Груда - северноалбанское племя и историческое регион племен на юго-востоке Черногории, к северу от Скадарского озера, который включает небольшой городок Тузи в Подгорице. Его населяет большинство этнических албанцев.
Название происходит от славянского термина груда, означает «земля, дерн».
Груда - это исторический регион албанских племен в пределах Черногории, вдоль горной границы с Албанией, к востоку от Подгорицы. Он граничит с историческими племенными регионами Хоти и Келменди на юге и востоке (в Южной Черногории и Северной Албании) и славянскими регионами на севере.
Исторический регион племен Груда, описанный А. Йовичевичем (1923), включает следующие поселения:
В западной части Груды находится небольшая гора хребет Дечич / Дечик, а также река, которая протекает через Груду, разделяя Дечич / Дечик и деревню Сука, а также образуя границу между землями племени Груда и se of Kuči. Дечич / Дечич и Сука - самые большие горы в Груде.
В 1485 году Груда была записана как нахие в Османской администрации. В 1499 Хоти и Груда восстали против требований Османской империи о налогах и призывников. Он также участвовал в серии восстаний в 17 веке, часто вместе с малезийскими племенами.
В отчете Мариано Болидза от 1614 года и описании Санджак из Скутари, в Груде было 40 семей и 100 солдат. Старые Кучи постоянно конфликтовали со Старой Грудой; Кучи были сильнее, поэтому они украли скот у Груды, и если бы только один Кучи был убит в конфликтах, а несколько Груда, они наказали бы все племя. В 1658 году семь племен Кучи, Васоевичи, Братоножичи, Пипери, Клименти, Хоти и Груда объединились с Венецианской республикой, установив так называемый «семикратный баржак» или «аладж-баржак» против османов.
Груда оказалась в центре конфликта между Османской империей и Черногорией в течение 1880-х гг. В ходе переговоров о границе Италия в апреле 1880 года предложила Османской империи передать Черногории район Туз, в котором проживали в основном католики груда и хоти, что привело бы к разделению племен между обеими странами. Племена, затронутые переговорами, поклялись беса (клятва) сопротивляться любому сокращению их земель и разослали телеграммы в близлежащие регионы с просьбой о военной помощи. Порта настаивала, чтобы в грядущем договоре о уступке Ульциня Черногории Груда была оставлена албанцам. В то же время представитель Порте, Риза-паша, закрывал глаза на подготовку Албанской лиги к сопротивлению предстоящей черногорской оккупации.
Согласно барону Францу Нопсе, Груда был преимущественно католическое племя с населением ок. 7000 в 1907 году. Вынужденные разоружиться и под значительным давлением османов обратиться в ислам (и почти полвека не организовав крупных восстаний против османской власти) албанские горцы начали партизанский поход против оккупационных войск. Племя Груда сыграло важную роль в османском сопротивлении в регионе.
Горы к северо-востоку от Тузи помнят как место крупного восстания против османов в 1911 году, которое было одним из первых значительных шагов на пути к независимости Албании и, вероятно, самым выдающимся моментом сопротивление северных албанцев. В 1911 году под руководством Сокола Бачи албанские партизаны начали крупное наступление на стратегическую возвышенность горы Дечик. Утверждается, что войска потеряли около восьмидесяти человек, но в конечном итоге они победили и установили албанский флаг на гребне холма (впервые с 1469 года флаг был поднят в стране). Этот символический акт представлял собой главный признак упадка Османской империи на Балканах и укрепил репутацию Груды среди других этнических албанских племен. 23 июня 1911 года албанские соплеменники и другие революционеры собрались в Черногории и составили Меморандум о Грече, требующий албанских социально-политических и языковых прав, при этом четыре подписавших его лица были из Груды. В ходе более поздних переговоров с османами жителям племен была объявлена амнистия, и правительство пообещало построить от одной до двух начальных школ в нахие Груда и выплатить заработную плату закрепленным за ними учителям
.В 1913 году Великие державы на Лондонской конференции передали Груду и Хоти в Черногорию, тем самым отрезав их от остальной Албании и другие албанские горные племена. Весной 30 и 31 мая черногорские войска вторглись на территорию Груды, многие были убиты и ранены. В июле 1913 г. эмиссары принца Черногории Николы предложили вождям племен деньги и зерно, чтобы привлечь их в Черногорию, но те отказались. В ответ на черногорскую оккупацию Тузи в 1913 году Груда направил большую делегацию к вице-адмиралу сэру Сесилу Бёрни, чтобы передать ему свое решение не подчиняться Черногории. Пограничные стычки и боевые действия продолжались в течение следующих шести месяцев, и к 1914 году правительство Черногории объявило о военной оккупации Груды и Хоти. Большинство поселений в Груде были стерты с лица земли черногорской армией. Уцелевшее население около 700 семей из Груды и Хори бежало в Кастрати. Часть населения эмигрировала в 1914 году на равнину к северу от Шкодры, образовав поселок Груда-э-Ре (Новая Груда)
Город Тузи находится в восточной части Груды. Из 3789 жителей Тузи более 2000 - этнические албанцы, что, согласно переписи 2003 года, является самой большой концентрацией этнических албанцев в Малезии. За последние 30 лет наблюдался незначительный приток албанцев из окрестных деревень, которые хотели воспользоваться более высоким уровнем жизни и лучшей системой образования Тузи.
В поздний османский период племя Груда состояло из 225 католических и 225 мусульманских семей. В отличие от других албанских племен, практиковавших эндогамию путем смешанных браков внутри своей группы, груда разрешала браки с членами других племен. Племя Груда делится на два клана: Вуксангелай / Вуксангеличи и Беришай / Беришичи.
Согласно Андрии Йовичевичу, существуют разные версии относительно происхождения семьи Вуксангелай, из которых он приводит только три :
Семья Беришай происходит от человека по имени Прифтай. Прифтай был родом из Шале, который иммигрировал в Груду и поселился в деревне, которая теперь носит его имя - Прифти. Прибыв в Прифти, он обнаружил нескольких местных жителей из семьи Тихомир. Прифтай был католиком, а Тихомирцы - православными. Семья Тихомир позже переехала в Орахово в Кучи, оставив семью Беришай единственными жителями деревни.
Среди братств (vëllazëri) в деревне: Ивежай, Никай, Гьокай, Gjolaj, Sinishtaj, Kalaj, Lulgjuraj, Berishaj, Vuçinaj, Bojaj, Vulaj, Stanaj. Ниже перечислены обращенные в ислам перечисленных выше фамилий: Луланадж, Каджошадж, Бекадж, Кернадж, Пепадж, Хакшабанадж, Гиладж, Пекадж и Ферлучкай. Фамилии, найденные в Груде, включают:
Изначально Груда была полностью католической. Из-за присутствия османских турок многие семьи приняли ислам. В то время как католики составляют большинство в большинстве поселений в Груде, мусульмане составляют большинство в Аджовичах, Диноше и Милеше.
Церковь Груда (Kisha e Grudës), построенная в 1528 году и посвященная святому Михаилу, расположена в городе Милеш, не только культурной достопримечательностью Албании, ее строительство является наиболее точной датой, с которой Этнические албанцы, проживающие в этом районе, прослеживают свою родословную.
Франьо Люлджурадж, югославский чиновник, мэр Тузи Гьелош Гьокай Художник доктор Антон К. Бериша Академик
Координаты : 42 ° 24′N 19 ° 21′E / 42.400 ° N 19.350 ° E / 42.400; 19.350