В экономике, рынок факторов производства - это рынок, на котором покупаются и продаются факторы производства.
Фирмы покупают производственные ресурсы в обмен на оплату факторов производства по ценам факторов производства. Взаимодействие между товарным и факторным рынками основывается на принципе производного спроса. Производный спрос относится к спросу на производственные ресурсы, который возникает из спроса на конечные товары и услуги или выпуск продукции. Например, если потребительский спрос на новые автомобили возрастет, производители ответят повышением спроса на производственные ресурсы или ресурсы, используемые для производства новых автомобилей.
Производство - это преобразование ресурсов в конечную продукцию. Фирмы получают ресурсы (факторы производства) на рынках факторов производства. Товар продается на товарных рынках. Во многих отношениях эти рынки работают одинаково друг с другом. Цена определяется взаимодействием спроса и предложения; фирмы пытаются максимизировать прибыль, и факторы могут влиять и изменять равновесную цену, а также объемы покупок и продаж, законы спроса и предложения остаются в силе.
На совершенно конкурентных рынках фирмы могут «покупать» столько ресурсов, сколько им нужно, по рыночному курсу. Поскольку рабочая сила является наиболее важным фактором производства, в этой статье основное внимание будет уделено конкурентному рынку труда, хотя анализ применим ко всем конкурентным рынкам факторов производства.
Существование рынков факторов производства для распределения факторов производства, особенно для капитальных благ, является одной из определяющих характеристик рыночной экономики. Традиционные модели социализма характеризовались заменой факторных рынков неким экономическим планированием, предполагающим, что рыночный обмен будет излишним в производственном процессе, если бы капитальные блага были принадлежит единственному субъекту, представляющему общество.
Предположим, что структура как товарных, так и факторных рынков является совершенно конкурентной. На обоих рынках фирмы устанавливают цены. Цена устанавливается на рыночном уровне посредством взаимодействия спроса и предложения. Фирмы могут продавать столько продукции, сколько они хотят, по установленной цене, поскольку они сами устанавливают цену.
Покупатели на рынках факторов производства - это фирмы, которые производят конечные товары для товарных рынков. Каждая фирма должна решить, сколько рабочей силы нанять, чтобы максимизировать свою прибыль. Решение принимается путем маржинального анализа. Фирма наймет рабочего, если предельная выгода превышает предельные затраты. Предельная выгода - это продукт предельного дохода от труда или MRPL. MRPL - это предельный продукт труда (MPL), умноженный на предельный доход (MR), или, в совершенно конкурентной рыночной структуре, просто MPL, умноженный на цену. Продукт предельного дохода от труда - это «сумма, за которую [менеджер] может продать дополнительную продукцию [от добавления другого работника]». Предельные издержки - это ставка заработной платы. Фирма будет продолжать нанимать дополнительные единицы рабочей силы до тех пор, пока MRPL>ставка заработной платы, и остановится в точке, где MRPL = ставка заработной платы. Следуя этому правилу, фирма максимизирует прибыль, поскольку MRPL = предельный продукт труда (MCL) эквивалентно правилу максимизации прибыли MR = MC.
Спрос на вводимые ресурсы - это производный спрос. Таким образом, спрос определяется или возникает из спроса на продукт, для производства которого используются ресурсы.
Кривая спроса на рынке труда - это кривая MRPL. Кривая показывает взаимосвязь между объемом спроса и ставкой заработной платы, обеспечивающей предельный продукт труда, и постоянной ценой выпуска. Единицы труда отложены по горизонтальной оси, а цена труда w (ставка заработной платы) - по вертикальной оси. Цена труда и количество требуемой рабочей силы обратно пропорциональны. Если цена труда повышается, количество требуемого труда снижается. Это изменение отражается в движении по кривой спроса. Кривая сместится при изменении любого из ее компонентов MPL или MR. Факторами, которые могут повлиять на сдвиг кривой, являются изменения (1) цены конечного продукта или цены выпускаемой продукции (2) производительности ресурса (3) количества покупателей ресурса и (4) цены соответствующих Ресурсы.
Как и в случае с товарным рынком, менеджер должен знать не только направление изменения спроса, но и величину этого изменения. То есть менеджер должен знать, насколько изменить использование ресурса, если его цена изменится.
Ценовая эластичность спроса на ресурсы - это процентное изменение спроса на ресурс в ответ на 1% изменение цены ресурса. PERD для ресурса зависит от:
Ресурсы поставляются на рынок собственниками ресурсов. Кривая рыночного предложения - это сумма отдельных кривых предложения. Кривая предложения ресурсов аналогична кривой предложения продуктов. Кривая рыночного предложения представляет собой сумму отдельных кривых предложения и имеет восходящий наклон. Он показывает взаимосвязь между ценой ресурса и количеством ресурса, который поставщики ресурсов готовы продать и могут продать.
Факторы, которые вызовут сдвиг кривой предложения факторов производства, включают изменение вкусов, количества поставщиков и цен на соответствующие ресурсы.
Ценовая эластичность предложения ресурсов (PERS) равна процентному изменению количества предоставленного ресурса, вызванному процентным изменением цены ресурса.
Если производитель товара является монополистом, кривая факторного спроса также является кривой MRPL. Кривая имеет наклон вниз, потому что и предельный продукт труда, и предельный доход падают по мере увеличения выпуска. Это контрастирует с конкурентной фирмой, для которой предельный доход постоянен, а наклон к снижению обусловлен исключительно уменьшением предельного продукта труда. Следовательно, кривая MRPL для монополии лежит ниже MRPL для конкурирующей фирмы. Отсюда следует, что монополия или любая фирма, работающая в несовершенных рыночных условиях, будет производить меньше и нанимать меньше рабочей силы, чем абсолютно конкурентоспособная фирма при данной цене.
Если фирма является единственным покупателем на определенном рынке факторов производства, то она является монопсонистом. В этой ситуации он устанавливает рыночную цену, которую он будет платить за фактор, вместо того, чтобы принимать ее как определяемую рынком, и количество фактора для покупки выбирается одновременно с ограничением, заключающимся в том, что комбинация цены и количества точка на кривой предложения факторов производства. Если фирма является одним из нескольких покупателей, то вместо этого она.