В Дзогчен традиция тибетского буддизма земля (тибетский : གཞི, Wylie : gzhi; IAST : ашрая или стхана) это изначальное состояние. Это важный компонент традиции Дзогчен как для Бонпо, так и для Ньингмапа. Знание этой Земли называется ригпа.
Тибетский : གཞི, Wylie : gzhi среди других английских толкований переводится как «База», «Основа», «Основание» и «Основание бытия». Согласно Дуджому, первоначальный санскритский термин - āśraya (IAST ; санскритский деванагари: आश्रय; этимология : आ- √श्रि), но это также может быть стхана.
Сэм ван Шайк заявляет, что gzhi следует отличать от kun gzhi. В серии Seminal Heart проводится различие между kun gzhi, c.q. алая, «основа всего этого», сансарическая основа сознания, всех сансарных проявлений; и гжи, «нирваническая основа, известная как земля».
Согласно учениям Дзогчен, Земля или природа Будды имеет три качества :
(In Goodman Davidson 1992,) Герберт В. Гюнтер указывает, что эта Земля является одновременно статическим потенциалом и динамическим развертыванием. Они дают ориентированный на процесс перевод, чтобы избежать каких-либо эссенциалистских ассоциаций, поскольку
нго-бо (фактичность) не имеет ничего общего и даже не может быть сведено к (эссенциалистским) категориям субстанции и качества. ; [...] ранг-бжин (действительность) остается открытым пространственным измерением, вместо того, чтобы быть или превращаться в жесткую сущность, несмотря на то, что она является тем, чем она является; и что thugs-rje (резонанс) - это вневременная чувствительность и реакция, а не отдельная и узко ограниченная операция.
Тибетский буддистский ученый 19-20 веков Шечен Гьялцап Гьюрме Пема Намгьял рассматривает природу Будды как окончательную истина, нирвана, которая состоит из глубины, изначального мира и сияния:
природа будды безупречна. Это глубокая, безмятежная, необъяснимая таковость, несложное пространство светимости; не возникающий, непрекращающийся, изначальный мир, спонтанно присутствующая нирвана.
Существа попадают в ловушку сансары, не узнавая земли. Молитва Кунтузангпо из Гонпа Зангтал гласит:
С самого начала вы, существа, заблуждаетесь.
Потому что не познаете.
Осознание земли