Григорий Назианзин

редактировать
Христианский святой, епископ и богослов 4-го века

Святой Григорий Назианзин
Gregor-Chora.jpg Икона Святого Григория Богослов. Фреска из Карие Ками, Стамбул, Турция
Богослов, Учитель Церкви, Великий Иерарх, Отец Каппадокии, Вселенский Учитель
РодилсяAD 329. Арианзум, Каппадокия
Умер25 Январь 390 (60–61 лет). Арианзум, Каппадокия
Почитаются вВосточной православной церкви. Восточное православие. Католическая церковь. Англиканская община. лютеранство
канонизация преконгрегация
майор святыня патриархальный собор святого георгия в фанар
праздник восточная православная церковь : (основной праздник). (Три великих иерарха ). Католическая Церковь : Общий римский календарь : 2 января. Общий римский календарь 1960 года : 9 мая. Англиканская община : 2 января. Лютеранская церковь : 10 января (LCMS ); 14 июня (ELCA )
Атрибуты Вложен как епископ, одет в омофор ; держит Евангелие или свиток. Иконографически он изображен лысеющим с густой белой бородой.
Григорий Богослов
St Gregorius Nazianzenus.jpg
Богословский труд
Эрасвятоотеческий век
ЯзыкГреческий язык
Традиции или движениеНикейское христианство. катафатическое богословие. Пневматология
Известные идеиТроица. гомоузия. единосущность. Теозис. Ипостась

Григорий Назианзин (Греческий : Γρηγόριος ὁ Ναζιανζηνός, Grēgorios ho Nazianzēnos; ок. 329-25 января 390), также известный как Григорий Богослов или Григорий Назианзен, был архиепископом Константинополя 4 века и богословом. Он широко считается наиболее опытным риторическим стилистом святоотеческой эпохи. Как оратор с классическим образованием и философ он вселил эллинизм в ухо ли церковь, устанавливая парадигму византийских богословов и церковных чиновников. Святой Григорий был святым покровителем средневековой Боснии до католического завоевания, когда его сменил Святой Григорий Великий.

Григорий оказал значительное влияние на облик тринитариев богословие среди греко- и латиноязычных богословов, и его помнят как «тринитарного богослова». Большая часть его богословских работ продолжает оказывать влияние на современных богословов, особенно в отношении отношений между тремя Лицами Троицы. Наряду с братьями Василием Великим и Григорием Нисским, он известен как один из каппадокийских отцов.

Григорий - святой в и восточное, и западное христианство. В Католической церкви он причислен к Докторам Церкви ; в Восточной Православной Церкви и Восточно-Католической Церкви он почитается как один из Трех Святителей вместе с Василием Великим и Иоанн Златоуст.

Он также является одним из трех мужчин в жизни Православной Церкви, официально названных "Богословом" по эпитету, двое других - святой Иоанн Богослов (Евангелист) и св. Симеон Новый Богослов.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы и образование
    • 1.2 Священство
    • 1.3 Епископат в Сасиме и Назианзине
    • 1.4 Григорий в Константинополе
    • 1.5 Второй Вселенский Собор и отставка к Назианзу
  • 2 Наследие
    • 2.1 Богословские и другие труды
    • 2.2 Влияние
    • 2.3 Реликвии
    • 2.4 Смерть
  • 3 Праздник
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы и образование

Григорий родился в греческой семье в семье Имение Кербела за пределами деревни Арианц, около Назианзуса, на юго-западе Каппадокии. Его родители, Грегори и Нонна, были богатыми землевладельцами. В 325 г. н.э. Нонна обратила своего мужа, гипсистариста, в христианство; Впоследствии он был рукоположен в епископа Назианза в 328 или 329 годах. Молодой Григорий и его брат Цезарий сначала учились дома у своего дяди Амфилохиоса. Григорий продолжал изучать продвинутую риторику и философию у Назианца, Кесарии, Александрии и Афин. По пути в Афины его корабль встретил сильный шторм, и перепуганный Григорий молился Христу, чтобы, если Он избавит его, он посвятил свою жизнь служению Ему. Находясь в Афинах, он подружился со своим однокурсником Василием Кесарийским, а также познакомился с Флавием Клавдием Юлианом, который позже стал императором, известным как Юлиан Отступник. В Афинах Григорий учился у известных риторов Гимерия и Проаэресия. По окончании обучения он непродолжительное время преподавал риторику в Афинах.

