Джордж Синкеллос или Синцелл (греч. : Γεώργιος Σύγκελλος; умер после 810 г.) был византийским летописцем и духовенством. Он прожил много лет в Палестине (вероятно, в Старой Лавре Святого Харитона или Соки, недалеко от Текоа) в качестве монаха, прежде чем приехать в Константинополь, где он был назначен синкеллос (буквально «сокамерник») Тарасию, патриарху Константинополя. Позже он удалился в монастырь, чтобы написать то, что должно было стать его великой работой, хроникой мировой истории, хронографией Эклоге (Ἐκλογὴ Χρονογραφίας) или выдержкой из хронографии. Согласно Анастасию Библиотекарию, Георгий «доблестно боролся с ересью [то есть иконоборчеством] и получил много наказаний от правителей, которые бунтовали против церковных обрядов», хотя точность утверждения вызывает сомнения
.Как синкелло, Георгий занимал высокое положение в церковном учреждении Константинополя. Эта должность не несла определенных обязанностей, но действующий президент обычно служил личным секретарем патриарха, а также мог использоваться Императором для ограничения перемещений и действий проблемного патриарха (как это было во время правления Константина 67). VI, когда несколько соратников Георгия поставили охранять патриарх Тарасий). Офис будет подарком императора ко времени Василия I, и, вероятно, так было раньше; как таковой, Джордж вполне мог быть обязан своим положением императрице Ирине. Многие синкеллои впоследствии стали Константинопольскими патриархами или епископами других епархий (например, коллега Георгия, Иоанн, еще один синкелло при патриархе Тарасии, который стал митрополитом епископом Сардским в 803 г.). Георгий, однако, не пошел по этому пути, а вместо этого удалился от мира, чтобы составить свою великую хронику. Похоже, что император Никифор I навлек на себя опалу Георгия примерно в то же время: в 808 году Никифор раскрыл заговор против него и наказал предполагаемых заговорщиков, среди которых были не только светские фигуры, но и святые. епископы, монахи и духовенство Великой Церкви, в том числе синкелло... люди высокой репутации и достойные уважения "; неизвестно, был ли рассматриваемый синкеллос самим Джорджем или его коллегой / преемником, но нападение на духовенство, в том числе на друзей и коллег Георгия, не вызвало бы у Георгия расположения императора, и предлагается в качестве мотивирующего фактора в "патологическом" ненависть "к Никифору I в летописи Феофана Исповедника Дата его смерти неизвестна; ссылка в его хронике ясно показывает, что он был все еще жив в 810 году, и иногда его описывают как умирающего в 811 году, но нет никаких доказательств этого, а текстовые свидетельства в Хрониках Феофана предполагают, что он был еще жив в 813 году.
Его хроника, как следует из названия, больше похожа на хронологическую таблицу с примечаниями, чем на историю. Следуя сирийским летописцам его родины, которые писали при его жизни во времена арабского правления во многом таким же образом, как и александрийцы Анниан и Панодор (монахи, писавшие около начало V века), Георгий использовал хронологические синхронные структуры Секста Юлия Африканского и Евсевия Кесарийского, выстраивая свои события строго по времени и называя их по годам что они и случилось. Следовательно, повествование рассматривается как вторичное по отношению к необходимости ссылаться на отношение каждого события к другим событиям, и как таковое постоянно прерывается длинными таблицами дат, настолько заметно, что Крумбахер описал его как «скорее великий исторический список [Geschichtstabelle] с добавленными пояснениями, чем универсальная история ». Джордж показывает себя стойким сторонником ортодоксии и цитирует греческих отцов, таких как Григорий Назианзен и Иоанн Златоуст. Но, несмотря на религиозный уклон, сухой и неинтересный характер, сохранившиеся в нем фрагменты античных писателей и апокрифические книги делают его особенно ценным. Например, значительная часть исходного текста Хроники Евсевия была восстановлена с помощью работы Георгия. Его главными авторитетами были Анниан Александрийский и Панодор Александрийский, благодаря которым Георгий приобрел большую часть своих знаний по истории Манефона ; Георгий также во многом полагался на Евсевия, Дексиппа и Секста Юлия Африканского.
. Летопись Георгия была продолжена после его смерти его другом Феофаном; На творчество Феофана во многом повлияло влияние Георгия, и последний, возможно, оказал большее влияние на Хроники Феофана, чем сам Феофан. Анастасий, папский библиотекарь, составил Historia tripartita на латинском из хроник Георгия Синцелла, Феофана Исповедника и Патриарха Никифора. Эта работа, написанная между 873 и 875 годами, распространила предпочтительные даты Джорджа для исторических событий на Западе. Тем временем на Востоке слава Георгия постепенно затмилась славой Феофана.