Жильбер де ла Порре (после 1085 г. - 4 сентября 1154 г.), также известный как Жильбер де Пуатье, Гилберт Порретан или Пиктавиенсис, был схоластическим логиком и теологом.
Он родился в Пуатье и закончил там свое первое обучение. Затем он получил образование в Шартре у Бернара Шартрского, где он узнал различия между Аристотелем и Платоном, а затем в Лаоне у Ансельма Лаонского и Ральфа Лаонского, где он изучал библейские писания.. После образования он вернулся в Пуатье, где, как полагали, преподавал. Затем он вернулся в Шартр, чтобы преподавать логику и теологию и стал канцлером после Бернарда с 1126 по 1140 год. Мы знаем, что именно в Париже он читал лекции. Из отрывка из текста цистерцианца Эверарда «Диалог с Ратиусом и Эверардом» мы узнаем, что Гилберт был более популярен в Париже, чем в Шартре. Эверардус пишет, что он был четвертым, посетившим лекции Гилберта в Шартре, и трехсотым, посетившим в Париже. В Париже Иоанн Солсберийский посетил лекции Гилберта в 1141 году и находился под сильным их влиянием. Позже Джон Солсберийский стал канцлером Шартра, а также написал Гилберту: он преподавал грамматику и теологию, хлестал студента, который допустил грамматическую ошибку, если он считал, что студент тратит время на уроках, он предлагал им заняться приготовлением хлеба. и в последний раз, когда он читал лекции, он использовал философов, ораторов, а также поэтов, чтобы помочь интерпретировать.
Где-то в 1140-х годах Гилберт опубликовал свой комментарий к книге Боэция Opuscula Sacra. Хотя он был задуман как объяснение того, что имел в виду Боэций, он истолковал Святую Троицу таким образом, что это противоречило учениям церкви. В 1142 году Гилберт стал епископом Пуатье, и в том же году два архидьякона, Арно и Калон, осудили Гилберта за его идеи о Троице. Это было также в 1142 году, когда Гилберт занял место преподавателя в Шартре. К 1147 году в Париже Петр Ломбард атаковал Гильберта за его тринитарные убеждения. В 1148 году святой Бернар Клервоский, известный как великий обнаружитель ересей, привлек Гильберта к суду. Сенбернар раньше имел основания полагать, что Гилберт был еретиком, потому что, когда Абеляра судили и осудили, школа Шартра - где Гилберт был канцлером в тот момент - поддержала Абеляра. Папа Евгений III председательствовал на процессе. Во время суда Гилберта и Бернарда попросили рассказать и рассказать о конкретных библейских писаниях. Бернар, будучи далеко не таким сведущим, как Гилберт, не мог его осудить. Однако было решено, что, чтобы осчастливить церковь, Гилберту пришлось изменить части своей книги, которые не соответствовали официальной позиции о вере. Гилберт умер в 1154 году.
Гилберт - едва ли не единственный логик XII века, которого цитируют великие схоласты последующей эпохи. Liber sex Principiorum, приписываемый ему, но анонимного автора, был воспринят с почтением, почти равным Аристотелю, и послужил поводом для многочисленных комментаторов, среди которых Альберт Магнус. Благодаря известности этой работы, он упоминается Данте как Magister sex Principiorum. Сам трактат представляет собой обсуждение аристотелевских категорий, особенно шести подчиненных модусов. В десяти категориях автор выделяет два класса: один существенный, другой - производный. Существенными или наследственными (formae Inharentes) в самих объектах являются только субстанция, количество, качество и отношение в более строгом смысле этого термина. Остальные шесть, когда, где действие, страсть, позиция и привычка, относительны и подчинены (formae assistantes). Это предположение представляет некоторый интерес, но не представляет большой ценности ни для логики, ни для теории познания. Более важными в истории схоластики являются теологические последствия, к которым его привел реализм Гилберта.
В комментарии к трактату «De Trinitate» Боэция он исходит из метафизического представления о том, что чистое или абстрактное бытие по природе предшествует тому, что есть. Это чистое существо - Бог, и его следует отличать от известного нам триединого Бога. Бог непостижим, и категории не могут быть применены для определения его существования. В Боге нет различий или различий, тогда как во всех субстанциях или вещах есть двойственность, возникающая из элемента материи. Между чистым бытием и субстанциями стоят идеи или формы, которые существуют, хотя и не являются субстанциями. Эти формы, когда они материализованы, называются formae субстанции или formae nativae; они суть вещей и сами по себе не имеют отношения к случайностям вещей. Вещи временны, идеи вечны, Бог вечен. Чистую форму существования, посредством которой Бог есть Бог, следует отличать от трех личностей, которые являются Богом, через участие в этой форме. Форма или сущность - одно, лиц или субстанций - три. Это различие явно противоречит церковному принципу божественной простоты. Именно это различие между Deitas или Divinitas и Deus привело к осуждению доктрины Гилберта.
Латинский Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Гислеберт Порретанус |