Священство

В 361 году Григорий вернулся в Назианз и был рукоположен в пресвитера по желанию своего отца, который хотел, чтобы он помогал в уходе за местными жителями. Христиане. Младший Григорий, который думал о монашеском существовании, возмущался решением отца заставить его выбирать между священническими службами и уединенным существованием, называя это «актом тирании». Выйдя из дома через несколько дней, он встретил своего друга Василия в Аннесое, где они жили как аскеты. Однако Василий призвал его вернуться домой, чтобы помочь отцу, что он и сделал в течение следующего года. Достигнув Назианзуса, Григорий обнаружил, что местная христианская община расколота из-за богословских разногласий, а его отца обвинили в ереси местные монахи. Грегори помог преодолеть раскол, сочетая личную дипломатию и ораторское искусство.

К этому времени император Юлиан публично объявил себя противником христианства. В ответ на отказ императора от христианской веры Григорий составил свои инвективы против Юлиана между 362 и 363 годами. Инвективы утверждают, что христианство победит несовершенных правителей, таких как Юлиан, через любовь и терпение. Этот процесс, описанный Григорием, является публичным проявлением процесса обожествления (теозис ), который ведет к духовному возвышению и мистическому единению с Богом. В конце 362 года Джулиан решил решительно преследовать Григория и других его христианских критиков; однако в следующем году император погиб во время похода против персов. После смерти императора Григорий и восточные церкви больше не находились под угрозой преследований, поскольку новый император Иовиан был признанным христианином и сторонником церкви.

Григорий потратил следующие несколько лет борьба с арианством, которая угрожала разделить область Каппадокии. В этой напряженной обстановке Григорий ходатайствовал за своего друга Василия перед епископом Кесарийским Евсевием (Мазака ). Затем двое друзей вступили в период тесного братского сотрудничества, участвуя в большом риторическом состязании церкви кесарева сечения, которое было ускорено прибытием опытных арианских богословов и риторов. В последующих публичных дебатах под председательством агентов Императора Валента Григорий и Василий вышли победителями. Этот успех подтвердил и Григорию, и Василию, что их будущее - в управлении Церковью. Василий, долгое время проявлявший склонность к епископству, был избран епископом кафедры Кесарии Каппадокийской в 370 году.

Епископатом в Сасиме и Назианзине

был рукоположен Григорий. Епископ Сасима в 372 г. Василием. Василий создал этот см., чтобы укрепить свою позицию в споре с Антимусом, епископом Тианы. Амбиции отца Григория добиться того, чтобы его сын поднялся в церковной иерархии, и настойчивость его друга Василия убедили Григория принять эту должность, несмотря на его оговорки. Позже Григорий будет называть свое епископское рукоположение навязанным ему волевым отцом и Василием. Описывая свое новое епископство, Григорий посетовал на то, что это была не что иное, как «ужасная маленькая дырявая дыра; ничтожная остановка для лошадей на главной дороге... лишенная воды, растительности или компании джентльменов... моя церковь Сасима! " Он не прилагал особых усилий для управления своей новой епархией, жаловавшись Василию, что он предпочитает вместо этого вести созерцательную жизнь.

К концу 372 года Григорий вернулся в Назианзус, чтобы помочь своему умирающему отцу в управлении его епархией. Это обострило его отношения с Бэзилом, который настоял на том, чтобы Грегори возобновил свой пост в Сасиме. Григорий возразил, что не собирался и дальше играть роль пешки в интересах Василия. Вместо этого он сосредоточил свое внимание на своих новых обязанностях в качестве коадьютора Назианзуса. Именно здесь Григорий произнес первую из своих великих епископских речей.

После смерти его матери и отца в 374 году Григорий продолжал управлять епархией Назианзина, но отказался называться епископом. Отдавая большую часть своего наследства нуждающимся, он вел суровый образ жизни. В конце 375 г. он удалился в монастырь в Селевкии, прожив там три года. Ближе к концу этого периода умер его друг Василий. Хотя здоровье Григория не позволяло ему присутствовать на похоронах, он написал сердечное письмо с соболезнованиями брату Василия Григорию Нисскому и сочинил двенадцать мемориальных стихов, посвященных памяти умершего друга. (Греческая антология, книга I эпиграмма 86 и книга VIII эпиграммы 2-11).

Григорий в Константинополе

После смерти императора Валента в 378 году воцарение Феодосия I, стойкого сторонника никейской ортодоксии, стало хорошей новостью для тех, кто хотел чтобы очистить Константинополь от ариан и аполлинариев господства. Изгнанная никейская партия постепенно вернулась в город. На смертном одре Василий напомнил им о способностях Григория и, вероятно, порекомендовал своему другу отстаивать дело Троицы в Константинополе.

В 379 году Антиохийский синод и его архиепископ Мелетий попросили Григория поехать в Константинополь, чтобы возглавить собрание. богословская кампания по привлечению этого города к никейскому православию. После долгих колебаний Грегори согласился. Его двоюродная сестра Феодосия предложила ему виллу для его резиденции; Григорий сразу же преобразовал большую его часть в церковь, назвав ее Анастасией «сценой воскресения веры». В этой маленькой часовне он произнес пять ярких бесед о никейском учении, объясняя природу Троицы и единство Божества. Опровергая отрицание Евномионом божественности Святого Духа, Григорий предложил следующий аргумент:

Взгляните на эти факты: Христос рожден, Святой Дух - Его Предтеча. Христос крестился, Дух свидетельствует об этом... Христос творит чудеса, Дух сопровождает их. Христос восходит, Дух занимает Его место. Какие великие вещи есть в идее Бога, что не в Его власти? Какие титулы, относящиеся к Богу, не применимы также к Нему, кроме Нерожденного и Рожденного? Я с трепетом думаю о таком обилии титулов и о том, сколько Имен они богохульствуют, о тех, кто восстает против Духа!

Проповеди Григория были хорошо приняты и привлекли к Анастасии постоянно растущие толпы. Опасаясь его популярности, его противники решили нанести удар. На бдении на Пасху в 379 г. арианская толпа ворвалась в его церковь во время богослужений, ранив Григория и убив другого епископа. Спасаясь от толпы, Григорий затем обнаружил, что его предал его бывший друг, философ Максим Киник. Максим, который был в тайном союзе с Петром, епископом Александрии, попытался захватить положение Григория и сам рукоположен в епископа Константинополя. Потрясенный, Грегори решил оставить свой пост, но верная ему фракция убедила его остаться и выгнала Максимуса. Этот эпизод смутил Григория и подверг его критике как провинциального простака, неспособного справиться с происками имперского города.

Дела в Константинополе оставались запутанными, поскольку положение Григория все еще оставалось неофициальным, а арианские священники все же занимали много места. важные церкви. Прибытие императора Феодосия в 380 г. уладило дело в пользу Григория. Император, решивший искоренить арианство, изгнал епископа Демофила. Впоследствии Григорий был возведен на престол Константинопольского епископа в Базилике Апостолов, заменив Демофила.

Второй Вселенский Собор и уход на покой Назианзу

Икона в византийском стиле с изображением Трех Святителей : (слева направо :) Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.

Феодосий хотел еще больше объединить всю империю на основе ортодоксальной позиции и решил созвать церковный совет для решения вопросов веры и дисциплины. Григорий придерживался того же мнения, желая объединить христианство. Весной 381 г. они созвали Второй Вселенский собор в Константинополе, на котором присутствовали 150 восточных епископов. После смерти председательствующего епископа Мелетия Антиохийского Григорий был избран руководить Собором. Надеясь примирить Запад с Востоком, он предложил признать Павлина патриархом Антиохии. Египетские и македонские епископы, поддержавшие рукоположение Максима, прибыли на Собор с опозданием. Оказавшись там, они отказались признать положение Григория как главы Константинопольской церкви, аргументируя это тем, что его перевод с престола Сасима был канонически незаконным.

Григорий был физически истощен и беспокоился, что теряет доверие со стороны священников. епископы и император. Вместо того чтобы настаивать на своем доводе и рисковать дальнейшим разделением, он решил уйти со своего поста: «Позвольте мне быть, как пророк Иона! Я был ответственен за шторм, но я пожертвовал собой ради спасения корабля. Возьмите меня и бросьте.... Я не был счастлив, когда взошел на трон, и с радостью хотел бы сойти с него ». Он шокировал Совет своей неожиданной отставкой, а затем произнес драматическую речь перед Феодосием с просьбой освободить его из своего кабинета. Император, тронутый его словами, аплодировал, похвалил его труд и подал в отставку. Совет попросил его явиться еще раз для прощального ритуала и праздничной речи. Григорий воспользовался этим случаем, чтобы произнести окончательное обращение (Ор. 42), а затем ушел.

Вернувшись на свою родину, Каппадокию, Григорий снова занял свой пост епископа Назианзина. Следующий год он провел, борясь с местными еретиками-аполлинариями и борясь с периодическими болезнями. Он также начал сочинять свою автобиографическую поэму De Vita Sua. К концу 383 г. он обнаружил, что его здоровье слишком слабое, чтобы справляться с епископскими обязанностями. Григорий поставил Евлалия епископом Назианца, а затем удалился в уединение Арианзума. Проведя шесть мирных лет на пенсии в своем семейном поместье, он умер 25 января 390 года.

Грегори на протяжении всей своей жизни стоял перед трудным выбором: учиться ли ему на ритора или философа? Будет ли монашеская жизнь более подходящей, чем общественное служение? Было ли лучше проложить собственный путь или следовать курсом, намеченным для него его отцом и Василием? Писания Григория освещают конфликты, которые его мучили и мотивировали. Биографы предполагают, что именно эта диалектика определила его, сформировала его характер и вдохновила его на поиск смысла и истины.

Наследие

Андрей Рублев, Григорий Богослов (1408), Успенский собор, Владимир.

Богословские и другие сочинения

Наиболее значительный богословский вклад Григория вызвал его защиту учения о Троице. Он особенно известен своим вкладом в область пневматологии, то есть теологии, касающейся природы Святого Духа. В этом отношении Григорий первым использовал идею процессии для описания взаимоотношений между Духом и Божеством: «Святой Дух есть истинный Дух, исходящий от Отца, но не по образцу Сына, ибо он не по рождению, а по шествиям, так как я должен придумать слово для ясности ". Хотя Григорий не полностью развивает эту концепцию, идея процессии будет формировать самые поздние мысли о Святом Духе.

Он подчеркнул, что Иисус не перестал быть Богом, когда стал человеком, и не потерял ничего. о его божественных качествах, когда он принял человеческую природу. Кроме того, Григорий утверждал, что Христос был полностью человеком, включая полноценную человеческую душу. Он также провозгласил вечность Святого Духа, сказав, что действия Святого Духа были в некоторой степени скрыты в Ветхом Завете, но стали намного яснее после вознесения Иисуса на Небеса и сошествия Святого Духа на праздник Пятидесятница.

В отличие от неоарианской веры в то, что Сын является anomoios, или "непохожим" на Отца, и с полуарианским утверждением, что Сын homoiousios, или «подобно» Отцу, Григорий и его товарищи-каппадокийцы придерживались никейской доктрины homoousia, или единосущности Сына с Отцом. Каппадокийские отцы утверждали, что природа Бога непознаваема для человека; помогли развить структуру ипостаси, или трех лиц, объединенных в одно Божество; проиллюстрировал, как Иисус является эйконом Отца; и объяснил концепцию теозиса, вера в то, что все христиане могут быть ассимилированы с Богом в «подражании воплощенному Сыну как божественному образцу».

Некоторые из богословских сочинений Грегори предполагают, что, как и его друг Григорий Нисский, он, возможно, поддерживал некоторую форму доктрины apocatastasis, веры в то, что Бог приведет все творение в гармонию с Царством Небесным. Это привело к тому, что некоторые христианские универсалисты конца XIX века , в частности, Дж. В. Хэнсон и Филип Шафф, чтобы описать богословие Грегори как универсалистское. Этого взгляда на Грегори придерживаются и некоторые современные теологи, такие как Джон Сакс, который сказал, что Грегори «склонялся» к апокатастазу, но «осторожным, недогматическим» образом. Однако неясно или общепризнанно, что Григорий придерживался доктрины апокатастасиса.

Помимо нескольких теологических дискурсов, Григорий также был одним из самых важных раннехристианских литераторов, очень опытным оратором, даже, возможно, один из величайших в свое время. Григорий также был очень плодовитым поэтом, написавшим богословские, моральные и биографические стихи. Книга VIII Греческой антологии содержит исключительно 254 его эпиграммы.

Влияние

Племянник Григория Нихобулос служил его литературным душеприказчиком, сохраняя и редактируя многие его сочинения. Его двоюродный брат Евлалий опубликовал несколько наиболее примечательных работ Григория в 391 году. К 400 году Руфиний начал переводить свои речи на латынь. Поскольку работы Григория распространялись по всей империи, они оказали влияние на богословскую мысль. Его речи были признаны авторитетными Первым Эфесским собором в 431 году. К 451 году он был назначен Теологом или Богословом Халкидонским собором - титул, которым не владеет никто, кроме Иоанн Апостол и Симеон Новый Богослов (949–1022 гг.). Его часто цитируют православные богословы, и он высоко ценится как защитник христианской веры. Его вклад в тринитарное богословие также имеет большое значение и часто цитируется в западных церквях. Поль Тиллих считает, что Григорий Назианзин «создал окончательные формулы учения о троице». Кроме того, Литургия святителя Григория Богослова, используемая Коптской церковью, названа в его честь.

Реликвии

После его кончины святитель Григорий был похоронен в Назианзине. Его мощи, состоящие из частей его тела и одежды, были перенесены в Константинополь в 950 году, в Церковь Святых Апостолов. Часть реликвий была вывезена из Константинополя крестоносцами во время Четвертого крестового похода в 1204 году и оказалась в Риме. 27 ноября 2004 г. эти реликвии вместе с реликвиями Иоанна Златоуста были возвращены в Константинополь Папой Иоанном Павлом II, при этом Ватикан сохранил небольшую часть. обоих. Мощи сейчас хранятся в Патриархальном Георгиевском соборе в Фанар.

Смерти

В течение шести лет жизни, оставшихся до После своего последнего ухода на пенсию на родину, Григорий написал большую часть своих многочисленных поэтических произведений. Сюда входит ценное автобиографическое стихотворение, состоящее почти из 2000 строк; около сотни других более коротких стихотворений, относящихся к его прошлой карьере; и большое количество эпитафий, эпиграмм и посланий известным людям той эпохи. Стихи, которые он написал, посвященные его личным делам, относятся к постоянной болезни и тяжелым страданиям (физическим и духовным), которые преследовали его в последние годы его жизни. На крошечном участке земли в Арианце все, что ему оставалось от его богатого наследия, было у фонтана, возле которого была тенистая прогулка. Григорий удалился сюда, чтобы провести дни отшельником. Именно в это время он решил писать богословские беседы и стихи как религиозного, так и автобиографического характера. Его время от времени навещали близкие друзья, а также навещали незнакомцы, которых привлекала его репутация святости и учености. Он умер около 25 января 390 года, хотя точная дата его смерти неизвестна.

День праздника

Восточная Православная Церковь и Восточно-католическая церкви отметьте два праздника в честь Григория. 25 января - его основной праздник; 30 января, известный как праздник Трех великих иерархов, поминает его вместе с Иоанном Златоустом и Василием Кесарийским. Католическая церковь отмечает его праздник 2 января. Англиканская церковь и Епископальная церковь США отмечают 2 января Святой День Святого Григория, «Малый праздник». Лютеранская церковь - Синод штата Миссури увековечивает память Григория, а также Василия Великого и Григория Нисского (каппадокийских отцов ) 10 января.. и Евангелическо-лютеранская церковь в Америке поминает Григория Назианзина вместе с его друзьями святым Василием Великим и святым Григорием Нисским 14 июня.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Григорием Назианзином.
Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: Григорием Назианзином
Викиисточник имеет оригинал работы, написанные или о:. Григорий Назианзус
Греческий Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Γρηγόριος Ναζιανζηνός
Названия Великой христианской церкви
, предшествовавшие. Демофилу или. Евагр ius Архиепископ Константинопольский. оспаривается Максимом. 379–381Преемником. Нектарием
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:27:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте