Гендерная археология - метод изучения прошлых обществ через их материальная культура путем тщательного изучения социальной конструкции гендерной идентичности и отношений. Сама гендерная археология основана на идее, что почти все люди естественным образом рождены от биологического пола (обычно мужчины или женщины, хотя также интерсекс ).
Гендерные археологи изучают относительное положение в обществе мужчин, женщин и детей, выявляя и изучая различия в силе и авторитете, которыми они владели, как они проявляются в материале (и скелете) остается. Эти различия могут сохраняться в физических записях, хотя они не всегда очевидны сразу и часто открыты для интерпретации. Отношения между полами могут также определять отношения между другими социальными группами, такими как семьи, разные классы, возрасты и религии.
Феминистская теория в гендерной археологии представила новую перспективу и внесла некоторые предубеждения в общую археологическую теорию. Эта новая перспектива, которая была сосредоточена на феминистской точке зрения в археологии, была инициирована быстрой эволюцией в 20-м веке взглядов западных обществ и их интерпретации гендера. Развитие этой точки зрения началось с конца 1960-х гг. феминистского движения.
археолог Брюс Триггер отметил, что гендерная археология отличается от других вариантов дисциплины, которые развивались примерно в то же время, таких как рабочий класс. археология, археология коренных народов и общинная археология в том смысле, что «вместо того, чтобы просто представлять альтернативный фокус исследования, она зарекомендовала себя как необходимая и неотъемлемая часть всех других археологий».
феминистская теория гендерной археологии дала археологам новый взгляд на прошлое. Эта современная структура теоретической перспективы обратилась ко многим патриархальным предубеждениям, привитым к интерпретации и раскопкам прошлой археологии. Современные методы «рассматривают гендер как процесс, а не как вещь». Новые гендерные исследования внесли предубеждения в археологическую теорию. Предполагается, что это смещение фокуса связано с увеличением числа женщин в археологической сфере и с изменением социальной интерпретации гендера. Женщины-археологи начали в последние двадцать лет, сосредоточив внимание на том, что гендерные роли наших предков не представлены правильно, а также гендерные роли не были такими жесткими, как когда-то считалось. Теория подтверждает, что предыдущие археологи не были способны различать пол и пол наших предков. Из-за отсутствия технологий ученые делали предположения по множеству тем, включая разделение труда между полами и прошлые взгляды общества на сексуальную анатомию и желания. Это вызвало пробел в нашем понимании прошлых социальных структур. Гендерная археология продвигает теории, которые учитывают гендер, беспристрастны и основаны на фактах.
Раньше археология была областью, в которой преобладали мужчины, что препятствовало гендерным исследованиям. Но в последние несколько десятилетий с подъемом 2-го феминистского движения студентки-археологи начали отвергать прежние предположения о гендере и опыте прошлого, потому что они считали, что эти предположения искажают восприятие общества. Постоянное феминистское движение, начавшееся в конце 1960-х годов, вызвало концепцию современного феминизированного взгляда на археологию. Студентов-археологов не удовлетворила ограниченность доступной информации о прошлых ролях и опыте женщин, а также предположения, которые делались десятилетиями. Поэтому они решили использовать новые технологии и исследовать, как жили женщины в прошлом. Начал сосредотачиваться на различии между сексуальностью и полом и важности интерсекциональности. Маргарет Конки и Джанет Д. Спектор (1984) считаются первыми в мире. Англо-американское поле для изучения применения феминистских подходов и идей к археологической практике и теории. Однако скандинавские, а особенно норвежские археологи уже в начале семидесятых начали следовать процессуальному рецепту изучения гендерных отношений как в рамках (до) истории, так и в самой профессии. В результате был проведен семинар «Все ли они мужчины?» организованный Норвежской археологической ассоциацией в 1979 году, и специальный журнал для феминистских и гендерных исследований в археологии; K.A.N. Квиннер и Аркеологи и Норвегия [пер. Женщины в археологии в Норвегии], публиковавшаяся с 1985 по 2005 год.
Хотя новый феминизированный взгляд на археологию обратил внимание на пагубные предубеждения в анализе прошлых обществ и добился прогресса в изучении гендера., феминистская теория породила новую серию критических замечаний в отношении археологических исследований. Некоторые археологи открыто критикуют гендерную археологию. Одним из виновных был Пол Бан, который в 1992 году опубликовал заявление, в котором говорилось, что:
Утверждалось, что гендер не наследуется генетически, а является процессом структурирования субъективностей, тогда как пол биологически детерминирован и статичен (Claassen 1992, Gilchrist 1991, Nelson 1997). Однако для некоторых профессионалов в этой области секс не является «той основой, на которой культура определяет гендер» (Morris 1995, 568-569), и «среди методов, используемых для определения пола скелетов, были выявлены предубеждения по признаку пола... скелет неизвестного пола, это культурный акт »(Claassen 1992, 4), указывая на более заметные культурные предубеждения в области археологии. Эти философские принципы делают западные биологические антропологические методы определения пола окаменелостей непригодными для межкультурных исследований, учитывая, что не одни и те же физические характеристики используются всеми культурами для определения пола человека. Такой подход к сексуальной текучести, означающий, что секс не является кросс-культурным понятием и в основном определяется культурой, был подорван широким применением анализа ДНК к останкам скелетов в западной археологии. Выводы, сделанные из таких исследований, выполненных западными археологами, будут основаны на их культурных влияниях и концепциях пола, биологии и ДНК.
Надеясь, что анализ как материальной культуры, так и этнографические исследования древнего общества даст более ясную картину роли, которую гендер играет / играет в этом обществе, археологи используют более разнообразные типы данных и включают другие аспекты собранные данные, которые они не включали ранее. В гендерных исследованиях часто анализировались как мужчины, так и женщины (Gilchrist 1991, Leick 2003), однако недавние полевые исследования поставили под сомнение понятие этой конкретной дихотомии мужчины и женщины, расширив категории, включив в них третий или четвертый пол. исследуются некоторые незападные общества (Herdt 1994, Hollimon 1997). Другой способ, которым полевые исследования бросили вызов обычному изучению гендерной археологии, - это анализ большего количества материальной культуры, такой как объекты, виды деятельности и пространственное расположение в ландшафте (Nelson 1997).
.