Гиллель Цейтлин (1871–1942) был писателем и поэтом на идиш и иврите. Ведущий еврейский журналист до Холокоста, он редактировал идишскую газету «Момент», а также занимался другой литературной деятельностью. Он был ведущим мыслителем движения «философского неохасидизма» до Второй мировой войны.
Родился в Могилевской губернии Российской Империи (ныне Гомельская область из Беларусь ) семье хасидов Хабад. Уже в детстве он был известен своим особенно острым и аналитическим умом. Когда Зейлтину исполнилось 15 лет, его отец умер, и он решил стать учителем иврита.
Его уход из мира ешивы познакомил его с трудами ученых Просвещение. Он начал всерьез изучать работы как еврейских философов (Маймонид, Герсонид, Спиноза и т. Д.), Так и не- Еврейские, такие как Шопенгауэр, Ницше и другие. В этот период своей жизни он начал подвергать сомнению свои религиозные убеждения и в конце концов сдвинулся в сторону секуляризма.
. После Первой мировой войны Цейтлин постепенно вернулся к традициям и стал руководить Православный образ жизни. Причина (-ы) такой резкой перемены в его жизни не совсем ясна, но, возможно, имела какое-то отношение к страданиям евреев во время войны. В любом случае, он перешел от трагического философского мировоззрения к мистическому и духовному. В то же время Цейтлин оставался независимым и нестандартным в своих убеждениях и действиях. Он, например, без колебаний восхвалял своего бывшего друга великого писателя и мыслителя Йосефа Хаима Бреннера, который был ярым секуляристом
Цейтлин цитировал широкий спектр хасидских источников, но не жил в хасидской общине и не отождествлял себя с определенной хасидской группой (хотя он действительно посетил нескольких известных хасидских ребе). Цейтлин стремился сохранить то, что он называл «сокровищем», лежащим в основе хасидского учения (которое, как он считал, было затемнено в его дни псевдоинтеллектуальными банальностями и чрезмерной заботой о внешнем виде), и сделать его доступным не только для евреев из других стран. его эпохи, но неевреям. Он считал, что основу хасидов составляют три «любви»: любовь к Богу, Торе и Израилю. Подобно тому, как его предполагаемая аудитория состояла из ассимилированных евреев и неевреев, он принял новые формулировки этой любви: «любовь к Торе» должна охватывать вдохновляющие произведения «светского» искусства и литературы, в то время как «любовь к Израилю» трансформируется. в «любовь к человечеству» (несмотря на то, что Израиль все равно будет считаться «первенцем Бога»). Религиозный идеал Цейтлина также содержал социалистический элемент: хасиды, которых он изображал, отказались бы воспользоваться преимуществами рабочих.
Цейтлин также сблизился с территориалистским движением и поддержал его "Предложение Уганды ". Цейтлин придерживался мнения, что невозможно поселиться в Палестине без устранения полумиллиона палестинских арабов, поэтому предложения сионистов потерпят неудачу. Он был практичным территориалистом, и его труды приобрели большую актуальность после печально известных погромов в Кишиневе и Гомеле.
, когда нацисты начал ликвидацию польских евреев в 1942 году, Зейтлину был 71 год. Он был убит нацистами в Варшавском гетто, когда держал книгу Зохар и был завернут в молитвенный платок и филактерии. Большая часть его семьи также была убита; единственным выжившим был его старший сын Аарон, который поселился в Нью-Йорке в 1939 году.
Его сыновья, Аарон Цейтлин (1898–1973) и (1900–1942) также были идишистами. писатели.