаследованный от P.24, а также почти идентичную хвостовую часть, которая была спарена с новым свободнонесущим крылом и убирающейся внутрь ходовой частью.
На румынской службе этот тип участвовал в боевых действиях во время Второй мировой войны; Вначале румынские P.24 использовались для защиты столицы Бухареста и нефтяных месторождений Плоешти от атак советских бомбардировщиков во время начала операции «Барбаросса». Как сообщается, истребителям P.24, вылетевшим с военной авиабазы Отопени, удалось сбить 37 бомбардировщиков ВВС, которые, как правило, находились без сопровождения и поэтому более уязвимы для перехвата. P.24E также обычно использовался для наземных атак до конца 1941 года; однако после 1942 года этот тип был переведен в учебные задачи из-за его устаревания перед лицом улучшенных истребителей оппозиции.
Во время разработки истребителей Puławski для ВВС Польши была разработана новая версия P.11, P.11c. У него был новый, измененный фюзеляж, а радиальный двигатель был опущен, чтобы пилот мог лучше видеть. Эти изменения коснулись и нового прототипа P.24, который летал в 1936 году.
Модели P.24A и P.24B могли нести 4 бомбы по 12,5 кг, а P.24C, F и G могли нести 2 бомбы по 50 кг.
Единственный сохранившийся в мире образец PZL P.24 - пример в Турции. На фотографиях экспонатов турецкого музея видны различные серийные номера (2015, 2017, 2145, 2147), и они сняты в разных местах: ( Анкара и Стамбул ), но оригинальный самолет ошибочно принимают за одну полномасштабную копию из стекловолокна.
Данные из
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки