Идеастезия

редактировать

Идея в психологии Пример ассоциаций между графемами и цветами, которые более точно описываются как идеастезия, чем как синестезия

Идеастезия (альтернативное написание идейестезия ) - это нейробиологический феномен, при котором активация концептов (индукторов) вызывает сенсорные переживания, подобные восприятию (совпадения). Название происходит от древнегреческого ἰδέα (idéa) и αἴσθησις (aísthēsis), что означает «ощущающие концепции» или «ощущающие идеи». Это понятие было введено нейробиологом Данко Николичем в качестве альтернативного объяснения набора явлений, традиционно охватываемых синестезией.

, в то время как «синестезия», означающая «союз чувств», подразумевает ассоциацию двух сенсорных элементов, мало связанных с когнитивными функциями. На уровне эмпирические данные показали, что большинство явлений, связанных с синестезией, на самом деле вызвано семантическими репрезентациями. То есть важно лингвистическое значение стимула, а не его сенсорные свойства. Другими словами, в то время как синестезия предполагает, что и триггер (индуктор), и результирующий опыт (параллельный) имеют сенсорную природу, идеастезия предполагает, что только результирующий опыт имеет сенсорную природу, а триггер - семантический.

Исследования позже расширили эту концепцию на темы, отличные от синестезии, и, как оказалось, применительно к повседневному восприятию концепция превратилась в теорию того, как мы воспринимаем. Например, идеастезия применялась к теории искусства и могла иметь важные последствия для объяснения человеческого сознательного опыта, который, согласно идеастезии, основан на том, как мы активируем концепции.

Содержание
  • 1 Примеры и доказательства
  • 2 При нормальном восприятии
  • 3 Значение для развития синестезии
  • 4 Значение для теории искусства
  • 5 Нейрофизиология идеастезии
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Примеры и свидетельства
Рисунок синестета, который иллюстрирует синестезию единиц времени и пространства / идеастезию. Месяцы в году организованы в круг, окружающий тело синестета, каждый месяц имеет фиксированное положение в пространстве и уникальный цвет.

Распространенным примером синестезии является ассоциация между графемами и цветами, обычно называется синестезией цвета графемы. Здесь буквы алфавита ассоциируются с ярким восприятием цвета. Исследования показали, что воспринимаемый цвет зависит от контекста и определяется извлеченным значением стимула. Например, неоднозначный стимул «5», который можно интерпретировать как «S» или «5», будет иметь цвет, связанный с «S» или «5», в зависимости от контекста, в котором он представлен. Если он представлен среди чисел, он будет интерпретирован как «5» и будет ассоциировать соответствующий цвет. Если он представлен среди букв, он будет интерпретирован как 'S' и будет ассоциировать соответствующий синестетический цвет.

Доказательство синестезии цвета графемы исходит также из открытия того, что цвета могут быть гибко связаны с графемами в качестве новых значений становятся присвоенными этим графемам. В одном исследовании синестетам были предъявлены глаголические буквы, которых они никогда раньше не видели, и значение было приобретено с помощью короткого письменного упражнения. Глаголические графемы унаследовали цвета соответствующих латинских графем, как только глаголические графемы приобрели новое значение.

В другом исследовании синестетам было предложено образовать новые синестетические ассоциации с графемами, которых никогда раньше не было. Синестеты создавали эти ассоциации в течение нескольких минут или секунд - что было слишком коротким временем, чтобы объяснить создание новых физических связей между областями представления цвета и представления графемы в мозгу, снова указывая на идеастезию. Хотя временной ход согласуется с активацией постсинаптического рецептора AMPA и / или коактивацией рецептора NMDA, что подразумевает, что опыт реального времени вызывается на синаптическом уровне анализа до установления новой проводки как таковой, очень интуитивно привлекательной модели.

Для лексико-вкусовой синестезии свидетельства также указывают на идеастезию: при лексико-вкусовой синестезии вербализация стимула не является необходимой для переживания совпадений. Вместо этого достаточно активировать концепцию.

Другой случай синестезии - это синестезия стиля плавания, в которой каждый стиль плавания связан с ярким восприятием цвета. Этим синестетам не нужно выполнять фактические движения соответствующего стиля плавания. Чтобы активировать сопутствующие опыты, достаточно активировать концепцию стиля плавания (например, представив фотографию пловца или просто поговорив о плавании).

Утверждалось, что синестезия цвета графемы для близнецовые согласные также свидетельствуют об идеастезии.

