Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства

редактировать

Договор о растениях
Полное название:
Подписано2001
МестоположениеРим
Действует29 июня 2004 г.
Стороны147 договаривающихся сторон (146 государств, 1 организация) по состоянию на 1 февраля 2020 года
ДепозитарийГенеральный секретарь Организации Объединенных Наций
ЯзыкиАнглийский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки

Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (также известный как МДГРРПСХ, Международный договор о семенах или Договор о растениях ) является всеобъемлющим международное соглашение в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии, целью которого является обеспечение продовольственной безопасности посредством сохранения, обмена и устойчивого использовать из мировых генетических р ресурсы для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (ГРРПСХ), справедливое и равноправное распределение выгод от их использования, а также признание прав фермеров. Он был подписан в 2001 году в Мадриде и вступил в силу 29 июня 2004 года.

Содержание
  • 1 Основные характеристики
    • 1.1 Страны-участницы
    • 1.2 Права фермеров
    • 1.3 Многосторонняя система
    • 1.4 Управляющий орган
    • 1.5 Список культур, указанных в Приложении 1
  • 2 История, переговоры и вступление в силу
  • 3 Обсуждения и критика
  • 4 Дополнительная литература
    • 4.1 См. Также
  • 5 Внешние ссылки
  • 6 источников
Основные характеристики

Страны-участницы

В Договоре по растениям 147 договаривающихся сторон (146 государств-членов и 1 межправительственная организация, Европейский Союз ) по состоянию на февраль 2020 года.

Права фермеров

В соглашении признаются права фермеров в соответствии с национальными законами на: защита традиционных знаний, касающихся генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства; б) право на справедливое участие в совместном использовании выгод от использования генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства; и c) право участвовать в принятии решений на национальном уровне по вопросам, связанным с сохранением и устойчивым использованием генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства. Договор устанавливает Многостороннюю систему доступа и совместного использования выгод для облегчения обмена растительной зародышевой плазмой и совместного использования выгод посредством Стандартного соглашения о передаче материала (ССПМ).

Однако, как утверждает Регин Андерсен из проекта по защите прав фермеров, в том числе Оливье Де Шуттер, Специальный докладчик ООН по праву на питание, утверждает: трактовка и реализация прав фермеров слаба и неодинаковы во всех странах. Без последовательной и сильной международной ориентации на реализацию прав фермеров, которые сохраняют и устойчиво используют ГРРПСХ, на сохранение, использование, обмен и продажу семян, сохраненных на фермах, генетическое разнообразие сельскохозяйственных культур и связанное с ним биоразнообразие сельского хозяйства пострадают.. Индия, например, включает толкование прав фермеров в свой Закон о защите сортов растений и правах фермеров (PPV FR) 2001 года, который дает фермерам ограниченное право сохранять и продавать семена, выращенные на ферме, как они всегда делали, даже если он содержит гены охраняемого сорта.,

В 2019 году принятие Декларации ООН о правах крестьян и других людей, работающих в сельской местности, подтвердило права фермеров, содержащиеся в в Договоре о растениях.

Многосторонняя система

В договоре внедрена Многосторонняя система (MLS) доступа и совместного использования выгод между странами, ратифицировавшими договор, для списка из 64 наиболее важных продуктов питания. и кормовые культуры, необходимые для продовольственной безопасности и взаимозависимости. Роды и виды перечислены в Приложении 1 к договору.

Договор был заключен Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) Комиссией по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (CGRFA) и с 2006 г. собственный Управляющий орган под эгидой ФАО. Управляющий орган является высшим органом Договора, установленным в статье 19. Его основная функция, состоящая из представителей всех Договаривающихся сторон, заключается в содействии полному осуществлению Договора, включая предоставление политических руководящих указаний по выполнению Договора. Управляющий орган избирает своего председателя и заместителей председателя в соответствии со своими Правилами процедуры. Все вместе они именуются «Бюро».

Некоторые считают, что этот договор может стать примером ответственного глобального управления для обеспечения того, чтобы генетические ресурсы растений, необходимые для нынешней и будущей продовольственной безопасности, могли быть доступны для всех фермеров и являлись общественным достоянием. Глава 7 Второго отчета о состоянии мировых генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (SoWPGR-2), озаглавленная «Доступ к генетическим ресурсам растений, распределение выгод от их использования и реализация прав фермеров», в основном посвящен Международному договору.

Руководящий совет

  • Административный совет впервые собрался в Мадриде в июне 2006 года. Он имел министерский сегмент, и министерская декларация была принята и включена в отчет.
  • Второй Сессия Управляющего совета проходила в Риме в октябре / ноябре 2007 года. На этой встрече обсуждались вопросы реализации Прав фермеров, финансовых правил; стратегия финансирования, отношения с Глобальным трастом разнообразия сельскохозяйственных культур; внедрение Многосторонней системы (MLS) для доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод, среди прочего.
  • Третья сессия Управляющего органа состоялась в Тунисе в июне 2009 года. Это совещание продолжило незавершенные дела предыдущего совещания. и обсудили, среди прочего, стратегию финансирования, соблюдение требований, устойчивое использование, реализацию прав фермеров, отношения с Глобальным трастом разнообразия сельскохозяйственных культур и CGRFA, реализацию Многосторонней системы (MLS) для доступа и совместного использования выгод.
  • Четвертая сессия Управляющего органа была проведена на Бали, Индонезия, в марте 2011 года. Перед заседанием Управляющего органа министры приняли Балийскую декларацию по Договору, которая обязывает их участвовать в дальнейшем улучшении выполнения Договора, чтобы способствовать выполнению проблемы эрозии сельскохозяйственного биоразнообразия, отсутствия продовольственной безопасности, крайней нищеты и последствий изменения климата; и призывает стороны и соответствующие заинтересованные стороны определить приоритеты деятельности, относящейся к MLS, устойчивому использованию ГРРПСХ и правам фермеров, и мобилизовать больше средств. С добавлением механизмов «соблюдения» и финансовых правил эти вопросы заняли большую часть времени переговоров на заседании Управляющего совета. Связь Договора с CGRFA, Нагойский протокол КБР, Глобальный фонд разнообразия сельскохозяйственных культур и Bioversity International также были включены в резолюции.
  • Пятая сессия Руководящего совета прошла в Маскате, Оман, в сентябре 2013 года. Сессии предшествовали двухдневные региональные консультации. Пятая сессия достигла:
    • резолюции о правах фермеров (FR), в которой подтверждается приверженность правительств реализации прав фермеров;
    • кодированный призыв к УПОВ и WIPO для отчета об их воздействии на права фермеров;
    • теплый прием предложения фермерских организаций о подготовке отчета для GB6 о состоянии реализации прав фермеров;
    • действия, направленные на улучшение устойчивого использования генетических ресурсов растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, связанные с обязательствами по реализации прав фермеров;
    • обязательства по пересмотру и изменению многостороннего механизма доступа и распределения выгод (MLS), например, для предотвращения разграбления Системы патентами на местные особенности;
    • новые значительные добровольные финансовые взносы Норвегии в Глобальный фонд разнообразия сельскохозяйственных культур и в фонд совместного использования выгод для поддержки сохранения на фермах ;
    • признание различия между НПО и фермерскими организациями и необходимость включения представители общественных движений фермеров на переговорах;
    • просьба к секретарю отчитаться о соответствующих обсуждениях, касающихся прав фермеров, в рамках других форумов ООН, включая Комитет по всемирной продовольственной безопасности. Гражданское общество, включая НПО (например, CENESTA ) и Международное фермерское движение, La Via Campesina, проявляли активность на протяжении всей сессии.

.

Список культур, включенных в Приложение 1

Даже продукты питания, которые веками были частью культуры, часто являются коренными жителями региона на другом конце света. Это глобальное рассредоточение показывает, с какой щедростью фермеры и фермерские сообщества всегда делились семенами и генетическим материалом с соседями или посредством торговли. Когда люди отправлялись в путь в поисках новых земель, их семена были частью их диаспор. В результате мы теперь живем в мире, в котором ни одна страна не может считаться самодостаточной с точки зрения возможности выживания исключительно за счет выращивания местных культур в пределах ее границ. Договор способствует постоянному открытому обмену продовольственными культурами и их генетическим материалом.

Список генетического материала растений, включенный в Многостороннюю систему Договора, состоит из основных продовольственных культур и кормов. Корма также делятся на бобовые и травяные корма. Они были выбраны с учетом критериев продовольственной безопасности и взаимозависимости страны.

.

История, переговоры и вступление в силу

Переговоры по договору велись 7 лет. Предыдущее добровольное соглашение, Международное обязательство по генетическим ресурсам растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (IU), было принято в 1983 году. Однако IU основывалось на принципе, что генетические ресурсы являются общим достоянием человечества. Конвенция о биологическом разнообразии (CBD) (1993) поставила генетические ресурсы под юрисдикцию и суверенитет национальных правительств. Однако КБР признала особый и отличительный характер сельскохозяйственных генетических ресурсов: они являются международными, пересекающими страны и континенты, их сохранение и устойчивое использование требует особых решений, и они имеют важное значение для обеспечения продовольственной безопасности на международном уровне. Впоследствии МС был пересмотрен, чтобы привести его в соответствие с КБР, и был переименован в договор. Отчет о долгом процессе достижения договора под названием «Переговоры по договору о семенах» можно найти на Wayback Machine.

. Договор был одобрен на конференции ФАО (резолюция 3/2001 31-й сессии) 3 ноября 2001 г. голоса при 2 воздержавшихся (США и Япония). В соответствии со статьей 25 он был открыт для подписания до 4 ноября 2002 г. всеми членами ФАО или любым государством-членом Организации Объединенных Наций или Международной атомной энергетики. Агентство. Он подлежал ратификации, принятию или одобрению (статья 26) всеми членами.

Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства был открыт для присоединения через год после принятия и однажды был закрыт для подписания (статья 27), то есть 4 ноября 2002 г. 77 стран и Европейский союз подписали договор к этой дате.

В соответствии со статьей 28 договор вступил в силу на девяностый день после сдачи на хранение сорокового документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении при условии, что не менее двадцати ратификационных грамот или документов о принятии, одобрении или присоединение депонировано членами ФАО. Достигнув необходимого количества документов для вступления договора в силу (40) 31 марта 2004 г., когда 13 документов (включая Европейский Союз) были сданы на хранение Генеральному директору ФАО, дата вступления в силу сил был 29 июня 2004 года.

Обсуждения и критика

Генетические ресурсы растений необходимы для устойчивого сельского хозяйства и продовольственной безопасности. По оценкам ФАО, на протяжении всей истории люди использовали в пищу около 10 000 видов животных. Однако только около 120 культивируемых видов обеспечивают около 90% потребностей в пище, а 4 вида (кукуруза, пшеница, рис и картофель) обеспечивают около 60% пищевой энергии человека для населения мира. Из бесчисленного множества разновидностей этих культур, выращиваемых фермерами на протяжении тысячелетий и составляющих важную часть биоразнообразия сельского хозяйства, более 75% были утрачены за последние 100 лет.

Некоторые опасаются, что финансовые интересы корпораций могут помешать обеспечению средств к существованию, продвижению продовольственной безопасности, ведению сельского хозяйства с богатым биоразнообразием под контролем местных сообществ и реализации прав фермеров.

Критики говорят, что многие из центральных вопросов не решены или открыты для интерпретации. Вот некоторые из поднятых вопросов:

  • в какой степени права интеллектуальной собственности будут разрешены в отношении генетических ресурсов в MLS в рамках договорных правил: некоторые утверждают, что соглашение, направленное на открытый доступ к генетическим ресурсам для производства продуктов питания и сельское хозяйство не должно допускать ограничений прав собственности, и в статье 12.3.d договора говорится, что «Получатели не должны требовать никаких прав интеллектуальной собственности или других прав, которые ограничивают облегченный доступ к генетическим ресурсам растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, или их генетическим частям или компонентам., в форме, полученной от Многосторонней системы ";
  • в какой степени фермерам и общинам будет разрешено свободно использовать, обменивать, продавать и разводить семена, и какие процедуры обеспечения соблюдения будут используются национальными правительствами для обеспечения соблюдения принципов прав фермеров;
  • Механизм разрешения споров в рамках Третьей стороны-бенефициара и роль ФАО.
  • Первая группа из 11 финансируемых проектов по договору ва s объявлено на третьей сессии Административного совета в Тунисе в июне 2009 года. Проекты финансировались в соответствии с критериями, установленными Административным советом, включая региональный баланс: 5 из Латинской Америки, 5 из Африки и 1 из Азии. Рейтинг проектов был проведен Группой экспертов, назначенных 7 региональными представителями Бюро, и окончательное утверждение было сделано Бюро от имени Руководящего совета.
  • в то время как все семейство Brassica (Cruciferae)), включая все его подвиды и разновидности, входит в MLS, общее количество пищевых культур и кормов и их родственников, включенных в договор, очень ограничено. Соя, сахарный тростник, масличная пальма и арахис входят в число важных культур, отсутствующих в списке в Приложении 1.

Договор вступил в силу 29 июня 2004 г., когда страны ратифицировали его более 54 стран. Статья, подготовленная по случаю того, как договор становится законом, размещена по адресу Международный договор о семенах становится законом - 29 июня 2004 г.. С момента вступления в силу страны, которые ранее подписали договор, могут ратифицировать договор, в то время как страны, которые не подписывали договор до его вступления в силу, также могут присоединиться к нему. Ратификационная грамота должна быть сдана на хранение Генеральному директору ФАО.

Дополнительная литература

См. Также

Внешние ссылки
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 04:46:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте