Франц Игнац Данци (15 июня 1763 - 13 апреля 1826) был Немецкий виолончелист, композитор и дирижер, сын итальянского виолончелиста Инноченца Данци (1730 –98) и брат известной певицы Францеска Данци. Родившийся в Шветцингене, Франц Данци работал в Мангейме, Мюнхене, Штутгарте и Карлсруэ, где и умер.
Данци жил в важный период в истории европейской концертной музыки. Его карьера, охватывающая переход от позднего классического к раннему романтическому стилям, совпала с возникновением большей части музыки, которая живет в наших концертных залах и знакома современной публике классической музыки. В молодости он знал Вольфганга Амадея Моцарта, которого почитал; он был современником Людвига ван Бетховена, к которому он, как и многие представители его поколения, испытывал сильные, но смешанные чувства; и он был наставником молодого Карла Марии фон Вебера, музыку которого он уважал и продвигал.
Родился в Шветцинген и вырос в Мангейме, Данци учился у своего отца и у Георга Йозефа Фоглера, прежде чем он присоединился к превосходному оркестру Курфюрст Карл Теодор в 1778 году подростком. В 1780 году в Мангейме было опубликовано первое его сочинение для деревянных духовых инструментов. Его отец, главный виолончелист оркестра, получил похвалу от Моцарта за игру на премьере Идоменей. Данци остался в Мангейме, который стал более провинциальным, когда Карл Теодор перенес свой двор в Мюнхен в 1778 году. После ученичества в небольшом театральном оркестре, оставленном в Мангейме, он вернулся в главный двор Мюнхена в качестве главного виолончелиста. - заняв положение своего отца - в 1784 году.
В 1790 году он женился на певице и композиторе Марии Маргарет Маршан, с которой он путешествовал с оперной труппой в Лейпциг, Прагу, Венецию и Флоренцию..
К 1798 году, снова в Мюнхене, он дослужился до должности помощника Капельмейстера в одном из важнейших музыкальных центров Европы, но в 1807 году, разочаровавшись в обращении с ним в При дворе и отчаявшись в дальнейшем продвижении, он покинул Мюнхен, чтобы быть капельмейстером в меньшем и менее важном Штутгарте дворе нового короля Вюртемберга, Фридриха I. Через пять лет он снова переехал в Карлсруэ, где провел последние годы своей жизни в Королевской консерватории, изо всех сил пытаясь поднять скромный придворный музыкальный истеблишмент до респектабельности.
Сегодня он известен главным образом своими квинтетами деревянных духовых инструментов, в которых он по праву гордился идиоматическим обращением с отдельными инструментами. Он сочинял большинство основных жанров того времени, включая оперу, церковную музыку, оркестровые произведения и многие разновидности камерной музыки. Он был первоклассным виолончелистом, а также сознательным и, судя по всему, эффективным руководителем и дирижером оркестра.
Франческа Лебрен (1756–1791), певица и композитор, была сестрой Франца Данци.
В Шветцинген городской концертный зал был переименован в его честь в 2005 году.
Среди его сочинений:
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Францем Данци. |