Под дрессировкой лошадей понимаются различные практики, которые учат лошадей выполнять определенные действия по команде человека. Лошади учат быть управляемым человеком для ежедневного ухода, а также для конноспортивных мероприятий из скачек в райттерапию для людей с ограниченными возможностями.
Исторически лошадей дрессировали для ведения войны, сельскохозяйственных работ, спорта и транспорта. Сегодня большая часть подготовки лошадей направлена на то, чтобы сделать лошадей полезными для различных развлекательных и спортивных занятий конным спортом. Лошадей также обучают для выполнения специализированных работ - от трюков в кино до действий полиции и борьбы с толпой, цирковых развлечений и психотерапии с использованием лошадей.
Существуют огромные разногласия по поводу различных методов тренировки лошадей и даже по поводу некоторых слов, используемых для описания этих методов. Некоторые приемы считаются жестокими; другие методы считаются более мягкими и гуманными. Однако подробное описание различных методик обучения выходит за рамки данной статьи, поэтому ниже описаны общие и базовые принципы. Смотрите также раздел этой статьи содержит ссылки на более конкретную информацию о различных школах и методах конского обучения.
Диапазон методов обучения и целей обучения велик, но основные концепции дрессировки животных применимы ко всем формам дрессировки лошадей. Первоначальная цель большинства видов дрессировки - создать лошадь, безопасную для людей (в большинстве случаев) и способную выполнять полезную задачу на благо людей.
Несколько конкретных соображений и некоторые базовые знания о поведении лошади помогают тренеру лошади быть эффективным независимо от того, какая школа или дисциплина выбрана:
Независимо от цели обучения, большинство лошадей проходят предсказуемую серию шагов на пути к тому, чтобы стать «законченными» животными для данной дисциплины.
Большинство молодых домашних лошадей обрабатываются при рождении или в течение первых нескольких дней жизни, хотя некоторые из них обрабатываются впервые только после отлучения от матери или матерей. Сторонники обращения с жеребятами с самого рождения иногда используют концепцию импринтинга, чтобы познакомить жеребенка в первые несколько дней и недель жизни со многими видами деятельности, которые они будут наблюдать на протяжении всей своей жизни. В течение нескольких часов после рождения запечатленный жеребенок будет иметь человеческое прикосновение ко всему телу, поднимать ноги и знакомить его с человеческими прикосновениями и голосом.
Другие могут оставить жеребенка в покое на первые несколько часов или дней, утверждая, что важнее позволить жеребенку привязаться к своей матери. Однако даже люди, не выступающие за импринтинг, часто по-прежнему придают большое значение обращению с жеребенком, пока он еще кормит грудью и слишком мал, чтобы легко одолеть человека. Поступая таким образом, жеребенок в идеале узнает, что люди не причинят ему вреда, но также что людей нужно уважать.
Лошадей, слишком молодых для того, чтобы на них можно было ездить, приучают принимать недоуздок, обучают основным навыкам, манерам и привыкают к человеческой деятельности. Некоторые, как этот годовалый, показаны в классах экстерьера.Хотя жеребенок еще слишком молод, чтобы на нем можно было ездить, он все же способен осваивать навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. К концу первого года жизни жеребенка он должен быть сломан недоуздком, что означает, что он позволяет надевать недоуздок на голову, и его научили руководить человеком на шагу и рыси, останавливаться по команде и стоять на привязи..
Молодая лошадь должна быть спокойной для основного ухода, а также для ветеринарной помощи, такой как вакцинация и дегельминтизация. Жеребенок нуждается в регулярном уходе за копытами, и его можно научить стоять, пока кузнец подбирает и подстригает его лапы. В идеале молодая лошадь должна овладеть всеми основными навыками, которые потребуются ей на протяжении всей жизни, в том числе: ловить с поля, загружать в прицеп для лошади и не бояться хлопающих или шумных предметов. Он также может подвергаться воздействию шума и волнений, связанных с обычной человеческой деятельностью, включая видение автомобилей, прослушивание радио и т. Д. Более продвинутые навыки, которым иногда обучают в первый год, включают в себя умение принимать одеяла, лежащие на них, стричь их электрическими машинками и принимать ванну с водой из шланга. Жеребенок может выучить базовые голосовые команды для старта и остановки, а иногда и научится подбирать ноги для показа на занятиях в руках или на занятиях по телосложению. Если эти задачи выполнены, молодая лошадь не будет бояться вещей, лежащих на ее спине, вокруг живота или во рту.
Некоторые люди, будь то из-за философии или просто из-за нехватки времени, не обращаются с жеребятами в значительной степени, пока они все еще кормят грудью, а ждут, пока жеребенок отлучается от матери, чтобы начать ломку недоуздка, и другие задачи по обучению лошади навыкам кормления. первый год. Аргумент в пользу мягкости и прерывания недоуздка при отъеме заключается в том, что молодая лошадь, находящаяся в кризисе из-за разлучения с матерью, с большей готовностью связывается с человеком при отъеме, чем на более позднем этапе своей жизни. Иногда основные задачи по уходу за лошадьми не выполняются в течение первого года, а выполняются, когда лошадь находится в годовалом возрасте. Однолетники крупнее и более непредсказуемы, чем отъемыши, к тому же их часто легко отвлечь, отчасти из-за первых признаков половой зрелости. Тем не менее, они все еще очень впечатлительны и, хотя и очень быстрые и подвижные, не в полной мере развиты взрослыми.
Более редкая, но не редкость даже в современном мире, когда молодых лошадей оставляют без присмотра до тех пор, пока они не станут достаточно взрослыми, чтобы на них можно было ездить, обычно в возрасте от двух до четырех лет, и завершают все наземные тренировки, а также подготовку к верховой езде. в то же время. Однако ждать, пока лошадь не станет взрослой, чтобы приступить к тренировкам, зачастую гораздо более рискованно для людей и требует значительно больших навыков, чтобы избежать травм.
После того, как молодую лошадь научат вести и освоить другие базовые навыки, лошадь может выполнять различные задачи по мере ее взросления, пока она еще слишком молода, чтобы на ней можно было ездить. Некоторые учебные заведения проводят большую работу с молодыми лошадьми в течение их годовалого и двухлетнего возраста, чтобы подготовить их к верховой езде, другие просто усиливают базовые уроки, которым преподают лошадь как жеребенка, и просто заставляют лошадь приучать ее к верховой езде. присутствие людей. Часто молодая лошадь не обладала всеми необходимыми базовыми навыками, описанными выше, и ее «подростковые» годы тратятся на изучение или повторное изучение основных уроков.
Молодые лошади обычно знакомятся с несколькими техниками наземной подготовки через некоторое время после того, как ей исполнится год, но до того, как на них начнут ездить. У всех лошадей обычно есть часть или вся эта земляная работа перед поездкой, хотя время, затрачиваемое на это, может варьироваться от часов до месяцев. В то время как жеребенка или годовалого детеныша можно познакомить с небольшими земельными работами, кости и суставы молодой лошади довольно мягкие и хрупкие. Таким образом, чтобы предотвратить травмы суставов и хрящей, интенсивная работа, особенно интенсивная работа в замкнутом круге (например, расширенное округление или удлинение ), должна подождать, пока лошади не исполнится как минимум два года. Общие методы наземной подготовки включают:
Лошадь не готова к езде, пока она не привыкнет ко всему снаряжению, которое ей необходимо носить, и не будет реагировать на основной голос, и обычно поводья, команды на трогание, остановку, поворот и смену походки.
В некоторых дисциплинах наземная работа также используется для развития определенных типов мышечной массы, а также для формирования определенного поведения. Когда работа на земле включает в себя как умственное, так и мышечное развитие, лошади может потребоваться значительно больше времени, чтобы быть готовой к езде, но сторонники этих методов утверждают, что дополнительное время на земле позволяет лошади продвигаться быстрее или с лучшими манерами. под седлом.
Возраст, в котором лошади впервые садятся на лошадей, или "поддержанный" (Великобритания), значительно варьируется в зависимости от породы и дисциплины. У многих чистокровных скаковых лошадей есть маленькие легкие наездники на спине уже осенью их годовалого возраста. Большинство пород лошадей, таких как американская четверть лошади, ездят верхом в возрасте двух лет. У большинства лошадей, используемых в упряжке, сначала ставят телегу за собой в возрасте двух лет, и даже некоторые лошади, которые не ездят до трехлетнего возраста, будут обучены тянуть легкую телегу в два года, чтобы научиться более дисциплинированно и помочь развить более сильные мускулы с меньшими затратами. стресс. Подавляющее большинство лошадей в разных дисциплинах и во всем мире впервые попадают в седло в возрасте трех лет. Однако некоторые породы с медленным взрослением, такие как липицан, не ездят верхом до четырехлетнего возраста.
Первый акт сесть на лошадь имеет множество названий, включая поддержку, ломку, оседлание и просто верховую езду. Существует много техник для ознакомления молодой лошади с наездником или с упряжи и телегой для вождения, но конечная цель всех методов состоит в том, чтобы лошадь спокойно и тихо позволяла всаднику сидеть на спине или позади нее в телеге и реагировать на основные команды, чтобы двигаться вперед, менять походку и скорость, останавливаться, разворачиваться и возвращаться.
В идеале молодая лошадь не будет бояться людей и будет рассматривать езду как еще один новый урок. Молодая лошадь, за которой правильно ухаживают, и которая хорошо проработана грунтом, редко вскакивает, встает на дыбы или убегает, когда на ней едут, даже в первый раз.
Для совершенствования дисциплинарного обучения могут потребоваться годы.Лошади, которых никогда не учили ездить верхом, могут учиться в любом возрасте, хотя для обучения более старых лошадей может потребоваться немного больше времени. Старшую лошадь, привыкшую к людям, но не имеющую ранее вредных привычек, легче посадить под седло, чем полностью одичавшую лошадь, пойманную «в дикой природе» на открытом воздухе во взрослом возрасте. Однако взрослую одичавшую лошадь легче обучить, чем одомашненное животное, которое ранее научилось неуважительно относиться к людям.
Существует множество философий и техник дрессировки лошадей, и их детали слишком обширны, чтобы описать их в одной статье. Кроме того, лошади имеют разное телосложение, спортивный потенциал, темперамент и характер, все это может влиять на то, какие техники используются. Для получения дополнительной информации о дрессировке лошадей и конкретных дисциплинах см. Библиографию и статьи ниже, которые охватывают многие концепции и различные школы мышления по обучению и обращению с лошадьми.