Женевская военно-морская конференция была конференцией, посвященной обсудить ограничение военно-морских вооружений, проведенное в Женеве, Швейцария, в 1927 году. Целью конференции было расширение существующих ограничений на военно-морское строительство, которые были согласованы в Вашингтоне Морской договор. Вашингтонский договор ограничивал постройку линкоров и авианосцев, но не ограничивал постройку крейсеров, эсминцев или подводные лодки.
В феврале 1927 года президент Кальвин Кулидж призвал большую пятерку держав встретиться в Женеве, чтобы противостоять проблеме морского соперничества, в результате обсуждений об ограничениях военно-морских вооружений на встречах Лиги Наций по разоружению. Великобритания и Япония приняли приглашение, но Франция и Италия (другие страны, подписавшие Вашингтонский договор) отказались.
Вашингтонский договор определил соотношение силы 5: 5: 3: 1,75: 1,75 крупных кораблей (линкоров и линейных крейсеров) между Великобританией, США, Японией, Францией и Италией соответственно. США стремились использовать Женевскую конференцию, чтобы распространить это соотношение на более мелкие суда, разрешив и Великобритании, и себе крейсеры с общим водоизмещением 300 000 тонн, а японцы разрешили 180 000 тонн. В то же время США хотели избежать дальнейших ограничений на размер отдельных кораблей.
Согласно Вашингтонскому договору, каждой стране было разрешено строить крейсеры водоизмещением до 10 000 тонн. с 8-дюймовыми пушками. На практике это тоже стало минимальной цифрой: военно-морские силы соревновались в проектировании крейсеров водоизмещением ровно 10 000 тонн. Позиция США на переговорах, по которой они не желали идти на компромисс, заключалась в плане строительства 25 тяжелых крейсеров водоизмещением 10 000 тонн (общее количество 250 000 тонн).
Великобритания, напротив, была готова принять паритет с США. в своем крейсерском флоте, пока Королевский флот был в состоянии поддерживать очень большие крейсерские силы, в случае необходимости меньшие и более дешевые корабли, что, по его мнению, было необходимо для защиты длинных торговых путей и имперских обязательств Британской империи. Великобритания предложила снизить предел в 10 000 тонн и 8 дюймов для вновь построенных крейсеров. Британцы подсчитали, что им необходимо 70 крейсеров общим водоизмещением 560 000 тонн (т.е. в среднем по 8 000 тонн каждый), что почти вдвое превышает общий тоннаж американского предложения.
Основная проблема японцев заключалась в том, чтобы избежать повторения 5: 5: 3 соотношение. Японский военно-морской штаб считал, что флот на 70% больше, чем у США, - это минимум, необходимый для победы в войне против США. Поскольку 70% -ное соотношение не было достигнуто для линкоров, было особенно важно сохранить его для крейсеров. Однако, поскольку британская и американская делегации не смогли прийти к соглашению, возражения Японии не имели решающего значения для провала саммита.
В конце концов, участникам конференции не удалось прийти к обязывающему соглашению о распределении военно-морского тоннажа.
Вопрос об ограничении тоннажа крейсера был снова поднят на Лондонской военно-морской конференции 1930 года, результатом которой стало Лондонское военно-морское соглашение. Лондонская конференция преуспела там, где потерпела поражение Женева: США было разрешено большее количество тяжелых крейсеров, чем Великобритании, но Великобритании было разрешено большее количество легких крейсеров. Соглашение было достигнуто отчасти потому, что британская и американская делегации признали большую общую заинтересованность и необходимость сокращения государственных расходов в результате краха Уолл-стрит в 1929 году. Эти события сосредоточили умы на необходимости достижения соглашения.