Франсиско Пареха

редактировать

Франсиско Пареха (ок. 1570 - 25 января 1628 г.) был францисканским миссионером в Испанская Флорида, где он в первую очередь работал в Сан-Хуан-дель-Пуэрто. Испанец стал представителем францисканской общины при испанском и колониальном правительствах, был лидером среди миссионеров и служил хранителем общины во Флориде. После того, как францисканская организация была преобразована в провинцию, Пареха был избран его товарищами-миссионерами в качестве провинциального в 1616 году.

Его первостепенное историческое значение было как лингвиста : он разработал первый система письма для языка американских индейцев тимукуа. В 1612 году он опубликовал первую книгу на коренном языке Соединенных Штатов, катехизис на испанском и тимукуа. С 1612 по 1627 год он опубликовал еще восемь работ на испанском и тимукуа для своих братьев-учителей; шесть его работ сохранились. Он научил тимукуанцев читать и писать за шесть месяцев.

Первая церковь на территории нынешних Соединенных Штатов была основана в Сент-Огастине, штат Флорида, братом Франсиско де Пареха в 1560 году, но еще полвека назад в Америке было много испанских церквей.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
    • 2.1 Разработка письменного Timucuan
  • 3 Работы
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Ранняя жизнь

Пареха, вероятно, родился в Ауньоне в Толедской епархии, Испания ; дата его рождения неизвестна. Он бы там учился в школе и семинарии.

Карьера

Пареха отправился во Флориду в 1595 году вместе с одиннадцатью другими францисканцами, назначенными испанским правительством для организации миссий среди коренных американцев. Это была третья попытка Испании установить миссии. Братья следили за ранее неудачными попытками миссионеров-иезуитов, один из которых был замучен; остальные вернулись в Испанию. Группа из 13 францисканцев прибыла в St. Августин в 1587 году. В течение пяти лет большинство францисканцев были разочарованы отсутствием прогресса и уехали.

Пареха работал миссионером на восточном побережье полуострова., в частности, в Сан-Хуан-дель-Пуэрто, доктрина (миссия), учрежденная францисканцами в 1587 году в главной деревне Сатурива вождества этой области. У людей было интенсивное земледелие, охота и рыболовство, а также развитое правительство.

Францисканцы создали многоуровневую организацию с доктриной в качестве основы, где местный монах проповедовал христианство. Другие места, называемые визитами, были основаны в более отдаленных деревнях, которые местный монах посещал по воскресеньям и в праздничные дни. Вся группа монахов, связанных с доктриной, называлась кастодиа, а возглавляемая одним из них - кастоди. К 1602 году доктрина Сан-Хуан-дель-Пуэрто создала девять связанных визитов.

Доктрина Парехи находилась на современном острове Форт-Джордж около устья Св. Ривер Джонс на территории нынешнего Джексонвилля. Касик или вождь правил деревней Тимукуан, которая была связана с Сан-Хуан-дель-Пуэрто; люди говорили на диалекте мокама. В 1603 году Сатурива, которую испанцы назвали Марией, была cacica; на следующий год она сказала испанцам, что ее народ доволен отцом Парехой. Возможно, она правила до 1620-х годов.

Пареджа добился некоторого успеха с Сатурива; в 1602 г. у него было 500 христиан. Почти это число было подтверждено во время визита в 1606 году епископа Альтамирано, включая Качику Марию и пять ее подчиненных касиков из этого района.

Развитие письменного тимукуана

В своем наиболее значительном достижении Пареджа разработал форма письменного языка для Тимукуа. Его катехизис на испанском и тимукуа, опубликованный в 1612 году, был первой книгой, написанной на местном языке Соединенных Штатов. В течение 1627 г. он опубликовал еще несколько работ на обоих языках. Благодаря его книгам и учениям и мужчины, и женщины Тимукуа научились читать и писать менее чем за шесть месяцев. Они могли писать друг другу письма на своем родном языке. Его работы были распространены среди других францисканцев и позволили им научить Тимукуа грамоте и христианству. С двадцатого века его работы также изучаются для понимания этнографии коренных народов.

Пареха также работал в миссии Сан-Педро-де-Мокама на острове Камберленд (ныне Джорджия ), где он служил Такатакуру, другой группе, говорящей на языке мокама. Он был там во время восстания Гуале в 1597 году. Позже он стал опекуном или офицером монастыря Непорочного зачатия в Св. Августине. С 1609 по 1612 год он служил хранителем францисканцев во Флориде.

Когда францисканская церковная организация во Флориде и на Кубе была возведена в ранг провинции (provincia), названной Санта-Елена-де-Флорида, Пареха был избран провинцией в 1616 году своими собратьями-францисканцами. Стремясь получить дополнительную финансовую поддержку от францисканцев, он написал колониальному правительству, которое, казалось, одобряло солдат: «Мы те, кто несет бремя и жар, и мы те, кто покоряет и завоевывает землю». Последней современной записью о нем была ссылка одного францисканца на его работу во Флориде в книге, опубликованной в 1627 году.

В своей последней публикации Пареха присоединился к провинции Святого Евангелия в Мексике. Он умер в Мексике в 1628 году.

Работы

Пареха известен тем, что опубликовал первые книги на языке местного племени (Тимукуа ) в настоящее время - день США. Он опубликовал несколько работ между 1612 и 1627 годами на тимукуа и испанском языках, хотя некоторые из них были утеряны. Его сохранившиеся работы:

  • Catecismo En lengua Castellana y Timuquana (Мексика, 1612)
  • Catecismo y Breve Exposición de la Doctrina Cristiana "(Мексика, 1612 г.)
  • Confessionario En lengua Castellana y Timuquana Con algunos consjos para animar al penitente (Мексика, 1613)
  • Gramatica de la lengua Timuquana de Florida (Мексика, 1614)
  • Catecismo de la Doctrina Cristiana En lengua Timuquana (Мексика, 1627)
  • Catecismo y Examen para los que Comulgan, En lengua Castellana y Timuquana (Мексика, 1627 г.)

Кроме того, было известно, что он опубликовал два других религиозных произведения и составил словарь, который не сохранился.

Ссылки
Источники
  • Эми Тернер Бушнелл, Ситуадо и Сабана: Испанская система поддержки Президио и миссионерских провинций Флориды, Нью-Йорк: Антропологические документы Американского музея естественной истории, 1994
  • Майкл В. Гэннон, Крест на песке: Ранняя католическая церковь во Флориде, 1513-1870, Гейнсвилл, Флорида: Univ ersity Press of Florida, 1965
  • Юджин Лайон, Предприятие Флориды: Педро Менендес де Авилес и испанское завоевание 1565-1568 годов, Гейнсвилл, Флорида: University Press of Florida, 1976
Дополнительная литература
  • Barcia, Ensayo Cronológico (Мадрид, 1723)
  • Vetancurt, Menologia (Мексика, 1697)
  • Torquemada, Monarquia Indiana (Мадрид, 1723)
  • Shea, католическая церковь в Colonial Days (Нью-Йорк, 1886)
  • ____, Католические миссии (Нью-Йорк, 1854)
  • Пиллинг, Североамериканская лингвистика (Вашингтон, 1884)
  • Сабин, Словарь Книги, относящиеся к Америке, V (Нью-Йорк, 1884)
Внешние ссылки

Эта статья включает текст из публикации теперь в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Отсутствует или пусто |title=()

Последняя правка сделана 2021-05-21 14:12:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте