Иратаба

редактировать
Лидер нации Мохаве

Иратаба
Яра тав
Irataba.jpg Иратаба, ок. 1864
Мохаве лидер
Личные данные
Родилсяc.1814. Аризона
Умер3 или 4 мая 1874 г. (в возрасте 59–60 лет). Индейская резервация реки Колорадо, Территория Аризоны, США
Родной языкМохаве

Иратаба (Мохаве : eecheeyara tav [eːt͡ʃeːjara tav], также известный как Yara tav, Yarate: va, Arateve; ок. 1814–1874 гг.) Был лидером народа мохаве, известный как посредник между Мохаве и США. Он родился около реки Колорадо в современной Аризоне. Иратаба был известным оратором и одним из первых Мохаве, говорящим по-английски, и этот навык он использовал для развития отношений с Соединенными Штатами.

Иратаба впервые встретился с американцами европейского происхождения в 1851 году, когда он помогал. В 1854 году он встретил Амиэля Уиппла, который тогда планл экспедицию, пересекающую Колорадо. Несколько Мохаве помогли группе, и Иратаба согласился сопровождать их через территорию Пайюта к Старой Испанской тропе, которая приведет их в южную Калифорнию. Известный крупными физическими размерами и мягким поведением, он помогал и защищал другие экспедиции, заработав среди белых репутацию самого важного местного лидера в регионе.

вопреки совету Иратабы, в 1858 году воины Мохаве атаковали первый эмигрантский обоз, чтобы проехать по Вагонной дороге Била через страну Мохаве. В результате США Военное министерство послало отряд под командованием полковника Уильяма Хоффмана, чтобы умиротворить племя. После столкновений известных как война Мохаве, Хоффману удалось доминировать над туземцами и потребовать, чтобы они разрешили переселенцам проход через их территорию. Для обеспечения соблюдения форт Мохаве был построен недалеко от места битвы в апреле 1859 года. Хоффман также заключил в тюрьму нескольких лидеров Мохаве. Будучи сторонником дружественных отношений с белыми, Иратаба стал народным аха макаве ялтанак, избранным, а не потомственным лидером.

В ходе его вызова официальными лицами США и поселенцами Иратаба был приглашен в Вашингтон, округ Колумбия, в 1864 году для официальных встреч с военнослужащими США и их правительством. включая президента Авраама Линкольна. Поступив так, он стал первым коренным американцем с Юго-Запада, встретившим американского президента. Он привлек большое внимание во время своих туров по столице США, а также по Нью-Йорку и Филадельфии, где ему подарили подарки, в том числе трость с серебряной головкой от Линкольна. По возвращении он договорился о создании резервации индейцев реки Колорадо, что вызвало раскол в нации Мохаве, когда он привел несколько сотен своих сторонников в долину реки Колорадо. Большинство мохаве предпочли остаться на своих исконных землях недалеко от форта Мохаве и под руководством своего потомственного лидера, Homoseh quahote, который с меньшим энтузиазмом относился к прямому сотрудничеству с белыми. В качестве лидера группы Мохаве на реке Колорадо Иратаба использует мирные отношения с белыми племенами, служил посредником между враждующими племенами в этом районе и в последние годы своей жизни продолжал глобть мохаве в их непрекращающих конфликтах с пайуте и еуэви.

Некоторые считают, что Иратабу великимером, отстаивавшим мир. Общество Иратаба, некоммерческая благотворительная организация, управляемая индейскими племенами реки Колорадо, было основано в 1970 году в Паркер, штат Аризона,, где в его честь названо спортивное сооружение. В 2002 году Бюро управления земельными ресурсами США определило 32 745 акров (132,51 км) в горах Эльдорадо как. В марте 2015 года председатель племени Мохаве поблагодарил Иратабу за то, что «Мохаве оставались на земле, на которой жили с незапамятных времен».

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Контакт с эмигрантами и исследователями
    • 2.1 Уиппл Экспедиция
    • 2.2 Экспедиция Ивса
  • 3 Война в Мохаве и ее последствия
    • 3.1 Атака партии Роуза и Бейли
    • 3.2 Конфликт с армией США
  • 4 Как Аха Макаве Ялтанак
  • 5 Горнодобывающие предприятия
  • 6 Путешествий
  • 7 Индейская резервация на реке Колорадо
  • 8 Более поздние годы
  • 9 Наследие и влияние
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Цитаты
    • 10.3 Библиография
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Предыстория

Литография человека в набедренной повязке, держащего лук в одной руке и стрелу в другой Иратаба в 1857 г.

Имя Иратаба, также переводимое как Иретеба, Яра тав, Аратеве, Яратэ: ва и Йиратева, происходит от фразы языка мохаве eecheeyara tav, что означает «красивая птица». Он родился в клане Неолге, или клана Солнечного Огня Нации Мохаве c.1814 г. Он жил недалеко от скалы, которая дала название Игл, к югу от того места, где Гранд-Каньон впадает в Каньон Мохаве в современной Аризоне, недалеко от Граница Невады и Калифорнии. Мохаве жили в домах вдоль берега реки в долине Мохаве, зимой в полупогруженных жилищах, построенных из тополя бревен и марака, покрытых землей, и лето в открытых домах с плоской крышей, называемых рамада.

. В середине 19 века мохаве были разделены на три географические группы; Иратаба был потомственным лидером группы хатто-па, живших недалеко от восточного берега реки Колорадо и занимавших центральную часть долины Мохаве. Правительство Мохаве состояло из рыхлой системы потомственных лидеров кланов с главой всей нации. Они часто были вовлечены в конфликты с народами чемеуэви, пайуте и марикопа. Иратаба был членом сообщества воинов Мохаве, называемого кванами, которое являлось членом сообщества воинов в битвах и посвятило себя защите своих земель и людей.

Мало что известно о семейных отношениях Иратабы, кроме имени его сына Тексе туме и его племянники Колхо корау (сын сестры Иратабы, сменивший его на посту лидера) и Аспамекелье. Олив Отман, прожившая с мохаве пять лет, позже заявила, что Иратаба был братом бывшего вождя, предположительно Каир, с которым Иратаба явно имел близкие отношения. В одном анекдотическом описании говорится, что у Иратабы было несколько жен, в том числе женщина хуалапаи, взятая в плен и также имеющая маленького сына. У него также была по крайней мере одна дочь, мать его внучки Ткац, у которой брали интервью в 1950-х годах. Она заявила, что Иратаба хотел передать свои земельные документы и медали сыновьям своего брата, но в итоге они были утеряны.

В современных источниках Иратаба описывался как красноречивый о, а лингвист Линн Хинтон предполагает, что он был одним из первых жителей Мохаве, которые свободно говорили по-английски, чему он научился в ходе этих операцийий с англо-американцами. Как и многие мужчины из племени мохаве, Иратаба был очень высоким, особенно по меркам XIX века; армия Соединенных Штатов оценила его рост в 6 футов 4 дюйма (193 см) в 1861 году. Американский автор Альберт С. Эванс в статье The Overland Monthly назвал его "старый пустынный гигант". Эдвард Карлсон, солдат из форта Мохаве, который хорошо знал Иратабу в 1860-х годах, описал его как сильного, но при этом «очень мягкого» и «доброго... манеры поведения».

Иратаба пережил бурный период истории Мохаве, когда люди из политически независимой страны перешли под политический контроль США, и события, связанные с его ролью в этих столкновениях, хорошо задокументированы. Сообщается о его посещениях и побережья Калифорнии, а также о конфликтах на территории Аризоны. Существуют и некоторые версии событий Мохаве: антрополог начала ХХ века А. Л. Крёбер взял интервью у Джо Нельсона (Мохаве: Чокса хомар), человека из Мохаве, который участвовал во многих событиях и лично знал Иратабу; другая версия рассказала этнографу Джорджу Деверо внучка Иратабы Ткат, а версия, изложенные члены банды Форт-Мохаве из Мохаве, потомками Homoseh quahote, были записаны этнографом во время 1950-е и 1960-е.

Контакт с эмигрантами и исследователями

Черно-белое изображение мужчины с усами Амиэль Уикс Уиппл Рисунок людей, торгующих товарами у реки Рисунок из экспедиции Уиппла (1856 г.), сделанная Х. Балдуин Мёлльхаузен

Иратаба помогал капитану Лоренцо Ситгривзу в течение его 1851 года. 19 марта 1851 г. семья брюстеритов поселенцев, овманов, ехавших на обозе на территории современной Аризоны, подверглась нападению банды западных явапаев., вероятно, Толкепая. Они захватили двух выживших после нападения: 14-летнюю Олив Отман и ее 7-летнюю сестру Мэри Энн. После года, проведенного в Явапаи, девочек продали Мохаве и усыновили в клан Оах, где они жили с семьей человека из Мохаве по имени Токватха (Мускусная дыня), друга Иратабы. Оливалась с Мохаве до 22 февраля 1856 года, когда Токвата представила предупреждение о том, что присутствие белой девушки среди них может рассматривать белыми как оскорбление, привела ее в Форт Юма плотник Генри Гриннелл., выпуская ее в обмен на двух лошадей и несколько одеял и бус. Иратаба, возможно, узнал об англо-американских и их обществе от Оатмана.

Экспедиция Уиппла

23 февраля 1854 г., Иратаба, Каир, и другие жители Мохаве, которые встретили во главе с офицерами Амиэлем Уипплом и JC Айвз, когда группа приближалась к Колорадо по пути в Калифорнию. Уиппл и его люди насчитали шестьсот Мохаве, собравшихся возле их лагеря, торгуя кукурузой, бобами, тыквой (растение) и пшеницей на бусы и ситцевую ткань. К концу партии купила шесть бушелей кукурузы и двести фунтов муки. Мохаве играли в традиционную игру с обручем и шестом, и обе группы развлекались тренировкой по стрельбе: мохаве использовали луки и стрелы, а белые стреляли из пистолетов и винтовок. Когда 27 февраля экспедиция столкнулась с трудностями при переходе через Колорадо, несколько мохаве прыгнули в воду и помогли спасти припасы.

Иратаба и Каирук согласились сопровождать группу через территорию Пайута к Старой Испанская тропа, которая приведет их в южную Калифорнию. Немецкий художник Балдуин Мёлльхаузен сопровождал экспедицию Уиппла и сделал рисунки нескольких Мохаве, включая Иратабу. Рисунки Мёлльхаузена были представлены в отчете Конгресса Айвса за 1861 год, что сделало Иратабу «одним из первых названных изображений индейцев Калифорнии, когда-либо опубликованных».

Экспедиция Айвса

В феврале 1858 года Айвз вернулся в этот район в пароход по имени Эксплорера. Он защитл экспедицию по Колора с юга и хотел, чтобы Иратаба проводил их. Мохаве разрешили плыть по реке, и к ним присоединились Каир, Иратаба и 16-летний мальчик из Мохаве по имени Нахвахрупа. Мёлльхаузен снова сопровождал экспедицию и был впечатлен проводниками Мохаве, позже отметив восторженное рукопожатие Иратабы и сокрушаясь, что их единственная форма общения - язык жестов. Он также отметил, что Иратаба и Мохаве с готовностью начали носить европейскую одежду, подаренные им члены экспедиции, и проявили большой интерес к курению табака. Помимо дружбы, проявленной к нему со стороны Ирата и Каира, Айвзбы представил, что он приписал их контактам с мормонами, которые находились в конфликте с США и которые находились в конфликте с США

Иратаба повелительной группы в каньон Мохаве, указав расположение порогов и посоветовав пилоту «Исследователя» удобные места для якоря на ночь. Когда они достигли входа в Черный каньон Колорадо, корабль врезался в затопленную скалу, выбросив за борт несколько человек, смещая котел и повредив рулевую рубку. Используя свой ялик, команда отбуксировала «Эксплорер» на берег, где они разбили лагерь на три дня, пока ремонтировали судно. Экспедиция полагается на бобы и кукурузу, предоставленные мохаве в предыдущие недели; По мере того, как их запасы истощались, они все больше беспокоились о прибытии вьючного поезда из форта Юма. Иратаба отправился отправиться в поход в долину Мохаве, чтобы попытаться найти припасы, которые были запрошены ранее днями. Он также предупредил, что за экспедицией наблюдают пайуты.

Когда Иратаба вернулся, он сообщил Айвсу, что не рискнет углубляться в территорию Хуалапаис, но согласился помочь им найти приветливые гиды по региону перед расставанием компании. Иратаба не хотел идти в каньон, потому что боялся, что группа попадет в засаду со стороны пайутов, связанных с мормонами. Завербовав трех гидов-хуалапай, Иратаба приготовился уйти из экспедиции и вернуться в общину Мохаве. 4 апреля Мохаве получили оплату за свои услуги; Мёлльхаузен описал этот обмен: «Лейтенант Айвз сообщил Ибе, что он был уполномочен« прадедом в Вашингтоне »дать ему двух мулов... за его лояльность и надежность, чтобы он мог забрать свое имущество и имущество своих товарищей. удобно в его родную долину ". На следующее утро, когда они готовились к отъезду:« Иратаба был явно тронут... и в его искренних глазах было столько честности и преданности, сколько можно найти только в нетронутой природе... в нашей экспедиции, которая не почувствовала этого огромного человека с... безобидной душой, ушел. "

Война Мохаве и последствия

После своего опыта с экспедициями Ситгривса и Уиппла, и встреч с мормонами и солдатами в форте Юма, мохаве знали, что белые иммигрировали в этот регион во все больших количествах. Мохаве было трудно предсказать поведение прибывающих белых, некоторые из которых были настроены к ним дружелюбно, в то время как другие, такие как мормоны, были враждебны. Кванами разделились во мнениях о том, как следует подходить к ситуации; Некоторые выступали за агрессивную позицию, не позволяя себе пройти через свою территорию, но другие, включая Иностранный мирный подход или даже союз с ними, который мог бы поставить мохаве в более сильное положение по сравнению с их традиционными врагами пайуте, Чемеуэви, и Валапаи.

1 сентября 1857 года объединенные силы воинов Мохаве и Кечан начали крупную атаку с сотнями воинов на деревню Марикопа недалеко от Марикопа-Уэллс, Аризона, на берегу реки. Река Гила. Битва при Пима-Бьютт была описана группой носильщиков белой почты, которые были его свидетелями. Они заявили, что битва велась в основном с дубинками, а также с луками и стрелами, которые, вероятно, погибло более 100 воинов. Неизвестно, участвовал ли Иратаба в нападении, но, учитывая его статус кванами, вполне вероятно, что он участвовал. Битва была описана как последняя крупная битва, в которой участвовали только индейские народы. Это поражение заставило мохаве обороняться, опасаясь того, что белые воспользуются моментом слабости, как начать селиться на племенных землях.

Нападение партии Роуз-Бейли

В октябре 1857 г., экспедиция под руководством Эдварда Фицджеральда Биля получила задание установить торговый путь вдоль 35-й параллели от Форт-Смит, Арканзас, до Лос-Анджелеса., Калифорния. Из форта Смит его путешествие продолжилось через Форт Дефайенс, штат Аризона,, а затем пересекло Колорадо возле Нидлз, Калифорния. Этот маршрут стал известен как Wagon Road Била, место, где Билли реку, - как Beale's Crossing. В дневнике Била и последующем отчете военному секретарю США не упоминалось о каких-либо проблемах с Иратабой и Мохаве, но помощник по имени Хамфри Стейси записал, что Мохаве помешал Билу спуститься вниз по реке.

В 1858 году Партия Роуз-Бейли, который состоит по крайней мере из поселенцев с фургонами и большого стада крупного рогатого скота, был первым поездом эмигрантов, отправился на Вагон-роуд Била. Войдя на территорию Мохаве, поселенцы начали вырубать тополи, важные важные ресурсы для Мохаве. Самый воинственный из кванами организовал нападение на партию, угнал и зарезал большую часть скота партии. 30 августа погибших триста воинов Мохаве напали на эмигрантов, но были отброшены: один член отряда в бою и одиннадцать были ранены. Другая семья, которая не была основной группой во время нападения, которое было совершено в результате обвинения Мохаве, но которое, по мнению полковника Уильяма Хоффмана, скорее всего было совершено группой Валапаи вместе с семьей отступниками Мохаве. Эмигранты убили семнадцать воинов Мохаве. Этот инцидент получил широкую огласку в средствах массовой информации и назван «резней», напугав многих белых калифорнийцев, опасавшихся быть отрезанными от востока США враебными туземцами, и побудил военное министерство быстро подчинить племя.

Иратаба находился в форте Юма во время нападения на поселенцев и, услышав об этом, отругал Мохаве. Чокса Хомар участвовал в событиях и сообщил, что Иратаба сказал воинам: «Я слышал, вы сражались, хотя я говорил вам не делать этого. И у вас снова будет война: я знаю это. Вы сражались с Марикопой. Я хочу уйти [ в Феникс], чтобы увидеть Марикопа и сказать им: «Мохаве больше не будет нападать на вас». Иратаба, уставший от постоянных боевых действий и обеспокоенный тем, что дальнейшие конфликты с соседними племенами привлекут больше внимания со стороны солдат США, организовал мирную экспедицию в Марикопу, чтобы уладить древние споры между двумя народами.

Конфликт с Армия США

Черно-белый набросок форта Мохаве в конце XIX века Набросок форта Мохаве в конце 19 века

Когда известие о нападении достигло Калифорнии, военное министерство США решило построить военный форт на Перекрёстке Била, чтобы держать Мохаве под властью. контролировать и обеспечивать безопасный проход белых путешественников через земли Мохаве. 26 декабря 1858 года Хоффман и пятьдесят драгунов из форта Теджон были отправлены пересечь пустыню и противостоять Мохаве. Иратаба попытался устроить мирную встречу, но Хоффман приказал своим войскам стрелять по воинам, которые контратаковали и отбили силы. Он вернулся в апреле 1859 года через форт Юма с четырьмя ротами из 6-го пехотного полка. Когда они прибыли к переправе Била, мохаве решили не атаковать армию из пятисот солдат. 23 апреля по просьбе Хоффмана он и его офицеры встретились с несколькими сотнями воинов Мохаве и их лидерами. В число лидеров коренных народов входили Каир, Иратаба, Homoseh quahote (также называемый Сек-а-хут и Асика хота) и Паскуаль, лидер кечан. Во время встречи Мохаве были окружены вооруженными солдатами, которые не позволили им уйти.

Хоффман дал Мохаве выбор между войной и миром и потребовал, чтобы они согласились никогда больше не причинять вреда белым поселенцам, идущим по следу фургона. Он также заявил, что в качестве наказания от мохаве потребовали сдаться в качестве заложников по члену каждого клана и трех воинов, принимавших участие в нападении. Хоффман потребовал, чтобы вождь, отдавший приказ о нападении на поселенцев, предложил себя в качестве заложника. По словам Чокса Хомара, вождем, который приказал атаковать, был Хомосех Куахоте, который не хотел сдаваться. Каирук предложил себя вместо него вместе с восемью другими, в том числе Токватой, сыном Иратабы Тексе Тумэ и племянниками Иратабы Колхо Корау и Аспамекелье. Других заложников звали Ицере-'итсе, Ильханапау и Тиньям-исали. Их перевезли на речном пароходе «Генерал Джессап» в форт Юма. Осталось много солдат, чтобы начать строительство форта Бильс-Кроссинг, который получил название Форт-Мохаве. Хотя Иратаба несколько раз посещал гарнизон и выступал за их освобождение, заложников держали более года. 21 июня 1859 года Каирук и еще один пленник были убиты солдатами при попытке бежать из заключения. Большинство других пленников Мохаве сбежали.

В июле 1861 года командир форта Мохаве майор Льюис Армистед приказал солдатамстрелять в группу Мохаве, которую он подозревал в нападении почтальон и зарезал его мула. Мохаве не отреагировали на нападение резко, но Армистед решил наказать их за преследование почтовой группы. Он прибыл на ранчо Иратабы, где группа мальчиков из Мохаве сажала бобы, и из укрытия он выстрелил в одного из плантаторов, убив его. Эта атака спровоцировала нападение на отряд Армистеда, который с выгодной позиции на возвышенности смог отбить Мохаве, убив многих из них в битве, которая длилась большую часть дня. В отчете Армистеда о нападении на ранчо Иратабы сообщается о 23 погибших воинах Мохаве, но Мохаве гораздо большим количеством жертв, включая женщин и детей, убитых солдатами. Шерер предположил, что 50 солдат сделали около 10 выстрелов каждый, количество потерь могло быть намного выше, чем сообщалось. Мохаве вспоминают нападение на ранчо Иратабы как «первую и последнюю битву с Федеральных войск».

Как Аха макаве ялтанак

Изображение человека на деревянной доске Художник запечатлел Иратабу, февраль 1864 г.

После смерти Кайрука, белые, живущие недалеко от реки Колорадо, начали рассматривать Иратабу как лидера племени мохаве. Он стал Аха макаве ялтанак (лидер народа мохаве) или хочох (лидер, избранный народом); «Ялтанак» в переводе с Мохаве означает «лидер», а «хочач» означает «руководитель группы». Homoseh quahote был потомственным лидером клана Малика («понимающие люди»), и должность главы Мохаве традиционно передавалась только кому-то из этого клана. Иратаба должен быть из хутто, чтобы он стал лидером нации Мохаве, Хомосе Куахоте должен уйти в отставку, чтобы Иратаба, как избранный лидер, мог занять его место.

Несмотря на общепринятый английский В переводе слова ялтанак и хучач не означают «правительство» или «начальник». Деверо правительству Мохаве как «один из наименее понятых сегментов культуры Мохаве» и отмечает, что, хотя белые официальные лица «имели тенденцию действовать, исходя из предположения, что индийские вожди обладают абсолютной властью», в то время как избранный лидер Иратаба был «в первую очередь слугой народа.

К середине 1860-х годов между Иратабой, активно сотрудничавшим с белыми поселенцами, и Homoseh quahote, который пассивно терпел, но не одобрял вторжение белых на землю Мохаве, образовался глубокий раскол. из Мохаве с 1861 по 1866 год, но с 1867 по 1869 годы мнения расходятся, и к 1870 году корреспонденция правительства США предполагает, что Хомосех Куахоте сменил его на посту лидера группы Форт Мохаве.

Горнодобывающие предприятия

Вероятно, первый, кто привлек внимание потенциальным золоту в регионе, был Ф. Обри, который в 1853 году сообщил о находке золота на пересечении Колорадо и что он торговал легендарными золотыми пулями на восток с Тонто Апачем. В течение следующего десятилетия открытия горнодобывающих предприятий вверх и вниз в нижние части долины реки Колорадо приводят горняков во вновь образованные горнодобывающие районы. года Мох, возможно, включая Иратабу, помогли группе старательных зданий в каньоне Эльдорадо к северо-востоку от Фута. Мохаве, место первого рывка в непосредственной близости. За этим последовало открытие района Сан-Франциско (ныне район Отман), где Иратаба привел Джона Мосса к богатой моховой ложе. Ранее забота о защите прибывающих горняков собрала вождей племен в Форт. Юма в апреле 1863 года, включая Иратабу, где они пообещали впустить старателей в свою страну. По возвращении домой мохаве присоединился к группе разведчиков, системы горным человеком Джозефом Р. Уокером, который проводил разведку них на реке в 1860 году. В 1863 году Иратаба действовал как проводник для Уокера. Партия, золотоискатели во главе с Уокером, в том числе Джек Свиллинг, который позже основал Феникс, Аризона. Иратаба привел их к реке, которую он назвал Хасьямп, позже названной рекой Хассаямпа, где они нашли много золота. В следующем году здесь был основан первый горнодобывающий район в Центральной Аризоне, что произошло к основанию Прескотта, штат Аризона, вскоре после этого. Отношения между поселенцами и мохаве в этом периоде были положительными, но по мере роста эмиграции искатели золота основали города, большой на реке, названный Ла-Пас, вызывающее у поселенцев содействие развитию посягательства на Мохаве. земельные участки. В следующем году группа солдат из форта Мохаве обнаружила местность между Иглами, фортом Мохаве и рекой Колорадо, изобилующую медной рудой. Участок был назван Иратабским горнорудным районом, и в течение года была создана горнодобывающая компания для его работы. Небольшой шахтерский городок Иратаба-Сити был основан на утесе в двух милях ниже форта Мохаве. Высокие рыночные цены на медь во время Гражданской войны к тому, что также были введены в строй медные рудники Билла Вильямса Фортуна, которые поставляли медную руду с нового берега реки Колорадо в Обри. Несмотря на то, что были повороты вниз, добыча полезных ископаемых на землях Мохаве теперь хорошо налажена.

Путешествия

Черно-белая фотография Вашингтона, округ Колумбия, в апреле 1865 года со зданием Capital на заднем плане Вашингтон, округ Колумбия, апрель 1865 г.

Как упоминалось выше в начале 1860-х годов Иратаба подружился со старателями в качестве проводника. Один из них был Джон Мосс, который показал местонахождение золотого рудника в пустыне Мохаве, который Мосс позже продал. Мосс пригласить Иратабу в Вашингтон, чтобы он воочию увидел военную мощь Соединенных Штатов. В ноябре 1863 года Иратаба отправился с Моссом в Сан-Педро, Лос-Анджелес, где они сели на пароход «Сенатор», направлявшийся в Сан-Франциско. В Сан-Франциско он остановился в Occidental Hotel и спровоцировал бурю, когда шел по Джексон-стрит, одетый в одежду, типичную для американцев европейского происхождения, которую Иратаба предпочла традиционную одежду Мохаве. Пресса документировала его движение и много писала о его физических размерах и сильных чертах. 2 декабря 1863 года газета Daily Evening Bulletin описала Иратабу как крупного человека, «по виду напоминавшего одну из гор Нижнего побережья, с... нижней челюстью, достаточноной, чтобы раздавить орехи или раздавить кварц».

Черно-белое изображение женщины с татуировкой на подбородке Оливка. Отман, бывший житель Мохаве

с января 1864 года, они отплыли на Панамский перешеек на борту «Оризабы», а отправились дальше в Нью-Йорк. По прибытии Иратабы в Нью-Йорк Harper's Weekly описал его как «лучший образец настоящего аборигена на этом континенте». Здесь Иратаба обменял свой костюм и сомбреро на форму и регалии генерал-майора, в том числе ярко-желтый пояс, золотой значок, инкрустированный драгоценными камнями, и медаль с надписью «Иратаба, начальник Мохавес, территория Аризоны». В феврале, когда The New York Times попросила его объяснить характер своего визита, он ответил: «Чтобы увидеть, откуда взялось столько бледных лиц». В Нью-Йорке он встретился с бывшей жительницей Мохаве Олив Отман, и они разговаривали в Мохаве, и они разговаривали в Мохаве, когда она разговаривала между собой, она очень сблизилась, и она еще скучала по ней и надеется, что она вернется.>

Иратаба переехал в Вашингтон, округ Колумбия, где получил большое признание; государственные чиновники и военные одаривали его медалями, мечами и фотографиями. В Вашингтоне он встретился с президентом Авраамом Линкольном, который подарил трость. с се ребряной головкой. Он был первым коренным американцем с Юго-Запада, встретившим американского президента. Тур закончился в апреле, когда он и Мосс отплыли в Калифорнию, снова через Панаму, и вернулись на переправу из Лос-Анджелеса на фургоне.

По возвращении Иратаба из Вашингтона, округа, он встретился с Мохаве в форме своего генерал-майора с медалями. На нем была шляпа в европейском стиле, у него был длинный японский меч, и он рассказал мохаве обо всем, что видел. Он пытался убедить их, что мир с Соединенными Штатами отвечает их интересам и что война против них бесполезна, подчеркивая их доминирующий военный потенциал. Многие Мохаве скептически отнеслись к его сообщениям и отреагировали с недоверием.

Резервация индейцев реки Колорадо

Цветная карта участка земли недалеко от Калифорнии, Аризона, и Невада Резервация индейцев реки Колорадо

Завершение строительства форта Мохаве положило начало процедуры военного покорения Мохаве, и Следующим шагом было создание резерваций. В 1863 году Чарльз Дебрил Постон, первый суперинтендант по делам индейцев территории Аризоны, чем созвал конференцию междуеуэви и фракцией Иратабы Мохаве, на которой он убедил их сформировать союз с США против апачей. Этот договор так и не был ратифицирован Конгрессом США, но важным стал шагом в установлении дружественных отношений между Мохаве и правительством США после военных кампаний и основания форта Мохаве.

Постон продвигал идею создания резервации. в южной части страны Мохаве. Многие Мохаве выступали против предложенного места и вместо этого выступали за меньший участок севернее, в долине Мохаве, где были более плодородные земли. С Иратабой и инженером Постон спустился вниз по реке Колорадо, чтобы исследовать место. В августе 1864 г. командующий постом в форте Мохаве капитан Чарльз Атчисон заявил, что Ирата против предложенного места. В сентябре 1864 года Постон произвел впечатление, что Иратаба был сторонником этого. В письме генералу Ричарду К. Драму Атчисон сообщил, что Иратаба и четыре лидера Мохаве недовольны тем, как Постон справляется с ситуацией:

Постон выделил резервацию для индейцев Мохаве в верхней части долины Ла-Пас на восточной стороне реки Колорадо... Иратабу говорит, что эта резервация покрыта песком и непригодна для выращивания, и индейцы не хотят отказываться от нее. их хорошие земли в долине Мохаве и переход к ней... Иратабу говорит, что если он сможет сохранить долину ниже форта Мохаве для проживания индейцев, он готов отказаться от всех претензий на земли в других частях реки, и привести его индейцев из Ла-Паса и других точек в эту долину... Я полностью уверен в дружбе Иратабу с белыми людьми, но не в его племени, если возникнут проблемы с другими индейцами, в то время как у него больше влияния над ними, чем над любым другим вождем, его контроль над ними не является полным, и они так же склонны вести его (как и он сам).

Черно-белая фотография, на которой изображена группа из примерно 150 коренных американцев в европейской одежде, стоящих на склоне канавы на фоне засушливой пустыни Группа людей Мохаве во время географического исследования резервации реки Колорадо в 1871 году

Столкнувшись с несогласием Иратабы, Постон пр. Упущено, что правительство США поможет Мохаве с установкой ирригационной системы в Колорадо, которая сделает большую часть резервации пахотной. Это явно убедило Иратабу, который путешествовал по долине реки Колорадо с примерно 800 людьми, почти пятой частью всего народа мохаве. Генерал Джеймс Генри Карлтон считал, что в резервировании нет необходимости, а инженер Герман Эренберг не согласился с предложением Постона на том основании, что почва слишком щелочная для земледелия, а потребность в орошении слишком велика, и задача поднять реку слишком непреодолима. Тем не менее 3 марта 1865 года Конгресс учредил резервацию индейцев реки Колорадо в предполагаемом месте Постона. Опасения Эренберга подтвердились, и ни Постон, ни другие последующие власти США не пожелали выделить значительные ресурсы, необходимые для того, чтобы сделать это место пригодным для ведения сельского хозяйства. Оговорка была создана без заключения договора между Мохаве и правительством США. Границы были расширены и уточнены исполнительными указами, изданными президентом Грантом в 1873, 1874 и 1867 годах.

Большинство мохаве отказались покинуть свои исконные земли ради Однако убежденность Иратабы в том, что резервация была их лучшим вариантом, положила начало расколу между его группой и теми, кто остался, чтобы последовать за Хомосе Куахоте, потомственным лидером нации. Согласно рассказу очевидца Чоксы Хомара, Иратаба объяснил свое решение переехать:

«Иногда вы сердитесь; я знаю, что вы храбрые люди и думаете, что можете победить любого. Вы думали, что можете победить белых: вы так сказали. Я сказал вам, что вы не можете; белые побили все племена; теперь все они им друзья. Вы не послушали, что я сказал, когда я сказал вам это. Вы сделали то, что думали, и многие были убиты. Если солдаты приходите, вы не можете им противостоять. Вы не знали этого, но теперь вы это знаете. Страна ниже по реке отсюда, которую мы отняли у другого племени [Халчидхома], я буду жить там. Те из вас, кто хочет уйти на боевые действия могу остаться здесь. Я не хочу и оставлю вас. "

Поскольку обещанная помощь в ирригации не поступила немедленно, первый год в резервации принес засуху, которая заставила Мохаве запросить продовольственную помощь. В 1867 году Иратаба и Мохаве начали строить оросительный канал, вырывая вручную канаву, протяженность которой составляла 9 миль (14 км). В сообщении официального представителя США, посетившего резервацию в 1870 году, зафиксировано, что попытки мохаве возделывать сельскохозяйственные угодья на этом участке ограничивались площадью не более 40 акров (16 га).

Более поздние годы

Черно-белая фотография двух коренных американцев в военной форме Иратаба (справа) с лидером Явапаи Охатчекамой, сфотографированы на суде после Викенбургской резни (Библиотека Конгресса коллекция фотографий)

Иратаба продолжал возглавлять Колорадо Полоса реки Мохаве в 1860-х годах. Он поддерживал мирные отношения с окружающими племенами и активно сотрудничал с властями США. Он помогал явапаи и валапаи в продолжающихся также конфликтах с пайутами и Чемеуэви.

В марте 1865 года Иратаба и Мохаве победили Чемеуэви после того, как их союзники, пайуты, убили двух женщин-мохаве. Мохаве вытеснили чемехуеви с их традиционной территории в калифорнийскую пустыню, но вскоре они вернулись. Чтобы избежать войны на два фронта, Иратаба сначала атаковал Чемеуэви, а затем обратил свое внимание на пайутов, которые планировали нападение на ферму и зернохранилище Мохавы на острове Коттонвуд в Колорадо. Во время последующего сражения с Чемеуэви в октябре 1865 года Иратаба был взят в плен в своем генерал-майора. Согласно недавнему новостному сообщению, основанному на показателе из второго рук белых путешественников, похитители опасались, что его вызовет ответную реакцию со стороны солдат, поэтому они раздели его догола и отправили домой сильным. В рассказе Мохаве о событиях, рассказанном Чукса Хомаром, Изуба сдался, пытаясь примириться с Чемеуэви, и использовал свою форму их вождю в знак мира. В 1867 году договор, подписанный Иратаба и лидером Чемеуэви Пан Койером, восстановил мирные отношения между двумя народами.

Старик сейчас здесь со своим племенем, но он выглядит слабым, бледным и убитым горем. В Иратабу пришла эпоха, но она не принесла ему светлых и мирных сумерек. Темным и безрадостным кажется небо его преклонных лет.

- Arizona Weekly Miner, 5 февраля 1870 г.

Иратаба также приветствовал банды Явапаи в резервации после того, как они подверглись резне со стороны Войска США или пострадали от голода из-за того, что были изгнаны со своих земель. Скудные ресурсы оказались неспособны обеспечить дополнительное население, и в конце явапаи были вынуждены уйти. Иратаба часто служил посредником между Явапаи и Валапаи, которые участвовали в конфликтах с армией США, участвовали в мирных переговорах. В 1871–1872 гг. Генерал Джордж Крук прибыл в резервацию Мохаве в поисках группы явапаев, которые, как считается, виновны в Викенбургской резне, и Иратабе не оставалось ничего другого, кроме как повернуть войну. партия в армию. Он поехал на судебное заседание в Форт Дат Крик, где ему было приказано передать табак Явапаи, которых он считал ответственными, чтобы он мог свидетельствовать против них, не осознавая этого. Когда солдаты попытались арестовать людей, которые опознали Иратаба, вспыхнули столкновения, и один из лидеров Явапая, Охатчекама, и его брат были застрелены. Несмотря на то, что он был дважды ранен и заколот штыком, Охатчекама выжил и сбежал, чтобы организовать Толкепая Явапай для сопротивления армии США. Явапаи чувствовали себя преданными Иратабой и замышляли убить его в отместку, но в конце концов их убедили, что это не он передал их Круку.

Группа реки Колорадо из Мохаве никогда не заменяла Иратабу; он был их лидером, когда умер в их резервации 3 или 4 мая 1874 года. Причина его смерти неизвестна, но регистрируются оспа и естественные причины. Мохаве глубоко опечалился; О кремации Иратабы и ритуалах траура писали в газетах даже в Омахе, штат Небраска. Иратабу сменил на посту лидера резервации Колорадо его племянник, Колхо корау из клана Вемака, который поддерживал политику своего дяди.

Наследие и влияние

Цветное изображение некоторых пустынных гор Пикс Иретеба Wilderness Цветной фотография входа в курорт и казино Bluewater, с табличкой, посвященной 150-летию резервации. Логотип включает в себя черно-белое изображение Иратабы. Bluewater Resort and Casino, изображение Иратабы среди

В 1966 году Шерер так прокомментировал наследие Иратабы мохаве: «Оценка его положения в истории Мохаве с точки зрения» Мохаве отличается. Для некоторых он героическая фигура, для других он был белым сообщником, который этого не сделал. отстаивать права Мохаве. С точки зрения белых людей, завоевавших пустыню, он действительно был Мохаве, который неуклонно трудился во имя мира ".

Влияние Иратабы как лидера, возможно, даже наложило свой отпечаток на язык мохаве. слов Мохаве, он продиктовал антропологу во время своего визита в Вашингтон, показывает, что он был одним из первых говорящих на Мохаве, которые изменили звуки [s] и [ʂ] (аналогичные sh в слове «хижина») на [θ] ( Лингвист Линн Хинтон предположил, что к концу 19 века все говорящие на языке Мохаве изменили это изменение. манеры речи могли подражать другим мохаве, так и потому, что, когда он привел мохаве в резервацию, старые элементы между группами диалектов были стерты посредством выравнивания диалектов, благодаря чему новые изменения быстро распространились по сообществу.

Общество Иратаба, некоммерч еская благотворительная организация, управляемая индейскими племенами реки Колорадо, была основана в Паркер, Аризона, в 1970 году. Благотворительная организация ежегодно проводит pow wow или празднование Национальных дней индейцев. Иратаба-холл, спортивное сооружение в Паркере, также названо в его честь. В 2002 году Бюро управления земельными ресурсами США выделило 32 745 акров (13 251 га) в горах Эльдорадо, которые находятся в основном в пределах национальной зоны отдыха озера Мид, как Пустыня Иретеба Пикс.

В марте 2015 года индейские племена реки Колорадо отметили полувековую годовщину своей резервации проведением мероприятия на выходные, которое включало культурные мероприятия и парад. Выступавшие на мероприятии подчеркнули важную роль, которую сильное руководство Иратабы сыграло в создании и сохранении резервации, а также постоянную необходимость для лидеров коренных народов защищать свой язык и культуру. Председатель племени Деннис Патч прокомментировал: «Некоторые люди подумают, что нам повезло, потому что у нас есть эта река и 220 000 акров воды... Но у нас были великие лидеры, такие как вождь Иратаба. жил с незапамятных времен ". Бывший директор музея CRIT доктор Майкл Цози заявил: «Иратаба понимал, что народ Мохаве должен будет продолжать борьбу, чтобы сохранить то, что у них есть». Он отметил, что индейская резервация реки Колорадо «уникальна в американской истории тем, что они не потеряли ни одной земли».

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Иратаба.
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:31:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте