Fractio Panis

редактировать
Fractio panis в Катакомбы Рима

Фрактио Панис (англ.: Breaking of Bread) - так называется фреска в греческой капелле (Capella Greca) в катакомбах Присциллы, расположенный на Via Salaria Nova в Риме. На фреске изображены семь человек за столом, шесть мужчин и женщина (или семь женщин, по мнению некоторых ученых). Как и все убранство часовни, фреска относится к первой половине II века. Картина находится на лицевой стороне арки непосредственно над алтарной гробницей, на которой совершалось Таинство Евхаристии.

Содержание
  • 1 Открытие
  • 2 Интерпретация
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
Открытие

Случайно эта фреска была покрыта толстой коркой сталактиты, ускользнувшие от внимания первых исследователей катакомб. В 1893 году иезуит историк искусства Джозеф Вильперт, один из группы молодых ученых, считавших Де Росси своим учителем, пришел к выводу, что крыша и арки этой часовни были украшен фресками. Для удаления корки, покрывающей поверхность, использовались химические реагенты, и благодаря терпеливой заботе Вильперта эта деликатная операция завершилась полным успехом. Де Росси назвал его «жемчужиной катакомбных открытий». В 1895 году Вильперт опубликовал монографию, в которой был дан полный отчет об этом открытии под названием Fractio Panis, die alteste Darstellung der eucharistischen Opfers (Фрайбург в Брайсгау). В следующем году это было переведено на французский язык. Он содержит коллекцию очень тщательно выполненных фотокартин фресок Капеллы Грека.

Представленная сцена представляет собой изображение семи человек за столом, шести мужчин и женщины. Кажется очевидным, что шестеро из них откидываются, как древние возлежали за едой. Но седьмой персонаж, впечатляющая бородатая фигура, сидит несколько в стороне на краю стола. Его голова запрокинута, в руках у него небольшой буханка или пирожное, а его руки, протянутые впереди, показывают, что он их ломает. На столе прямо перед ним стоит чашка с двумя ручками. Далее по столу стоят две большие тарелки, в одной из которых две рыбы, а в другой - пять хлебов. На каждом конце картины с обеих сторон мы замечаем корзины, заполненные хлебами: четыре корзины с одного конца и три с другого.

Интерпретация

Фраза «fractio panis» (греч. Klasis tou artou) и ее варианты не встречаются в языческой литературе, но часто встречаются в раннехристианской литературе, что указывает на особое христианское употребление; не только «благословение и преломление» хлеба упоминается в каждом из четырех повествований о Тайной вечере, но также неоднократно и в других апостольских писаниях. Например, в 1 Коринфянам, 10:16: «Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли причастие Крови Христовой? И хлеб, который преломляем, не есть ли вкушая тело Господа? " Так же снова в Деяниях, 2:42: «И они были настойчивы в учении Апостолов и в сообщении преломления хлеба и в молитвах» (ср. Деяния, 2:46). И особенно Деяния, 2: 7, «И в первый день недели, когда мы собрались преломлять хлеб», где эта практика тесно связана с соблюдением воскресенья. (См. Также учеников в Эммаус в день Пасхи - Луки 24: 30-35 и Деяния, 27:35).

Подобное внимание этой концепции уделяется и в других подапостольских писаниях, особенно в Дидахе или в «Учении апостолов» (xiv, I), где она связана с соблюдением воскресенья, а также с явным упоминанием Жертвоприношения и с исповедью. «И в день Господень соберитесь, преломите хлеб и возблагодарите, прежде исповедовав свои преступления, да будет чиста жертва ваша». Далее в гл. xi того же самого раннего трактата освященное Хозяин ясно обозначено термином клазма, то есть «преломленный хлеб». Кажется естественным, что в самой ранней форме литургии преломление хлеба должно было рассматриваться как кульминация применяемого ритуала. Эту евхаристическую значимость картины подтверждают все аксессуары. Хлебы и рыбы на столе указывают прямо на Накорминг народа, дважды совершенный Иисусом Христом. Связь этого чуда с Евхаристией известна не только из других археологических памятников, но и из раннехристианской литературы.

Что касается символического значения рыбы и анаграммы ихтис, то и другое. Надпись Аберция конца II века и надпись Отуна несколько позже, а также большое количество упоминаний в раннехристианской литературе ясно показывают, что Христос был обозначается этим символом. Более того, надпись Аберциуса ясно передает, что эта «большая рыба» должна была быть постоянной пищей души. Мы также можем отметить, что единственное женское украшение среди гостей, изображенное на фреске Фракцио Паниса, покрыто вуалью, чего нельзя сказать о женских фигурах, представленных в других сценах банкетов, найденных в катакомбах и обычно интерпретируемых как символ небесных радостей..

Хотя широко распространено мнение, что на фреске изображены одна женщина и шесть мужчин, есть ученые, которые считают, что Фракцио Панис полностью состоит из женщин. Есть несколько свидетельств, подтверждающих это. Например, люди на фреске носят то, что многие современные ученые считают женской одеждой. Кроме того, человеку, преломляющему хлеб на фреске, похоже, удалили немного краски с лица, чтобы указать на наличие бороды, возможно, чтобы скрыть настоящий пол этого человека. Эти свидетельства неубедительны, но все же заслуживают внимания.

Фреска не является ни полностью реалистичной, ни полностью символической. То, что председатель (proestos) Synaxis (собрания) должен преломлять хлеб сидя, вероятно, не следует понимать как подразумевающее, что епископы в ранней церкви действительно сидели, когда они предлагали литургию. чем отношение гостей подразумевает, что первые христиане возлежали на ложах, когда помогали в Евхаристии. С другой стороны, действие преломления хлеба явно реалистично. Еще одним свидетельством евхаристического значения фрески является тот факт, что на фреске рядом с ней в том же зале изображено Переплет Исаака. С другой стороны - изображение Даниила в львином логове, которому Вильперт также придает евхаристическое значение из-за сверхъестественного питания Даниила через вмешательство пророка Аввакум (Даниил, 14:36).

Некоторые историки искусства, например Дороти Ирвин, рассматривали фреску как археологическое свидетельство того, что женщины руководили Евхаристией в ранней церкви.

Примечания
Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Фрактио Панис ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Последняя правка сделана 2021-05-20 13:13:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте