Франс Люкс | |
---|---|
Автопортрет | |
Родился | до 17 апреля 1604 года, Антверпен |
Умер | 1 мая 1668 (1668-05-01) (64 года), Вена |
Национальность | Фламандский |
Франс Люикс или Франс Люкс (до 17 апреля 1604 - 1 мая 1668) был фламандским художником, который стал ведущий портретный живописец при императорском дворе императора Фердинанда III в Вене. Он наиболее известен своими портретами семьи Императора и различных членов Габсбургеров, включая их австрийскую и испанскую ветви.
Франс Люикс крестился 17 апреля 1604 года в соборе Антверпена. Его отец, Адам Люкс, был торговцем шелковой тканью, а его матерью была Джоанна (или Джоанна) де Расьер. В 1618 году он стал учеником в мастерской Ремакеля Сины (также известного как Remacules Quina). Он был принят в качестве мастера в Антверпенскую гильдию Святого Луки в 1620 году. Затем он присоединился к мастерской ведущего антверпенского мастера Питера Пауля Рубенса.
эрцгерцога Карла Джозефа с щенками и какаду в полтора возрастаВ 1635 году Люк был в Риме, где он смог установить контакты с высшими клерикальными кругами, а также, вероятно, с австрийской ветвью Дома Габсбургов. Его контактам с императорской семьей, возможно, также способствовал его брат Герхард, который был придворным при венском дворе и занимал должность «bohmischer Kammerrat». Его младший брат Антоний был высокопоставленным клириком в Св. Стефана в Вене, а также учителя эрцгерцогини Марианы Австрийской. С начала 1638 года он стал придворным художником новоназначенного императора Фердинанда III. Ему платили приличную зарплату и он поселился в Вене.
Элеонора Гонзага в роли Дианы, святая императрица, третья жена Фердинанда IIIЛуйкс также имела контакты со двором Речи Посполитой монарх, Владислав IV Ваза начиная с 1637 года, как подтверждается в записях, хранящихся в Стокгольме (его имя пишется как Люкс). Польский король, вероятно, посетил ателье художника во время своего визита в Вену в 1638 году. В поселении 1640 года говорится о плате польским агентом в Вене «художнику Лейчу за три изображения». До 1643 г. польский князь Иоанн Казимир Ваза воспользовался его услугами для украшения своей резиденции в Непоренте. Среди польских придворных комиссий - портреты Владислава IV и его жены Сесилии Ренаты Австрийской (Вилянувский дворец в Варшаве, Художественный музей в Лодзи, Художественно-исторический музей в Вене и Старая пинакотека в Мюнхене) и портрет короля Владислава Локтевого, вероятно, из цикла, утерянного во время Второй мировой войны (Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене).
Возможно, Люкс путешествовал в 1640 году. Считается, что он был облагорожен вместе со своими двумя братьями около 1642 года. Люкса называли 'фон Luxenstein 'с того времени. Около 1643 года у него были ученики или помощники в мастерской. В том году умерла его первая жена. В следующем году он женился на 24-летней Элеоноре Клауренс, которая, вероятно, была матерью его троих детей. Первый сын родился в 1645 году. Его вторая жена умерла во время родов в 1651 году.
Портрет Рудольфа фон КоллоредоВ период 1648–1650 Люккс, вероятно, путешествовал по дворам выборщиков, чтобы рисуют свои портреты. В 1652 году он отправился в свой родной город Антверпен, чтобы получить свидетельство о законном рождении и хорошем поведении. В следующем году он вернулся в Австрию, вероятно, посетив Прагу на обратном пути. 14 июня 1654 года Люикс женился в третий раз. Его невесту звали Ева Розина Оттин. Пара получила свадебный подарок от императора. После смерти императора Фердинанда III Люккс был утвержден в своем статусе придворного художника. Новый император Леопольд I, однако, не пользовался такими услугами Люккса, как бывший император.
эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский, который вернулся в Австрию после службы в качестве губернатора Испанские Нидерланды с 1647 по 1656 год стали его покровителями. Люкс сопровождал эрцгерцога в его путешествиях и останавливался с ним в Лайбахе после того, как эрцгерцог заболел камнями в почках.
Художник умер в своей резиденции в Вене 1 мая 1668 года.
Франс Люкс начал свою карьеру историческим художником. Его ранние работы были сосредоточены на изображении исторических предметов и рассказов из Нового Завета. В этих произведениях очевидно влияние исторической живописи Рубенса . Однако он отказался от этих предметов вскоре после своего первого назначения придворным художником. Он заработал свою репутацию многочисленными портретами королевских семей и членов дворов Габсбургов, особенно в Вене. Эти работы сыграли ту же роль, что и работы его соотечественника и близкого к современнику Юстуса Сустерманса во Флоренции. В отличие от последнего, Люккса больше интересовало качество падающих тканей и драпировок.
Его работа страдала от потери качества из-за непрерывного повторения моделей, которые стали стереотипными. В его венском придворном стиле чувствуется влияние Италии и Испании. В его композициях прослеживается четкая связь с портретами Диего Веласкеса. Люкс использовал позы, похожие на позы Веласкеса в некоторых своих картинах; Об этом свидетельствуют семь портретов его руки в Museo del Prado.