В синестезии основного тона один и тот же тон будет ассоциироваться с разными цветами в зависимости от того, как он был назван; do-sharp (т.е. di) будет иметь цвета, аналогичные do (например, красноватый цвет), а re-flat (т.е. ra) будет иметь цвет, аналогичный цвету re (например, желтоватый), хотя эти два класса относятся к одному и тому же тон. Подобные семантические ассоциации были обнаружены между акустическими характеристиками гласных и понятием размера.

Однократная синестезия: есть синестетические переживания, которые могут возникать только один раз в жизни и поэтому называются однократной синестезией.. Расследование таких случаев показало, что такие уникальные переживания обычно возникают, когда синестет вовлечен в интенсивную умственную и эмоциональную деятельность, такую ​​как создание важных планов на будущее или размышления о своей жизни. Таким образом, был сделан вывод, что это тоже форма идеастезии.

При нормальном восприятии
Кого из них можно было бы назвать Бубой, а какого Кики? Ответы людей очень последовательны. Это пример идеастезии, поскольку концептуализация стимула играет важную роль.

За последнее десятилетие высказывались предположения, что феномен Буба / Кики является случаем идеастезии. Большинство людей согласятся, что звездообразный объект слева называется Кики, а круглый справа - Буба. Было высказано предположение, что эти ассоциации происходят из прямых связей между зрительной и слуховой корой. Например, согласно этой гипотезе, изображения резких перегибов в звездообразном объекте будут физически связаны с представлениями резких перегибов в звуке Кики. Однако Gomez et al. показали, что ассоциации Кики / Буба гораздо богаче, чем любое слово, и любое изображение семантически связано с рядом понятий, таких как белый или черный цвет, женский против мужского, холодный против горячего и другие. Эти ассоциации звуковой формы, кажется, связаны через большое перекрытие между семантическими сетями Кики и звездообразной формы, с одной стороны, и Буба и круглой формы, с другой. Например, и Кики, и звездообразная умница, маленькая, худощавая и нервная. Это указывает на то, что за эффектом Кики-Буба скрывается богатая семантическая сеть. Другими словами, наш сенсорный опыт во многом определяется значением, которое мы придаем стимулам. Описание продуктов питания и дегустация вин - это еще одна область, в которой важную роль могут играть идеалистические ассоциации между вкусом и другими модальностями, такими как форма. Эти семантико-подобные отношения играют роль в успешном маркетинге; название продукта должно соответствовать другим его характеристикам.

Значение для развития синестезии

Концепция идеастезии имеет значение для понимания того, как развивается синестезия у детей. Дети-синестетики могут ассоциировать конкретные чувственные переживания в первую очередь с абстрактными концепциями, с которыми им иначе трудно справиться. Таким образом, синестезия может использоваться как когнитивный инструмент, позволяющий справиться с абстрактностью учебных материалов, навязываемой образовательной системой, - также называемой «гипотезой семантического вакуума». Эта гипотеза объясняет, почему наиболее распространенными индукторами синестезии являются графемы и единицы времени - оба они относятся к первым по-настоящему абстрактным идеям, которые необходимо усвоить ребенку.

Значение для теории искусства

Концепция Идеастезия часто обсуждалась применительно к искусству, а также использовалась для формулирования психологической теории искусства. Согласно теории, мы считаем что-то произведением искусства, когда переживания, вызванные этим произведением, точно уравновешены семантикой, вызванной тем же произведением. Таким образом, произведение искусства заставляет нас и сильно думать, и сильно переживать. Более того, эти два фактора должны быть идеально сбалансированы таким образом, чтобы наиболее заметным стимулом или событием было то, что вызывает сильнейшие переживания (страх, радость,...) и самые сильные познания (воспоминания, воспоминания,...) - другими словами, идея хорошо сочетается с эстетикой.

Идеастезическая теория искусства может быть использована для психологических исследований эстетики. Это также может помочь объяснить классификационные споры об искусстве, поскольку его главный принцип заключается в том, что опыт искусства может быть только индивидуальным, в зависимости от уникальных знаний, опыта и истории человека. Не может быть общей классификации искусства, удовлетворительно применимой ко всем и каждому.

Нейрофизиология идеастезии

Идеастезия согласуется с теорией функционирования мозга, известной как практикумопоэз. Согласно этой теории, концепции не являются эмерджентным свойством высокоразвитых специализированных нейронных сетей в мозгу, как это обычно предполагается; скорее, концепции предлагаются как фундаментальные для очень адаптивных принципов, с помощью которых работают живые системы и мозг.

См. также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:29:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте