Большая мечеть Танжера | |
---|---|
طنجة المسجد الأعظم | |
Вид на главный фасад мечети со стороны Рю де ла Марин. | |
Религия | |
Принадлежность | Ислам |
Покровитель | Мулай Слиман (и другие представители династии Алауитов ) |
Статус | активный |
Местоположение | |
Местоположение | Танжер, Марокко |
Географические координаты | 35 ° 45'58,14 "с.ш., 5 ° 49'25,14" Вт / 35,7661500 ° с.ш., 5,8236500 ° Вт / 35,7661500; -5,8236500 Координаты : 35 ° 45'58,14 ″ с.ш., 5 ° 49'25,14 ″ з.д. / 35,7661500 ° с.ш., 5,8236500 ° Вт / 35,7661500; -5.8236500 |
Архитектура | |
Тип | мечеть |
Стиль | Алауит, марокканец, мавритан |
Основатель | Али ибн Абдалла Эррифи |
Дата основания | 1684 год (на месте прежних религиозных построек) |
Завершено | 1817-1818 (нынешнее строение) |
Технические характеристики | |
Минарет (s) | 1 |
Материалы | кирпич, лепнина, дерево |
Большая мечеть Танжера - историческая главная мечеть (Пятничная мечеть ) в Танжере, Марокко, расположенном в старой медине города. Хотя нынешняя мечеть была построена в начале 19 века в период алауитов, на том же месте с античности.
Предполагается, что место мечети первоначально было местом римского храма, посвященного Гераклу, и римской церкви V века. Великая мечеть (Пятничная мечеть) была основана на этом месте во время династии Маринидов (13-15 вв.). Танжер часто осаждался европейскими войсками в 15 веке, пока не был окончательно завоеван португальцами в 1471 году. Португальцы немедленно превратили мечеть или перестроили это место в собор. В 1662 году Танжер был передан англичанам как часть приданого Екатерины Брагансской Карлу II. После многих лет под давлением атак местных мусульман моджахедов англичане эвакуировали Танжер в 1684 году, взорвав его укрепления перед тем, как уйти. султан Марокко в то время, Мулай Исмаил из династии алауитов, немедленно потребовал город и поддержал его мусульманское переселение (в том числе многих моджахедов, которые боролся против европейского присутствия). Мусульманские поселенцы немедленно попытались помолиться в соборе, который раньше был большой мечетью. Мулай Исмаил приказал новому губернатору Али ибн Абдалле Эррифи превратить здание в мечеть.
Новая мечеть, однако, была очень грубой, несмотря на то, что она была важным символом возвращения города к мусульманскому правлению. Мусульманские путешественники отмечали его плохие удобства. Сообщается, что султан Алауитов Мулай Слиман был настолько шокирован его состоянием, увидев его в 1815 году, что немедленно приказал полностью восстановить его. Ремесленники из-за пределов Танжера были привлечены, чтобы помочь с этой задачей, и реконструкция была завершена в 1817-1818 годах. Нынешний вид мечети в основном восходит к этой постройке. Последующие алауитские султаны продолжали украшать или восстанавливать мечеть, усиливая ее роль как символа важности правительства в отстаивании религиозной ортодоксии перед лицом других популярных форм религии, сосредоточенных вокруг суфийских марабутов. Наряду с хутбой, еженедельной пятничной проповедью, здесь также делались важные официальные объявления.
Мечеть также была центром общественной жизни и городской инфраструктуры. Он был расположен недалеко от Внутреннего рынка (ранее Римский Форум ), следуя образцу, обнаруженному в других марокканских и исламских городах, где наиболее важная или престижная коммерческая деятельность велась рядом с главной мечетью города. Через дорогу на юго-западной стороне мечети находился дом кади, или судьи, где слушались и разрешались судебные дела. Рядом с ним находился дом муваккита, хронометриста мечети (т.е. ответственного за точное определение времени молитв), который был соединен с самой мечетью надземным переходом между домом и минарет. Южнее на той же улице находились цистерна, маристан или больница, предназначенная для ухода за душевнобольными, и дом для омовения тел умерших (особенно для умерших иностранцев. далеко от дома, учитывая роль Танжера как порта). На северо-западной стороне мечети, через дорогу от главного входа, находилось медресе (школа), построенное в XVIII веке при султане Мухаммаде ибн 'Абдаллахе. Непосредственно к самой мечети, за ее юго-восточной стеной (стена кибла ), находились библиотека и погребальная мечеть (джама аль-гнаиз, где перед погребением тела совершались погребальные обряды). Некоторые из этих удобств управлялись и финансировались хабусом (или вакфом) мечети; то есть благотворительный фонд, в рамках которого мечеть получала доходы из различных источников на содержание и содержание связанных с ней учреждений.
За десятилетия до колониального правления и создания международного (европейского) режима, правившего Танжером (между 1924 и 1956 гг.), гражданское значение мечети снизилось, а финансовые активы ее жилища все чаще конфисковывались или использовались правительством. Под колониальным правлением все жилые заведения были сокращены и утратили свою роль в качестве агентов городского развития. Как и во многих других городах Северной Африки, Ville Nouvelle («Новый город») был основан за пределами старых городских стен и быстро перерос их, тем самым снизив статус старой medina (город, окруженный стеной) до относительно нежелательный и приходящий в упадок район, вместе с его главной мечетью.
Мохаммед V посетил мечеть 11 апреля 1947 года и произнес историческую речь в Садах Мендубии. Король Хасан II приказал расширить мечеть в 1962 году, расширив ее с юго-западной стороны. Мечеть была вновь отреставрирована в 2001 году по приказу Мухаммеда VI.
Мечеть сегодня расположена на улице де ла Марин, чуть ниже Petit Socco и выше морских стен Медины. Напротив мечети находится начальная школа, основанная националистами во времена французского протектората. Многие из старых пристроек к мечети уже исчезли или больше не служат своему первоначальному назначению. Сама мечеть все еще используется и поэтому закрыта для немусульман (как и большинство мечетей в Марокко). Через дорогу от мечети также находится общественный фонтан, украшенный изразцовой мозаикой внутри подковообразной арки с резными лепными очертаниями. Фонтан датируется концом 19 века и реставрировался в 1918 и 2003 годах.
Снаружи мечеть выделяется минаретом и входным порталом. Входной портал украшен типичными излучающими геометрическими орнаментами, зелеными цветами и деревянным навесом, в основном еще со времен Мулая Слимана. Минарет в западном углу мечети типичен для минаретов алауитской -эры, наследуя традиционную форму марокканской архитектуры минаретов. У него есть большой квадратный стержень, увенчанный зубцами и увенчанный меньшим второстепенным стержнем на его вершине. Его фасады украшены более геометрическими мотивами и глухими арками, обведенными белой лепниной. В отрицательном пространстве между лепными очертаниями поверхности покрыты зеленой плиткой или разноцветной изразцовой мозаикой.
Внутри мечети есть квадратный двор с центральным фонтаном, вокруг которого расположены закрытые галереи и главный молельный зал. Галереи и молельный зал, как и большинство марокканских мечетей, представляют собой внутренние гипостильные пространства, отмеченные рядами арок. Галереи к юго-западу и северо-востоку от внутреннего двора - это два прохода в глубину, а галерея на северо-западе (со стороны главного входа) - только в один ряд. Главный молитвенный зал, который простирается от двора к кибла (направление молитвы) и михраб (ниша, символизирующая направление молитвы), имеет три прохода в глубину. За стеной михраба в дальнем конце находятся несколько комнат, которые исторически использовались или до сих пор используются в качестве библиотеки, камеры имама и погребальной мечети (для проведения погребальных обрядов перед захоронением тела), доступ ко всем из которых осуществляется изнутри мечеть. Более новая пристройка к мечети, вероятно, с 1962 года, кажется, тянется от этого главного исторического здания к юго-западу.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Большой мечетью Танжера. |